Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сахасрара: седьмая, или коронная, чакра




Шива и Шакти, мужское и женское начала, соединяются в Сахасраре, чтобы создать брахма-рандра, выход за грань обычных способностей. В седьмой чакре личность человека сливается с сутью мироздания.

Это чакра тысячи лепестков, которые представляют 50 букв алфавита санскрита в двадцати метатезах. Важность этих вибраций усиливает роль седьмой чакры в управлении другими чакрами.

Сахасрара уникал ьна. Если остальные чакры представлены лотосами с лепестками, смотрящими вверх, то в Сахасраре лепестки лотоса направлены вниз, что символизирует свободу от земного и божественный дождь из лепестков. Некоторые йоги действительно сообщают, что по достижении этой чакры родничок на голове увлажняется «божественной росой».

 

Сахасрара не считалась чакрой внутри тела в классической индуистской системе. Традиционно она изображается лежащей макушке. Более современные системы располагают ее в верхней части лба. Неважно, какое расположение вы предпочтете, смысл один и тот же – она представляет собой пространство.

Сахасрара создает пятую коша, оболочку анандамайя, которая выступает как причинное тело. После достижения Сахасрары мы изменяем оболочку и становимся свободными от границ физического м ира, а также от «круга жизни», т. е. череды реинкарнаций. Как только мы освобождаемся от причинного тела, мы вступаем в один из трех высших планов, или коша, под названием Сатьялока – «местопребывание правды». Мы также достигаем самадхи, или состояния блаженства, связанного с выходом за грань обычных способностей. Это состояние связано с учениями Кришны в Бхагавад-Гите и восьмой ветви Патанджалийской классификации йоги. (Смотри «Патанджалийский восьмиступенчатый метод йоги».) Существует много уровней самадхи, самый верхний подразумевает соотнесение с высшим состоянием сознания.

Считается, что Сахасрара находится вне символических представлений, хотя обычно ее воспринимают как белую.

Эта чакра находится за пределами чувств, органов чувств и жизненно важного дыхания. Как таковая она часто описывается без звука, как это показано на рисунке 5.12, хотя некоторые источники соотносят ее с ОМ.

Типы чакр в индуизме

Люди зачастую берут из одной чакры больше энергии, чем из других, а также «обосновываются» в определенных чакрах, когда поднимаются по лестнице кундалини. Приведенные далее описания характеров основаны на размышлениях Хариша Джохари, известного эксперта восточной духовности и автора нескольких книг об индуистских и тантрических чакрах.

Личность Муладхара

Тот, кем управляет чакра Муладхара, часто сталкивается с жизненными уроками безопасности или скорее с желанием обрести физическую и финансовую безопасность. Поведение таких людей часто сравнивается с поведением муравьев, неустанно работающих на королеву. Их самоощущение часто основано на снискании одобрения или на следовании закону. Поэтому для таких людей уроки часто касаются избавления от жадности, похоти, чувствительности и гнева. Подобно элементу земля личность Муладхара физически сильная и продуктивная. Она часто выигрывает в соревнованиях благодаря своей напористости и силе.

Личность Свадхистана

Личность Свадхистана, вероятнее всего, будет предана искусству, музыке, поэзии и сокровищам творчества. Хоть и красивое, это буйство представляет соблазн удалиться от духовного пути, главными отвлекающими моментами являются сексуальность, чувственность и потакание своим слабостям.

Человек второй чакры, вероятно, будет испытывать перемены настроения, или эмоциональное непостоянство. Желание регулируется второй чакрой и может привести к любви и сладострастию, но также к фривольности и эгоизму. Путь Свадхистханы часто называют путем бабочки, так как жизнь полна стольких радостей, что человеку трудно оставаться на одном месте длительное время; поэтому важно развивать самодисциплину.

Личность Манипура

Эта чакра охватывает сферу кармы (прошлое), дхармы (цель) и божественный план. Она сфокусирована на исправлении прошлых ошибок. Манипура – огненная чакра, а принадлежащие ей люди часто бывают яростными; ключ к радости лежит в применении тепла. Такие люди стремятся избегать повторения прошлых ошибок и работать на позитивное будущее.

Люди третьей чакры обычно темпераментные, но в то же время целеустремленные. Ими часто движет необходимость быть признанными или успешными.

Главная проблема, которой приходится противостоять, это эгоизм. Личность Манипура способна продемонстрировать лучшие черты главного животного третьей чакры – овна, который способен резво взобраться на самые высокие вершины гор.

Силы бинду

Перед проявлением парам бинду (высшего сознания) силы принимают тройственный характер, который возникает в виде треугольника. Каждая точка треугольника представлена бинду, или силой, взаимодействующей с другими бинду, что ведет к просветлению. Эти три бинду:

красная (ракта) представляет брахмани – энергию создателя Брахмы (бинду);

белая (шваит) представляет вайшнави – энергию хранителя Вишну (биджа);

смешанный цвет, означающий махешвари – энергию разрушителя Махешвары или самого Шивы (нада).

Парам бинду (которая создает три силы бинду треугольника) формирует камкала – принцип реализации заряженного энергией сознания (Шакти) в форме тонких звуковых частот. Парам бинду, уже представленная в виде трех отдельных Шакти, течет по трем разным нади и представляет три типа сознания. Вама нади превращается в знание, Джьештха нади в чувства, а Раудри нади в дела. Когда кундалини поднимается, чтобы объединиться с высшим сознанием в чакре Камешвара, три бинду смешиваются с тремя гунна (саттва, раджас и тамас) – качествами энергии. Эти обновленные энергии теперь формируют высшую бинду и три необходимых для просветления качества: правду (сатьям), красоту (сундарам) и доброту (шивам).

Приведенная ниже схема иллюстрирует аспекты вовлеченного в данный процесс сознания.

 

 

Личность Анахата

Когда лотос раскрывается, двенадцать лепестков притягивают энергетические потоки с двенадцати сторон, что активизирует двенадцать человеческих качеств: надежду, тревогу, стремление, овладение, высокомерие, непрофессионализм, дискриминацию, эгоизм, похоть, мошенничество, нерешительность и сострадание. Это подробно описывается в книге «Маханирвана Тантра», посвященной тантрическим ритуалам и практике; книга была издана Артуром Авалоном (псевдоним сэра Джона Вудроффа) в 1913 году. Двенадцать бож еств в форме звука способствуют процессу противостояния, работы и исцеления при прохождении через эти двенадцать качеств.

Человек сердечной чакры может обнаружить, что его испытывают на прочность так называемые негативные качества, которые смешиваются в сердце. Тем не менее, этот человек способен преодолеть собственный эгоизм и развить чувства преданности, сострадания, любви. В итоге он может приобрести способность двигаться в мире подобно свету: быстро, плавно и непоколебимо.

Личность Вишуддха

Чакра Вишуддха способствует возрождению. Когда мы продвигались по низшим чакрам, то учились управлять каждым из плотных элементов. Теперь же мы находимся в эфирном плане.

Живущие на этом уровне люди мечтательные, музыкальные, одухотворенные. Через пятую чакру протекает звук во всех его вариациях. Существует два способа жизни в этом пространстве. Мы можем стать либо равнодушными и безответствен ными, храня знание в секрете только для себя, или мы можем искать правду и делиться ею.

Личность Аджна

Личность Аджна соединяет тьму и свет, материю и дух, мужское и женское начала и способна делиться светом с миром. Нади Ида и Пингала заканчиваются в Аджне для прошедших курс кундалини. Этот человек теперь способен жить вне времени – знать прошлое, настоящее и будущее и не быть ограниченным этими параметрами.

Этой способностью нужно тщательно управлять, так как пропуск любой части процесса развития заканчивается космическим пространством, или уходом из повседневной жизни и плотного мира. В идеале личность Аджна способна поддерживать состояние целостного сознания, т. е. соединять духовную реальность с физической. Если она способна это сделать, то становится истинным светочем мира.

Патанджалийский восьмиступенчатый метод йоги

Многие посвященные ра ботают над своим восхождением через коша, исцеляя три тела инкарнации (сарира) и следуя Патанджалийскому восьмиступенчатому пути йоги. В йоге сутра известные практики Патанджали рекомендовали двигаться следующим образом.

• Изучение границ (яма).

• Развитие духовной дисциплины (нияма).

• Использование поз (асан).

• Обретение контроля над дыханием (пранаяма).

• Достижение отсутствия ощущений (пратьяхара).

• Развитие мысленной концентрации (дхарана).

• Осуществление глубокой медитации (дхьяна).

• Обретение высшего сознания (самадхи).

Первые шесть соотносятся с работой над телом, а последние две связаны с обретением духа. Эти ступени соответствуют продвижению по уровням развития и прокладывают путь для восхождения кундалини.

Личность Сахасрара

Сахасрара является высшей точкой поднятия кундалини. Здесь личность растворяется в великом духе, но, как ни парадоксально, обретает возможность стать истинным «я». Тот, кто живет на этом уровне, существует в постоянном шумном веселье, являясь одновременно «я» и «всем». В идеале этот союз приводит к отделению от физического тела, и с этим приходит свобода от боли, проблем и унижений мира. Но это разделение также может привести к бесстрастности, равнодушию и ощущению одиночества в социуме.

Личность Сахасрара способна проявить себя через свою сиддхи, или силу. Это развивает удивительные способности помогать другим. Многие достигают статуса гуру благодаря своим пробужденным и развитым способностям. Но некоторые личности Сахасрара, одаренные необычными способностями, могут пристраститься к славе и деньгам, сопутствующим дару.

Нади: каналы или энергия

Хотя нади формально являются эне ргетическими каналами и могли быть включены в четвертую часть нашей книги, они так тесно связаны с чакрами и процессом кундалини, что могут быть поняты только в связи с ними. По этой причине мы подробно рассматриваем нади в этой части.

Слово нади происходит от санскритского корня над и означает движение. В соответствии с самой древней индуистской священной книгой «Ригведой», нади обозначает «поток», это подходящий термин, так как нади проводят разнообразные тонкие энергии по телу. В этой роли они выступают как каналы, или распределительная система для чакр, помогают управлять физической системой и играют важную роль в восхождении кундалини.

Первое упоминание о нади содержится в ранней «Упанишаде», написанной в VIII–VII веках до н. э. Это учение было развито в поздней «Упанишаде», йоге и тантрических школах.

Нади часто сравнивают с традиционной китайской системой меридианов. Обе распределяют энергию и взаимодействуют с ча крами. Однако существует несколько отличий. Традиционная китайская медицина работает с двенадцатью главными меридианами. Нади насчитывается гораздо большее количество. Первые «Упанишады» сообщали о 72 000 нади, другие свидетельствуют, что их существует от 1 000 до 350 000, а древний текст «Шива Саммита» указывает на существование еще большего количества нади. Однако большинство систем, включая Аюрведу и тибетскую культуру, сходятся на 72 000 нади. Один из древних текстов описывает нади следующим образом:

Теперь в сердце ожидает собственное «я», место соединения сотен нервов (нади) с ним. Каждый из этой сотни ведет наружу другую сотню, а последние выводят ответвления в количестве семидесяти двух, помноженных на тысячу. Их пропитывает и течет в них Вьяна.

Некоторые эксперты утверждают, что если у меридианов есть физическая составляющая в их проводящей системе, то нади взаимодействуют с физической нервной системой. В действительности над и не только проводят прану по телу, но также преобразуют ее в другие типы энергии для органов, желез и тканей.

Однако не все эксперты соотносят нади с нервной системой. Доктор Хироши Мотояма, написавший более двадцати книг по восточной медицине, не соотносит их с нервами. Он полагает, что поскольку главный нади Сушумна лежит в центре позвоночного столба, а нервы лежат вне этого центра (они проходят по спинному каналу, окружающему спинной мозг), он физически не может быть связанным с нервами. Ученый также указывает, что клетки спинного мозга и нервной системы состоят из разных исходных частиц.

Как уже указывалось в главе «Соотношение научных принципов с теорией чакр», Мотояма считает, что нади и меридианы могут быть идентичны. Например, он отмечает близкое соответствие между задним срединным меридианом и главным нади Сушумна, потому что они соотносятся анатомически и выполняют аналогичные функции. Он предполагает, что существует близкая связь между другими меридианами и главными нади. Это обосновывает подтверждение той идеи, что существует тесная взаимосвя зь между чакрами, меридианами и нервами.

В соответствии с системой тантрической йоги существует два типа нади.

Йогические нади.

Это нематериальные, невидимые тонкие энергетические каналы. Внутри этой группы имеются два типа нади:

• манас, каналы для разума (иногда называемые мановахини или мановахи);

• читта, каналы самоощущения (также называемые читтавахии).

Плотные нади. Это материальные, видимые тонкие энергетические каналы. Они включают в себя нервы, мышцы, сосуды кровеносной и лимфатической систем и акупунктурные меридианы.

И плотные, и тонкие нади могут переносить прану. Выполняющие эту миссию нади называются пранавахи или пранавахини.

Существуют три ключевых нади: Сушумна, или главный нади, Ида на левой стороне тела и Пингала на правой. Главные чакры питает Сушумна, проходя внутри позвоночника от е го основания до центра головного мозга.

Что же касается Ида и Пингала, они перекрещиваются подобно двойной спирали и связаны с симпатическими нервными стволами, идущими вдоль позвоночника. Совместно эти три нади очищают физическое тело и стимулируют восхождение кундалини по Сушумне. Этот процесс также высвобождает сиддхи, или кажущиеся сверхъестественными способности.

В целом существует четырнадцать главных нади. Так же как Сушумна соответствует заднему срединному меридиану, каждый нади связан с определенным меридианом.

Сушумна нади

Дыхание и три главных нади

Йоги ищут просветления, работая с тремя главными нади. Самая распространенная их иллюстрация изображает Сушумну в виде прямого меча с двумя свернувшимися вокруг него змеями (Ида и Пингала). Она известна нам как кадуцей – символ медицины. Ида и Пингала сходятся в одной точке на уровне носа, Ида идет в левую ноздрю, а Пингала в правую. Ида и Пингала пересекают Сушумну четыре раза, пересекая и окружая чакры, таким образом прокладывая путь вверх для активизированной кундалини.

Как разбудить спящую змею? Основной процесс подразумевает использование праны (дыхания) для проведения энергии через Иду и Пингалу к основанию позвоночника. Посвященный дышит каждый раз одной ноздрей, активируя либо Иду, либо Пингалу, а одновременно с ними и другие нади. Сушумна активен только тогда, когда дыхание осуществляется через две ноздри, что происходит только десять раз в час, если используется соответствующая процедура. В этот момент вдохи и выдохи прекращаются, другие нади прекращают действовать, и кундалини (особенно Шакти кундалини) способна подниматься по Брахма нади. Когда она поднимается, она находится в гармонии с Ида и Пингала и окруженными ими чакрами и стимулирует энергию чакр. Поднимаясь вверх, Ида и Пингала чередуются у каждой чакры, пока не достигнут Аджны, где они соединяются с Сушумной. Эта идущая вверх сила создается слиянием негативных ионов праны и положительных ионов апаны, одной из форм дыхания.

Говорят, что, когда дыхание прекращается во время процесса, называемого пранаяма, физическое тело не стареет. В дополнение этот процесс стимулирует сиддхи, или дары силы.

Посвященный должен готовить свое тело к процессу кундалини. Общая подготовительная практика заключается в использовании асан, или поз, медитаций, голодания, техник работы с нади и других методов очищения тела. Если тело не готово полностью, кундалини опустится вниз, приведя к негативному опыту.

Расположение. Этот центральный нади проходит через позвоночник. Поток начинается в чакре Муладхара и заканчивается в коронной чакре Сахасрара, где расщепляется на два потока. Передний проходит через чакру Аджна, а затем к Брахмарандхра – месту высшего сознания, находящемуся между двумя полушариями мозга и Сахасрар ой. Задний поток идет за черепом, а затем в Брахмарандхра. Сушумна состоит из трех йогических нади, расположенных слоями.

• Внешний слой. Сушумна. Этот сияющий красный слой считается существующим вне времени.

• Средний слой. Ваджрини, или Ваджра нади. Искрящийся по природе, этот нади проявляет две противоположные природы: солнце и токсичность.

• Внутренний слой. Читрини, или Читра нади, бледный, светящийся различными цветами.

Отражает природу луны и доброту небес. Связан с мечтами и видением, важен для поэтов и художников. Этот нади заканчивается в Брахма Двара – двери Брахмы, создателя. Отсюда кундалини отправляется к конечному месту отдыха в Сома чакре.

В центре Сушумны (или трех составляющих его нади) находится Брахма нади, поток чистоты. Он соединяется с Брахмарандхра (рис. 5.14).

Роль. Сушумна служит главным распределителем праны между тонкими эне ргетическими органами и чакрами. Обычно он не активен, когда активны другие нади, и действует, когда они спокойны. Он также работает с потоками Ида и Пингала для регуляции дыхания (праны) и активирует восхождение кундалини.

 

 

Ида нади

Расположение. Начинается ниже чакры Муладхара, связан также с левой тестикулой у мужчин. Заканчивается в левой ноздре. Он также стимулируется через эту ноздрю. Некоторые школы изменяют его расположение – начало и окончание, особенно во время первой ступени активизации кундалини.

Одни эзотерические системы связывают этот нади с симпатической нервной системой, так как он проходит слева от позвоночника. Другие же считают его скорее умственным, а не нервным каналом.

Роль. Часть левого канала системы нади. Передает умственную энергию и прану. Связан с Луной. Считается женским символом, осуществляющим такие взаимозависимые функции как сохранение энергии, усиление безмятежности, успокоение разума и выделение материально необходимого. Его природа является магнитной. Восстанавливает энергию мозга. Через связь с луной соотносится с психикой, или душой. Некоторые йогические системы (такие как свара-йога) рекомендуют держать Ида (и левую ноздрю) открытым днем, чтобы сбалансировать солнечную энергию. Он доминирует с новолуния до полнолуния.

Пингала нади

Расположение. Начинается ниже чакры Муладхара и заканчивается в правой ноздре. Также активируется через эту ноздрю.

Роль. Часть правого канала системы нади. Передает умственную энергию и прану, которая считается солнечной. Связан с Солнцем, м ужской символ, обеспечивает энергией физические движения и деятельность. Также ассоциируется с жизненной силой и мощью; природа его является электрической; способствует быстроте ума и поддерживает конструктивную деятельность. Некоторые системы йоги рекомендуют дышать через правую ноздрю ночью, чтобы сбалансировать лунную энергию этого времени суток. Доминирует с полнолуния до новолуния.

Истинное просветление также зависит от соответствующего возникновения мужской и женской энергий. Ида нади в основном женская, Пингала считается мужской. Каждый из них представлен определенным цветом, небесным телом и рекой для описания его качеств. Сушумна является комбинацией женской, мужской и многих других энергий, поэтому считается чистой, подобной бриллианту, энергией.

Таблица дает описание энергий каждого нади и реки, связанной с ним. Ида связан с Гангом, Пингала с Ямуна, а Сушумна с Сарасвати. Индусы верят, что эти три реки смешиваются и образуют священ ное место, хотя в реальности Сарасвати не впадает в другие две реки; они считают Сарасвати самой священной из всех рек в мире из-за ее способности невидимо присоединиться к их союзу.

 

 

Малые нади

Гандхари

Расположение. Начинается в углу левого глаза и заканчивается в большом пальце левой ноги.

Роль. Совместно с Хастажихва нади Гандхари помогает Ида и образует левый канал. Несет психическую энергию от нижней части тела к Аджне.

Хастажихва

Расположение. Начинается в углу правого глаза и заканчивается в большом пальце левой ноги.

Роль. Совместно с Гандхари нади Хастажихва помогает Ида и образует левый канал. Несет психическую энергию от нижней части тела к Аджне.

Яшасвиви

Расположение. Идет от левого уха к большому пальцу левой ноги.

Роль. Совместно с Пуша нади Яшасвиви дополняет Пингала нади. Втроем они образуют правый канал (рис. 5.16).

 

 

Пуша

Расположение. Располагается между правым ухом и большим пальцем левой ноги.

Роль. Совместно с Яшасвиви нади Пуша помогает Пингала и образует правый канал.

Аламбуша

;Расположение. Начинается у ануса и заканчивается во рту.

Роль. Обеспечивает праной усвоение пищи и выведение отходов. Также помогает усваивать идеи и мысли.

Куху

Расположение. Начинается в горле, заканчивается в гениталиях.

Роль. Помогает Читрини нади переносить бинду (бинду как сперма отличается от сил бинду) и делает возможной эякуляцию. Определенные духовные упражнения могут помочь удерживать половую секрецию и таким образом реализовать самадхи, или состояние целостности.

Шанкхини

Расположение. Начинается в горле, затем проходит между Сарасвати и Гандхари, прежде чем закончится в анусе.

Роль. Активируется очищением кишечника и ануса.

Сарасвати

Расположение. Начинается в чакре Муладхара, а заканчивается в языке; некоторые источники сообщают, что он начинается в языке, а заканчивается в голосовых связках.

Роль. При помощи очищающих техник этот нади способствует осуществлению желаемого. Отвечает за распространение знаний. Иногда считается компаньоном Сушумны.

Паясвини

Расположение. Идет между Пуша и Сарасвати и заканчивается в правом ухе. Физически проходит между мочкой правого уха и черепными нервами.

Роль. Йоги активируют этот нади, нося в ушах серьги, что стимулирует часть мочки уха, связанной с черепными нервами. Полученный в результате доступ к энергиям окружающей среды расширяет связь с высшим «я».

Варуни

Расположение. Между Яшасвиви и Куху нади, начинается у горла, а заканчивается в анусе.

Роль. Как и Пранавахи нади, он выводит токсины из нижней части организма при помощи апана – особого дыхания. Когда варуни поврежден, он является пр ичиной усиления метеоризма или инерции нижней части тела.

Вишводара

Расположение. Между Куху и Хастажихва нади, в пупке или в районе пупка.

Роль. Способствует пищеварению. Стимулирует поджелудочную железу и надпочечники, совместно с Варуни распределяет прану по телу, в основном через Сушумна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...