Правила пользования карманным ингалятором (баллончиком)
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ СЕСТРИНСКИЙ УХОД В ТЕРАПИИ
ДЛЯ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «А НУ-КА, МЕДИКИ!» 2016 г.
Задача №1
В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство «нехватки воздуха», кашель с выделением розовой пенистой мокроты.
При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианотичные. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин., АД 210/110 мм рт. ст.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа
1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110 мм рт. ст.) развилась острая левожелудочковая недостаточность (отёк легкого), о чём свидетельствуют одышка, шумное клокочущее дыхание, кашель с розовой пенистой мокротой.
2. Алгоритм действий м/ с.
План
| Мотивация
| Баллы
|
Вызвать врача
| Для оказания квалифицированной медицинской помощи
|
|
Обеспечить положение, сидя с опущенными ногами
| Для уменьшения притока венозной крови к сердцу
|
|
Создать абсолютный покой, освободить от стесняющей одежды
| Для улучшения условий дыхания
| 0,5
|
Очистить ротовую полость от пены и слизи
| С целью удаления механических препятствий прохождению воздуха
|
|
Обеспечить ингаляцию увлажненного кислорода через пары этилового спирта
| С целью улучшения условий оксигенации и профилактики пенообразования
|
|
Наложение венозных жгутов на конечности (по назначению врача)
| С целью депонирования крови в конечностях.
|
|
Поставить грелки и горчичники к ногам на область голени
| С отвлекающей целью
|
|
Обеспечить контроль состояния пациента (АД, пульс, ЧДД)
| С целью динамического наблюдения за состоянием больного
|
|
Приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные средства, сердечные гликозиды
| Подготовка к выполнению врачебных назначений
| 1,5
|
Выполнить назначения врача
| Для улучшения состояния больного
|
|
Исследование артериального давления на плечевой артерии
(к задаче № 1)
Цель: определить показатели артериального давления и оценить результаты исследования с диагностическим, профилактическим или лечебным назначением. - 0,5 балла
Оснащение: – 0,5 балла
- тонометр
- стетофонендоскоп
- ручка с красной пастой
- температурный лист
- 70% спирт
- ватные шарики
- кушетка для измерения АД в положении лежа
- стол, стулья - 2 шт.
- валик.
Этапы
| Обоснования
| Баллы
|
Подготовка к процедуре
|
1. Установить доверительные отношения с пациентом.
| Адаптация к условиям измерения, мотивация пациента к сотрудничеству.
| 0,2
|
2. Объяснить цель процедуры, получить устное согласие на процедуру.
| Соблюдается форма информированного согласия пациента. Письменное согласие не требуется, так как эта процедура не является потенциально опасной для пациента.
| 0,2
|
3. Вымыть руки на гигиеническом уровне, осушить.
| Соблюдается личная гигиена (используется жидкое мыло) и инфекционная безопасность (используется кожный антисептик).
| 0,5
|
4. Придать пациенту удобное положение (сидя, лежа).
| Соблюдаются условия измерения.
Наиболее распространено положение «сидя», с опорой на спинку стула, с исключением скрещивания ног.
| 0,3
|
Выполнение процедуры
|
1. Уложить руку пациента ладонью вверх, неподвижно, обнажив плечо и подложив под локоть валик (упор). Примечание. Одежда не должна сдавливать плечо пациента выше манжетки.
| Обеспечиваются условия до конца измерения для определения пульса и прижатия головки стетофонендоскопа в области локтевой ямки над проекцией плечевой артерии.
| 0,3
|
2. Наложить манжетку тонометра на обнаженное плечо на 2-5 см выше локтевой ямки так, чтобы между ними проходил 1 палец.
| Для взрослых с большим размером окружности плеча между манжеткой и поверхностью плеча должно проходить два пальца.
| 0,5
|
3. Обеспечить положение руки, при котором середина манжетки находится на уровне сердца.
| Необходимо помнить, что смещение приводит к искажению результатов измерения, примерно на 4 мм рт. ст. в ту или иную сторону.
| 0,3
|
4. Укрепить манометр на манжетке, убедиться, что трубки манжетки обращены вниз и соединены с манжеткой, а стрелки манометра находятся относительно «нулевой» отметки шкалы. Закрыть вентиль груши.
| Обеспечение достоверности результатов исследования.
| 0,2
|
5. Исследовать пульс на локтевом сгибе пульсацию локтевой артерии.
| Определение места проекции локтевой артерии.
| 0,5
|
6. Поместить мембрану головки стетофонендоскопа на место проекции локтевой артерии, слегка прижав ее к коже.
| Для выслушивания тонов необходимо сохранять положение стетофонендоскопа до конца измерения.
| 0,5
|
7. Нагнетать воздух в манжетку до исчезновения тонов Короткова на 20 мм рт. ст.
| Обеспечение достоверных результатов исследования и возможности регулирования скорости спускания воздуха из манжетки.
| 0,3
|
8. Открыть вентиль, медленно спускать воздух из манжетки, выслушивая тоны, убедиться, что стрелки манометра перемещаются со скоростью 2 мм рт. ст. за секунду.
| Обеспечивается возможность точной фиксации выслушиваемых тонов.
|
|
9. Запомнить цифру первого тона на шкале тонометра - это систолическое давление.
| Это давление в артериях в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков.
| 0,5
|
10. Запомнить цифру последнего громкого тона на шкале тонометра - это диастолическое давление.
| Это давление в артериях, поддерживаемое в диастолу желудочков.
| 0,5
|
11. Продолжать снижать давление в манжете, выпуская воздух из нее на 15-20 мм рт. ст., относительно последнего громкого тона.
| Для контроля полного исчезновения тонов.
| 0,2
|
12. Открыть вентиль, выпустить воздух из манжетки, убедиться, что стрелки манометра находятся относительно «нулевой» отметки шкалы. Закрыть вентиль груши. Снять манжетку и обработать мембрану фонендоскопа.
| Создание первоначальных условий для последующих повторных измерений, которые проводятся с интервалом не менее 2 минут.
|
|
Окончание процедуры
|
1. Сообщить пациенту итоговый результат исследования.
| Соблюдается право пациента на информацию.
| 0,2
|
2. Вымыть и осушить руки.
| Соблюдается личная гигиена (используется жидкое мыло) или инфекционная безопасность (используется кожный антисептик).
| 0,3
|
3. Провести регистрацию результата исследования в виде дроби цифровым способом (например, АД левой руки - 120/80 мм рт. ст.) или графическим - в температурном листе в медицинской карте.
| В числителе указывается систолическое давление, а в знаменателе - диастолическое артериальное давление.
Документирование результатов исследования и правильная их интерпретация обеспечивают преемственность услуги.
|
|
4. Сделать соответствующую запись в медицинской документации о выполненной процедуре
| Является параметром оценки и контроля качества выполнения методики процедуры.
| 0,5
|
Задача № 2
Во время внутримышечного введения пенициллина, пациент пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин, слабого наполнения и напряжения.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
Эталон ответа
1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок, о чем свидетельствует появившееся беспокойство, чувство стеснения в груди, тошнота, снижение АД, тахикардия.
2. Алгоритм действий м/с:
План
| Мотивация
| Баллы
|
Прекратить введение пенициллина, предварительно потянув поршень на себя, извлечь шприц с иглой
| С целью уменьшения введённой дозы
|
|
Срочно вызвать врача
| Для оказания квалифицированной медицинской помощи
|
|
Уложить пациента с приподнятыми ногами
| С целью притока крови к головному мозгу
|
|
Расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха
| Для улучшения условий дыхания
|
|
Положить на место инъекции пузырь со льдом, обколоть место инъекции 0,1% раствором адреналина в разведении физиологическим раствором 1:10
| С целью снижения скорости всасывания аллергена
|
|
Осуществлять контроль состояния пациента (АД, ЧДД, пульс)
| С целью динамического наблюдения за состоянием больного
|
|
Выполнить назначения врача
| Для улучшения состояния больного
|
|
Подача пузыря со льдом
(к задаче №2)
Цель: профилактика осложнений при кровотечении и лихорадке - 0,5балла
Оснащение:
- пузырь для льда, предварительно проверенный на целостность;
лед кусочками, вода (14-16 ºС);
- полотенце личное;
- емкость с дезинфицирующим раствором;
- 2 ветоши. - 0,5балла
Этапы
| Обоснование
| Баллы
|
Подготовка к процедуре
|
1.Установить доверительные отношения с пациентом
| Адаптация к условиям процедуры, мотивация пациента к сотрудничеству.
| 0,5
|
2. Объяснить цель процедуры, получить устное согласие на процедуру.
| Соблюдается форма информированного согласия пациента.
| 0,5
|
3. Вымыть руки на гигиеническом уровне, осушить.
| Соблюдается личная гигиена (используется жидкое мыло) и инфекционная безопасность (используется кожный антисептик).
| 0,5
|
4. Заполнить пузырь кусочками льда, подготовленными в морозильной камере, залить их холодной водой.
| Достигается равномерное заполнение пузыря для льда. При применении пузыря для льда, замороженного в морозильной камере, может возникнуть отморожение участка тела.
| 0,5
|
5. Закрутить крышку пузыря для льда,
|
| 0,5
|
6. Положить пузырь на горизонтальную поверхность и вытеснив воздух.
| Вода, вытесняя воздух, должна находиться у крышки пузыря.
| 0,5
|
7. Завернуть пузырь в полотенце так, чтобы он не выпал из него во время процедуры.
| Поверхность пузыря в полотенце, которая прикладывается к телу, должна быть гладкой, не иметь складок.
| 0,5
|
Выполнение процедуры
|
1. Приложить на нужный участок тела на 20 минут (эпиг. обл.).
|
| 1,2
|
Этапы
| Примечания
|
|
2. Снять пузырь, осмотреть поверхность кожи. При необходимости, приложить повторно с интервалом 30 минут.
| Общее время воздействия не должно превышать 2 часов с учетом интервалов. По мере таяния льда воду сливать и подкладывать новые кусочки льда.
| 1,3
|
Окончание процедуры
|
1. Убрать пузырь со льдом, вылить воду и удалить остатки льда.
|
| 0,5
|
2.Пациенту создать покой и удобное положение
|
| 0,5
|
3. Обработать пузырь для льда ветошью, смоченной в дезрастворе.
| При нарушении целостности кожных покровов медицинское сестре перед началом процедуры необходимо надеть перчатки, а после окончания-снять их и продезинфицировать в 3% растворе хлорамина или другом регламентируемом дезинфицирующем растворе.
| 1,0
|
4. Вымыть и осушить руки.
|
| 0,5
|
5. Сделать запись в документации.
|
| 0,5
|
Задача № 3
К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента беспокоили боли в области сердца сжимающего характера и отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа
1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии, о чем свидетельствует боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку, чувство стеснения в груди.
2. Алгоритм действий м/с:
План
| Мотивация
| Баллы
|
Вызвать врача
| Для оказания квалифицированной медицинской помощи
|
|
Усадить, успокоить пациента
| С целью снятия нервного напряжения для создания комфорта
|
|
Дать таблетку нитроглицерина под язык под контролем АД
| С целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилятации
|
|
Дать таблетку аспирина 0,5
| С целью уменьшения агрегации тромбоцитов
|
|
Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха
| Для улучшения оксигенации
|
|
Поставить горчичники на область сердца
| С отвлекающей целью
|
|
Обеспечить контроль состояния пациента (АД, пульс, ЧДД)
| С целью динамического наблюдения за состоянием больного
|
|
Выполнить назначения врача
| Для улучшения состояния больного
|
|
Постановка горчичников
(к задаче №3)
Механизм воздействия горчицы: проникая в кожу пациента, эфирное горчичное масло раздражает ее и расширяет кожные кровеносные сосуды, приводит к рефлекторному расширению кровеносных сосудов внутренних органов - 0,3балла
Показания: острых воспалительных процессах органов дыхания: пневмонии, бронхитах, плевритах. Заболевания мышц, нервной системы, невралгии, невриты, остеохондроз, гипертонический криз, при болях в сердце. - 0,3 балла
Противопоказания: кровотечения, заболевания кожи, опухоли различной этиологии, аллергические реакции на эфирные масла, нарушение целостности кожных покровов, гипертермия - 0,3 балла
Оснащение:
- жидкое мыло
- горчичники
- лоток с водой (40-45 °С)
- лоток для отработанного материала
- полотенце индивидуальное
- марлевые салфетки
- термометр для измерения температуры воды, часы.
Этапы
| Обоснование
| Баллы
|
Подготовка к процедуре
|
1. Представиться, объяснить цель и ход процедуры. Убедиться, что нет противопоказаний к процедуре.
| Обеспечение права пациента на информацию.
| 0,5
|
2. Получить согласие на процедуру.
|
| 0,2
|
3. Подготовить необходимое оснащение.
| Обеспечение четкости и эффективности проведения процедуры.
|
|
4. Уточнить отсутствие аллергии на горчицу.
|
| 0,3
|
5. Проверить срок годности горчичников.
|
| 0,5
|
6. Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение личной гигиены.
| 0,3
|
7. Помочь пациенту занять удобное необходимое положение.
| Необходимое условие проведения процедуры.
| 0,2
|
Выполнение процедуры
|
1. Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников.
| Горчичники ставятся на неповрежденную кожу.
| 0,5
|
2. Измерить температуру воды для смачивания горчичников (40-45 °С).
| При более низкой температуре эфирное масло не выделяется, при более высокой - разрушается.
|
|
3. Смочить горчичники в воде в течение 5 секунд каждый, стряхнуть и приложить на нужный участок кожи горчицей вниз; сверху положить полотенце.
| Обеспечение действия горчицы на кожу пациента, активизируется эфирное масло.
|
|
4. Укрыть пациента одеялом.
| Обеспечение сохранения тепла.
| 0,2
|
5. Уточнить ощущения через 3-5 минут.
|
| 0,3
|
6. Держать горчичники 10-15 минут, учитывая индивидуальную чувствительность к горчице.
| Создание условия для обеспечения рефлекторного действия горчичников.
|
|
Завершение процедуры
|
1. Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала.
| Появление стойкой гиперемии под горчичником.
| 0,5
|
2. Протереть кожу пациента влажной теплой марлевой салфеткой, насухо промокнуть.
| Устранить возможные остатки горчицы на коже и предупредить возможные ожоги.
| 0,5
|
3. Помочь надеть белье, уложить в удобное положение.
|
| 0,3
|
4. Укрыть пациента, рекомендовать постельный режим не менее 20-30 минут.
| Сохранение тепла и обеспечение отдыха.
| 0,2
|
5. Вымыть и осушить руки.
| Соблюдение личной гигиены медицинской сестры.
| 0,3
|
6. Сделать соответствующую запись в медицинской документации о выполненной процедуре.
| Является параметром оценки и контроля качества выполнения процедуры.
| 0,3
|
Задача № 4
У пациента, госпитализированного сутки назад с диагнозом: «Обострение язвенной болезни желудка», внезапно возникла резкая слабость, рвота «кофейной гущей».
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, влажные, дыхание везикулярное, тоны сердца ритмичные, пульс 100 в мин. малого наполнения и напряжения, АД 100/60 мм рт. ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
Эталон ответа
1. Желудочное кровотечение. Информация, позволяющая м/с распознать неотложное состояние:
- рвота «кофейной гущей»;
- резкая слабость;
- кожные покровы бледные, влажные;
- снижение АД, тахикардия;
- обострение язвенной болезни желудка в анамнезе.
2. Алгоритм действий м/с:
План
| Мотивация
| Баллы
|
Вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга (вызов возможен с помощью третьего лица).
| Для оказания экстренной помощи
|
|
Пациента уложить на спину, повернув голову набок,
| Для предупреждения аспирации рвотных масс
|
|
На эпигастральную область положить пузырь со льдом
| Для уменьшения интенсивности кровотечения
|
|
Запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь
| Для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения
|
|
Наблюдать за пациентом; периодически определять пульс и АД до прихода врача
| С целью контроля состояния
|
|
Приготовить кровоостанавливающие средства:
- 5% раствор -аминокапроновой кислоты, 10 мл 10%р-ра кальция хлорида, дицинон 12,5%, викасол 1%.
| Подготовка к выполнению врачебных назначений
|
|
Уход при рвоте
(к задаче № 4)
Цель: оказать помощь при рвоте - 0,5 балла
Оснащение:
- таз;
- клеенчатый фартук;
- клеенка и полотенце;
- малые салфетки для ухода за полостью рта;
- раствор для полоскания полости рта: 2% раствор натрия бикарбоната или 0,01% раствор калия перманганата, грушевидный баллончик;
- почкообразный лоток;
- перчатки. - 0,5 балла
Этапы
| Баллы
|
| Баллы
|
Подготовка к процедуре
|
|
Пациент в сознании
| | Пациент ослаблен или без сознания
| |
1.Одеть клеенчатый фартук и перчатки.
2. Усадить пациента, грудь прикрыть клеенкой.
3. Дать полотенце, поставить к ногам таз.
4. Сообщить врачу.
| 0,5
0,5
0,5
0,5
| | |
|
| 1.Повернуть пациента на бок, если невозможно изменить положение.
2. Повернуть голову набок во избежание аспирации (попадания) рвотных масс в дыхательные пути.
3. Убрать подушку.
4. Удалить зубные протезы (если они есть).
5. Накрыть клеенкой шею и грудь пациента (или полотенцем).
6. Подставить ко рту почкообразный лоток. Срочно вызвать врача.
| 0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
Выполнение процедуры
| |
1. Придерживать голову пациента во время акта рвоты, положив на него лоб свою ладонь.
2. Обеспечить полоскание полости рта водой после каждого акта рвоты.
3. Вытереть лицо пациента салфеткой.
| 1,0
1,0
0,5
| 1.Отсосать грушевидным баллончиком из полости рта, носа рвотные массы (при необходимости).
2.Осуществить уход за полостью рта и носа после каждого акта рвоты.
| 1,0
0,5
|
Окончание процедуры
| |
1.Оставить рвотные массы до прихода врача.
| 0,5
| 1.Для осмотра.
| 0,5
|
Задача № 5
В приемное отделение доставлена пациентка с жалобами на возникшую после употребления жареной пищи сильную боль в правом подреберье, иррадиирующую в правое плечо, периодическую рвоту желчью, сухость и горечь во рту.
Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 36,6 0С, ЧДД 16 в мин., пульс 90 в мин. удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье, симптом Пастернацкого отрицателен с обеих сторон.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
Эталон ответа
1. Желчная колика.
Информация, позволяющая м/с распознать неотложное состояние:
сильная боль в правом подреберье, иррадиирующая в правое плечо;
периодическая рвота желчью и горечь во рту;
появление данных жалоб после употребления жирной жареной пищи;
живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье.
2. Алгоритм действий м/с:
План
| Мотивация
| Баллы
|
Вызвать врача
| Для оказания квалифицированной помощи
|
|
Пациентку уложить набок или на спину, повернув голову набок.
Оказать помощь при рвоте
| Для предупреждения аспирации рвотных масс
|
|
Успокоить пациента
| С целью создания психологического комфорта
|
|
Наблюдать за пациенткой до прихода врача
| С целью контроля состояния
|
|
Приготовить препараты для купирования желчной колики: баралгин; платифиллин;
Но-шпу; метацин.
| Подготовка к выполнению врачебных назначений
|
|
Внутримышечное введение лекарств
(к задаче № 5)
Цель: лечебная, назначенное врачом лекарственное средство вводится внутримышечно. Достижение терапевтического эффекта без осложнений, с минимальным дискомфортом для пациента. – 0,5 балла
Оснащение:
- лоток нестерильный - 1 шт., стерильный – 1 шт.
- пинцет анатомический
- стерильные ватные шарики – 5 шт.
- непрокалываемый контейнер - 1 шт.
- емкости для утилизации и дезинфекции шприцев, ватных шариков, перчаток
- нестерильные перчатки
- шприцы одноразовые, емкостью 5-10 мл
- игла длиной 60 мм
- лекарственный препарат (ампула 5 мл)
- кожный спиртовой антисептик (расход в соответствии с инструкцией к нему) или 70 % спирт
- жидкое мыло в дозаторе
- одноразовое полотенце - 0,5 балла
Типичные места для проведения инъекции: верхне - наружный квадрант ягодицы и средняя треть наружной поверхности бедра. - 0,2 балла
Этапы
| Обоснование
| Баллы
|
Подготовка к процедуре
|
1. Сообщить пациенту необходимую информацию о предстоящей инъекции, убедиться в отсутствии
противопоказаний.
| Обеспечение права на информацию и участие в процедуре.
| 0,2
|
2. Вымыть руки на гигиеническом уровне, осушить.
| Соблюдение личной гигиены.
| 0,3
|
3. Подготовить оснащение.
| Соблюдение норм расходов материальных ресурсов.
| 0,5
|
4. Прежде чем вскрыть ампулу, еще раз внимательно прочитать название лекарственного средства, дозу, срок годности.
| Исключение ошибочного введения лекарственного средства.
| 0,5
|
5. Слегка встряхнуть ампулу, чтобы весь раствор оказался в ее широкой части.
| Наилучшие условия для набирания раствора.
| 0,2
|
6. Подпилить ампулу пилочкой, затем ватным шариком, смоченным антисептиком, обработать ампулу, отломить узкий конец ампулы.
| Соблюдение правил асептики.
| 0,2
|
7. Снять колпачок с иглы. Взять ампулу между 2 и 3 пальцами левой руки, расположив дно ампулы вверх.
| Условия набирания раствора.
| 0,2
|
8. Осторожно ввести в ампулу иглу, не касаясь ее стенок, и оттянуть поршень на себя и набрать нужное количество раствора (набирая раствор, можно постепенно поднимать дно ампулы)
| Избегать попадания воздуха в шприц.
| 0,3
|
9. Поместить пустую ампулу в лоток для отработанного материала.
|
| 0,2
|
10. Снять свободной рукой иглу, через который набирали раствор, и поместить ее в непрокалываемый контейнер.
|
| 0,2
|
11. Надеть на шприц стерильную иглу для инъекции.
| Соблюдение правил асептики.
| 0,5
|
12. Вытеснить воздух в колпачок иглы так, чтобы осталась точная доза, уложить шприц в стерильный лоток или стерильную упаковку из-под шприца.
| Выполнение назначений врача. Соблюдение асептики.
| 0,5
|
13. Предложить пациенту занять удобное положение.
| Зависит от состояния пациента и вводимого препарата.
| 0,2
|
14. Вымыть руки, осушить, надеть перчатки.
| Особенности выполнения инъекций.
Профилактика осложнений.
| 0,5
|
15. Определить место инъекции методом пальпации, убедиться, что нет болезненности, уплотнений, местного повышения температуры, высыпаний, зуда.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| 0,3
|
Выполнение процедуры
|
1. Обработать место инъекции антисептиком, делая мазки в одном направлении, двукратно, сначала большую площадь (примерно, 10x10 см), затем только место инъекции.
| Профилактика инфицирования места инъекции.
| 0,5
|
2. Взять шприц в правую руку, снять колпачок с иглы. Придерживая канюлю иглы мизинцем, остальными пальцами охватывая цилиндр шприца, иглой вниз, под углом 90° по отношению к поверхности тела пациента.
| Профилактика осложнения: повреждения надкостницы.
| 0,5
|
3. Растянуть кожу в месте инъекции большим и указательным пальцами левой руки.
| Обязательное условие, способствующее увеличению массы мышцы.
| 0,3
|
4. Ввести иглу со шприцем, находящимся в правой руке, быстрым движением в мышцу (угол введения 90°) на 2/3 длины иглы.
|
| 0,5
|
5. Перенести левую руку на поршень и ввести медленно лекарственное средство в мышцу.
| Необходимо убедиться, что игла не попала в сосуд, чтобы избежать осложнений.
| 0,5
|
Окончание процедуры
|
1. Извлечь иглу, продолжая придерживать её за канюлю, а левой рукой прижать к месту инъекции ватный шарик, смоченный кожным антисептиком.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| 0,3
|
2. Утилизировать ватный шарик, и шприц с иглой в разных емкостях.
| Согласно СанПиНа.
| 0,5
|
3. Снять и погрузить перчатки в емкость с дезинфицирующим раствором.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| 0,5
|
4. Вымыть руки, осушить.
|
| 0,3
|
5. Зафиксировать результат выполнения в медицинскую документацию.
| Обеспечение преемственности в передаче информации.
| 0,3
|
Задача № 6
В терапевтическое отделении больной 42 лет предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.
Задания
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развивающееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.
Эталон ответа
1. У пациента приступ бронхиальной астмы на основании удушья, характерного вынужденного положения, экспираторной одышки, ЧДД-38
в мин, сухих свистящих хрипов, слышны на расстоянии.
2. Алгоритм действий м/с:
План
| Мотивация
| Баллы
|
1. Вызвать врача для оказания неотложной помощи.
| Для оказания квалифицированной медицинской помощи.
| 1,0
|
2. Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;
| Для улучшения условий оксигенации.
| 1,0
|
3. Придать положение с упором на руки.
| В дыхание включаются вспомогательные мышцы.
| 1,0
|
4. При наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 вдоха) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов;
| Для снятия спазма гладкой мускулатуры.
| 2,0
|
5. Приготовить к приходу врача;
- бронходиляторы: 2,4% р-р эуфиллина, 5% р-р эфедрина, 01% р-р адреналина;
- антигистаминные препараты: 1% р-р димедрола, 1% р-р тавегила, 2% р-р супрастина, 2,5% р-р пипольфена;
- гормональные препараты: преднизолон, гидрокортизон;- сердечные гликозиды: 0,06% р-р коргликона или 0,05% р-р строфантина;
| Для оказания неотложной помощи.
| 2,0
|
6. Постоянно наблюдать за состоянием пациента, отделяемого бронхов.
| Приступ заканчивается отделением необильной вязкой стекловидной мокроты.
| 1,0
|
7. После приступа обучить правилам пользования карманным ингалятором.
| При необходимости может самостоятельно применить ингалятор.
| 1,0
|
8. Обучить пациента правилам сбора мокроты для лабораторного исследования.
| В мокроте характерна содержание спиралей Куршмана и кристаллов Шарко-Лейдена.
| 1,0
|
Правила пользования карманным ингалятором (баллончиком)
(к задаче № 6)
Показания: купировать приступ – 0,5 балла
Цель: обучить правилам пользования карманным ингалятором – 0,5 балла
Алгоритм:
| Баллы
|
1.Установить доверительные отношения с пациентом.
| 0,5
|
2.Объяснить ход и цель процедуры.
| 0,5
|
3.Вымыть и осушить руки.
| 0,5
|
4.Снять с баллончика защитный колпачок, повернув баллончик вверх дном.
| 0,5
|
5.Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.
| 0,5
|
6.Сделать глубокий выдох.
| 0,5
|
7.Охватить губами мундштук баллончика, голову слегка запрокинуть назад.
| 1,0
|
8.Сделать вдох и одновременно нажать на дно баллончика: в этот момент выдается доза аэрозоля.
| 1,5
|
9.Задержать дыхание на 5- 10 секунд, затем вынуть мундштук баллончика изо рта и сделать медленный выдох.
| 1,0
|
10.После ингаляции надеть на баллончик защитный колпачок.
| 0,5
|
11.Помните: чем глубже выводится доза аэрозоля, тем он эффективнее.
| 0,5
|
12.Примечание: при введении дозы аэрозоля в нос необходимо помнить, что голова должна быть наклонена к противоположному плечу и запрокинута слегка назад. При введении в правую ноздрю лекарственного средства необходимо прижать левое крыло носа к перегородке.
| 1,5
|
Задача № 7
Пациент 20 лет, доставлен в приемное отделение больницы в бессознательном состоянии. Со слов матери, страдает сахарным диабетом с 5 лет, получает 22 ЕД инсулина в сутки. Ходил в поход на два дня, инъекции инсулина не делал. По возвращении домой жаловался на слабость, сонливость, жажду, потерю аппетита. Вечером потерял сознание.
Объективно: кожные покровы сухие, мускулатура вялая, зрачки сужены, реакция на свет отсутствует, тонус глазных яблок снижен, Пульс 90 в минуту, АД 90/60 мм рт. ст., ЧДД 24 в 1 секунду, в выдыхаемом воздухе запах ацетона.
Задание
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий м/с.
Эталон ответа
1. В результате неправильного поведения больного (отказ от выполнения инъекций инсулина) развилась потеря сознания, связанная с резким повышением сахара в крови, – кетоацидотическая кома.
Информация, позволяющая м/с заподозрить неотложное состояние:
- страдает сахарным диабетом с 5 лет;
- два дня не делал инъекций инсулина;
- до потери сознания беспокоили: слабость, сонливость, жажда, потеря аппетита;
- кожные покровы сухие;
- мышечный тонус снижен;
- тахикардия, АД снижено;
- запах ацетона в выдыхаемом воздухе.
2. Алгоритм действий м/с:
План
| Мотивация
| Баллы
|
Срочно вызвать врача
| С целью окончательной постановки диагноза и назначения лечения
|
|
Срочно вызвать лаборанта
| Для определения уровня глюкозы в крови
|
|
Уложить пациента на бок,
| Предупредив возможное западение языка и асфиксию рвотными массами;
|
|
Приготовить и ввести по назначению врача изотонический раствор хлорида натрия, инсулин
| С целью уменьшения ацидоза и глюкозы в крови
|
|
Контроль пульса, ЧДД, температуры тела
| С целью динамического наблюдения за состоянием больного
|
|
Обеспечить уход за кожей и слизистыми путем обработки их антисептическими растворами
| Во избежание присоединения вторичной инфекции
|
|
Транспортировка пациента в реанимационное отделение
| Для дальнейшего лечения и корректировки уровня сахара в крови
|
|
Подкожное введение лекарств
(к задаче № 7)
Цель: лечебная, введение лекарственных веществ в подкожную клетчатку. Специфическая профилактика некоторых инфекционных заболеваний (профилактические прививки).- 0,3 балла
Оснащение:
- лоток нестерильный - 1 шт., стерильный – 1 шт.
- пинцет анатомический
- стерильные ватные шарики – 5 шт.
- непрокалываемый контейнер - 1 шт.
- емкости для утилизации и дезинфекции шприцев, ватных шариков, перчаток
- нестерильные перчатки
- шприцы одноразовые емкостью 2 мл, игла длиной 20 мм.
- кожный спиртовой антисептик (расход в соответствии с инструкцией к нему) или 70 %
Воспользуйтесь поиском по сайту: