Тема 3. Вывод текста в графическом режиме.
В графическом режиме стандартные процедуры вывода Write и Writeln не работают. Для вывода текстовой информации на графический экран используют две процедуры OutText и OutText xy.
Процедура: OutText (TextString) выводит на экран строку текста начиная с текущего положения графического курсора.
Для закрепления материала предлагается выполнить практическое заданиесоздать сложное графическое изображение с помощью изученных операторов и вывести на экран текстовые надписи.
После прохождения раздела «Графические возможности среды программирования Pascal» учащиеся приобретают следующие знания, умения и навыки:
– владеют знаниями об основных понятиях компьютерной графики, векторном и растровом способах построения изображений;
– имеют представления о способах построения объектов и умеют реализовывать соответствующие алгоритмы на компьютере с помощью языка программирования Pascal;
При проектировании мультимедиа курса учитывались цели и задачи урока, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников.
Учитывая предназначение урока, мультимедиа курс был использован:
– для изучения нового материала, предъявления новой информации;
– для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
– для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;
– для обобщения, систематизации знаний;
– для самостоятельной работы учащихся.
Приведем пример одного план-конспект урока с применением мультимедиа курса в 8-х классах.
Тема урока. Графические режимы программной среды QBasic.
Тип урока: теоретико-практический.
Цели урока:
– познакомить учащихся с инициализацией графического режима программной среды QBasic;
– научить использовать операторы графики для создания рисунков;
– способствовать развитию у учащихся технического, логического и образного мышления, имеющего большое значение в обучении и творчестве;
– развивать творческие возможности и эстетические вкусы учеников при работе над своей программой.
– формировать навыки внимательности, аккуратности и самостоятельности.
Таблица 5
Ход урока
Время
| Действие учителя
| Действие учеников
|
1 мин
| – Здравствуйте! Продолжим изучение среды программирования QBasic. Ранее мы работали только с текстом с текстом в этой среде, а сегодня на уроке начнем знакомство с графическими возможностями языка Basic.
| Ученики записывают тему в тетрадь. И внимательно слушают учителя.
|
3 мин
14 мин
| – С какими видами графики вы знакомы?
(Растровая графика, векторная графика)
– Каковы особенности каждого вида графики?
Изложение нового материала ведётся с помощью мультимедиа курса (Приложение №2).
Содержание:
Экран монитора можно рассматривать как совокупность точек, или их еще называют пикселями. Pixcel – наименьший элемент, который может отобразить дисплей в данном графическом режиме.
Местоположение всех точек на экране образует прямоугольную систему координат из горизонтальных строк по х и вертикальных колонок у.
Количество точек, которое может быть размещено на экране, зависит от разрешающей способности. При средней разрешающей способности горизонтальная строка содержит 320 точек, а вертикальная – 200 точек. Верхняя точка с координатами (0,0), является началом системы координат. Если мы хотим изобразить точку, то надо указать её координаты (x, y).
При загрузке системы QBasic дисплей устанавливается системой в текстовый режим работы. Для задания графического режима работы используется команда Screen N, где N – номер графического режима (таблица режимов).
Так же можно изменить цвет фона при помощи оператора Color, c, где c – номер цвета в палитре (таблица палитры цветов).
Чтобы на экране изобразить точку надо воспользоваться оператором Pset (x, y), c, где: (x, y) – координаты точки на экране, c – номер цвета
Оператор рисующий отрезок Line (x1, y1) – (x2, y2), c, где (x1, y1) – координаты начальной точки отрезка, (x2, y2) – координаты конечной точки отрезка, c – номер цвета линии.
Прямоугольник: Line (x1, y1) – (x2, y2), c, B, где (x1, y1) – координаты начальной точки диагонали прямоугольника, (x2, y2) – координаты конечной точки диагонали прямоугольника. Закрашенный прямоугольник: Line (x1, y1) – (x2, y2), c, BF
Пример 1.
Screen 12
Line (10,10) – (200,10)
Line (10,20)-(200,40),2,B
Line (10,50)-(200,70),2,BF
End.
| Ученики активно участвуют в опросе
Ученики смотрят и слушают, записывают в тетрадь ключевые моменты
|
18 мин
| Задания. Изобразить на экране:
1) Российский флаг, флаг состоит их трех полос, поэтому рисовать их надо, используя оператор вывода закрашенного прямоугольника.
2) Домик с окошечком.
| Ученики пересаживаются за компьютеры, приступают к практическому заданию.
|
4 мин
| – Сегодня мы познакомились, как работать с графикой в QBasic, а именно познакомились с оператором вывода графического режима Screen, с операторами рисования точки, линии и прямоугольника.
Запишите домашнее задание:
1. Выучить операторы графики.
2. Составить программу вывода на экран изображения робота.
| Ученики садятся на свои места, записываю домашнее задание.
|
Приведем пример одного план-конспект урока с применением мультимедиа курса в 10-х классах.
Тема урока. Знакомство с модулем Graph ABC и с некоторыми его командами.
Тип урока: теоретико-практический.
Цели урока:
– познакомить учащихся с инициализацией графического режима программной среды Pascal ABC;
– научить использовать операторы графики для создания рисунков;
– способствовать развитию у учащихся технического, логического и образного мышления, имеющего большое значение в обучении и творчестве;
– развивать творческие возможности и эстетические вкусы учеников при работе над своей программой.
– формировать навыки внимательности, аккуратности и самостоятельности.
Таблица 6
Ход урока
Время
| Действие учителя
| Действие учеников
|
1 мин
| – Здравствуйте! Продолжим изучение среды программирования Pascal ABC. Ранее мы работали только с текстом с текстом в этой среде, а сегодня на уроке начнем знакомство с графическими возможностями языка Pascal ABC.
| Ученики записывают тему в тетрадь. И внимательно слушают учителя.
|
3 мин
14 мин
| – С какими видами графики вы знакомы?
(Растровая графика, векторная графика)
– Каковы особенности каждого вида графики?
Изложение нового материала ведётся с помощью мультимедиа курса (Приложение №2).
Содержание:
При работе в графическом режиме весь экран разбивается на отдельные точки «пиксели». Положение пикселя задается двумя координатами – x и y. Координата x увеличивается слева на право, а координата y – сверху вниз.
Для работы графики, её надо подключить. Для включения графического режима используется процедура uses GraphABC. Модуль Graph содержит процедуры и функции для управления графическим режимом работы экрана. Можно создавать разнообразные графические изображения и выводить на экран текстовые надписи.
Вывод точки осуществляется процедурой PutPixel (x, y, color); где x, y – координаты точки, Color – цвет точки.
Цвет задается символическими константанами.
Для построения отрезков прямых имеется специальная процедура Line (x1, y1, x2, y2); где x1, y1 – координаты начала линии, x2, y2 – координаты конца линии.
Пример программы: изобразить треугольник.
uses GraphABC;
begin
line (40,80,120,80,);
line (120,80,40,20);
line (40,20,40,80);
end.
Для построения прямоугольных фигур имеется процедура Rectangle (x1, y1, x2, y2), где x1, y1– координаты верхнего левого угла,
x2, y2 – координаты нижнего правого угла прямоугольника.
| Ученики активно участвуют в опросе
Ученики смотрят и слушают, записывают в тетрадь ключевые моменты
|
18 мин
| Для закрепления изученного материала выполнить программу, в результате выполнения которой будет нарисован аквариум с рыбкой.
| Ученики пересаживаются за компьютеры, приступают к практическому заданию.
|
4 мин
| – Сегодня мы познакомились, как работать с графикой в Pascal ABC, а именно познакомились с выводом графического режима, с операторами рисования точки, линии и прямоугольника.
Запишите домашнее задание:
3. Выучить операторы графики.
4. Составить программу изображения робота.
| Ученики садятся на свои места, записываю домашнее задание.
|
Экспериментальное внедрение мультимедиа курса в учебный процесс проводилось в период педагогической практики с 2 ноября по 30 ноября 2009 года в школе №26 города Нижнекамска.
Программа проведения опытно-экспериментальной части работы предусматривала три главных этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.
Для сравнительного эксперимента нам потребовалось четыре группы. В качестве этих групп выступили учащиеся 8 «а», 8 «б», 10 «а» и 10 «б» классов.
Учащиеся 8-го «а» (рисунок 17) и 10-го «а» (рисунок 19) класса в количестве 14-ти человек выступили в качестве экспериментальной группы, а учащиеся 8 «б» (рисунок 18) и 10-го «б» (рисунок 20) класса в количестве 14-ти человек выступили в качестве контрольной группы.
На первом этапе, констатирующем, апробации проводилось исследование в виде тестовых заданий, направленное на определение качества знаний учеников по разделам «Графические возможности языка программирования (на примере Basic и Pascal)». Тест состоял из 15 вопросов (Приложение №1), включающий все темы и основные понятия разделов.
Оценим знания учащихся двух групп 8-х классов по критерию Стьюдента [27, c.63].
Таблица 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: