Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физкультурная минутка. (показ слайда).

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр социально трудовой адаптации и профориентации» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ:

методического объединения Директор МБУДО ЦСТАП

от «___»______________20___г. ___________И.Ю. Рулева

Протокол №__________ «___»____________20__г.

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Плетение мандалы»

 

 

Автор-составитель:

Чеботарева Елена Сергеевна,

педагог дополнительного образования

 

 

г. Люберцы, 2017 г.

Пояснительная записка

На сегодняшний день приоритетным направлением в образовании является духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Для того, чтобы сегодняшний день был полным и красочным, необходимо помнить день вчерашний, то есть знаю историю ремёсел и искусств своего и других народов. На Руси было множество разных ремёсел, русские мастера славились во многих странах своими работами. Сегодня мало кто из подростков может самостоятельно шить, ремонтировать, готовить, вязать. Многие навыки, которые раньше прививались детям, и которые помогали им потом во взрослой жизни, сейчас забыты. Детей не обучают самообслуживанию и взаимопомощи, сейчас общество растит потребителей, которые могут только зарабатывать деньги и тратить их.

Педагогам необходимо обратиться к старым ремёслам, где использовались природные материалы, где передавались знания из поколения в поколение, где человек чувствовал свою связь с обществом и миром. Благодаря народной культуре мы можем воспитать любовь детей к Родине, к традициям, обогатить представления детей о мире и своей истории.

Традиционные обережные мандалы появились у мексиканских индейцев, но позже и славянские народы плели эти яркие, наполненные глубоким смыслом и в тоже время довольно простые в изготовлении вещи.

Данное занятие «Плетение мандалы» способствует эстетическому воспитанию детей школьного возраста, эффективно содействует духовному и познавательному развитию, способствует приобщению к народной культуре и традициям. Во время изготовления таких вещиц ребёнок развивает мелкую моторику, сочетание цветов, изучает геометрические фигуры, познаёт смысл символов, в которые наши предки вкладывали сакральный смысл.

Выше сказанное свидетельствует об актуальности данной программы.

Дети включаются в совместную деятельность с педагогом и реализуют самостоятельную творческую работу. Детям предлагается создать мандалу из ниток и деревянных палочек.

В нашей программе представлена технология изготовления мандалы «Божье око». Это самая древняя обережная кукла наших предков. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. «Божье око» помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Цель программы: Знакомство учащихся с новым видом рукоделия – плетением мандалы и обеспечение усвоения учащимися основных приемов плетения мандалы.

Задачи программы:

- приобщение учащихся к многовековым народным традициям и ремеслам;

- развитие моторных навыков;

- формирование у учащихся эстетического вкуса и творческого начала;

- воспитание у учащихся дисциплинированности, аккуратности;

- развитие усидчивости, воображения, фантазии, эстетических чувств, творческих способностей детей;

- воспитание умения работать в коллективе, привитие любви к декоративно- прикладному творчеству

- развитие личности ребёнка, через вхождение его в мир русской культуры, знание истории своего народа

- формирование представления о народных ремёслах и промыслах, что в дальнейшем способствует профориентации учащихся;

- посредством приобщения к народному творчеству и народным традициям воспитание в душах детей тех качеств, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, партиотизм, отзывчивость и другие.

Занятие разработано для учащихся МОУ гимназия № 5, МОУ СОШ № 7, МОУ СОШ № 9, МОУ СОШ № 8. Занятие рассчитано на 2 урока по 40 минут. Время проведения занятия в период работы летних лагерей.

Необходимое оборудование:

Техническое - компьютер, проектор;

Мультимедийное – компьютерная презентация;

Для ручного творчества – пряжа, деревянные шпажки, бусинки, ленты, ножницы.

Организационное мероприятие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с занятием наших предков, в те далёкие времена, когда люди верили в высшие силы, а высшие силы защищали их. Тема нашего урока «Изготовление мандалы».

Я расскажу вам историю возникновения вида рукоделия – мандалы, результатом нашего урока будет вот такая мандала (показ мандал). Я предлагаю поднять вам настроение и почувствовать лето, нашей композицией из радужных цветов. Думаю, что выполнив работу, вы поднимете себе настроение, окунувшись в яркие краски лета.

Ход урока

Изучение нового материала

Что такое мандала? Мандала (с санскр. «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. Считается, что плетеные индейские мандалы в том виде, в котором они представлены здесь, родом из Центральной и Южной Америки. Достоверно известно, что такие мандалы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на части территории современной Мексики. Сами индейцы называли свои изделия Ojo de Dios - "Божий Глаз", а на языке уичоль использовалось слово Sikuli - "Власть видеть сокрытое" или, другим словом- ясновидение. Уичоли глубоко уважают природу. Плетение мандалы ojo de dios начинается с центра - квадратного "глаза". Четыре угла оберега символизируют 4 природных стихии: землю, огонь, воздух и воду.

Ojo de Dios – это самый известный из их символов. Индейцы верят, что узор «глаза» может исцелять и оберегать. Ojo de Dios вешается на стену и используется в обрядах и при молитве. Цвета, используемые при плетении оберега также имеют свои значения. Красный – жизнь. Желтый – солнце, луна и звезды. Синий – небо и вода. Коричневый – земля. Зеленый – растения. Черный – смерть. В целом же, оберегам Ojo de Dios предначертано приносить удачу.

Очень модное направление рукоделия – плетение мандалы из ниток своими руками. Мандалы представляют собой украшение гардероба или предмет декора, имеющий некий сакральный смысл. По сути, данное изделие призвано служить оберегом от недоброго глаза, дурных помыслов, привносить в жизнь своего владельца удачу и гармонию, способствовать позитивным переменам.

Интересно, что в разных культурах, разделенных географией и столетиями, имеются сходные по смыслу и оформлению изделия: в Индии, на Тибете, в заокеанской Мексике. В славянских традициях похожие украшения «Божье око» оберегали дом и его жильцов от недоброго глаза, бед и лишений. Чаще всего оберег помещался над детской кроваткой или на видном месте в красном углу горницы.

Я думаю, что вам интересно узнать - как плести мандалу? Сегодня на уроке я пошагово расскажу вам как сделать простую восьмиугольную мандалу. Собственноручно сплетенный оберег, в который вы вложите свои желания и помыслы, без сомнения будет способствовать защите вашего жилища или дорогого вам человека, которому подарок предназначается. Перейдем к самому интересному - как такое чудо-чудное сотворить своими собственными руками.

2.2. Материалы и рекомендации:Пряжа

Из пряжи для маленьких мандал подойдет хлопок или смешанная пряжа из шерсти и акрила. Желательно, чтобы пряжа была не очень ворсистая и «лохматая», иначе ложится она не очень ровно. Многим, кто плетет, нравится "Ирис". Для более крупных изделий также подойдет смешанная пряжа и пряжа из более толстой шерстяной нити. Для красоты теперь используется, и пряжа с люрексом – благо, она есть в продаже многих цветов – от золота до фуксии.

Кроме того, в некоторых элементах мандалы можно использовать пряжу с переплетающимися нитями 2 цветов.

Дерево

Что касается дерева, то для самых маленьких мандал подойдут даже зубочистки, только острые кончики стоит обрезать. Для мандал средних размеров подойдут палочки, которые можно достать из бамбуковых салфеток или шпажки- палочки для шашлыков. Обычно они продаются коробочками, штук этак по 450, длиной 30 см. Можно использовать клей, но желательно на концах, чтобы нити не сползали.

Украшения

Можно украсить мандалу, ведь она кроме всего прочего еще сама является украшением вашего дома. Традиционно на концах крепят перышки или кисточки. Сегодня магазины тканей и фурнитуры богаты множеством других декоративных элементов, так что выбор за вами! Вот некоторые идеи: бисер, ленты, шнурки, вышивка, пайетки, бусины и природные материалы - шишки, семена...войлочные элементы, например, цветы.

Перед практической работой давайте повторим правила техники безопасности.

2.3. Правила техники безопасности:

Шпажки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных коробках или пеналах. Нельзя делать резких движений рукой с шпажкой – можно поранить сидящего рядом товарища. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только ручками вперёд с сомкнутыми лезвиями. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие и сломаться. Иглы и булавки хранить к коробке с крышкой. А теперь приступаем к работе.

Практическая работа.

Техника плетения мандалы:

- нитку нужно всегда заводить и класть сверху на палочку и только потом делать оборот.

- все концы ниток при плетении прижимаем к палочкам и оплетаем. Все хвостики должны попасть под оплётку

- всё время следить за натяжением нити, она должна быть как струночка

- всё время следить за расположением палочек относительно друг друга, чтоб они были равномерно распределены.

1) 8-угольная мандала состоит из 2 соединенных друг с другом 4-угольных. Чтобы рейки лучше держались, посередине каждой из них сделаны зарубки, примерно на четверть толщины. Натягивать пряжу нелегко, поэтому еще и через каждые 2,5 см. я делаю отметки напильником или перочинным ножом по всей длине реек. Отметки помогают соблюдать симметричность орнамента. Некоторые люди вместо того, чтобы делать отметки, обмазывают рейки клеем и обваливают в песке, чтобы пряжа не соскальзывала с их шершавой поверхности. Другие просто используют клей, чтобы пряжа держалась на месте. В любом случае, использовать немножко клея на концах реек не помешает. Ах, да, концы реек! Я подрезаю и немного закругляю их. Некоторые мастера прикрепляют на концы реек меховые шарики, бахрому или перья. Некоторые мастера заостряют кончики реек и красят их.

2). Начинаем с первой 4-угольной мандалы, которая будет сверху в нашей 8-угольной. Центральная часть подготавливается так: на 2 рейки наматывается пряжа.

Удерживая рейки, как показано на фото ниже, перевяжите их в центре крест-накрест два раза обмотайте ниткой одну рейку, затем следующую, и так далее по порядку, чтобы выстроился центральный рисунок.

Первая ступень плетения мандалы – квадрат. Делаем оборот вокруг каждой шпажки. Не забываем накидывать нитку сверху на шпажку, потом оплетать и переходить к следующей шпажке.

 

ВАЖНО: дважды наматывайте нити вокруг рейки. При двойном наматывании пряжа на узоре натягивается туже, и создается более четкий ромб. При однократном наматывании пряжа стягивается к центру изделия и углы рисунка округляются.

3. Очень скоро две рейки будут скреплены. Можно будет держать рейку и наматывать на нее пряжу, как на веретено. Это гораздо удобнее, чем старательно обматывать пряжей каждую рейку. С самого начала следите, чтобы весь орнамент был ровным: и расстояние между нитями, и рисунок, который вы «наращиваете» вдоль каждой рейки. Если не понравится, начните заново. Ошибки легко исправить на начальном этапе.

4. Чтобы добавить новый цвет, обрежьте нить предыдущего цвета. Оставьте кончик в 2,5 см. и просто намотайте новый цвет на старый, вытянув кончик старой нити вдоль рейки. После пары наматываний новая нить держится крепко, и вы можете подрезать старый кончик, чтобы он потом не мешался.

5. И вот я, наматывая нить, добавляю третий и последний цвет в центральный рисунок ромба. Когда вы закончите с центральным ромбом, обрежьте нитку, с которой работаете, оставив кончик, чтобы его можно было временно просунуть под эту же нитку.

Точно так же подготовьте и вторую часть мандалы. Обычно я делаю второй ромб больше на один ряд пряжи, чтобы четко было видно рисунок верхнего ромба.

6. Это самая интригующая часть.

На данном этапе я чаще всего использую перекрестное плетение, чтобы скрепить все 4 рейки (2 набора по 2 рейки). Выбрав нить другого цвета, я закрепляю ею конец последней нити. Наматываю новую нить 1 раз, оставляю кончик. Теперь, удерживая наборы реек в середине одной рукой, другой рукой я протаскиваю нить по низу и дважды наматываю вокруг противоположной стороны законченного ромба, с которого я начал, как показано ниже. Убедитесь, что рейки крепятся на одинаковом расстоянии от середины мандалы и ровно располагаются в горизонтальной плоскости

7. Проверка ровного расположения наборов реек друг над другом.

На больших мандалах это видно лучше, чем на маленьких. По мере роста мандалы, верхние рейки прижимаются книзу, а нижние – загибаются кверху. К моменту, когда вы доберетесь до границы, изделие станет более плоским, чем в середине или начале процесса

Эта мандала – попытка избежать того, чтобы какая-либо из частей рисунка выглядела уныло - квадратом или плоской рамкой. Мы слишком часто видим эти формы в жизни: стены, здания, телевизоры и еще много чего!

У нас готова розетка - самое сложное во всей мандале. Теперь приступаем к расслабленной части плетения - квадратам. Квадраты плетутся, почти как лучи, только ЧЕРЕЗ ОДНУ палочку. Получается, что мы плетем квадрат то на верхнем кресте, то на нижнем, как в самом начале. Привяжите к одной из палочек нижнего квадрата нитку нового цвета и начинайте плести через одну палочку. Закончив цвет - закрепите нитку узлом.

8. Декоративная индейская мандала своими руками готова.

Можно повесить её на стену. Мандала получается очень лёгкая и прекрасно держится даже на булавке, воткнутой в обои. Гвозди в стену забивать не нужно. Плетите на здоровье, это совсем не сложно. Пусть эта красота радует глаз и поднимет настроение.

Физкультурная минутка. (показ слайда).

Мы плели, мы плели

И немного мы устали

Встанем, вместе отдохнём

И опять плести начнём.

Руки вверх, глаза закрыть

Вдох и выдох, руки опустить

Так три раза повторить.

Головою покрутить

Спину выгнуть, прямо встать.

Тихо сесть и вновь сплети.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...