История меридианов – основа терапии
Большинство ученых начинают изучать целительские практики, основанные на меридианах, с классического текста «Хуан-Ди нэй-цзин», или «Трактат Желтого императора о внутреннем», датируемого примерно 2698 годом до н. э., а также с труда «Шень Нун Бень Цао», известного на Западе под названием «Лекарственные средства божественного земледелия». «Трактат» описывает китайскую медицину как искусство исцеления, а «Шень Нун» посвящен фармакологии. Хуан-Ди был Желтым императором, в книге записаны диалоги между ним и его врачами на тему медицинских проблем. Еще одним важным классическим текстом является «Нань цзин», или «Канон трудностей», который также называется «Хуан-Ди баши нань цзин», или «Канон Желтого императора о 81 трудности». Ученые не единогласны относительно а вторства и даты создания этой книги. Некоторые считают ее работой Биена Куэ, доктора, жившего между VI и III вв. до н. э. Другие приписывают авторство Желтому императору. Существуют и другие мнения. Неважно, каково его происхождение, но «Нэй цзин» представляет строго систематизированное и детальное описание того, что стало основой традиционной китайской медицины. В 1973 году археологи обнаружили еще один текст, получивший название «Мавандуй» – по названию могилы, в которой он был обнаружен в Чанша (Хунань). Захоронение датируется 168 годом до н. э. Этот текст интересен своим содержанием, а также тем, что не вошло в книгу. В ней рассмотрены одиннадцать вместо двенадцати меридианов. Книга повествует о древней философии инь и ян, точках акупунктуры и других основах теории пяти элементов. Однако интересным является то, что текст содержит 52 «магических рецепта», подобных тем, что использовались против демонических сил, а это доказывает наличие шаманских практик в осно ванной на меридианах терапии.
Даже сегодня меридианы нельзя «увидеть». Однако современное оборудование и техники доказывают существование ци и дают нам возможность развивать ее. Но и до этих недавних научных подтверждений система процветала, потому что была результативна. Китайская система знаний о меридианах и теория пяти элементов были распространены буддистскими монахами в Японии, а благодаря практике об этом узнали в других странах. Жители Запада были последними, кто получил эти знания, – главным образом от французских иезуитов, которые отправлялись в Китай в XVI–XVII веках, выполняя миссионерскую работу. Они распространили знания об анатомии и другие западные идеи на Востоке, а назад привезли тайны традиционной китайской медицины. Теперь основанные на меридианах техники лечения очень популярны на Западе. Одно из самых известных и проверенных медициной направлений – это акупунктура. Доктор Брюс Померанц из университе та Торонто обнаружил, что стимуляция точек акупунктуры активировала миелинизированные нервные волокна, которые, в свою очередь, посылали импульсы в спинной мозг, средний мозг и в район гипоталамуса и гипофиза в промежуточном мозге. Промежуточный мозг состоит из гипоталамуса и таламуса, которые регулируют боѓльшую часть функций сенсорной и моторной систем, а также деятельность автономной нервной системы человека. Акупунктура повышает уровень эндорфинов – уменьшающих боль химических веществ, естественным образом появляющихся в теле. Эндорфины прикрепляются к притупляющим боль рецепторам через нервную систему и устраняют боль, предотвращая болевые сообщения в мозг и увеличивая количество сообщений «хорошего самочувствия». Получивший стимул район гипоталамуса и гипофиза высвобождает бета-эндорфины, поступающие в кровоток и позвоночную жидкость. Этот процесс происходит и при иглоукалывании, и при электрической стимуляции. Он снижает болевые ощущения на долгое время при повторяющемся лечении с применением низких частот высокой интенсивности.
Восточные терапевты, работающие с меридианами, используют акупунктуру в течение многих веков, помогая не только людям, но и животным. Большинство исследований акупунктуры касаются избавления от боли. Как обезболивающее средство акупунктура срабатывает в 70–80 % случаев по сравнению с 30 % случаев при использовании плацебо. Система меридианов Термин меридиан является самым распространенным переводом китайского слова chihg-lo, часто пишущегося как jing-luo. Однако это неточный перевод. Цзин означает «проходить через», а ло – «соединять». Первоначальное значение было ближе к слову «каналы», поэтому многие системы называют меридианы каналами, так как это понятие лучше отражает суть. На меридианах расположены ксу, или «дыры», входы в меридианы. Современные практики обычно называют их точками акупунктуры. Мер идианы являются энергетическими проходами для ци, истинной основы традиционной китайской системы. Ци – это жизненная энергия, и ее аналогами являются прана, мана, майя и оргон в других системах, так же как и ки в японской целительской практике. Во многих традиционных системах она записывается qi. Ци – это информирующая и оживляющая все сила. Существует два основных уровня ци (хотя формально их три, что будет рассмотрено ниже). На одном уровне ци является неодушевленной и воспринимается как простая жизненная сила, или энергия. Она перетекает из воздуха в наши легкие, а из нашей выводящей системы в природу. На другом уровне это осознанный разум, или информация. Древние китайцы разработали теорию расположения ци, а мы только сейчас начинаем исследовать ее научным способом. Мы говорим, что все состоит из энергии. Материя вибрирует с относительно низкой частотой, поэтому ее относят к физической материи. Энергия, которая вибрирует со скоростью, пре вышающей скорость света, является тонкой материей. Ци – это тонкая энергия, создающая физическую материю. Существует двенадцать основных меридианов, которые также называются главными стволами. Они формируют систему энергетических каналов, распределяющих ци и таким способом контролирующих все функции тела. Каждый из них связан с определенным органом или системой органов. Ци проходит через тело за 24 часа, таким образом, эти главные двенадцать меридианов участвуют в ежедневных жизненных метаболических и физиологических процессах.
Меридианы проходят по поверхности тела – по груди, спине, рукам и ногам. Это меридианы легких, толстого кишечника, желудка, селезенки, сердца, тонкого кишечника, мочевого пузыря, почек, перикарда, тройного обогревателя (иногда называемый меридианом трех обогревателей), желчного пузыря и печени. Эти понятия относятся к биологическим функциям, а не к органам, тем не менее все меридианы, кроме меридиана тройного обогрева и меридиана сердца, связаны с конкретной системой органов. Считается, что меридиан тройного обогревателя контролирует уровнь ци во всем теле, поэтому он распределяет все типы этой энергии. Сердечный меридиан совместно с меридианом тройного обогревателя регулирует общий уровень энергии тела, но также жизненно важен для функционирования сердца. Кроме главных меридианов существует еще восемь чудесных каналов, называемых сосудами. Это ду-май, жень-май, дай-май, чжун-май, инь-цзяо-май, ян-цзяо-май, инь-вей-май и ян-вей-май. Эти восемь сосудов формируются в период внутриутробного развития и представляют собой глубокий уровень энергетической структуры. Они накапливают и высвобождают ци, а также служат резервуарами, которые направляют ци и кровь вдоль постоянных двенадцати каналов. Эти вторичные меридианы не связаны с конкретными органами или меридианами, они скорее соединяют главные меридианы и являются звеном, соединяющим главные меридианы с органа ми и другими частями тела. Самыми важными из этих дополнительных меридианов являются задний срединный сосуд, идущий по центру спины, и передний срединный, идущий вдоль передней части тела. Некоторые современные практики считают эти меридианы равными основным и, таким образом, насчитывают 14 главных меридианов.
В целом существует три группы, каждая из которых состоит из 12 меридианов. Расходящиеся меридианы начинаются от одного из двенадцати главных меридианов и проходят через грудную клетку или брюшную полость и соединяются с органом, прежде чем выйти на поверхность у шеи или головы. Сеть мышечных меридианов распределяет ци, идущую от двенадцати главных меридианов к мышцам, связкам и сухожилиям. Это распределение считается поверхностным, потому что меридианы не контактируют с органами. Кожные меридианы идут вдоль основных меридианов в подкожном слое, они тоже считаются поверхностными. Некоторые системы представляют их частью сенсорной системы. Вдоль двенадцати гла вных меридианов располагается более 400 акупунктурных точек, классифицированных Всемирной организацией здравоохранения. (Некоторые системы насчитывают от 500 до 2000 точек.) Каждый меридиан содержит от 25 до 150 особых акупунктурных точек и заканчивается на кончике пальца руки или ноги. У каждого меридиана есть особые точки, которые точнее описывают его текущее состояние. Существует «точка тревоги» в середине передней линии туловища, которая реагирует во всех случаях дисбаланса ци в конкретном меридиане. Тревожная точка имеет соответствующую «связанную точку», расположенную вдоль позвоночника и отражающую проблемы в данном меридиане. Эти точки показаны на рисунках. Каждой системе органов соответствует свой вид ци, позволяющий осуществлять определенные уникальные физические и энергетические функции. Западная медицина специализируется на анализе физических функций органа, как, например, производство энзимов печенью. Восточная медицина добавляет к этому энергетические функции органа. Инь и ян: встреча противоположностей Теория инь-ян предполагает, что существует два основных вида сил. Они противоположны и взаимозависимы. Соединенные энергии инь и ян формируют высшую энергию, которая создала Вселенную и продолжает течь сквозь нее. Ян – это мужская, возбуждающая энергия. Она динамична, логична и обладает стимулом. Она представляет собой Небеса. В китайской модели она считается горячей или способной производить тепло. Инь – это женская, успокаивающая энергия. Она статична, спокойна и интуитивна. Она представлена нижними точками в земле или в природе. Ее считают прохладной или способной охлаждать. Инь и ян представляют два вида ци. Существуют также противоположные инь и ян меридианы и органы. Если они выходят из равновесия, то могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. Избыток тепла, например, становится причиной боли и воспалений. Избыток холода является причино й застоя и блокировок. Так как инь и ян связаны друг с другом, то всегда есть зависимость, создающая другие условия. Например, тепло можно воспринять, только если есть холод.
Инь может привести к ян, а ян – к инь. Одно перетекает в другое, а затем обратно. Например, лед (инь) при нагреве с помощью ян становится водой, которая, и дальше подогреваемая ян, превращается в пар. Деятельность тела (ян) поддерживается его материальной формой (инь), а физическая форма поддерживается деятельностью тела. Иногда энергия инь должна увеличиваться, чтобы принести пользу нашей системе: мы можем устать и нуждаться в отдыхе. Инь преобладает, чтобы мы расслабились. Ян, или движение, должно уменьшиться, чтобы дать возможность этому изменению произойти. (Например, мы не можем вздремнуть, когда бежим трусцой). Обратное должно происходить, когда пришло время заниматься делами. Есть причина, по которой людей иногда считают лентяями. Просиживание перед телевизором и поедание чипсов – это практика инь, но это губительно для нашего веса и мозга. Нам приходится избавиться от некоторого количества инь, чтобы ян смогла сделать свой вклад. Подобно этому не вся энергия ян несет здоровье, мы должны отдыхать, а не постоянно участвовать в марафоне физически или умственно. В китайской системе вся жизнь является сменой инь и ян, например времена года, которые постоянно меняются с инь (зима) на ян (лето), включая изменения между ними для баланса. Что касается их пиков, одна крайность часто приводит к другой. Например, солнцестояние происходит, когда солнце находится в своей крайней северной или южной точке, поэтому заметно изменение в количестве света. 21 декабря – это низшая точка света, 21 июня – высшая. Зимнее солнцестояние (инь) дает начало ян, или свету, летнее солнцестояние – наоборот. В этом отражен способ перетекания наших тел из одного крайнего состояния в другое при постоянном уменьшении и усилении потоков инь и ян. Вероятно, ци лучше всего представлять как энергетическое пространство, а не в виде чего-то микроскопического. Она одновременно является неодушевленной и одушевленной, это свободный и неосознающий поток, но в то же время имеющий очертания и сознательный. Она также состоит из двух противоположных видов информации – женской и мужской, или инь и ян. Инь – это энергия земли, женское начало, она прохладная по своей природе. Ян – это небесная энергия, представляющая мужское начало, по своей природе она горячая. Ци – это комбинация этих двух расходящихся спектров энергии, а также многих других специфических проявлений природы. Она также может быть описана с точки зрения пяти элементов: фундаментальная живая сила энергии, постоянно находящаяся в движении. Эти энергии являются основными в диагностической практике и лечении, основанных на теории пяти элементов. Каждый из этих элементов соответствует пяти главным системам органов, которые, в свою очередь, могут быть классифицированы по сезону, времени суток, по цвету, звуку, запаху, эмоциям, еде и многому другому. Теория инь-ян вместе с теорией пяти элементов отражает закон Вселенной – все находится в сложной взаимосвязи, которая составляет основу физического уровня реальности. Теория инь-ян является решающей в понимании меридианов. Все внутри тела и внутри системы меридианов имеет двойственную природу. Каждый меридиан состоит из двух частей. Внешняя часть действует на поверхности кожи и собирает энергию. Это считается функцией ян. Внутренняя часть является элементом, транспортирующим энергию к органу или в место расположения системы тела. Это процесс инь. Главные меридианы подразделяются на группы инь и ян. Меридианы инь на руке – это меридианы легкого, сердца и перикарда. Меридианы ян на руке – толстого кишечника, тонкого кишечника и тройного обогревателя. Меридианы инь на ноге – это меридианы селезенки, почки и печени. Меридианы ян на ноге – желу дка, мочевого пузыря и желчного пузыря. Энергия ян руководит задним срединным сосудом, а инь – передним срединным. Меридианы также классифицируются на возбуждающие (ян) и успокаивающие (инь) в соответствии с полярностью ци, которую они передают. Органы, связанные с инь-меридианами, также считаются инь, или успокаивающими, а связанные с ян-меридианами – ян, или возбуждающими. Так как ян– и инь-составляющие меридиана взаимосвязаны, то можно изменять связанные с ян состояния органа и воздействовать на часть инь меридиана. Все меридианы парные или имеют полярную противоположность (смотри «Циклы ци: часы тела»). Полярным меридианам в 24часовом цикле отводится по 12 часов. Эти меридианы в чем-то похожи, но имеют и различия. Например, полярные меридианы селезенки и тройного обогревателя влияют на иммунную систему и являются излучающими свет каналами, хотя они могут также негативно влиять друг на друга. Если меридиан тройного обогрева сильно в озбужден, то меридиан селезенки сильно заторможен, и наоборот. Тройной обогреватель находится на своем энергетическом пике между 21 и 23 часами, а меридиан селезенки – между 9 и 11. В соответствии с теорией пяти элементов каждый меридиан соответствует одному элементу. Эти отношения, включая характеристики инь-ян, могут быть представлены в виде таблицы.
Каждая часть тела отражается внутри или снаружи его. Благодаря этой точке зрения появилась удивительно глубокая и сложная медицинская система. Однако за ее великолепием скрывается простота. Все традиционные китайские подходы в основном сводятся к простому процессу: доступу к ци через меридианы. Основные принципы ци У термина ци много переводов, так как почти в каждой культуре есть своя версия, но, в общем, это жизненная энергия Вселенной. Ци – это чистая, свободно текущая энергия, которая активирует и питает жизнь и соединяет малое с большим. Древние китайцы думали о ци как о пространстве. Материальная ци бессознательна и создает физическую вселенную. Она измерима, поэтому создает подлинную вселенную. Тонкая ци неизмерима, она формирует нематериальную вселенную и сознание. Когда она течет по меридианам, каналам, она одновременно и свободно движется (несознательна) и разносит информацию (сознательна). Ци передает информацию от одного органа или системы к другому, а также во Вселенную и от нее. Ци уменьшается и рассеивается в чередующихся циклах отрицательных и положительных энергий, или инь и ян. В этом процессе она может принимать различные образы и формы. Как и любая энергия, она не может бы ть уничтожена, она меняет форму, переходя из одного состояния в другое. Все является временным проявлением ци, особенно физическая вселенная. Ци считается источником любого движения как в теле, так и во Вселенной. В разумном состоянии она соединяет наше тело с духом. В этом состоянии она связана с дыханием и рассматривается как источник жизненной силы, считается мерой нашей энергии, создает и поддерживает нашу личность. В Японии она называется ки. В Восточной Индии – прана. Древние пикты Северной Англии называли ее маухт, а христиане долгое время считали ее даром Святого Духа. Греки и египтяне называли ее тайным искусством, тогда как вуду Гаити – силой. Для жителей Аппалачей это было сияние. Современные исследователи могут называть ее биоэнергией, биомагнетизмом, электромагнитной энергией, электрохимической энергией, тонкой энергией или просто энергией. В соответствии с различными теоретическими системами существует множ ество способов толкования ци. В цигуне, процессе исцеления, основанном на движении, она представлена следующим образом. Небесная ци: включает в себя все энергии Вселенной, такие, как свет, гравитация и магнетизм. Земная ци: включает в себя все на нашей планете – землю, моря, ветер, растения и животных. Человеческая ци: энергия, касающаяся людей. Эти три формы энергии взаимозависимы. Небесная ци влияет на земную, и обе они влияют на человеческую ци. В китайской системе все три типа ци текут через меридиан тройного обогревателя, который контролирует их распределение. Далее они движутся циклично по меридианам в течение 24 часов, интенсивность их потока варьируется в зависимости от времени года. В дополнение к этому она движется через два главных сосуда: один идет по центру передней части тела (передний срединный меридиан), другой по центру спины (задний срединный меридиан). Чтобы лучше понять эти взаимозависимые формы жизненной энергии, рассмотрим тайцзы, которая является и способом жизни, и «мягкой», или «энергетической», формой военного искусства. Тайцзы означает «крайний» и подразумевает развитие до крайней точки существования, постепенно, через серию движений, которые продвигают ци через тело. В тайцзы доступ к трем уровням энергии может быть достигнут через три ступени развития. Основной уровень – это жизненная энергия, присущая каждому организму. Следующая ступень – ци, проявление жизненной энергии выше обычного уровня. Третий уровень – небесная ци. В соответствии с тайцзы, ци производит форму энергии под названием цзин, также называемую ней-цзин, или «внутренняя сила». Человек занимается тайцзы не только для того, чтобы производить больше энергии, но чтобы трансформировать ее в более возвышенную цзин. Еще одной целью занятий тайцзы является производство ли – физической силы. Новые способы толкования ци Одной из новых теорий является теория механической ци. Доктор Юрий Хронис, физик, несколько лет назад создал сложный генератор ци. Работая с восточным мастером ци Донг Ченом, он сумел воспроизвести ци электронным путем. Например, у него есть образец ци, названный «спокойный разум», который переводит мозг на низкочастотные тета-волны, и другой, создающий модели для каждой чакры. Принцип работы этой машины заключается в следующем: хотя ци – тонкая энергия, она может быть переведена в электромагнитную энергию. Эта идея находит отклик в энергетической модели Вильяма Тиллера, который утверждает, что между тонкими и материальными энергиями существует полярность. Таким образом, электромагнитные шаблоны могут содержать отпечатки тонкой энергии, которые можно воспринять пятью органами чувств. Физическая ци Профессор Ким Бонган и другие ученые предполагают, что ци, которая является электрической субстанцией, может также состоять из физического материала. Доктор Бонган определил ци как жидкость, состоящую из нескольких химических веществ и электричества, что рассматривается в разделе «Объединение тонких энергий и материи в меридианах». Многие исследователи биоэнергетики предполагают, что тонкое может быть и материальным. В теории пяти элементов ци часто представлена в следующих трех формах, называемых «три жизненно важных сокровища»: • базовая сущность, или цзин; • энергия, или жизненная сила, или ци; • дух и разум, или шен. В свою очередь эти три типа жизненной энергии подразделяются в соответствии с системами органов, что будет рассмотрено ниже. Другая система представляет шесть вариаций ци. Чистая ци: находится во вдыхаемом чистом воздухе. Растраченная ци: выпускает использованные вещества при выдохе.< > Материальная ци: комбинация чистой, растраченной ци и питательных веществ, содержащихся в пище. Питающая ци: получаемая из перевариваемой пищи. Защитная ци: формируется из пищи. Эта ци обеспечивает защитную функцию, когда передвигается по поверхностным тканям тела и коже. Функциональная ци: типы ци, связанные с конкретной системой органов или меридианом. Питающая ци относится к инь, а защитная – к ян. Существует также более 700 полостей, обычно используемых в акупунктуре и цигуне. Это естественные полости тела, такие, как пазухи, желудочная, назальная и полости сочленений, многие из которых содержат органы и заполнены жидкостью. Из-за существования различных вариаций энергии необходимо увеличивать или уменьшать ее, чтобы ни одна из полостей ци или меридианов не была заблокирована.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|