Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замена ежегодного отпуска денежной компенсацией

Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск ( Приложение 13).

Например, можно ли отказать работнику в просьбе выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, если работник не собирается увольняться?

Можно. В силу ст.127 ТК РФ денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается работнику при увольнении. Так, по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением.

Кроме того, право на замену денежной компенсацией ежегодного оплачиваемого отпуска установлено ст. 126 ТК РФ. Однако, в отличие от правила, предусмотренного ст. 127 ТК РФ, согласно которому работодатель обязан при увольнении работника выплатить ему денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, положениями ст. 126 ТК РФ установлено возможное поведение работодателя и работника, другими словами право, но не обязанность работодателя выплатить работнику денежную компенсацию взамен ежегодного оплачиваемого отпуска.

При этом возможность замены денежной компенсацией неиспользованного отпуска ограничена только его частью, превышающая 28 календарных дней.

Для отдельных категорий работников такое правило не допустимо для беременных женщин; работников в возрасте до 18 лет; работников занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

По смыслу ст.126 ТК РФ речь идет об отпуске, который полагается работнику за один рабочий год. О возможном суммировании двух и более неиспользованных отпусков при исчислении 28 календарных дней, которые не подлежат замене денежной компенсацией на основании письменного заявления работника, законодатель не говорит.

Таким образом, требование работника о замене ежегодного оплачиваемого отпуска в полном объеме денежной компенсацией, если это не связано с увольнением, не основано на законе.

Полная компенсация выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска, если работник проработал 11 месяцев в текущем рабочем году (т. е. если он имел право на полный отпуск и соответствующую компенсацию за него при увольнении). Если ко дню увольнения работник в текущем рабочем году проработал менее 11 месяцев, ему выплачивается денежная компенсация пропорционально продолжительности отпуска за количество отработанных месяцев в течение рабочего года: при отпуске в 24 рабочих дня в размере двухдневного среднего заработка за каждый месяц работы; при отпуске в 36 и 48 рабочих дней соответственно в размере трех- и четырехдневного среднего заработка за каждый месяц работы и так далее.

При исчислении сроков работы, дающих право на компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее

половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

При выплате компенсации за неиспользованный отпуск некоторым категориям работников предусмотрены особые правила.

Так, учителям школ, преподавателям профессионально-технических учебных заведений и профессорско-преподавательскому составу высших и средних специальных учебных заведений выплачивается компенсация за полный удлиненный отпуск при увольнении по истечении 10 месяцев учебного года.

Поскольку отпуск входит в рабочий год, увеличение продолжительности отпуска соответственно уменьшает время работы в этом году.

Лицам, имеющим право на дополнительный отпуск за длительный непрерывный стаж работы, компенсация за него выплачивается при наличии полного стажа, требуемого для его предоставления.

Денежная компенсация дополнительного отпуска, полагающегося в районах Севера, не выплачивается в случае увольнения на первом рабочем году до истечения 11 месяцев непрерывной работы в этих районах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное состояние экономики, организации производства и труда оставляет желать лучшего. Недостатки в этих областях мешают нормальному функционированию организаций, не позволяют в полной мере на основе действующего законодательства решать вопросы предоставления полагающегося работникам отдыха.

Для нормализации ситуации необходимо, прежде всего, решать экономические, финансовые проблемы положения организаций. Однако, в любых — благоприятных или неблагоприятных — условиях необходимо руководствоваться действующим законодательством.

Действующее законодательство о времени отдыха служит двум основным целям. Во-первых, полному, рациональному и эффективному использованию трудового потенциала организации. Во-вторых, защите работников от чрезмерных перегрузок, обеспечению восстановления их трудоспособности, сохранению ее в течение длительного времени.

Знание законодательства о времени отдыха участниками трудового процесса, сторонами трудовых отношений — работодателями и работниками, а также их представителями — администрацией и профсоюзами, служит важной гарантией соблюдения этого законодательства, а значит — и достижению целей, на которые оно направлено. Действующее законодательство о времени отдыха складывалось десятилетиями. В нем есть акты, принятые совсем недавно, то есть с учетом современных условий, а есть и такие, которые приняты в другой социально-экономической обстановке. Но это не значит, что все прежние акты устарели по своей сути и их не следует применять.

Конечно, ряд из них нуждается в корректировке или полной замене (обмене).

На практике многие руководители, ссылаясь на отставание трудового законодательства от потребностей сегодняшнего дня, а зачастую и не зная его содержания, действуют по своему усмотрению. Тем самым они нарушают требования законодательства. Создается как бы параллельная система регулирования трудовых отношений — «неписаное» право, порождающее трудовые споры.

Незаконная практика далеко не всегда свидетельствует о «плохом» законодательстве. Даже «хорошие» нормы заставляют руководителей действовать строго определенным образом. Что, по их мнению, стесняет их действия по управлению трудом.

Конечно, законодательство предписывает, как надо решать те или иные практические вопросы, исходя при этом из названных выше целей, то есть из интересов и потребностей работодателей и работников.

Законодательство последних лет предоставляет работодателям все более широкие права самостоятельно решать вопросы регулирования трудовых отношений, в том числе времени отдыха, с тем, однако, чтобы не снижался объем и уровень гарантий, предусмотренных для работников законодательством.

Предстоящая реформа трудового законодательства, принятие нового трудового кодекса призваны в наиболее полной мере привести правовое регулирование трудовых отношений в соответствие с новыми социально-экономическими отношениями в России.

А пока, каким бы ни было законодательство с точки зрения работодателя, должностных лиц, работников, до тех пор, пока оно действует, оно должно соблюдаться.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Г. - год

МОТ - Международная Организация Труда

РФ – Российская Федерация

СТ. – Статья

ТК – Трудовой Кодекс

Ч. - Часть


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // РГ. – 1993. - №237. – 25 дек.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г.).

3. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”» от 21.06.1995. №91-ФЗ. // СЗ РФ.-1995.-№2.

4. Федеральный Закон Российской Федерации «О прокуратуре» от 17.11.1995.//СЗ РФ.-1995.-17 ноября.

5. Закон Российской Федерации «О статусе героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы» от 15.01.1993. // СЗ РФ.-1993.-15 января.

6. Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993. // СЗ РФ.-1993.-19 февраля.

7. Закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» от 09.07.1993. // СЗ РФ.-1993.-9 июля.

8. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24. 11. 95. № 181-ФЗ // СЗ РФ.-1995.-24 ноября.

9. Федеральный Закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002. №113-ФЗ. // СЗ РФ.-2002.-25 мая.

10. Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон об основах муниципальной службы) от 31.07.1995. №119-ФЗ. // СЗ РФ.-1995.-31 июля.

11. Федеральный Закон «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000. №136-ФЗ. // СЗ РФ.-2000.-7 ноября.

12. Постановление Правительства Российской Федерации «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень» от 12.08.1994. 949-ФЗ. // СЗ РФ.-1994.-12 августа.

13. Постановление Правительства Российской Федерации «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователям органов прокуратуры, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями» от 06.03.1996. №242. // СЗ РФ.-1996.-6 марта.

14. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы"

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»

16. Постановление Минтруда России и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. № 26/34 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (в редакции изменений)

17. Приказ МПС России от 5 марта 2004 г. N 7.

18. Совместное письмо Минтруда России и Фонда социального страхования Российской Федерации от 5 апреля 2002 г. №№ 296-АП, 02-08/05-762П «О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами»

Научная литература

14. Буянова М. Трудовое право в вопросах и ответах.- М., 2003.-97с.

15. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Трудовое право: Вопросы и ответы.- М.: ИД Юриспруденция, 2003.-114с.

16. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М.: Проспект, 2006.

17. Коршунов Ю.Н. Время труда и время отдыха. / Под ред. Б.А. Шеломова– М.: Юрист, 1997.-95с.

18. Клюев А.А., Прудинский А.М. Рабочим и служащим о трудовом законодательстве.- Л., – 1989.-85с.

19. Ласкина Н.В. Трудовое право Учебное пособие для вузов.- М.: Приор-издат, 2004.-134с.

20. Бондаренко Э.Н. Трудовое право. Москва: Норма, 2006.

21. Под редакцией О. В. Смирнова Трудовое право учебник.-М.: ПРОСПЕКТ, 2003.-106с.

22. Смоленский М.Б. Трудовое право Российской Федерации. Серия Среднее профессиональное образование. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-68с.

23. Снигирева. И.О. Рабочее время и время отдыха. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2000.-86с.

24. Сыроватская Л.А. Трудовое право.-М.: Внеш. Школа, 1995.-58с.

25. Трудовое право России. Учебник / под ред. проф. Р.З. Лившица.- М.,1998.-76с.

26. Трудовое право. Учебник / под ред. проф. О.В. Смирнова.- М., 1997.-67с.

27. Хохрякова О.С. Комментарий к законодательству об отпусках.-М.: Юридическая литература, 1994.- 48с.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...