Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Вывод текста в графическом режиме.

В графическом режиме стандартные процедуры вывода Write и Writeln не работают. Для вывода текстовой информации на графический экран используют две процедуры OutText и OutText xy.

Процедура: OutText (TextString) выводит на экран строку текста начиная с текущего положения графического курсора.

Для закрепления материала предлагается выполнить практическое заданиесоздать сложное графическое изображение с помощью изученных операторов и вывести на экран текстовые надписи.

После прохождения раздела «Графические возможности среды программирования Pascal» учащиеся приобретают следующие знания, умения и навыки:

– владеют знаниями об основных понятиях компьютерной графики, векторном и растровом способах построения изображений;

– имеют представления о способах построения объектов и умеют реализовывать соответствующие алгоритмы на компьютере с помощью языка программирования Pascal;

При проектировании мультимедиа курса учитывались цели и задачи урока, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников.

Учитывая предназначение урока, мультимедиа курс был использован:

– для изучения нового материала, предъявления новой информации;

– для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

– для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;

– для обобщения, систематизации знаний;

– для самостоятельной работы учащихся.

Приведем пример одного план-конспект урока с применением мультимедиа курса в 8-х классах.

Тема урока. Графические режимы программной среды QBasic.

Тип урока: теоретико-практический.

Цели урока:

– познакомить учащихся с инициализацией графического режима программной среды QBasic;

– научить использовать операторы графики для создания рисунков;

– способствовать развитию у учащихся технического, логического и образного мышления, имеющего большое значение в обучении и творчестве;

– развивать творческие возможности и эстетические вкусы учеников при работе над своей программой.

– формировать навыки внимательности, аккуратности и самостоятельности.

 

Таблица 5

Ход урока

Время Действие учителя Действие учеников
1 мин – Здравствуйте! Продолжим изучение среды программирования QBasic. Ранее мы работали только с текстом с текстом в этой среде, а сегодня на уроке начнем знакомство с графическими возможностями языка Basic. Ученики записывают тему в тетрадь. И внимательно слушают учителя.
3 мин 14 мин – С какими видами графики вы знакомы? (Растровая графика, векторная графика) – Каковы особенности каждого вида графики? Изложение нового материала ведётся с помощью мультимедиа курса (Приложение №2). Содержание: Экран монитора можно рассматривать как совокупность точек, или их еще называют пикселями. Pixcel – наименьший элемент, который может отобразить дисплей в данном графическом режиме. Местоположение всех точек на экране образует прямоугольную систему координат из горизонтальных строк по х и вертикальных колонок у. Количество точек, которое может быть размещено на экране, зависит от разрешающей способности. При средней разрешающей способности горизонтальная строка содержит 320 точек, а вертикальная – 200 точек. Верхняя точка с координатами (0,0), является началом системы координат. Если мы хотим изобразить точку, то надо указать её координаты (x, y). При загрузке системы QBasic дисплей устанавливается системой в текстовый режим работы. Для задания графического режима работы используется команда Screen N, где N – номер графического режима (таблица режимов). Так же можно изменить цвет фона при помощи оператора Color, c, где c – номер цвета в палитре (таблица палитры цветов). Чтобы на экране изобразить точку надо воспользоваться оператором Pset (x, y), c, где: (x, y) – координаты точки на экране, c – номер цвета Оператор рисующий отрезок Line (x1, y1) – (x2, y2), c, где (x1, y1) – координаты начальной точки отрезка, (x2, y2) – координаты конечной точки отрезка, c – номер цвета линии. Прямоугольник: Line (x1, y1) – (x2, y2), c, B, где (x1, y1) – координаты начальной точки диагонали прямоугольника, (x2, y2) – координаты конечной точки диагонали прямоугольника. Закрашенный прямоугольник: Line (x1, y1) – (x2, y2), c, BF Пример 1. Screen 12 Line (10,10) – (200,10) Line (10,20)-(200,40),2,B Line (10,50)-(200,70),2,BF End. Ученики активно участвуют в опросе   Ученики смотрят и слушают, записывают в тетрадь ключевые моменты
18 мин Задания. Изобразить на экране: 1) Российский флаг, флаг состоит их трех полос, поэтому рисовать их надо, используя оператор вывода закрашенного прямоугольника. 2) Домик с окошечком. Ученики пересаживаются за компьютеры, приступают к практическому заданию.
4 мин – Сегодня мы познакомились, как работать с графикой в QBasic, а именно познакомились с оператором вывода графического режима Screen, с операторами рисования точки, линии и прямоугольника. Запишите домашнее задание: 1. Выучить операторы графики. 2. Составить программу вывода на экран изображения робота. Ученики садятся на свои места, записываю домашнее задание.

 

Приведем пример одного план-конспект урока с применением мультимедиа курса в 10-х классах.

Тема урока. Знакомство с модулем Graph ABC и с некоторыми его командами.

Тип урока: теоретико-практический.

Цели урока:

– познакомить учащихся с инициализацией графического режима программной среды Pascal ABC;

– научить использовать операторы графики для создания рисунков;

– способствовать развитию у учащихся технического, логического и образного мышления, имеющего большое значение в обучении и творчестве;

– развивать творческие возможности и эстетические вкусы учеников при работе над своей программой.

– формировать навыки внимательности, аккуратности и самостоятельности.


Таблица 6

Ход урока

Время Действие учителя Действие учеников
1 мин – Здравствуйте! Продолжим изучение среды программирования Pascal ABC. Ранее мы работали только с текстом с текстом в этой среде, а сегодня на уроке начнем знакомство с графическими возможностями языка Pascal ABC. Ученики записывают тему в тетрадь. И внимательно слушают учителя.
3 мин 14 мин – С какими видами графики вы знакомы? (Растровая графика, векторная графика) – Каковы особенности каждого вида графики? Изложение нового материала ведётся с помощью мультимедиа курса (Приложение №2). Содержание: При работе в графическом режиме весь экран разбивается на отдельные точки «пиксели». Положение пикселя задается двумя координатами – x и y. Координата x увеличивается слева на право, а координата y – сверху вниз. Для работы графики, её надо подключить. Для включения графического режима используется процедура uses GraphABC. Модуль Graph содержит процедуры и функции для управления графическим режимом работы экрана. Можно создавать разнообразные графические изображения и выводить на экран текстовые надписи. Вывод точки осуществляется процедурой PutPixel (x, y, color); где x, y – координаты точки, Color – цвет точки. Цвет задается символическими константанами. Для построения отрезков прямых имеется специальная процедура Line (x1, y1, x2, y2); где x1, y1 – координаты начала линии, x2, y2 – координаты конца линии. Пример программы: изобразить треугольник. uses GraphABC; begin line (40,80,120,80,); line (120,80,40,20); line (40,20,40,80); end. Для построения прямоугольных фигур имеется процедура Rectangle (x1, y1, x2, y2), где x1, y1– координаты верхнего левого угла, x2, y2 – координаты нижнего правого угла прямоугольника. Ученики активно участвуют в опросе   Ученики смотрят и слушают, записывают в тетрадь ключевые моменты
18 мин Для закрепления изученного материала выполнить программу, в результате выполнения которой будет нарисован аквариум с рыбкой.   Ученики пересаживаются за компьютеры, приступают к практическому заданию.
4 мин – Сегодня мы познакомились, как работать с графикой в Pascal ABC, а именно познакомились с выводом графического режима, с операторами рисования точки, линии и прямоугольника. Запишите домашнее задание: 3. Выучить операторы графики. 4. Составить программу изображения робота. Ученики садятся на свои места, записываю домашнее задание.

 

Экспериментальное внедрение мультимедиа курса в учебный процесс проводилось в период педагогической практики с 2 ноября по 30 ноября 2009 года в школе №26 города Нижнекамска.

Программа проведения опытно-экспериментальной части работы предусматривала три главных этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.

Для сравнительного эксперимента нам потребовалось четыре группы. В качестве этих групп выступили учащиеся 8 «а», 8 «б», 10 «а» и 10 «б» классов.

Учащиеся 8-го «а» (рисунок 17) и 10-го «а» (рисунок 19) класса в количестве 14-ти человек выступили в качестве экспериментальной группы, а учащиеся 8 «б» (рисунок 18) и 10-го «б» (рисунок 20) класса в количестве 14-ти человек выступили в качестве контрольной группы.

На первом этапе, констатирующем, апробации проводилось исследование в виде тестовых заданий, направленное на определение качества знаний учеников по разделам «Графические возможности языка программирования (на примере Basic и Pascal)». Тест состоял из 15 вопросов (Приложение №1), включающий все темы и основные понятия разделов.

Оценим знания учащихся двух групп 8-х классов по критерию Стьюдента [27, c.63].

 

Таблица 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...