Работа по оформлению документации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию. Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руководитель использует диагностические методы исследования учащихся и всего коллектива, он должен составить документ – характеристику школьника. Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника представляет собой: Характеристика ученика________ класса________ школы________ города________ 1. Общие сведения о школьнике: - возраст, физическое развитие, состояние здоровья; - условия жизни и быта в семье, состав семьи, занятия родителей; - наиболее важные факты биографии, которые могли повлиять на развитие учащегося. 2. Направленность личности: - общая направленность личности (личная, общественная, деловая); - нравственное развитие ученика, взгляды и убеждения, стремления, мечты. 3. Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы: - волевые черты характера; - проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности. 4. Способности и особенности познавательной деятельности: - учение и деятельности; - особенности восприятия внимания школьника, наблюдательность; - развитие образного и абстрактного мышления. 5. Педагогические выводы и рекомендации. 6. Анализ семейных взаимоотношений. (Примечание 4.). Кроме составления характеристики конкретного школьника, классный руководитель составляет характеристику всего класса: - сколько отличников; - кто входит в актив класса; - сколько детей в основной группе, а сколько в специальной;
- есть ли дети из неполных семей; - общая оценка класса (сильный, средний, слабый). Также в обязанность классного руководителя входит проверка дневников учащихся. Схема изучения дневников учащихся: 1. Внешний вид дневников (правильность заполнения паспорта и других реквизитов дневников, культура ведения дневника, чистота и аккуратность, грамотность записей в дневниках.). 2. Полнота записей домашних заданий у всех учащихся по всем предметам. 3. Оперативность выставления оценок в дневнике учащихся за письменные работы, устные ответы. 4. Соответствие оценок в классном журнале и в дневниках учащихся. 5. Учет и регистрация в дневниках пропусков занятий и опозданий учащихся. (16, с. 27.). Следующий документ, с которым работает классный руководитель - это классный журнал. Схема изучения классного журнала: - внешнее оформление, культура и правильность ведения журнала. Заполнение всех реквизитов журнала; - выполнение практической части программы: экскурсии, предметные уроки, творческие, лабораторно-практические работы, демонстрации, опыты и т.п. - система письменных работ и выставления оценок; - учет посещаемости уроков, занятий; - объем, характер, дифференциация домашних заданий; - система проверки знаний учащихся (текущий учет знаний, умений, навыков; тематический учет, накопляемость оценок; контроль за знаниями неуспевающих, второгодников); - правильность оформлений записей в журнале о пройденном на уроке. Основной же задачей классного руководителя является составление плана воспитательной работы. Он содержит следующие пункты: 1. Характеристика класса. 2. Воспитательные задачи на определенный период, соответствующие возрасту и характеристике данного класса. 3. Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице).
4. Работа с учителями-предметниками, работающими в классе, со школьным психологом, возможно с социальным педагогом. 5. Работа с родителями учащихся. Заключение
И так, мы проследили основные направления работы классного руководителя и доказали как велика его роль в жизни каждого ученика. От эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности. Но меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении проблем. В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают, воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следует и изменение системы работы. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений. Многие классные руководители говорят о расширении диапазона своей сегодняшней деятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детских организаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а также того, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными и для многих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны. Возникший вакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классного руководителя. Причем внимания требуют не только малыши и подростки, но и старшие школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни.
Но есть одна очень важная проблема – это низкая заработная плата учителей, что снижает стремление учителей к реализации своих целей. Несмотря на это хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни. Таким образом, не все классные руководители пессимистически относятся к своей деятельности, и многие являются для своих учеников как бы приемными родителями. Список литературы
1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с. 2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984. – 271 с. 3. Вульфов Б.З. делать маленькое дело с большой любовью // Социальный работник. – 1992. – № 1. 4. Ганекин Ш.И. Классный наставник и его воспитательная работа // Классный руководитель: сборник статей. – 1939. – 109 с. 5. Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с. 6. Документация школы № 32 г. Пензы. 7. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с. 8. Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области // Ярославский педагогический вестник. – 1997. – № 3. 9. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980. – 117 с.
10. Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985. 11. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с. 12. Литаварова Н. Внученко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителей и родителей и основные пути их разрешения // Воспитание школьников. – 2003. – № 1. 13. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с. 14. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Соч. Том VI. – М., 1982. – 280 с. 15. Минтоян П.Ф. Потребительское поведение семьи. – М., 1990. – 140 с. 16. Педагогическая практика. Методические рекомендации для студентов и преподавателей. Вып. 2. – Пенза: ПГПУ, 2000. – 46 с. 17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов. – М., 2000. Кн. 2. Процесс воспитания. – 340 с. 18. Рожков М.И. и др. Индивидуальный стиль деятельности учителя: Диагностика и формирование. Методические рекомендации. – Ярославль, 1995. – 280 с. 19. Рожков М.И. и др. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2001. – 256 с. 20. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – № 7. 21. Тимофеева И. Школьный консилиум // Воспитание школьников. – 2002. – № 2. 22. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с. 23. Шереги Ф.Э. Хорчева В.Г. Сериков В.В. Социология образования. – М., 1997. – 330 с. 24. Шандин В.В. Методические рекомендации по проведению родительских собраний // Воспитание школьников. – 2002. – № 9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|