Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений в республике Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В настоящее время монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования нашла широкое распространение в Республике Беларусь. Главным органом кредитно-денежного регулирования в Республике Беларусь является Национальный банк. Согласно Закону о Национальном банке Республики Беларусь, объектом регулирования выступает объем и структура денежной массы в обращении. Этот Закон определяет экономические инструменты Национального банка по воздействию на денежное предложение: - определение норм обязательных резервов; - учетных ставок по кредитам; - проведение операций на открытом рынке (купля и продажа облигаций у коммерческих банков и населения). В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем Центрального банка России. Без изменения, в рублях проводились и безналичные расчеты. Однако традиционные связи по взаимным поставкам с другими странами, входившими ранее в СССР, рушились. Каждая республика стала создавать инструменты защиты внутреннего рынка от проникновения из других республик таких платежных средств, как рубль: выпускались талоны, купоны, карточки, расчетные билеты, вводились национальные денежные знаки. В Республике Беларусь в 1992 г. были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь (многоразовые купоны) для защиты внутреннего потребительского рынка, и ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этим средством. Расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не объявлялись национальной валютой, их выпустили в дополнение к основной денежной единице – рублю. Спрос на безналичные российские рубли привел к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Однако по-прежнему российские наличные рубли наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.
Решение Центрального банка России об изъятии из обращения денежных знаков образца 1961, 1991‑1992 гг. выпуска и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на структуру денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь [13]. В ее денежный оборот для обслуживания внутреннего оборота дополнительно были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. Денежные знаки, отпечатанные до 1993 г., были выкуплены у населения, предприятий и переданы Центральному банку России, а образца 1993 г. – обращались на территории Беларуси, имея законную платежную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам. Таким образом, со второй половины 1993 г. в налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национального банка. В 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил, что отныне единственным платежным средством в стране признается белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Это решение было закреплено законодательно постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в октябре 1994 г. В последующие годы из обращения был изъят расчетный билет, а в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль – билет Национального банка Республики Беларусь. Для упорядочения денежного обращения, упрощения учета в Республике Беларусь в законодательном порядке прошли две деноминации.
В результате первой деноминации белорусского рубля (1994 г.) все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз. Вторая деноминация началась с 1 января 2000 г., она повлекла перерасчеты в соотношении 1000 р. в деньгах старого образца на 1 р. новых денежных знаков. Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, вид и другие характеристики белорусского рубля, обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, а также хранение, уничтожение изъятых из обращения банкнот и монет. Он может выпускать памятные банкноты, юбилейные и памятные монеты, а также монеты из драгоценных и недрагоценных металлов. Памятные банкноты (монеты) Национального банка Республики Беларусь выпускаются в обращение специальным тиражом обычно в качестве объектов коллекционирования и тезаврации. Они отличаются от находящихся в обращении банкнот дополнительными элементами дизайна, а иногда и по номиналу. Памятные банкноты печатаются в ознаменование исторических событий и других важных моментов в жизни страны. Памятные банкноты и монеты являются законным платежным средством и обязательны к приему по номиналу для всех видов платежей без всяких ограничений. Комплекты памятных банкнот (монет) учреждения Национального банка реализуют юридическим и физическим лицам, при этом их стоимость может отличаться от номинальной. Основными видами денег, находящихся в обращении и обслуживающих наличное денежное обращение, могут являться: - бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги (банковские билеты); - казначейские билеты; - разменные монеты. Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит обычно центральному банку. Так, например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые центры.
Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения кредитных операций. При этом центральный банк поддерживает коммерческие банки ресурсами – рефинансирует их в целях поддержания ликвидности и для устойчивости денежного обращения. Изъятие наличных денег происходит при сдаче (продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих потребностей. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами. В Банковском кодексе Республики Беларусь (2000 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным его обязательством. Они обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) [4, с.157]. Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота. Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию наличного денежного обращения, устанавливает: - порядок ведения кассовых операций и работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за их нарушение; - правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей; - правила осуществления эмиссионно-кассовых операций; - порядок определения признаков платежности наличных денег, замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.
В области безналичного денежного оборота Национальный банк определяет: - основные принципы построения платежных систем и порядок их применения; - правила банковских переводов; - формы безналичных расчетов; - стандарты платежных инструментов и т. д. Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства. Порядок установления валютного курса (котировка валют) – определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Национальный банк Республики Беларусь активно использует валютный курс белорусского рубля при проведении денежно-кредитной политики. Этот инструмент денежно-кредитной политики отличается большой гибкостью и эффективностью. Так, можно заметить, что на протяжении 2010 г. валютный курс белорусского рубля подвергался регулярным корректировкам со стороны Национального банка (табл. 1). Этого требовало, прежде всего, функционирование национальной экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса и изменчивости курсов ведущих мировых валют.
Таблица 1 Динамика курса белорусского рубля в 2010 г.
Денежно-кредитная политика в 2006 – 2010 годах направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования [14].
Денежно-кредитная политика Беларуси в 2010 году направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития, что находится в полном соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год. Этот документ разработан в увязке с прогнозом социально-экономического развития и проектом бюджета страны на очередной год. Он определяет основные задачи и инструменты монетарной политики, перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного сотрудничества в банковской сфере. В соответствии с основными направлениями в 2010 году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года. Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года. В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках. Ставка рефинансирование является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь. Так за последние 3 года она изменялась 13 раз (табл. 2).
Таблица 2 Ставка рефинансирования
Следующим важным инструментом проведения денежно-кредитной политики в Республики Беларусь является установление нормы обязательного резервирования. На основе анализа табл. 3 можно отметить, что в настоящее время данный показатель находится на относительно невысоком уровне по всем позициям, что обеспечивает рост предложения денег в национальной экономике Республики Беларусь и удовлетворение потребностей растущей экономики. Основные параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, соответствуют динамике макроэкономических показателей и обеспечивают дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны. В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов. В области международного сотрудничества продолжается реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств - участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.
Таблица 3 – Динамика нормы обязательных резервов
В целом в 2010 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения, отметили в управлении информации Нацбанка. В то же время достижение целей и решение задач развития банковского сектора, проведение эффективной денежно-кредитной политики в определенной степени зависят от создания соответствующих макроэкономических условий. Успешное выполнение Программы развития банковского сектора на 2006-2010 гг. во многом будет зависеть от координации совместных действий Правительства и других органов государственного управления, Национального банка и банков, направленных на решение задач, предусматриваемых в ежегодных прогнозах социально-экономического развития, бюджете и основных направлениях денежно-кредитной политики, иных государственных программах страны, а также в планах мероприятий по их реализации. В настоящее время можно говорить о стабильном и поступательном движении белорусской банковской системы. За три квартала нынешнего года рублевые и инвалютные вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 3,5 триллиона Br, или на 26,7 процента. За сентябрь они возросли почти на 75,6 миллиарда Br (рублевые – на 104,5 млрд. Br, или на 1,5 процента, инвалютные – на 64,8 млн. долларов США, или на 1,9 процента). На начало октября вклады населения превысили 16,8 триллиона Br. Депозиты в национальной валюте составили свыше 7,2 триллиона Br, а в иностранной – почти 3,5 миллиарда долларов США. Принятые меры по стабилизации банковской сферы и валютного рынка способствовали перетоку основной массы наличной иностранной валюты на легальный валютный рынок, повысили степень его ликвидности, расширили активность внебиржевого валютного рынка, закрепили принципы рыночного курсообразования, увеличили прозрачность операций нерезидентов, в целом повысили предсказуемость валютного рынка. Белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, что нашло отражение в присоединении Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее – МВФ). Среди других положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следует отметить снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны. Как известно, в Беларуси гарантируется полная сохранность сбережений населения во всех банках (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)", Закон Республики Беларусь с учетом изменений и дополнений от 14.07.2009 № 41-3 "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц". Кроме этого, согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами. Несмотря на динамичное развитие в прошедшей пятилетке экономики и денежно-кредитной сферы, авторы Концепции развития банковского сектора РБ на 2006-2010 гг. выделяют ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора. Основными из них являются: 1) все еще напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования. Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты; 2) сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках; 3) недостаточная эффективность общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей; 4) высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны; 5) ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов; 6) недостаточная инновационная активность, отсутствие механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций [14]. Следует отметить, что перечисленные и иные проблемы и факторы, ограничивающие проведение денежно-кредитной политики, негативно влияли и на функционирование банков. К числу других факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, можно отнести: - незначительную долю частного сектора в уставных фондах банков, что ограничивает их инвестиционную привлекательность, снижает уровень конкуренции и эффективность использования рыночных механизмов в организации деятельности банковской системы, уровень ее интеграционных возможностей; - невысокую эффективность деятельности отдельных сегментов банковского бизнеса, связанную с реализацией крупными банками государственных программ, а также бесплатным расчетно-кассовым обслуживанием операций с бюджетными средствами, в совокупности с недостаточным уровнем бюджетной компенсации банкам потерь от льготного кредитования и обслуживания; - высокие риски кредитования, связанные с недостаточно устойчивым финансовым положением кредитополучателей некоторых секторов экономики, в рамках их финансирования в соответствии с рядом решений, принимаемых государственными органами управления; - наличие у банков неоправданных рисков при выполнении ими посреднических (агентских) функций по обслуживанию внешних государственных займов и принятии в полном объеме обязательств по возврату этих займов иностранным кредиторам; - недостаточную развитость корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках, не учитывающую в полной мере необходимость динамичного и устойчивого развития банков и характеризующуюся отсутствием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций, что приводит к снижению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также эффективности работы данных банков; - низкую обеспеченность банковского сектора долгосрочными ресурсами, что в условиях высокой инвестиционной активности банков, и в первую очередь при реализации важнейших государственных программ, приводит к несбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в свою очередь, к снижению устойчивости функционирования банковского сектора, ограничению реальных возможностей для трансформации денежных средств в долгосрочные кредиты экономике, а также к повышению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком; - недостаточное развитие финансовых институтов долгосрочных накоплений; - неразвитость рынка корпоративных ценных бумаг и производных финансовых инструментов, что сдерживает как привлечение инвестиций в банковскую систему, так и обусловливает недостаточное развитие инструментов управления ликвидностью банков. Таким образом, в настоящее время монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования нашла наиболее широкое распространение в Республике Беларусь. Основными экономическими инструментами по воздействию на денежное предложение в Республике Беларусь являются: - определение норм обязательных резервов; - учетных ставок по кредитам; - проведение операций на открытом рынке (купля и продажа облигаций у коммерческих банков и населения). Важнейшими целями функционирования денежной системы Республики Беларусь на современном этапе является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений, которые обеспечат равные и оптимальные возможности для всех участников экономической жизни страны. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости денежной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Основными целями денежно-кредитной политики являются высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентной ставки, стабильность на финансовых рынках, стабильность валютного рынка. Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению национальной экономикой в сфере денежно-кредитных отношений. Наиболее существенное влияние на становление и развитие современной макроэкономической теории и политики оказали два течения в экономической мысли: кейнсианство и монетаризм. С 1930-х до 1970-х гг. господствовало кейнсианство. На протяжении уже более трех десятилетий монетаризм занимал ведущее место среди теорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в объяснении основных макроэкономических процессов. У монетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многим вопросам: методологической основой обеих концепций является теория общего равновесного анализа, главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу, в обеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП и, наоборот, в качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей. Принципиальные расхождения между представителями этих теорий можно проследить по следующему ряду позиций: оценка рыночной системы и отношение к государственному вмешательству в экономику, аналитическая основа, методы проведения денежно-кредитной политики в рамках общей экономической политики. В настоящее время монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования нашла наиболее широкое распространение в Республике Беларусь. Основными экономическими инструментами по воздействию на денежное предложение в Республике Беларусь являются: - определение норм обязательных резервов; - учетных ставок по кредитам; - проведение операций на открытом рынке (купля и продажа облигаций у коммерческих банков и населения). Важнейшими целями регулирования денежно-кредитных отношений Республики Беларусь на современном этапе является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений, которые обеспечат равные и оптимальные возможности для всех участников экономической жизни страны. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости денежной системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|