месопотамия.хаммурапи.вавилон.шумерия.
Древние государства
Месопотамии
1. Древний Шумер.
2. Древний Вавилон.
1. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и
государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации. Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древней- шего населения страны, заложившего основы цивилизации в Между- речье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское цар- ство. 2, Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили ШумероАккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Ва- вилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромно- го государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами. В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, обо- ронительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремес- ло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.
ВОПРОС 7. Характеристика Древнего
Шумера
/. Общественный строй Древнего Шумера.
2. Государственный строй Древнего Шумера.
1, Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохра- нение пережитков родоплеменной организации. Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятель- ством, что сельское хозяйство основывалось па принципе организо- ванного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были Шхрамы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня вы- деляла своему храму участок земли, который обрабатывался крестья- нами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепен- но храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, при- своив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду. Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее
огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку ка- налов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и дере- вень. Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмо- вых землях. Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или куплен- ные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.
2, Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на тер- ритории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных го- родов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее изве- стными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского хра- ма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании. Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекоменда- ции, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.
ВОПРОС 8. Общественный строй
Вавилонского государства
/. Рабство в Вавилоне.
2. Свободное население Вавилона.
1. Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вар- дум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став-шие бесправными свободные.
Рабы подразделялись на:
13• царских;
• храмовых;
• частновладельческих.
Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые зна- ки, вырезаемые или выжигаемые на теле.
Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной соб-ственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждени- ем имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.
Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они мог- ли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности гос- подина и переходило к нему после смерти раба.
2, Свободное население Вавилона делилось на:
• полноправных (авилум);
• неполноправных (мушкену).
Основную массу населения составляли полноправные свободные гражда- не - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.
Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. На- ряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долго- вую кабалу. Другую часть населения составляли жители покоренных городов и обла-стей - мушкену. Наряду с сословным делением существовало разделение по профес- сиональным занятиям:
• первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;
• далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум" - различного рода военнослужащие;
• в соответствии с государственным значением религии и храмов почет- ное положение среди профессий занимали храмовые служащие;
• высокое положение в обществе занимало чиновничество;
• низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали круп- ные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.
тВОПРОС 9, Государственное устройство
Вавилонии
/. Государственный строй.
2. Судебное устройство.
3. Армия.
1. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилеги- рованное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп- равления - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич- ное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме- лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп- равлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в госу- дарстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на- чальникфинансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв- шие административную, финансовую и судебную власть.
2, В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осу- ществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собра- ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об- щинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руко-
водство ими осуществляли рабианумы. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо-
чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве- дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помило- вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.
15В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие су- дебные функции, включались представители народных собраний горо- дов, на территории которых находились храмы.
3. В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечи- вал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно- стям. В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хам- мурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, исполь- зовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем.
ВОПРОС 10. Законы Хаммурапи
/. Общие понятия.
2. Собственность.
3. Виды обязательств.
4. Брачно-семейные отношения.
5. Виды преступлений и наказаний.
6. Процесс.
1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу прав- ления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хам- мурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который по- мещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, сто- ящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической фор- ме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:
• введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также пере- числяет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
• 282 статьи законов;
• обширное заключение.
16Источниками при составлении сборника послужили:
• обычное право;
• шумерские судебники;
• новое законодательство.
2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.
В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
• царские;
• храмовые;
• общинные;
• частные.
Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких- либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не суще- ствовало.
Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как сказано в вопросе 9 "Государственное устройство Вавилонии", подчинялись особому правовому режиму.
3, Законодательству Хаммурапи известны договоры:
• аренды;
• имущественного найма;
• личного найма;
• займа;
• купли-продажи;
• хранения;
• товарищества;
• мены;
• поручения.
Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвящен- ных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста- навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются по-рядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы под- робно регулировали следующие положения:
• ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дур- ного обращения с ним.
Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду суще- ствования частной собственности на движимое и недвижимое имуще- ство. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:
• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществ-
лялась в письменной форме при свидетелях;
• продавцом мог быть только собственник вещи;
• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.
*$. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право-
способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга- лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отре- зать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве на- следников выступали:
• дети;
• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление де-
тей);
• внуки;
• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре-
ступления.
5, Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна- ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания коди- фикации можно выделить три вида преступлений:
18• против личности;
• имущественные;
• против семьи.
К преступлениям против личности законы относят неосторожное убий- ство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассмат- риваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, ра- бов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрыва- тельство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбо- деяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:
• смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посаже-
ние на кол;
• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев,
языка и т. п.;
• штрафы;
• изгнание.
При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев- шему.
Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смерт- ной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.
6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказателъ- • ствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично ис- следовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
Древняя Персия - "страна стран"
1. Возвышение Персии. Страна персов долгое время была отдаленной провинцией Ассирии. Она находилась на месте современного Ирана, занимая территорию между Каспийским морем и Персидским заливом. В середине 6 века до н. э. начался стремительный подъем Персидского государства. В 558 году до н. э. царем Персии стал Кир II Великий. Он захватил соседнюю Мидию, затем разгромил Креза - правителя богатейшего царства Лидия.
Историки предполагают, что первые в мире монеты из серебра и золота стали чеканить в Лидии в 7 веке до н. э..
Богатство последнего лидийского царя Креза вошло в древности в поговорку. "Богат, как Крез" - так говорили и до сих пор говорят об очень богатом человеке. Перед началом войны с Персией Крез обратился к предсказателям, желая получить ответ об исходе воины. Те дали двусмысленный ответ: "Перейдя реку, ты погубишь великое царство". Так и случилось. Крез решил, что речь идет о Персидском царстве, но погубил свое собственное царство, потерпев сокрушительное поражение от Кира.
При царе Кире в состав Персидской державы вошли все земли, некогда принадлежавшие Ассирии и Нововавилонскому царству. В 539 г. до н. э. под натиском персов пал Вавилон. Персидская держава по территории превзошла все ранее существовавшие государства Древнего мира и стала империей. Владения Персии в результате завоеваний Кира и его сына простирались от Египта до Индии. Завоевывая страну, Кир не покушался на обычаи и религию ее народов. К титулу персидского царя он присоединил титул правителя покоренной страны.
2. Гибель Кира Великого. В древности многие считали царя Кира Великого образцом правителя. От своих предков Кир унаследовал мудрость, твердость и умение властвовать над народами. Однако Киру, победившему многих царей и военачальников, судьба предначертала пасть от руки женщины-воительницы. К северо-востоку от Персидского царства простирались земли, на которых обитали воинственные кочевые племена массагетов. Ими правила Царица Томирис. Кир сначала предложил ей вступить с ним в брак. Однако гордая царица отвергла предложение Кира. Тогда персидский царь двинул свою многотысячную армию в страну реки Сырдарьи, что в Средней Азии. В первой битве массагетам сопутствовал успех, но потом персы хитростью одолели часть массагетского войска. Среди погибших был и сын царицы. Тогда царица дала клятву напоить ненавистного завоевателя кровью. Легкая конница массагетов своими внезапными и стремительными нападениями измотала армию персов. В одном из сражений был убит и сам Кир. Томирис приказала наполнить кожаный мех кровью и засунуть в него голову погибшего врага. Так бесславно закончилось почти 30-летнее царствование казавшегося столь могущественным Кира Великого.
3. Величайшая восточная деспотия. В конце царствования сына Кира царя Камбиса в Персии началась смута. В результате борьбы за власть правителем Персидского государства стал Дарий I, дальний родственник Кира.
О событиях, последовавших после смерти Кира Великого и о первых годах правления Дария известно из Бехистунской надписи. Она была выбита на скале во времена правления Дария I. Высота надписи 7,8 м. Она сделана на трех языках - древнеперсидском, эламском и аккадском. Надпись обнаружил в 1835 году английский офицер Г. Роулинсон. Она позволила расшифровать персидскую, а затем и аккадскую клинопись.
При Дарии Персидская империя еще больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли "страна стран", а ее правителя-"царь царей". Ему беспрекословно подчинялись все подданные - от знатных персов, занимавших самые высокие посты в государстве, до последнего раба. Персидская империя была настоящей восточной деспотией.
Для того чтобы лучше управлять огромной империей, Дарий разделил ее территорию на 20 сатрапий. Сатрапия - это провинция, во главе которой стоял назначенный царем управляющий - сатрап. Поскольку эти управляющие часто злоупотребляли своей властью, слово "сатрап" впоследствии приобрело отрицательное значение. Оно стало обозначать чиновника, управляющего по произволу, правителя-самодура. Дарий не доверял многим сатрапам, поэтому при каждом из них были тайные доносчики. Этих доносчиков называли "глаза и уши" царя. Они были обязаны доносить царю все о действиях, жизни и замыслах сатрапов.
По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Всех уклоняющихся ждала суровая кара. Никто не мог укрыться от уплаты налогов.
Дороги были проложены не только между Крупными городами, но достигали самых удаленных уголков Персидской империи. Для того чтобы приказы царя быстрее и надежнее доходили до провинции. Дарий учредил государственную почту. "Царская" дорога соединяла важнейшие города Персидской империи. На ней были установлены специальные посты. Здесь находились гонцы, готовые в любой момент на быстроногих лошадях отправиться в путь и доставить послание царя в любую точку империи. Дарий обновил денежную систему. При нем стали чеканиться золотые монеты, которые назвались "дарики". В Персидской империи процветала торговля, велось грандиозное строительство, развивались ремесла.
4. Столицы персов. Персидская империя имела несколько столиц: древний город Сузы, бывшую столицу Мидии Экбатаны, построенный Киром город Пасаргады. Персидские цари подолгу жили в Вавилоне. Но главной столицей был Персеполь, возведенный Дарием I. Здесь "царь царей" торжественно праздновал встречу персидского нового года, который отмечался в день Зимнего солнцестояния. В Персеполе совершалась коронация. Сюда на несколько недель в году съезжались представители всех провинций, чтобы вручить царю богатые дары.
Персеполь был построен на искусственной платформе. В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов. На стенах, возвышающихся вдоль широких лестниц, изображена гвардия "бессмертных". Так называлось отборное царское войско, насчитывающее 10 тысяч воинов. Когда один из них погибал, на его место немедленно заступал другой. "Бессмертные" вооружены длинными копьями, массивными луками, тяжелыми щитами. Они служили "вечной" охраной царя. Персеполь строила вся Азия. Об этом свидетельствует древняя надпись.
На стенах Персеполя увековечено "шествие народов", входивших в состав Персидской державы. Представители каждого из них несут богатые подарки - золото, драгоценные изделия, ведут коней, верблюдов, скот.
5. Религия персов. В глубокой древности персы поклонялись разным богам. Их жрецов называли магами. В конце первой половины 1 тысячелетия до н. э. маг и пророк Зороастр (Заратустра) преобразовал древнюю персидскую религию. Его учение получило название зороастризм. Священная книга зороастризма - "Авеста".
Зороастр учил, что создателем мира является бог добра и света Ахура-Мазда. Его враг - дух зла и тьмы Ангра-Манью. Они непрерывно борются между собой, но конечная победа будет за светом и добром. Человек должен поддерживать в этой борьбе бога света. Ахура-Мазда изображался в виде крылатого солнечного диска. Он считался покровителем персидских царей.
Персы не строили храмов и не воздвигали статуи богам. Они сооружали алтари на возвышении или на холмах и на них совершали жертвоприношения. Учение Зороастра о борьбе света и тьмы в мире оказало большое влияние на религиозные представления последующих эпох.
Воспользуйтесь поиском по сайту: