Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова. Итоги




Избрание Романовых на царство.

Конец XVI и начало XVII веков стали в русской истории периодом социально политического, экономического и династического кризиса, получившим название Смутного времени. Начало Смутному времени было положено катастрофическим голодом 1601-1603 годов. Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю, а также к появлению в результате династического кризиса самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

«Семибоярщина» - правительство, образовавшееся в Москве после свержения в июле 1610 года царя Василия Шуйского, заключило договор об избрании на российский трон польского королевича Владислава и в сентябре 1610 года тайно впустило в столицу польское войско.

Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения (1611), начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения (1611-1612) во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон. Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору.

В начале 1613 года стали съезжаться в Москву выборные «всей земли». Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.

Земский собор начал свою работу 6 января 1613 года. Представители «всея земли» аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».

Происходили соборные заседания в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники собора выдвинули более десяти претендентов на престол. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы, Петр Пронский и Дмитрий Пожарский.

Данные «Докладной выписи о вотчинах и поместьях 1613 года», в которой зафиксированы земельные пожалования, сделанные сразу же после избрания царя, позволяют установить наиболее активных членов романовского кружка. Кандидатуру Михаила Федоровича в 1613 году поддерживал отнюдь не влиятельный клан бояр Романовых, а стихийно сложившийся в ходе работы Земского собора кружок, составленный из второстепенных лиц разгромленных ранее боярских группировок.

Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета.

Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство - Освященный собор.

Избрание состоялось 7 февраля, но официальное объявление было отложено до 21-го, чтобы за это время стало ясно, как примет народ нового царя.

В конце февраля 1613 года в города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

11 июня того же года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились три дня.

Избрание на царство Михаила Федоровича Романова, согласно традиционной точке зрения, положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

Положение Михаила Федоровича некоторое время оставалось неопределенным. Однако постепенно он стал символом национального и государственного возрождения, легитимным монархом, вокруг которого объединились различные социальные слои.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА РОМАНОВА. ИТОГИ

Михаил Федорович Романов стал царем в непростое время. Ему пришлось восстанавливать экономику страны, возвращать потерянные в ходе неудачных войн земли. Исправлять все негативные последствия Смутного времени.

Во время правления Михаила Романова остро встал вопрос о крестьянах. В 1613 году прошла массовая раздача государственных земель. В результате массы людей устремились на малозаселенные и пустые земли. В 1627 году вышел закон, который разрешил дворянам передавать свои земли по наследству только при условии службы царю. Дворянские земли приравнялись к боярским вотчинам. Также был установлен 5-летний сыск беглых крестьян. Но дворянство требовало отменить урочные лета. Тогда в 1637 году был продлен срок сыска крестьян до 9 лет, в 1641 году – до 10 лет, а тех, кого вывезли другие владельцы, можно было искать в течение 15 лет. Это было показателем закрепощения крестьян. Для улучшения налоговой системы дважды проводилось составление писцовых книг.

Также необходимо было централизировать власть. Появилось воеводское управление, была восстановлена приказная система. С 1620 года Земские соборы стали осуществлять только совещательные функции. Они собирались для решения вопросов, в которых необходимо одобрение сословий (вопросы о налогах, о войне и мире, о введении новых денег и т.п.).

Также Михаил пытался создать регулярную армию. В 30-е годы появились так называемые «полки нового строя», в их состав входили вольные люди и боярские дети, а офицерами были иностранцы. В конце правления Михаил создал кавалерийские драгунские полки, которые охраняли внешние границы государства.

Также Михаил занимался восстановлением Москвы. В 1624 году была сооружена Филаретовская звонница (в Кремле), каменный шатер и часы с боем (над Фроловской (Спасской) башней).

В 1632 году был открыт первый железнодорожный завод под Тулой.

В 1633 году для подачи воды из Москвы-реки в Свибловой башне была установлена специальная машина.

В 1635 – 1639 годах был построен Теремной дворец, реконструированы кремлевские соборы. В Москве появился Бархатный двор – предприятие по обучению бархатному делу. Кадашевская слобода стала центром текстильного производства.

Также царь основал мужской Знаменский монастырь.

Была основана Немецкая слобода в Москве. В ней жили иностранные военные и инженеры. Они через 100 лет сыграют важную роль в реформах Петра I.

Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676) вообще отказался от созыва Земских соборов. Последний Земский собор собрался в 1653 году для решения вопроса о войне с Польшей за Украину.
Политика Алексея Михайловича была двойственна. С одной стороны, он хотел соблюсти обычаи и традиции старой Руси; но, видя успехи западных стран, стремился заимствовать их достижения. Он поощрял реформаторов (Ордын – Нащокин, Ртищев, патриарх Никон). В первые годы правления опирался на Бориса Ивановича Морозова, который содействовал проникновению иностранцев в Россию. В частности, при нем были основаны полки иноземного строя – будущая основа регулярной армии. В культуре наблюдается такое своеобразное явление как «обмирщение», т.е. проникновение светского, нерелигиозного начала в литературу, живопись, появление первой придворной газеты, первого высшего учебного заведения (Славяно-греко-латинская академия), первого театра, созданного иностранцами.
В 1649 году на Земском соборе было принято Соборное уложение, насчитывающее более тысячи статей. За сто лет, прошедшие после Судебника Ивана Грозного (1550), было принято великое множество указов, приказов, постановлений, что потребовалось их заменить одним кодексом.
- Впервые Уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего;
- Впервые также появилось понятие «государственного преступления»– деяния, направленного против царя, его семьи и правительства за которое следовала смерть;
- Вводились наказания за хулу на церковь и патриарха;
- Было осуществлено прикрепление горожан к посаду;
- Уложение облагало тяглом беломестинцев – жителей белых слобод, принадлежащих монастырям и светским феодалам;
- Объявило бессрочный сыск беглых крестьян. Тем самым окончательно утвердилось крепостное право. Правда, еще сохранялся старинный обычай «с Дону выдачи нет»;
Монархия Алексея Михайловича по - прежнему сохраняла черты сословно – представительной, но власть царя усилилась. Царь опирался на Боярскую думу, причем на Ближнюю думу, состоящую из узкого круга своих советников и родственников. Царь ввел Приказ тайных дел, следящих за безопасностью государства и Расправную палату.
Росло количество приказов, которые осуществляли управление по отраслям.
Одной из важных реформ внутренней жизни была церковная реформа патриарха Никона. Эта реформа была призвана унифицировать церковную службу. Будучи центром православия, московские священники исполняли обряды по - своему. Возникла потребность пересмотра церковных книг, иконописи и храмового строительства и возвращения к прежним канонам. Для этой работы из Киева были вызваны ученые монахи. Противники нововведений во главе протопопом Аввакумом Петровым выступили против реформы. Они отстаивали старый обряд (старообрядцы), что привело к церковному расколу – отделению от официальной Русской православной церкви части верующих (раскольники). Церковь и правительство стали преследовать старообрядцев, заключая в тюрьмы и остроги. Народные массы использовали раскол как форму классовой борьбы. Раскол изначально был религиозно-церковным явлением, но в условиях сложного, «бунташного» 17 века окрасился социально-политическим светом. Не случайно множество раскольников были активными участниками многих восстаний и Крестьянской войны под руководством С.Разина.
Царь не подчинился власти церкви, как того хотел патриарх Никон. Царь еще раз продемонстрировал свою власть, и церковный собор по требованию царя лишил Никона сана и сослал в Ферапонтов монастырь. Самодержавие укрепилось: утвердилось главенство светской власти над церковной.
Важной особенностью русской жизни 17 века были многочисленные восстания. Начало 17 века – это восстания Хлопка, Болотникова, сама Смута. Одной из главных причин этих выступлений было усиление крепостного права и налоговой политики правительства, отказ правительства от прежних законов и традиций.
В 1648 году по стране прокатились городские восстания, а в Москве вспыхнул «соляной бунт». Причиной его было то, что правительство повысило пошлины на соль, которая в то время была единственным средством долговременного сохранения продуктов питания.
В 1662 году в Москве произошел «медный бунт», вызванный тем, что власти выпустили медные деньги достоинством серебряных. В результате эти деньги пришлось отменить.
В 1668 -1676 годы – 8 лет продолжалось Соловецкое восстание. Монахи Соловецкого монастыря в Белом море восстали на религиозной основе, а потом их выступление переросло в социальных протест против политики правительства.
Вершиной «бунташного века» стала Крестьянская война под руководством донского казака Степана Тимофеевича Разина (1670-1671).Этот термин означает гражданскую войну внутри государства с широким охватом территории, большим количеством участников и носит не локальный, а общегосударственный характер.
Итак, историки часто трактуют время правления Алексея Михайловича как время складывания предпосылок петровских преобразований. Вместе с тем существует взгляд, что это время расцвета русского национального государства, отвергавшего влияние Запада.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...