Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфические особенности хоровой музыки.

Лекция

Хоровые жанры

(Сhoros - греч.) - слово собирательное - собрание певцов, исполняющих совместно какое-нибудь музыкально-вокальное произведение, в котором каждая партия поется несколькими однородными голосами в унисон.

Хоровое пение – достаточно специфическая область искусства имеющее в своей основе идею приобщения к музыке посредством коллективного пения.

Хоровое пение у наших предков занимало главенствующее место на праздниках, в богослужениях, в театральных зрелищах. Участие в хоре считалось священным долгом. Именно хоровое искусство укрепляло самые лучшие качества в человеке, воспитывало нравственную красоту и очищало душу. В средние века отношение к искусству определялось влиянием церкви, но даже на этом переломном этапе церковь не отвергала, а, наоборот, преклонялась перед чудотворным воздействием хорового пения. Люди видели в этом искусстве удивительную силу -сплачивать людей, объединяя их через унисонное пение, примиряя враждующих и соединяя их в дружбу. Хор действительно являлся «формой единения единств». Певцы в хор набирались по велению души и сердца. Хоровое воспитание укрепилось в жизни человека, оно являлось единственной отрадой и отдушиной для раскрытия глубоких душевных чувств. Каждая эпоха принимала данную эстафету как реликвию времени, насыщая ее лучшим.

Хоровая музыка - исполняемая хором (хор - коллектив певцов, которые совместно исполняют, какое - либо вокальное произведение с инструментальным сопровождением или без него) или предназначенная для хорового исполнения. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей, определяет ее значительную роль в жизни общества. Воспитательские и организаторские возможности хоровой музыки огромны.

Существует несколько гипотез о зарождении хорового мелодического пения, в которых главным является вопрос о периодичности одноголосия или многоголосия. Согласно традиционной точке зрения одноголосное хоровое искусство было простейшим и первичным, а многоголосное - вторичным. В 1960 - 1970-е гг., советские музыковеды выдвинули иной взгляд, согласно которому хоровой унисон рассматривается как значительное достижение развитого музыкального мышления, как производное от многоголосия. Пути развития хорового искусства народов мира отличаются друг от друга, при этом языковая специфика становилась подчас определяющим фактором.

Хоровая музыка существует и как искусство народное, и как профессиональное. В музыкальном фольклоре основным жанром хорового пения является народная песня. Народная и профессиональная хоровая музыка существует либо в виде художественно законченных, структурно замкнутых, либо в виде разомкнутых форм свободно длящегося хорового песнетворчества. Хоровая музыка различаются по составу хора, по исторически сложившемуся типу многоголосия, по типу взаимодействия с другими видами искусства. Хоровые композиции могут существовать как самостоятельные произведения или входить в качестве отдельной части в более крупные сочинения (оперы, оратории, симфонии и т. д.). Широкое распространение получили обработки, аранжировки, переложения, транскрипции для хора, произведения вокальных или инструментальных жанров.

Специфические средства художественной выразительности хоровой музыки обусловлены вокальной природой хорового искусства и поэтому находится в зависимости от диапазона певческих голосов, их тембровых особенностей, технических возможностей. Принцип коллективного исполнения определяет применение некоторых приемов, свойственных только хору. К ним относится цепное дыхание, хоровая ataca, пение закрытым, прикрытым, открытым звуком, с закрытым ртом. Специфика хорового звучания в наиболее чистом виде представлена пением a cappella.

Большая часть произведений для хора написана, на какие - либо словесные тексты. Распространены также распевание междометий или отдельных звуков. Часто хоровая музыка соединяется с сольной и инструментальной. Иногда невозможно провести точную границу, отделяющую хоровые жанры от смешанных (кантата, оратория и т д.). В некоторые исторические эпохи именно последние давали наибольший толчок развитию хоровой музыки ("Страсти" Баха, оратории Г. Ф. Генделя, кантаты С. И. Танеева, оратории С. С. Прокофьева).

К числу самых ранних известных хоровых шедевров относятся хоровые гимны, псалмы. Первая запись зафиксирована во 2 веке до н.э. Некоторые виды хоровой музыки Древнего Рима оказали определенное воздействие на стиль раннехристианского песнетворчества. Хоровое искусство Византии развивалось в рамках и светской и духовной музыки. Однако светские жанры не могут сравниться по своему значению с духовными. Среди наиболее выдающихся гимнотворцев - Роман Сладкопевец, Андрей Критский и др. В состав хоров входили доместики, протопсалты, ламподарии.

Сохранились многочисленные письменные свидетельства об участии хоров в религиозных действиях Вавилона, Палестины.

В античной литературе установилась дифференциация на певческие голоса разного уровня: высокие, средние, низкие.

Исторически сложившееся разделение на христианство, католичество и православие во многом обособило культурные регионы Европы, что сказалось на культовой и светской хоровой музыке. В конце 6 в. папа Григорий I составил антифонарии, песнопения которого легли в основу григорианского пения. Антифонное пение («звук против звука») – тип исполнения произведений, при котором попеременно звучат два Хора (левый и правый клиросы в православной церкви), как бы отвечаю друг другу.

Для культовой музыки Западной Европы решающим этапом стало упорядочение принципов церковного пения. «Одноголосие» характерно для григорианского пения, что было теоретически обосновано средне - вековым богословием и объявлено единственно возможным видом пения. От антифонного сопа произошла литургическая драма, которая в свою очередь явилась предшественницей мистерии; роль хора в ней была очень важной. Центрами профессиональной хоровой музыки в средние века были соборы и монастыри крупных городов; в университетской среде были широко распространены хоровые светские мотеты и студенческие песни.

Эпоха возрождения принесла с собой расцвет хорового многоголосия, распространения различных форм светской хоровой музыки, утверждения принципа целостной хоровой композиции, появление новых хоровых жанров.

Преддверием стало полифоническое сольно - ансамблевое пение. В 14 в., в Италии и Франции возникло направление ars nova. В Германии были популярны хоровые каноны. В Англии хоровое искусство развивалось в области церковных жанров.

Открылась венецианская полифоническая школа, ее основателем был А. Вилларт, его последователи - К. де Pope, К. Меруло и Дж. Габриели. Главной римской полифонической школы в 16 в. Палестрина. Переломный момент отделения хоровой музыки от церкви связан с возникновением оперы. В 17 в. опера была представлена выдающимися сочинителями К. Монтеверди, Э. Де Кавальере,

С. Ланди. Под воздействием оперы сформировались жанры хоровой кантаты и оратории. Кантата зародилась в Италии. Оратория в Греции. Разновидностью ораторий, широко распространенной в Германии, были «Страсти». В 18 в. эти жанры получили дальнейшее развитие и достигли высочайших вершин в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта.

На рубеже 16 и 17 вв. в России возник специфический вид строчного пения. Важным этапом в истории русской хоровой музыки явилось партесное пение.

В 17-18 вв. произошли перемены в формах бытования хоровой музыки перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обрела свою собственную эстетическую функцию. В годы Великой французской революции зародились жанры революционной и массовой песни, широкое распространение получили гимны – марши. Сильнейшее воздействие на развитие хоровой музыки оказало направление «романтизм». Возникают новые формы «хоровая миниатюра» и «романтический хоровой цикл»; стираются стилистические границы между духовной и светской хоровой музыкой. Отличается тенденция жанрового синтеза. Это относится не только к взаимодействию хоровой музыки с другими музыкальными жанрами, но и влиянию на хоровую музыку театра, живописи, литературы и поэзии.

Композиторы - романтики проявили большой интерес к народной песни, стремились

к широкому использованию программности. В Германии хоровая музыка была представлена хорами в операх К. М. Вебера и Р. Вагнера, оратории и кантаты

Ф. Мендельсона. В Италии хоровая музыка главным образом на базе оперы

Дж. Россини, Дж. Верди. Во Франции особенно ярко проявилась тенденция романтического жанрового синтеза.

Новую эпоху развития хорового искусства открыло творчество М. И. Глинки, вобравшее в себя достижения предшествующих поколений и школ и послужившее истоком для развития хоровой музыки русских композиторов - классиков. Драматургическое значение хоров в русской опере было очень велико.

В середине 19 в. церковная хоровая музыка и искусство культового пения отходят на второй план.

С 70-х гг. возникает тенденция цельного музыкально - эстетического осмысления основных и самых крупных служб - литургии и всенощной. Циклы литургии, всенощной и отдельные духовные песнопения создают Г. Я. Ломакин, М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник.

Хоровая музыка выдающихся мастеров 20 века не может быть заключена в рамки одного течения. Самобытно глубоко и национально творчество К. Орфа, в сочинениях которого широко используются хоры. Плодотворно работал в жанрах хоровой музыки Б. Бриттен.

Октябрьская революция 1917 года внесла глубокие изменения в хоровую культуру. Основные жанры советской хоровой культуры – хоровая народная и массовая песня. 4

Хоры играли значительную роль уже в современных операх 20-х и 30-х гг. Завоевал популярность в современной хоровой литературе жанр хорового цикла, среди лучших произведений - циклы Шостаковича, Свиридова.

После 2-й мировой войны 1939-1945 годы заметно укрепляются связи между хоровыми культурами разных стран. Во многих из них проводятся хоровые фестивали и конкурсы.

Лучшие хоровые коллективы – Республиканская русская хоровая капелла, Государственный академический русский хор союза ССР, Ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. Александрова.

Специфические особенности хоровой музыки.

1. Все хоровые коллективы можно разделить на профессиональные, любительские, бытовые.

- Бытовые хоры, как правило, организовывались по принципу совместной трудовой деятельности или места жительства. Так, например, в деревнях старой России во время полевых работ или отдыха возникал хор. Среди работающих находился талантливый запевала, который начинал песню и вёл её до конца. Все остальные, внимательно слушая ведущий голос, подстраивались к нему, украшая его своим мелодическим узором и лилась песня, исполненная великой любви к жизни. Такой самодеятельный, как принято теперь называть, хор существовал практически в каждой деревне, в каждом селе.

- Любительские хоры - это коллективы, состоящие из певцов, для которых пение в хоре не является профессией. Они возникли во многих странах в связи с организацией специальных хоровых обществ. Многие любительские хоры достигают высокого уровня исполнительства, и нередко композиторы доверяют им исполнять свои сочинения впервые. В СССР любительское хоровое искусство получило необычайный размах.

Хоровые коллективы были в университетах, институтах, средних специальных учебных заведениях и школах.

Первый русский профессиональный хор был основан в XV веке - хор государственных певчих дьяков. В начале XVIII века на его основе в Петербурге была создана Придворная певческая капелла. Этот коллектив, а также Синодальный хор в Москве сыграли значительную роль в развитии хорового искусства России. В XIX веке появляются и светские капеллы - хоры Ю.Н.Голицына, А.А.Архангельского, Д.А.Агренева-Славянского. В 1910 году М.Е.Пятницкий организовал народный хор, который стал первым народным профессиональным музыкальным коллективом. Участники академических профессиональных коллективов специально обучаются пению, их голоса звучат ровно на всех участках диапазона; диапазон может достигать двух октав. Они владеют певческим дыханием, дикцией, динамикой и другими вокальными навыками.

2. Тип Хора определяется в зависимости от количества хоровых партий и состава его участников.

Xор может состоять из одной партии, двух, трех, четырех и более. В зависимости от состава участников классифицируется на:

 

- однородный мужской (тенор, бас) – Хор, состоящий только из мужских голосов; бывает:двухголосный (тенора и басы), трехголосный (1-е, 2-е тенора и басы или 1-е тенора, 1-е и 2-е басы), четырехголосный (1-е, 2-е тенора, 1-е, 2-е басы);

- однородный женский (сопрано, альты) – Хор, состоящий из женских голосов; бывает: двухголосный (1 и 2 сопрано), трехголосный (1 и 2 сопрано, альты), четырехголосный (1 и 2 сопрано, 1 и 2 альты);

- смешанный - Хор, состоящий из женских и мужских голосов (двух, трех,четырех - голосный и более). Выбор голосов для смешанного Xора зависит от намерений композитора. Излюбленный прием композиторов - соединять голоса, сильно отличающиеся как по объему, так и по звуковой области, например сопрано и бас. Из смешанных Хоров наиболее употребляем четырехголосный (сопрано, альт, тенор, бас). Если в смешанном Хоре разделить одну из партий на две, то образуется пятиголосный Xор, при делении двух партий — шестиголосный, трех — семиголосный, четырех — восьмиголосный;

- детский.

Объем хорового голоса ограниченнее объема голоса солиста. Каждая хоровая партия имеет свой диапазон. Каждый голос по мере приближения к верхнему регистру звучит сильнее, а по мере приближения к нижнему — слабее; поэтому не следует писать для Хора низко, в особенности в forte, так как в последнем случае желаемая звуковая сила не получится. Расположение голосов в Хоре (должно быть равномерное, т. е. каждый голос от своего соседа не должен отстоять более чем на сексту. Чем более сжата хоровая масса и чем более голоса находятся в звучных регистрах, тем более Хор становится звучным и сильным. При широком расположении, Хор звучит мягче. При делении партии в Хоре например при шести или восьмиголосное сочетание, Хор звучит сочно, но не сильно. Партия одного голоса не должна заходить за другой, например альты не должны петь выше сопрано. Главный принцип пения в Xоре - каждая группа голосов должна быть одинаково слышна и не один голос не должен заглушал другого.

Деление Хора на группы придает Хору прозрачность и разные звуковые краски. Xоровая партитура пишется гармоническими аккордами, с преобладающею мелодией в одном голосе, или полифонически, когда, каждому голосу дается мелодический рисунок.

Гармония придает полноту и большую звучность; полифония придает ощущение широты, но менее сильна по звучанию. Упорное преследование в Хоре только одного из этих эффектов производит монотонность. Лучше менять приемы, переходя от гармонии к полифонии и обратно. При хоровом пении следует обращать особое внимание на правильность произношения текста, т.е. ставить слова так, чтобы слоги с акцентами приходились на сильные доли такта.

Для Хора используются стихи, преимущественно рифмованные, с лирическим содержанием. Текст, должен быть прост, ясен и отличаться определенным настроением. Фразы стихов должны быть короткими. Хоры бывают духовные и светские; применяются в ораториях, кантатах, операх и в виде самостоятельных концертных номеров. Пишутся Xоры с аккомпанементом и без него (a cappella).

Минимальный состав Хора – 12 человек, максимальный – 100-120 человек. Иногда несколько коллективов объединяются в сводный Хор (от 200 – 800 человек). Сводные Хоры выступают на больших праздничных концертах, на праздниках песни.

 

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что в переводе означает слово «хор»?
  2. Что определяет понятие «хоровая музыка»?
  3. Назовите два основных вида хоровой музыки?
  4. Назовите основной жанр хорового пения?
  5. Перечислите певческие голоса, определяющие состав хора?
  6. Как называется хоровое пение без сопровождения?
  7. Какие типы хоров известны в музыкальной практике?
  8. Назовите один из самых первых хоровых жанров, возникший в период еще до нашей эры?
  9. Назовите специфические особенности хоровой музыки?
  10. В каких других жанрах встречаются хоровые произведения?
  11. Укажите минимальный и максимальный численный состав хора?

Литература:

Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, - В 86 тт.

с иллюстрациями и дополнительными материалами – «Хор в музыке».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...