Психологическая подготовка спасателей как основа для формирования психологической устойчивости.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ»
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Тема: «Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях» Выполнил: Распопов Алексей Витальевич (Фамилия Имя Отчество) (подпись) Группа 537 Специальность 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях Руководитель: Шилин Александр Павлович __________ (Фамилия Имя Отчество) (подпись)
САНКТ–ПЕТЕРБУРГ Оглавление Введение. 3 1.Психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и пути повышения ее эффективности. 4 1.2 Психологическая подготовка спасателей как основа для формирования психологической устойчивости. 5 3.Психологическая модель чрезвычайной ситуации. 7 4.Специальная психологическая подготовка спасателей. 8 5.Индивидуальный подход к психологической подготовке спасателей. 9 6.Требования к уровню психологических знаний спасателя. 16 Заключение. 19 Список использованной литературы.. 20
Введение В профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля трагические события превращаются в непрерывную цепочку стресс-факторов, связанных с различными ежедневными переживаниями: личной опасностью для жизни и здоровья, информационной перегрузкой в условиях дефицита времени, напряженным режимом труда, внезапностью возникновения экстремальной ситуации. Особо тяжелыми и разрушительными по своим последствиям для психики сотрудников МЧС России является гибель товарища по службе, смерть человека. Каждый пожар, катастрофа, каждый погибший человек, возвращает к мысли о своих близких, родных, детях. Способность сохранять спокойствие, умение принимать верные решения, контролировать свое поведение и целенаправленно действовать, даже в самых сложных условиях являются основными факторами выживания для сотрудников.
Профессия спасателя сопряжена с действием различных стрессогенных факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстроменяющихся ситуаций, напряженная работа внимания, работа с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требует мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач. Спасатель выполняет свои профессиональные обязанности, находясь в постоянном контакте с людьми, находящимися в стрессовой ситуации, коллегами, часто с минимальным опытом работы, представителями взаимодействующих органов и служб. Подобные ситуации создают условия для возникновения напряженности, нарушения эмоционального равновесия. Все это зачастую приводит к рассеиванию внимания, переносу его на внутренние процессы и состояния, снижению боевой готовности к немедленному действию и негативно влияет на выполнение служебных задач. На сегодняшний день чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия оставляют после себя огромное количество пострадавших - физически, материально, психологически.
Опыт проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ показывает, что при любой подготовке спасателей сил РСЧС, каким бы умелым не было руководство их действиями, спасатели не всегда выдерживают те психические нагрузки, которым они подвергаются. Масштабы психогенных потерь сотрудников МЧС России вследствие действия психотравмирующих факторов (последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий) превышают объем их физических потерь.
1.Психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и пути повышения ее эффективности
Психологическая подготовка - это комплекс специальных мероприятии, органически включенных в систему профессиональной учебы и всей спасательной службы. Посредством их достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами профессионального мастерства и реальными психологическими требованиями проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи: · способствовать быстрой адаптации спасателей к обстановке в зоне чрезвычайной ситуации; · формирование у спасателей представлений о характере подготовки и проведения АСДНР; · формирование у спасателей психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях; · развитие у личного состава спасательных формирований устойчивых навыков владения спасательной техникой и инструментом в различных видах ЛСДНР; · формирование и развитие профессионально важных качеств у спасателей; · оказание психологической поддержки спасателям во время работы в экстремальных условиях (при отсутствии психологов и медиков); · восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания
Психологическая подготовка спасателей как основа для формирования психологической устойчивости.
В результате психологической подготовки у сотрудников МЧС России заблаговременно, еще в ходе повседневной деятельности, должна быть сформулирована психологическая устойчивость (подготовленность), то есть система психологических качеств, определяющих потенциальную возможность спасателей преодолевать трудности и успешно проводить аварийно-спасательные работы. Непосредственно перед выполнением поставленной задачи в процессе психологической подготовки у сотрудников МЧС России должно быть сформировано состояние психологической готовности, то есть настроенности и мобилизованности психики на преодоление предстоящих трудностей служебной деятельности, обеспечивающих успешность достижения цели.
- Создание условий внезапности, неопределенности, дефицита информации и времени, высокого темпа действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совмещать несколько видов деятельности одновременно и других психогенных факторов, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решений; - Воздействие криками, воплями, стонами; - Имитация результатов землетрясений и др. путем размещения на нем муляжей - Требование действовать быстрее, постоянно докладывать об обстановке; - Проведение занятий в неблагоприятных погодных условиях, продолжительные действия без сна; - Совершение длительных маршей в сложных условиях; - Введение отказов в действии техники и приборов; - Широкое применение инженерных заграждений;
3.Психологическая модель чрезвычайной ситуации Передовой опыт показывает, что психологическая модель чрезвычайной ситуации создается путем: - Использования различных средств имитации (учебные имитаторы, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси и т.д.); трансляция записи стонов, воплей и др.; - Создания пожаров, макетов разрушенных зданий, размещения поврежденной техники, создания всевозможных инженерных заграждений и препятствий, проволочных и малозаметных заграждений, рвов, ловушек, завалов, баррикад, разрушенных участков дорог и мостов и др. Умелое, продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реально смоделировать отдельные элементы проведения аварийно-спасательных работ, а, следовательно, решать задачи психологической подготовки.
4.Специальная психологическая подготовка спасателей Постоянное пребывание спасателей в ситуациях опасности, актуализация необходимых психических качеств личности формирует многочисленные модели поведения в условиях ЧС. Личный состав должен владеть простейшими приемами разрядки напряженности, психической саморегуляции и волевой мобилизации, восстановления психических и физических сил, снятие угнетающего воздействия возможных неудач.
Специальная психологическая подготовка предполагает: - Адаптацию психики спасателя к факторам обстановки ЧС - Формирование способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам ЧС. - Приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и выработку на этой основе психологической устойчивости. - Выполнение задач в условиях дефицита времени. - Необходимость принятия самостоятельных ответственных решений в экстремальных условиях и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|