Особенности школьного туризма
В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны - участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому. Для детей туризм - способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенною образа жизни. А для учителей он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. И те и другие понимают, что туризм не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между «делом и потехой». Однако, учитывая разность отношения к туризму, надо знать, что своих целей в туристской работе учитель постигнет быстрее и легче только при условии удовлетворения интересов детей, которые он должен понять и принять, несмотря на то, что они на первых порах, как правило, весьма примитивны (не вписываются и педагогические требования, нравственные установки). Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку. Мало сказать полезен - он необходим каждой разминающейся личности, ибо, как сказал Гете, - «Без странствований не создается ни одна индивидуальность». Отсюда возникает императив: каждому учащемуся независимо от его склонностей, желаний, увлечений школа за годы учебы должна дать некоторую порцию туризма. Независимо от подхода к туризму администрации и учителей в школе всегда есть некоторое количество детей, которые в потенциале имеют особый, повышенный интерес к туризму, для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени.
Школа не должна оставить без внимания и этих детей, она должна удовлетворить их особый интерес к туризму - создать для них кружки, секции, клубы юных путешественников. Таким образом, в школе фактически должно быть два туризма: один как обязательный для всех классов («классный туризм»), но минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, - как занятия в кружках по интересам («кружковый туризм»). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий (дел), глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм. Четкое понимание бифуркации (разделения на две равноценные части, вида, направления) туризма в школе необходимо работникам школ, внешкольных учреждений, управленческих структур, так как только при этом возможно целесообразное, педагогически грамотное применение различных форм и норм туризма к разным контингентам детей. Непонимание бифуркации туризма нанесет ущерб делу. Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение выражению «туристско-краеведческая работа в школе» (ТКР). Туризм, как все на снеге, требует труда. Следовательно, и у туризма есть две стороны - «производство» и «потребление». Потребительским содержанием туризма является все то, что он дает (может дать) человеку - тот ожидаемый результат, ради которого человек вступает на туристскую тропу. Эту «потребительскую корзину» туризма составляют: а) радостные переживания (эмоциональность); б) любопытная, полезная информация (познавательность); в) укрепление здоровья, г) физическое развитие; д) яркие впечатления (восприятие); е) разного рода полезные умения, навыки.
Педагогика, школа, учитель должны подходить к потребительским свойствам туризма диалектически - брать в свой арсенал весь комплекс их и делать дело с учетом постепенного развития, углубления интересов детей, не навязывая им свое понимание потребительских свойств туризма. «Производство» туризма - это вся та многообразная работа, которую должен сделать человек, чтобы получить удовольствие от туризма. «Производство» для туриста не цель, а лишь средство, то есть как бы «нежелательная» часть предприятия. И тут потенциальным туристам на помощь приходит коммерческая туристская сфера, которая берет на себя заботы по «производству» - так называемый плановый туризм. За соответствующую плату он обеспечивает все, что нужно. Однако само производство» туризма обладает огромным педагогическим потенциалом. Поэтому для школы «производство» туризма не менее значимо, чем «потребление». Поэтому плановый туризм для школы значительно менее целесообразен, чем туризм самодеятельный. Помимо потребительского, школьный туризм имеет и педагогическое содержание. Оно заключается в его свойствах, дающих в руки учителя инструмент разностороннего воздействия на воспитанников. Сюда, во-первых, отнесем совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника, которые дает туризм. В походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там - быт, труд, преодоление трудностей и лишений, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность - все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает. А доскональное знание воспитателем своих подопечных - непременное условие хорошей работы. Во-вторых, туризм - отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени. И, в-третьих, если школа полномасштабно использует не только «потребление», но и «производство» туризма, то она получает возможность построить педагогический процесс на самой эффективной методике - коллективной творческой деятельности. Но это возможно лишь при условии приоритета самодеятельного туризма но отношению к плановому. Содержание ТКР в школе будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся эта работа построена на самоорганизации, то есть когда дети потребляют то, что сами производят.
Туристская работа (занятия туризмом) очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи. В использовании форм ТКР отражается бифуркация туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, одно-двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.). Однако доминантой среди форм ТКР в школе является туристский поход, так как только походы в их собственном разнообразии видов обладают наиболее широким набором потребительских свойств и с педагогической точки зрения являются наиболее комплексным средством воспитательного воздействия. Только в этой форме ТКР наиболее полно реализуется то, что может извлечь из нее и школьник и педагог. Обязательной чертой всякого туристского похода является перемещение человека (группы) активным способом, то есть с помощью своей мускульной силы. Поход - ключевая форма ТКР. Без походов нет туризма в школе, и ничто другое не может служить их заменой. Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: «Туризм - это краеведение, но краеведение - это не туризм». Для организованного, культурного туризма прохождение намеченного маршрута является приоритетным. А для краеведения маршрут и способ передвижения не самоценны.
Для экологического воспитания характерно многоцелье, разнообразие форм и «завтрашних радостей». И это необходимо сохранять как в работе в целом, так и, в частности, для ее доминанты - похода. Не зря туристско-экологическую форму работы с детьми называют самым комплексным видом внеклассной воспитательной работы. Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм туристских занятий детей, так как только при этом можно полнее удовлетворить разнообразные интересы детей, вовлечь наибольшее их количество в туризм, построить в школе так называемую систему ТКР. То же и в отношении походов: выделяя одну цель-задачу как главную, нельзя превращать её в единственную, нельзя упускать из виду другие цели. Это разрушило бы поход как педагогический комплекс, позволяющий разносторонне влиять на развитие ребенка. Потребительскую и педагогическую ценность туристского похода можно повысить только за счет наполнения его содержания разнообразными слагаемыми, а не путем усложнения отдельных компонентов за счет опущения других. Представляется очевидным, что туризм в системе внеурочной экологического воспитания должен культивироваться абсолютно в каждой школе. Сошлюсь на авторитет доктора педагогических наук В.М. Коротова, на его тезис: «Школа, в которой не ведется туристско-краеведческая работа с учащимися, - это школа не современная, ущербная». Каково должно быть количество туризма в школе? Два определенных заключения можно сделать как бесспорные: ) количество должно определяться с учетом бифуркации, то есть быть различным для ребят, занимающихся в туристских кружках и для остальной массы учащихся - для классного туризма; ) каждая школа должна сама для себя определять количественную сторону туризма (и по количеству собственно походов. и по разнообразию культивируемых форм этой работы) с учетом трех таких условий: педагогической целесообразности; ученической потребности; учительской возможности. Системное состояние туризма в школе характеризуется всеохватностью, регулярностью, бифуркацией, разнообразием форм и видов и самоорганизацией. Но оно никак не регламентирует его количественную сторону. Приемлемыми для всех школ страны, вероятно, могут быть нормы количества туризма в классах, содержащиеся в Положении о ТКР в школе, а именно - по 2-3 похода в год. При этой норме каждый ученик за время обучения в школе поучаствует в 27 одно-двухдневных походах. Такие нормы, может быть, чуть ниже возможных, но они средние и реально достижимые школой.
Объективно педагогический потенциал школьного туризма весьма велик. Однако на деле коэффициент полезного педагогического действия его зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов, учителей, от их понимания, умения и опыта и этой области. В ретроспективе школа использовала далеко не весь воспитательный потенциал туризма. На практике и сейчас наблюдается много отклонений от оптимального для целей педагогики его использования. Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые обосновывались тем, что дают детям большой объем полезной информации и содействуют интернациональному воспитанию. Но при этом никак не использовался оздоровительный фактор туризма, его влияние на физическое и нравственное воспитание школьников. Значительное распространение получил и перегиб в сторону излишней спортивности туризма. Отдельные энтузиасты такого подхода к туризму допускают завышение спортивно-технической сложности походов (особенно по части веревок), устраивают «гонки» на маршруте, перегружают их количеством естественных препятствий. То же наблюдается при проведении соревнований юных туристов. Нередко такое увлечение спортивностью реализуется за счет снижения познавательного наполнения походов. Снижает педагогическую значимость туризма и чрезмерная опека ребят в походе, когда учительница сама решает, по какому азимуту двигаться, какую кашу варить - вообще все вопросы жизни группы. Нередко учительница в походе сама варит пишу. сама раскладывает ее по мискам, ставит палатку, укладывает за ленивого его рюкзак, моет посуду и т.п. Такая заботливость и такое недоверие детям оборачиваются жирным педагогическим минусом в части привития школьникам разнообразных полезных навыков, воспитания трудолюбия, формировании философии труженика. Еще одно отклонение - стремление к избыточной комфортности. Оно проявляется и в стремлении избежать активных форм перемещений, и в кулинарных излишествах походной кухни, и в перегрузке рюкзаков обилием предметов снаряжения, и в обеспечении слетов, турлагерей электроосвещением, телевидением, концертами профессиональных артистов, торговлей деликатесами и т.п. Таким образом, школьный туризм сохраняет или теряет свои качества в зависимости от точки зрения учителя, от его подхода к туризму (его личной «концепции» школьного туризма). Чтобы избежать потерь, уменьшить их, надо коллективно выработать и внедрить в сознание учителей единый научно обоснованный подход к школьному туризму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|