Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая характеристика методов и технологий социальной работы в исправительном учреждении

Становление современного правового государства и развитого гражданского общества в Российской Федерации невозможно без коренной реконструкции всей отечественной пенитенциарной системы. Проблема коренного реформирования пенитенциарных учреждений РФ давно вышла за государственные рамки, превратившись в общенациональную задачу. Экономическая и социальная «цена вопроса», равно как и масштабы реформируемой системы уголовного наказания требуют от общества и государства ясного понимания: что, как и почему необходимо менять в пенитенциарной сфере. Данная глава посвящена одному из краеугольных аспектов реформирования: проблеме обновления и переподготовки кадров для пенитенциарной сферы. Думается, что активная деятельность профессиональных социальных работников в исправительных учреждениях способна переломить известные негативные тенденции, приблизив отечественную пенитенциарную систему РФ к европейским стандартам.

К сожалению, современная ситуация в исправительных учреждениях усугубляется практически полным отсутствием необходимого числа обученных социальных работников-практиков способных работать с различными категориями осужденных по-новому. В не меньшем дефиците и социальные работники-теоретики, призванные разрабатывать научную методологию социальной работы в местах лишения свободы /40, с.54/.

Технологии социальной работы с осужденными можно обозначить следующие: социальные диагностика, адаптация, реабилитация, терапия, консультирование, посредничество и т.п.

Социальная диагностика осужденного должна придерживаться следующих принципов. Прежде всего, это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, социальных работник не должен зависеть от влияния внешних факторов (например, желания и предпочтений начальства). К сожалению, социальная диагностика может вскрывать негативные факты, которые иногда яростно отвергаются не только представителями органов управления, но и шокированной общественностью. Осознанно или неосознанно искажая действительную картину в силу нежелания подобной реакции, социальный работник тем самым блокирует возможность коррекции социальной патологии, которую он исследовал. Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов – собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

В связи с этим необходимо также использовать принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Вследствие этого необходимо применять и принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения осужденного, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, взаимоотношения с окружающим его коллективом; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, социальный работник ни в коей мере не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, который способен произвести углубленную диагностику, он обязан.

Специфическим принципом диагностики в пенитенциарной социальной работе можно считать принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.

Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба осужденного или его близких, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Сам осужденный, являющийся центром внимания такой проблемы, может не осознавать ее наличия.

Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем не просто определить ее сущность, причину и пути выхода из нее. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому следующий этап диагностического процесса – сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.

Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни осужденного. Целый ряд социальных патологий имеет наследственную природу или, по крайней мере, социально наследуется. Если мы в настоящее время не можем однозначно сказать, является ли связь пьянства и алкоголизма индивида с пьянством его родителей или прародителей результатом врожденных биологических предпосылок, унаследованных от предшествующих поколений, или это влияние семейного образа жизни, то наследование личностных черт, которые способствуют алкоголизму (инфантильность, конформность и т.д.), не подлежит сомнению.

Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Неправильно было бы думать, что структурно-функциональные методы применяются преимущественно при анализе групповых клиентов – семьи, класса, трудового или студенческого коллектива.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. В условиях лишения свободы данный метод социальных технологий приобретает особенно важное значение.

В условиях пенитенциарного учреждения актуальна технология педагогической адаптации, приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров осужденного. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Немаловажную роль играет психологическая адаптация осужденного. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются условия жизни, морально-этические ориентации в колонии и т.д.

Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:

1) преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения;

2) другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности – создание различных социальных утопий и их пропаганда, что в условиях лишения свободы проходит в реализации воровских идей, несущих деструктивную направленность как для психики осужденного, так и асоциальный характер в общем;

3) третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов осужденного по освобождению, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации: первая (начальная) стадия, когда осужденный улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается; вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и сам осужденный признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга (здесь осужденный осознает всю утопичность и пагубность асоциальной сферы противоправного поведения); третья стадия – приспособления, «аккомодации» – связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей, которую ему предлагает социальный работник, но и представители правопослушного общества признают некоторые его ценности; четвертая стадия – полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей преступного менталитета и полностью принимает новые.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности и т.д. Этот процесс нацелен на восстановление не только способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, по каким - либо причинам нарушенных.

Осуществление социальной работы в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность; дифференцированность; комплексность; преемственность; последовательность; непрерывность; доступность реабилитационных мероприятий для наиболее нуждающихся.

В рамках пенитенциарной социальной работы выделяют разные ее виды по различным основаниям.

По категориям выделяют социальную реабилитацию: инвалидов и пожилых людей, а также других клиентов, отбывших наказание в местах лишения свободы.

По уровню выделяют: медико-социальную; профессионально-трудовую; социально-психологическую; социально-ролевую; социально-бытовую; социально-правовую; психолого-педагогическую.

Медико-социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных и утраченных функций организма. В пенитенциарных учреждениях медико-социальная реабилитация проводится опираясь на такие правовые акты, как Постановление от 6 февраля 2004 г. N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью»; Постановление от 6 февраля 2004 г. N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и т.п. / Приложение Д /.

Социально-бытовая (средовая) реабилитация – комплекс мер, направленных на создание оптимальной социальной среды (социально-бытовых условий) жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Профессионально-трудовая реабилитация – система гарантированных государством мероприятий по профориентации, профобучению, профконсультированию и трудоустройству осужденных в соответствии с их здоровьем, квалификацией, возможностями и способностями. Социально-психологическая реабилитация – система мер, направленных на успешную адаптацию человека в среде и в обществе в целом.

Эффективность социальной реабилитации обеспечивается разработкой индивидуальной программы, включающих комплекс реабилитационных мероприятий, необходимых для данного индивида. Индивидуальная программа социальной реабилитации осужденного может и должна включать различные уровни социальной реабилитации, оптимальное сочетание которых повышает ее действенность.

Будучи одной из общих технологий социальной работы, социальная реабилитация направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются методики реабилитационного воздействия, дополняемые частными технологиями социальной работы, направленными на взаимодействие специалиста и определенной категории лиц.

Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.

Сущность и содержание социальной профилактики. На создание благоприятной обстановки в сфере развития профилактики прямо или косвенно влияют следующие факторы: признание значительности психосоциальных, медицинских и экономических проблем, разрешить которые с помощью имеющегося персонала и технических средств не представляется возможным; постоянное увеличение цен на лечение и реабилитацию при прежнем уровне и состоянии физического и психического здоровья; противоречивые итоги исследований в области традиционных методов вмешательства наряду с некоторыми весьма успешными результатами исследования в области профилактики; подтверждение данных, говорящих о неравенстве людей из разных социальных слоев и культур в возможностях и качестве лечения, социального обеспечения; повышение внимания к проблеме здоровья в целом: к здоровому образу жизни, к рациональному питанию, физическим упражнениям и т.д.; ограничение ресурсов, вкладываемых правительством в оздоровление природной и социальной среды обитания.

Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

Практика профилактической работы с осужденными находится в постоянном развитии, и, тем не менее, можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.

Первым является то, что любое важное событие в жизни осужденного, касающееся его семьи, друзей, работы или учебы, окружающей среды и т.д., представляется существенным для понимания происходящего сегодня и того, что, возможно, произойдет завтра. Повседневная жизнь в местах лишения свободы изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они, незаметно накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы.

Поэтому методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом осужденном, так и в социальной и природной среде и одновременно – на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем. Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.

Вторым является то, что методы профилактики обычно включают в себя обучение осужденных новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность осужденного. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы и для профилактики.

Третье – профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие – непосредственно перед возникновением проблемы.

И, наконец, службы профилактики призваны находить оптимальные решения, как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, – в этом и состоят ценность и значение профилактики.

Одним из важнейших направлений в решении проблем осужденного является развитие системы психопрофилактической работы. В прикладном аспекте решение психологических задач индивида подчинено более общему целеопределению путей их предотвращения (профилактики) и коррекции. Отметим, что методы коррекции, направленные на частичное или полное изменение уже сложившегося состояния, могут рассматриваться как часть психологической работы в смысле подготовки необходимой базы для эффективного использования тех или иных мер. Потребность в профилактических и коррекционных методах настолько высока, что их разработка и внедрение в жизнь нередко опережают формирование научно обоснованных представлений о механизмах развития и саморазвития человека.

Консультирование как технологический способ решения социальных проблем осужденного – это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации осужденных путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией. Решение многих проблем в практике социальной работы требует прежде всего информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Утверждение и общественное признание социальной работы как важной подотрасли социальной защиты населения во многом определяются усилением роли специалистов социальной работы в качестве консультантов.

Консультирование – это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

По форме различают групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию – конкретное и программное. В практике социальной работы находят применение все формы и виды консультирования, а в соответствии с возникающими проблемами может быть использовано и их сочетание.

Хороший консультант должен обладать семью качествами: эмпатией, или способностью видеть мир глазами другого человека; уважением к клиенту, способностью реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать ему уверенность в том, что он может справиться с ней; конкретностью, четкостью; знанием самого себя и умением оказывать другим помощь в самопознании; искренностью, умением вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом; соответствием, то есть умением вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений»; сиюминутностью, то есть умением иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Технология социального консультирования включает в себя определенные этапы:

- установление контакта – на нем специалист представляет осужденному, разъясняет свои профессиональные возможности и получает какие-либо данные о самом осужденном;

- сбор информации – т.е. выяснение сути проблемы осужденного;

- определение желаемого результата – т.е. выяснение, каким осужденный хочет стать или, что должно измениться в его жизни, когда проблема разрешиться тем или иным образом;

- определение вариантов решения проблемы – консультант сообщает осужденному возможные способы решения проблемы, выделяет доступные из них и характеризует реально осуществимые;

- обобщение результатов взаимодействия – обсуждение полученных клиентом рекомендации и заданий по их выполнению;

- контроль за исполнением – для осуществления контроля специалист устанавливает сроки исполнения. Если в указанные сроки желанный результат не будет, достигнут консультирование продолжиться. Начиная со второго этапа, оно может циклично повторятся.

Социальное посредничество – направленно на достижение согласия между социальными субъектами (либо между социальным субъектом и социальным объектом) для решения социальных проблем и оказания помощи социальному объекту – клиенту социальной работы, в нашем случае – осужденному. Для решения социальных проблем объекта можно привлекать несколько субъектов, способных оказать необходимую помощь (государственные социальные учреждения, общественные организации, коммерческие структуры).

Быть социальным посредником – значит предоставлять и объяснять интересы и взгляды одной стороны другой стороне. В местах лишения свободы социальный работник пользуется для этого такими документами, как Приказ от 13 января 2006 г. N 2 «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».

В пенитенциарной социальной работе посредничество реализуется в различных формах: правовое, психологическое, социальное. Особенно необходимо педагогическое посредничество, технология которого включает в себя следующие этапы: беседа с осужденным с целью выяснить его суть и причины его социальной проблемы; разработка программы или плана социально-коррекционного взаимодействия между осужденным и проблемной средой; реализация разработанной программы или плана, предполагается участие всех заинтересованных сторон.

Социальная коррекция – это деятельность социального работника по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

Социальная коррекция может осуществляться в разных направлениях: восстановление – предполагает воссоздание тех качеств осужденного, которые преобладали до появления отклонения; компенсирование – усиление тех качества и той деятельности осужденного, которые могут заменить утраченные в результате каких-либо нарушений; стимулирование – активизация положительных качеств осужденного, формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме; исправление – замена отрицательных свойств, качеств осужденного положительными.

Психокоррекция осужденного видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного. В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна по таким направлениям как: оказание психологической помощи в традиционном смысле: диагностическое консультирование и профилактические мероприятия; улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий; проведение исправительной психологической коррекции осужденного.

Социальная терапия как технология пенитенциарной социальной работы. Социальный работник в процессе работы с осужденными или социальными группами осужденных постоянно сталкивается с их соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника с осужденным осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Если же выявлены серьезные отклонения в здоровье пациента, то социальный работник рекомендует обратиться к врачу или психотерапевту для более полного проведения необходимого лечения.

В содержательном аспекте социальный работник, использующий терапевтические методы, опирается на достижения психологии, психиатрии, психотерапии. Этот междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность технологии социальной терапии.

Умение расположить к себе осужденного, доброжелательность, искреннее сочувствие и сопереживание входят в число качеств, от которых, наряду с профессионализмом социального работника, зависит терапевтический успех.

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный – выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника. Он должен быть для осужденного авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического процесса.

В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы – индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и осужденным. Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных и ремесленных навыков, изменение ценностных ориентации, направление асоциальных ориентации в конструктивное русло и др. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д. / см. Приложение Е /.

Более широкий терапевтически-психологический подход характеризуется прежде всего попыткой создать терапевтическую общность, когда особое внимание уделяется трудностям клиента, касающимся отношений с окружающими. Так, например, на основе нарушений эмоционального плана у клиента устанавливается недостаточная способность вступать в контакт, строить его без постоянного страха разочарования. Преодоление трудности соразмерного общения друг с другом становится центральным фактором модели действия.

Социальная терапия открывает возможность для изменения рабочей ситуации в местах лишения свободы, чтобы максимально приблизить предложения работы к интересам заключенных, сделать их более разнообразными. При этом труд не должен рассматриваться как часть «терапии занятости», как времяпрепровождение либо как источник дохода учреждения, но как учебная ситуация для клиентов, имеющая целью подготовку их к жизни вне стен учреждения.

Одна из самых важных задач социальных работников/социальных педагогов состоит в том, чтобы переформировать институт тотального типа, каким являются места лишения свободы, в институт социального обучения.

В настоящее время в нашей стране разрабатывается переход пенитенциарной системы от карательно-репрессивного характера к системе, построенной на охранно-защитной концепции. Однако, как подчеркивается в специальной литературе, если исправительная система намерена отойти от свойственного ей в течение веков подхода, то ей необходимо признать ряд истин:

- тюрьмы никогда не предотвращали преступлений и не обеспечивали серьезной защиты общества;

- тюрьмы являются средством наказания;

- тюрьмы требуют больших затрат, и поэтому в них должны содержаться только те, кому в наибольшей мере соответствует эта мера наказания;

- тюрьма должна находиться в той местности, откуда в нее поступает контингент заключенных;

- поддерживаемый в тюрьмах уровень безопасности должен соответствовать действительной необходимости;

- размеры тюрем должны быть ограничены;

- в тюрьмах должен быть предусмотрен набор услуг, который отвечал бы конкретным потребностям заключенных;

- программы коррекции поведения и соответствующие ресурсы должны быть направлены на искоренение преступности и изучение методов ее профилактики;

- система уголовного судопроизводства должна использоваться только против лиц, представляющих опасность для окружающих;

- преступление порождается местными условиями, и подходить к борьбе с ним следует с использованием местных возможностей;

- необходимо искать, опробывать и использовать формы наказания, альтернативные лишению свободы;

- требуется проводить большую исследовательскую работу для оценки эффективности всех программ.

В связи с перспективами развития исправительной системы перед социальными работниками открывается широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в отношении общества к осужденным как категории граждан.

Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждений в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин /16, с.5/.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...