Дидактическая цель: формирование знаний у студентов художественно-эстетической развивающей среде ДОУ; выявление уровня сформированности знаний о самостоятельной художественно-творческой деятельности детей
Дидактические задачи: 1. студент знает основные понятия по теме: среда развития ребенка, эстетическая среда образовательного учреждения;
2. студент имеет представления о том, как оформляются помещения детского сада;
3. студент знает основные понятия и методику организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.
Воспитательная цель: воспитание ответственности и активности при решение поставленных задач.
Воспитательная задача: 1. студент проявляет интерес к изучению нового материала;
2. воспитание культуры общения;
3. студент внимательно слушает, не перебивает товарищей, дополняет.
Развивающая цель: развитие словесно-логического мышления и ответственности у студентов.
Развивающая задача: 1. студент активно включается в деятельность;
2. студент внимательно слушает;
3. студент отвечает на поставленные вопросы.
Этапы и дозировка
Методы, приемы, средства
Содержание урока
Действие студентов
Вводная
часть
(5 мин.)
Приветствие
Фиксация отсутствующих
Здравствуйте, студенты! Присаживайтесь.
Вначале проверим отсутствующих. Дежурный, скажите кого сегодня нет.
Я вижу, что у вас хорошее настроение, надеюсь, наше занятие пройдет живо и интересно.
Сегодня мы с вами вначале проверим, как вы усвоили прошлую тему «Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей», потом перейдем к изучению новой темы.
Приветствую
Называют список отсутствующих
Основная
часть
(80 мин.)
Создание мотивации к учебной деятельно-
ти.
Раздает контрольную и листочки.
Наблюде-
ние за студентами
Объяснение
На доске тема и план урока.
Объяснения.
Пояснения.
Ксерокопия
Показ слайдов.
Показ слайдов
Объяснения.
Показ слайдов
Объяснения.
Показ слайдов
Объяснения.
Показ слайдов
Объяснения.
Показ слайдов
Объяснения.
Показ слайдов
Показ слайдов
Показ слайдов
Показ слайдов
Показ слайдов
Объяснения.
Показ слайдов
Показ слайдов
Показ слайдов
Показ слайдов
Объяснения.
Показ слайдов
Объяснения.
Вопросы
Приступим к занятию. Вам было заданно проанализировать на отдельном листочке уголок творчества в вашей группе, передайте вперед листочки. Также вам было заданно повторить пройденный материал. Вначале мы напишем контрольную работу небольшую, потом поговорим немного устно. Подготовьтесь немного к контрольной работе. На это вам дается 5 минут.
Тетради кладем на край стола, берем листочки, записываем свой вариант, свою фамилию. На задание вам дается 10 минут. Можете отвечать не по порядку.
Никуда не подсматриваем, отвечаем своими словами. Если не можете ответить, пропускайте.
Осталось 2 минуты, поторапливайтесь.
Сдаем листочки. Никто не забыл подписать? Оценки узнаете на следующем занятии.
Сейчас мы поговорим устно.
Каждый из вас будет брать по одному вопросу и отвечать. Вопросы не трудные.
Молодцы, хорошо отвечали.
Приступим к изучению новой темы.
В детском саду немаловажное значение имеет предметная среда, та среда, которая окружает детей. У ребенка формируется эстетический вкус, ребенок развивается в ней. Давайте поговорим о том, как организовывать эту среду.
Открываем тетради. Записываем тему и план урока. Они записаны на доске.
Художественно-эстетическая развивающая среда ДОУ.
1. Значение предметно-развивающей среды для развития детей.
2. Эстетика быта и основные правила её организации.
3. Зависимость художественного оформления детского сада от функционального назначения помещения.
1. Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда. В образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает, успешно развивается. Создание уютного и красивого интерьера в детском саду, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.
Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Эстетическая среда образовательного учреждения – это педагогически организованная микросреда, обладающая высоким уровнем развития эстетической культуры, гибкой динамикой развития, предоставляющая большие возможности на воздействие творческой мотивации субъекта.
Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении.
Эстетическая среда дошкольного учебного заведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период дошкольного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность.
Художественно-эстетическая среда в дошкольном учебном заведении выполняет следующие функции:
· обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру;
· влияет на интеллектуально-эстетическое развитие ребенка;
· предоставляет возможности для самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности;
· целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус;
· гармонизирует отношения с социумом.
Итак, мы поговорили о понятии развивающей среды, но важное значение имеет то, как организовать эту среду.
2.
Существуют принципы организации предметно-развивающей с реды. Вы их, скорее всего проходили по дошкольной педагогике. Сейчас я раздам вам принципы, предложенные разными авторами. Просмотрите, скажите, чем они отличаются. Эти принципы вы оставьте себе.
Большое внимание в дошкольных учреждениях уделяется эстетике быта. Каждая деталь оформления детского сада — цвет стен, мебели, штор, расположение картин и скульптур, размещение растений, одежда детей и взрослых — все это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений.
Оформление дошкольных учреждений выдерживается в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели и других предметов, комплектность мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства, озеленение интерьеров. Основные компоненты эстетики быта:1)Архитектурно-планировочная структура зданий, помещений и участка детского сада.Конструкция и форма помещений строится по типовым и индивидуальным проектам. Более эффективны одно- и двухэтажные здания дошкольных учреждений, чем трехэтажные. В некоторых районах используются плоские крыши для приема детьми солнечных и воздушных ванн.
2)Освещение и цветовая отделка помещений и участка.
Эстетические качества оформления детского сада особенно отчетливо проявляются во взаимосвязи цветового решения и освещения. Цветовое оформление подбирается в соответствии с особенностями цветовидения и цветовосприятия детей, назначением помещения и условиями его эксплуатации. Известно, что теплые и насыщенные цвета как бы приближают, сдвигают границы пространства, в котором мы находимся, в то время как холодные и осветленные тона удаляют их и раздвигают, увеличивают объем того же интерьера. В практике используются приемы контрастных цветовых сочетаний и сближенных тонов. Приемы контрастных цветовых сочетаний применяется в случаях, когда внимание должно акцентироваться на каком-то объекте, фрагменте, детали интерьера; этим приемом художники-оформители пользуются при окраске вестибюлей, коридоров и других переходных помещений. Сближенные цветосочетания применяются в отделке помещений для постоянного пребывания детей. Всегда красивы соотношения цветных тонов с ахроматическими (белый, черный, оттенки серого). Режим освещения детского сада, его характер (солнечное или искусственное: люминесцентные лампы или лампы накаливания), интенсивность и направленность светового потока, внешний вид окон, светильников и занавесей — все это определяет условия эстетического оформления помещений. В детском саду применяется фронтальное равномерное освещение. Однако такое инертное, бестеневое освещение, очень важное для здоровья малышей, не вызывает у детей эстетического чувства. Наблюдения показывают, что направленное освещение создает зону эмоционального притяжения, привлекает интерес ребенка к освещенному объекту. Дополнительное освещение учебной доски, уголка природы, зон самостоятельной художественной деятельности и т. д., их высветление в ненастье и зимнее время способствует оптимизации педагогического процесса, благотворно влияет на детей. В декоративных целях проводится подсвечивание выставок детского творчества, озеленения в интерьере. Хорошо использовать вид из окна: в этом случае занавеси подбираются так, чтобы картина природы предстала перед детьми во всей своей красе.
3.комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств
Большое значение для оформления детского сада имеет подбор мебели. По конструктивным признакам различают мебель сборно-разборную:, корпусную, трансформируемую и складируемую. По композиционным особенностям мебельное оборудование может быть напольное и настенное, автономного и встроенного типа. Мебель для детского сада выполняется из древесины (столярная, гнутая, прессованная) с деталями из металла и пластика. Она должна быть прочна, легка, красива, иметь четкие формы с закругленными углами и отделана пластиком или нитроэмалями. Нужно стремиться к тому, чтобы оборудовать детский сад комплектной мебелью. Встроенное оборудование увеличивает полезные емкости и площадь для подвижных игр детей, улучшает санитарно-гигиенические условия, придает помещению опрятный и привлекательный вид, создает условия для системного использования дидактического материала и игрушек. Встроенное шкафное оборудование может иметь дополнительные конструкции полок, столов, скамеек, мольбертов, кроватей и т. п. (откидные, выдвижные, раскладные).
4.природа (живая и неживая) и озеленение В художественном оформлении детского сада используются и растения. При этом учитываются следующие условия: с одной стороны, они должны гармонировать с общим интерьером, с другой — получать необходимые им свет и тепло. Особенно красивы при оформлении помещений вьющиеся и ампельные цветущие растения. В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, приучают к активной деятельности, умению создавать красивое самому. Эстетическую радость переживают дети, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью любуясь плодами своего труда. 5.произведения искусства в интерьере и на участке.
В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов и жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература и т. д.)
Всякое произведение изобразительного искусства не столько украшение детского сада, сколько средство эстетического воспитания детей.
Наряду с живописью в детском саду широкое применение находит графика — настенный эстамп и книжная иллюстрация. Декоративное оформление детской книги делает ее предметом искусства, помогая детям проникать глубже в содержание литературного произведения. Шире следует распространять в детских садах произведения малой скульптуры (изделия из фарфора, гипса, дерева, обожженной глины, штампованной пластмассы). Лучшие образцы детской игрушки также являются произведениями искусства и могут использоваться в качестве украшения (например, такие, как дымковские, богородские и др.). 6.творческие работы воспитателей и детей.
Итак, мы поговорили об правилах организации эстетической среды, но так же важно знать об оформлении отдельных помещений детского сада. Приступим к изучению третьего вопроса.
3.Зависимость художественного оформления детского сада от функционального назначения помещения
Руководствуясь общими принципами оформления детского сада, заведующий учитывает особенности отдельных помещений (их назначение, размер, расположение в здании и т. д.). Прежде всего необходимо позаботиться о правильном оформлении групповой ячейки (раздевальная, групповая, спальная, умывальная). Интерьер раздевальной функционален, так как площадь ее сравнительно мала, а пропускная способность велика. Внешний вид ее прост, декоративен. Окраска стен насыщеннее окраски стен групповой, но в каждом случае она выбирается особо, с учетом смены цветоощущений при переходе из смежных помещений (лестница, групповая). Интерьер можно украсить произведениями искусства, фотографиями детей, растениями. Цветовой ритм раздевальной во многом зависит от окраски дверок, шкафов, скамеек, занавесей. Групповая комната является основным помещением детского сада. Правильному размещению оборудования, особенно в групповой универсального назначения, помогает зонирование в соответствии с процессами еды, сна, игр, занятий и т. д. Цветовое решение стен групповой может быть одно- и двухцветным. В целом колорит помещений групповых для малышей выдерживается в спокойных, теплых цветосочетаниях стен и пола. Для детей среднего и старшего возраста приняты более сдержанные, но свежие оттенки. Стена, на которой размещается дидактическое оборудование, может быть окрашена в более насыщенный тон, нейтральный по отношению к экспозиционному материалу. Обычные шкафы для игрушек компонуют секционно, так как это позволяет устраивать между ними дополнительные полки и ниши и улучшает внешний вид помещения. С помощью шкафов можно создать зоны для разных видов детской деятельности. Использовать в групповых комнатах росписи, мозаику и другие монументальные настенные композиции нецелесообразно, лучше иметь качественный сменяемый материал, оригинально оформленные работы детей и взрослых. Игровая зона для малышей устраивается в хорошо освещенных, теплых участках комнаты; она может быть приподнята на подиуме. В игровых уголках на уровне стоящего ребенка стены можно оклеить цветным линкрустом, пластиковой пленкой или влагостойкими обоями с нарядным рисунком.
При оформлении спальных комнат особую роль играет мягкое полурассеянное освещение и цветовая отделка. Цвет пола, заставленного кроватками, может быть намного плотнее окраски стен и цвета занавесей (шоколадные, вишневые, терракотовые, горчичные, темно-синие, темно-зеленые, темно-серые тона). При окраске стен добавляют серые тона, что придает им мягкость, бархатистость. Цвет и плотность занавесей подбираются с учетом того эффекта, который они дают при зашторивании окон. Размещать в спальне настенные росписи, монументальные композиции, картины и эстампы не следует. Умывальная комната в групповой ячейке детского сада - один из участков высокой культуры быта. Интерьер умывальной комнаты играет большую роль в воспитании у детей любви к чистоте, порядку, аккуратности, в формировании навыков личной гигиены, эстетического отношения к окружающему. Хорошая освещенность, вентиляция, влагостойкость отделки, безопасность оборудования, абсолютная чистота — это нормативные требования. Кроме них, при оформлении умывальной нужно учесть следующее. Дети не любят белый цвет, в интерьер умывальной комнаты для детей поэтому по возможности следует включать цветовые акценты. Это может быть контрастная окраска стены, нарядный ламбрекен, кафель с рисунком, яркие детали сантехнического оборудования или ярко окрашенные ячейки шкафа для полотенец. Подходящим будет тот колорит, который гармонирует с водой, создает ощущение воздуха, чистоты, свежести.. 3алом в детских садах служит одно универсальное помещение, где дети получают музыкальную, ритмическую и физическую подготовку, где проходят праздничные утренники и собрания. При входе в зал сразу должно быть ясно, где его центральная стена: на ней обычно размещается праздничное убранство. Эта стена должна быть хорошо освещена и по возможности не иметь отвлекающих внимание деталей. По периметру свободных стен зала нужно установить карнизы, а над центральной — «колосник» из 2—3 карнизов для подвеса более сложных декораций. Всегда украшают зал цветы, зелень. Иногда оборудование убирается во встроенный шкаф, где можно хранить также музыкальные пособия, аппаратуру ТСО. Важным условием цветового решения зала является своеобразие, неповторимость его окраски по сравнению с другими помещениями детского сада. Учитывая колорит праздничного оформления, здесь не следует вводить много красного цвета. В зале возможны и желательны композиции, выполненные средствами монументально-декоративного искусства. Это может быть мозаика, керамические рельефы, композиции из цветного и черного металла в сочетании с фактурно обработанной древесиной, гобелен или другие изделия ковроткачества. Эти композиции лучше располагать на боковых стенах. Кабинет заведующего решается как интерьер общественного учреждения, но в то же время и как персональное помещение, намного индивидуальнее остальных. Стиль его оформления — строгий, благородный. Мебель (светлая или темная, полированная или матовая) подбирается так, чтобы не перегружать комнату: письменный стол, шкаф, стулья для посетителей. Шторы могут быть с элементами ручной вышивки, ажурно-плетеные, расписные. Атмосферу делового комфорта дополняют палас, цветы на столе и вьющиеся растения на стенах. Эстетика внешнего вида методического кабинета определяется грамотным размещением дидактического и вспомогательного оборудования для успешного осуществления педагогического процесса. Колорит кабинета определяет цвет дерева стеллажей, шкафов, стола и стульев. Обивка стульев, занавеси, яркий дидактический материал в остекленных шкафах нарядно дополняют строгий стиль интерьера. Детский сад начинается с вестибюля. Небольшие помещения окрашиваются теплыми, насыщенными цветами и хорошо освещаются, что усиливает их «цветистость». Просторные вестибюли окрашиваются спокойнее, но тоже декоративно. Здесь могут быть композиции монументально-декоративного искусства, выставки детских работ, поделки из местного природного материала. Надо предусмотреть место для родителей, где они знакомятся с литературой, работами детей, их жизнью в детском саду. Особое внимание следует обратить на оформление стен при входе с улицы. Коридор соединяет все помещения на этаже. В коридоре запрещено размещать декоративные предметы и предметы обстановки, затрудняющие движение детей и взрослых. Окраску коридора производят по высоте окон или дверей, или до потолка. При ярком настиле цвет продольных стен смягчают, а торцовых усиливают. Красива декоративная окраска коридора по секциям, с учетом температурного режима смежных помещений. Так, секцию, прилегающую к входному тамбуру, окрашивают в теплый тон, а к кухне — в холодный. При сплошной однотонной окраске коридора можно выделить цветом двери или их филенки. Но всегда опрятно выглядят двери коридора с одинаковой фурнитурой (ручки, замки, указатели) и отделанные деревом или белой эмалью. Хорошо организует оформление коридора цвет, рисунок, фактура настила пола (паркет, пластик, палас). Торцовые стены, их цвет и декоративные композиции согласуют с цветом и плотностью настила. Лестница. На лестнице исключаются посторонние предметы и настенные выступы на уровне идущего человека. Перила и ступени лестницы должны быть четко видны в любую погоду и время суток, поэтому они хорошо освещены и выделены сигнальными цветами. Идущий ребенок смотрит вниз, поэтому внешний вид лестничного марша очень важен. Не рекомендуется раскраска лестничного марша «под ковер»: лучше окрасить ступени марша в красивый серый цвет, а вертикальные плоскости ступеней и прилегающие к плинтусам части окрасить в еще более насыщенный темно-серый тон. Это зрительно облегчит лестничный марш, так как ступени как бы «повиснут» друг над другом, повысит ритмичность лестничного марша. Графическое цветовое решение площадок должно подчеркивать характер движения по лестнице с поворотами на площадках. Поэтому рисунок (плитка ПХВ, керамическая) должен быть статичен, композиционно уравновешен. Ограждение лестницы лучше окрашивать не в цвет стен, а контрастнее, не в разные тона, а в какой-нибудь один тон. Перила из дерева окрашиваются ярко для детей (красный, оранжевый, желтый, изумрудный, малиновый, голубой), а для взрослых отделываются лаком, но всегда контрастнее тона решетки ограждения. Ограждение должно быть одноярусным, высоким, ажурным. Оформление продольных стен лестницы — динамичное, сквозное, ажурное. Одно-два кашпо с вьющимся озеленением или два-три изразца уравновесят большие плоскости стен. Оформление торцовой стены статично: оно привлекает и подготавливает идущего к остановке на площадке. Изразцы из керамики, камня, металла, дерева выполняются фрагментарно. Могут быть съемные фризы, панно с детскими работами, фотоснимками, композициями из природного материала. Красиво в интерьере лестниц выглядит вьющееся над головами озеленение. Для этого параллельные нити укрепляются рядами на двух рейках, одна из которых крепится к перилам верхней площадки лестницы, а другая к нижнему или верхнему краю окна на торцовой стене. Вазоны с растениями прикрепляются к перилам верхней площадки (так их удобно поливать). Украсит лестницу и вертикальное озеленение на стойках из металла и дерева. Витраж в окне украсит лестницу, но при условии хорошей освещенности. На просторных лестницах возможны настенные росписи и другие монументально-декоративные композиции. Не только основные, но и все вспомогательные помещения детского сада (кухня, прачечная, санузел, кладовые) должны отвечать современным эстетическим требованиям. Отделка пищеблока, прачечной предусмотрена нормативно. Дополняют белизну кафеля и хромированного металла освежающие тона — голубые, розовые, синие, сиреневые, изумрудные. Помещение, где обедает персонал, нужно оформить как уютную столовую. Ее украсят нарядные занавеси, цветы, эстампы. Раздаточное окно следует облицевать или ярко окрасить.
Итак, мы поговорили об эстетической среде. Давайте посмотрим, как вы усвоили сегодняшний материал.
· Что такое развивающая предметная среда?
· Назовите компоненты эстетики быта.
· Назовите вспомогательные помещения детского сада.
Молодцы, вы хорошо ориентируетесь в материале.
Повторяют пройденный материал.
Тетради кладут на край стола.
Отвечают на вопросы письменно.
Слушают.
Открывают тетради.
Записывают
Записывают.
Записывают.
Анализируют.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Записывают.
Отвечают.
Заключительная часть
(5 мин.)
Установка на домашнее задание.
Педагогическая оценка
Итак, запишем домашнее задание. Оно записано на доске. Вам нужно будет повторить сегодняшний материал, а так же схематично нарисовать групповую комнату. Это задание по парам.
Все понятно по домашнему заданию?
Все молодцы, активно отвечали на занятии.
Так как время осталось, приступайте к выполнению работ.
Спасибо за внимание. До свидания!