Методика развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста
В школе урок музыки является органической частью системы эстетического воспитания и во многом он ориентирован на нравственное развитие школьника. Развитие и обогащение музыкально-творческих способностей, формирование навыков восприятия музыки, заинтересованное отношение к музыкальному искусству, самодеятельность учащихся должны осуществляться в продуманной и последовательной системе.[18] Урок музыки отличается своими специфическими видами деятельности: слушание и анализ музыкального произведения, движение под музыку, импровизация. Они не могут быть отделены механически друг от друга, поскольку взаимно связаны и порой взаимопроникают друг в друга. В процессе слушания музыки учащиеся приобретают определенные музыкально-теоретические знания, накапливают музыкально-слуховой опыт, у них одновременно формируются навыки анализа. В процессе хорового пения развиваются певческий голос и все компоненты музыкального слуха (звуковысотный, ритмический, гармонический, тембровый). Развитие исполнительских навыков в процессе хорового пения, игры на музыкальных инструментах, движения под музыку, импровизации делает учащихся активными, заинтересованными, эмоционально отзывчивыми участниками учебного занятия. Задача уроков музыки — научить ребят активно общаться с прекрасным, творческому отношению к музыке. Это возможно при условии не только освоения и осмысления отдельного произведения, но и знания истории его создания, основ теории музыки, закономерностей ее развития. Одной из основных задач музыкального воспитания учащихся начальной школы является формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению музыкой, к пониманию её жизненного содержания. Дети 7—8-летнего возраста не умеют ещё полноценно воспринимать музыку, отражать в своем сознании развертывающийся во времени музыкальный образ. В то же время они свободно определяют общее настроение, реагируют на простейшие средства музыкальной выразительности, темп, динамику, регистр.[19]
Поэтому одной из главных задач является развитие общей музыкальности у детей. Она включает в себя три основных признака: - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ; - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности; - проявление творческого отношения к музыке. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Для развития музыкального восприятия детей — основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной. Хоровое пение обладает возможностью эстетического воздействия на коллектив и исполнителей, и слушателей. Оно создает условие для непосредственного музыкального общения в совместных, дружных действиях. Необходимо помнить, что воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций. Музыка, окрыленная поэзией, еще глубже воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. В классном хоровом пении участвуют все без исключения учащиеся данного класса. Правда, вначале дети, поющие неверно, мешают общему пению, чистоте интонирования; но необходимо помнить, что слух у детей развивается постепенно, в процессе обучения. Развитие вокально-хоровых навыков процесс длительный.
Если ученик поет неверно, это еще не свидетельствует о плохом музыкальном слухе. Возможно, что он слышит хорошо, но голос его не слушается, не подчиняется. В таком случае отсутствует координация между слухом и голосом. Через некоторое время, когда голосовой аппарат разовьется, диапазон его расширится, чаще всего выясняется, что у ученика есть и слух, и необходимый уровень вокально-хоровых данных. Если ученик поёт чисто только некоторые звуки в середине диапазона, это значит, что ограничены его вокальные возможности, а не слух. Вывод о том, что у ребенка плохой слух, нельзя делать поспешно. Дети же с плохим слухом не только не должны освобождаться от пения, музыкальных занятий, но им следует уделять больше внимания как временно отстающим в учебном предмете. Если предложить необученным школьникам что-нибудь спеть, то, как правило; можно услышать громкое, близкое к крикливости пение. Надо объяснять детям, что некрасиво, вредно так петь, что можно легко испортить голос. Борьба с крикливостью в детском пении — очень важный момент в музыкальном, в частности вокальном, воспитании. Наилучшим является спокойное, кантиленное звучание детского голоса, при активной подвижности органов артикуляции, гортани и дыхания. Основными свойствами нормального певческого звука являются активность, эмоциональность, свобода (непринужденность), легкость без малейшего намека на форсировку. При разучивании песни мелодию приходится повторять много раз. Дети могут усвоить мелодию быстро, если она проста, но спеть сразу совершенно правильно, чисто выдерживая все оттенки исполнения, им трудно. Хорошее исполнение требует настойчивости, упорной, кропотливой работы. Это может быть тягостным для детей и малоэффективным, если проводить повторение неумело. Можно часто слышать такое обращение: «Спойте еще раз». Дети поют, руководитель не удовлетворен: «Вы спели хорошо, но надо получше, споем еще раз». Такое повторение надоедает детям и не приносит никаких результатов. Ученики должны знать, зачем повторяют, перед ними должна быть поставлена определенная задача, тогда повторение становится целеустремленным, осмысленным, интересным. Дети чувствуют, что с каждым разом получается лучше. Они понимают, почему стало лучше, а это делает процесс обучения сознательным, активным.
Часто бывает, что песня, над которой необходимо еще поработать, начинает детям надоедать. В таком случае можно ее на время отложить с тем, чтобы позже к ней вернуться снова. Тогда, возможно, она будет спета лучше и с большей охотой. Мы говорим детям, что для того чтобы песня была спета хорошо, надо над ней работать и что без труда ничего не дается. Но злоупотреблять этим в младших классах не следует. Занятия музыкой, пением должны быть красочными, эмоционально насыщенными. Очень действенными для развития вокальных данных и эмоций являются упражнения, разработанные О.Н. Никольской. Они основаны на эмоциональной окраске каждой гласной и сопровождаются движениями рук и соответствующей мимикой. «А» - это выражение радости (большие распахнутые глаза, руки широко расходятся в стороны). «О» - это удивление (поднятые брови, поднятые плечи, руки с открытыми ладонями опущены вниз и слегка разведены в стороны). «У» - это зовущий звук (губы вытягиваются вперед, руки тоже). «Ы» - выражение гнева (брови нахмурены, руки уперты в бока). «И» - улыбка (глаза ласковые, рот растягивается в улыбке, движения рук как бы помогают растягивать губы в улыбке). «Я» - полное любование собой (нос приподнят кверху, руки показывают всего человека от макушки до пят – сверху опускаются вниз). Общеобразовательная школа не ставит перед собой задачу готовить учащихся к профессиональной музыкальной деятельности. Однако понимание музыки, способность воспринимать ее и переживать должны быть присущи каждому школьнику, вне зависимости от того, станет ли он в будущем профессиональным музыкантом, или останется хорошо подготовленным слушателем, имеющим самые основные знания, умения и навыки музыкально-эстетической деятельности в самых разнообразных формах музыкальной культуры.
Достижению основной задачи музыкального воспитания младших школьников воспитания интереса, любви к музыке, потребности к общению с нею очень способствует слушание музыки. Основная цель музыкального воспитания и образования, по словам Б. Асафьева, состоит «в воспитании тех, кто, войдя в жизнь, составит кадры активно воздействующих на музыкальную действительность слушателей, а не праздную, пассивную публику». Понимание содержания музыкального произведения зависит как от общей культуры слушателя, так и от специальной его подготовки, которая в свою очередь влияет на степень активности внимания слушателя. Хорошо известно, что восприятие слушателей, имеющих музыкальную подготовку, содержательнее, оно обогащается ассоциациями, более эмоционально. Круг интереса к музыкальным произведениям школьника, понимающего музыку, менее подвержен влиянию моды, отличается высоким уровнем художественного вкуса. Полноценное восприятие музыкального произведения возможно только на основе понимания специфики музыкальной формы, содержания, истории развития музыки, большого опыта слушания, развитых умений и навыков музыкально-творческой деятельности. Особенно эмоционально насыщены и интересны песни в исполнении Лидии Руслановой. Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено народом в произведение музыки. На уроке плодотворны все виды творческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Сюда должны входить народные музыкальные игры, хороводы. Очень интересны хороводы, позволяющие испытать сопереживание, симпатии к товарищам. К таким хороводам можно отнести «Горючий камень»: Сижу, сижу на камушке, Сижу на горючем. А кто ж меня крепко любит? А кто ж меня сменит? Дети во время исполнения хоровода учатся переключать свои эмоции с грусти на сопереживание, а потом на радость. Народные музыкальные игры вызывают у детей оживление, хорошее настроение, радость от проявленной ловкости, быстроты реакции. Интересен в этом плане подбор игр в сборнике Г.Науменко: «Дождик, дождик, перестань!», «В прятки», «Бубен», «В волка», «Кривой петух», «Горелки» и другие. Специфика урока музыки состоит в том, что наряду с музыкально-образовательными задачами здесь ставятся и художественно-исполнительские. В первую очередь это относится к хоровому пению как наиболее активной форме музыкального обучения в школе. Имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство. Хоровое пение объединяет в себе различные формы работы на уроке: исполнение песен, музыкальную грамоту, восприятие музыки, игру на музыкальных инструментах, вокальную импровизацию.
Современный урок музыки отличается не только разнообразием форм работы и информативной насыщенностью, но и технической оснащенностью для полноценного музыкального воспитания на современном уровне требований к фундаментальности учебного процесса. В кабинете музыки необходимо иметь звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, нотные сборники, книги о музыке, наглядные пособия, проекционную аппаратуру, набор музыкальных инструментов. Воспитание, обучение, развитие и образование учащихся на уроке должно осуществляться в единстве и взаимосвязи. Это — один из важнейших принципов музыкальной педагогики. В основе всех видов деятельности на уроке, лежит восприятие музыки. Понимание музыки необходимо для полноценного восприятия окружающей жизни, ибо в конечном счете способность глубоко проникать в сущность эстетического в произведении искусства и в жизни способствует всестороннему развитию личности школьника. Д. Б. Кабалевский писал: «Уроки музыки... ставят перед собой... задачу: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры». Поэтому для развития музыкального восприятия, а вместе с тем и для развития разнообразных музыкальных эмоций детям необходимо предлагать широкий спектр произведений русского народного творчества, включающий в себя лирические песни, героические баллады, игровые, обрядовые песни, потешки и дразнилки из детского фольклора. Музыка может служить и «эмоциональным клапаном», быть «допингом», восполняющим эмоциональную недостаточность. Музыка является профилактическим средством оптимизации эмоционального фона. Она просветляет печаль, снимает усталость, поднимает настроение. В работе по развитию музыкальных эмоций большое значение играет организация хоровых фольклорных коллективов. Во-первых, коллективное сопереживание усиливает эмоции, так как эмоции заразительны: улыбка одного человека всегда служит сильным психическим стимулом для того, кому она предназначена. Во-вторых, усилению эмоций способствует значительная цель, стремление к успеху, который будет отмечен яркими положительными эмоциями. Хоровые кружки по своей доступности, распространенности и охвату большого количества школьников занимают ведущее место среди других форм кружковой работы по музыкально-эстетическому воспитанию. Многообразие видов деятельности в хоре способствует наиболее оптимальному развитию музыкальных способностей учащихся, участвующих в работе хорового коллектива. Занятия хорового кружка призваны решать следующие задачи: научить хористов исполнять музыкальные произведения осмысленно и выразительно, овладеть навыками многоголосного пения, научить школьников петь с музыкальным сопровождением и без сопровождения. Хороший хор — это образец звучания, художественного исполнения, владения певческими навыками. Типы хоров зависят от состава голосов, которые в них входят. Бывают однородные хоры — мужские, женские, детские, а также смешанные, состоящие из партий сопрано, альтов, теноров и басов. Руководитель хора — хормейстер должен иметь специальное дирижерско-хоровое образование, иметь опыт работы с хором, знать особенности психофизиологического развития его участников, закономерности и специфику голосового аппарата певца-хориста. Методика работы хормейстера опирается на глубокие знания особенностей голосов, индивидуальный подход к каждому участнику хорового коллектива. Его заботой является подбор хорового репертуара, отвечающего наиболее полному и всестороннему развитию участников хора. Хоровое пение все более прочно входит в жизнь школы. В школьном хоровом коллективе создается реальная возможность сделать занятия хора естественным продолжением музыкального воспитания на уроке музыки. Но работа в хоре не должна повторять классной, учебной работы, она направлена на развитие и углубление материала урока. Состав хорового коллектива может отличаться от состава класса. Наиболее успешно в хоровом коллективе работают школьники, имеющие голосовые данные и музыкальный слух. Конечно, значение этих данных не нужно переоценивать. И слух, и голос изменяются в процессе работы с ними, а лучшими условиями для этого являются занятия в коллективе. Организация хорового коллектива начинается обычно с прослушивания желающих заниматься в хоре. Выявить голосовые данные лучше всего в процессе исполнения хорошо знакомой школьнику песни. Затем учащемуся предлагают исполнить эту же песню в различных тональностях. Для определения примарного, т. е. естественного, не напряженного звучания, примерно в середине диапазона, может быть использовано мажорное трезвучие, которое предлагают поступающему в хор спеть по полутонам, постепенно поднимаясь вверх, а затем, также по полутонам, спускаясь вниз. С помощью таких упражнений руководитель хора сможет познакомиться с высотой, характером звучания голоса, силой, чистотой и точностью исполнения песни. Чтобы проверить слух, ритм и музыкальную память хориста, достаточно предложить ему повторить голосом тот или иной звук или несложный короткий отрывок мелодии, сыгранный преподавателем на музыкальном инструменте. Музыкальные способности у детей, занимающихся в хоровом кружке, не одинаковы. Их развитие также должно направляться по-разному, в индивидуальном порядке. Например, среди кружковцев, обладающих хорошим голосом и музыкальным слухом, встречаются такие, у которых слабо развита музыкальная память. У этих учащихся надо в первую очередь различными приемами развивать слуховое внимание. Преподавание хорового пения предусматривает развитие у учащихся не только музыкальной памяти, слухового внимания и музыкального слуха, но и навыков хорового исполнения. К хоровым навыкам обычно относят певческое дыхание, четкую артикуляцию, хорошую дикцию, развитие голоса. Для правильного формирования певческих навыков педагог хора должен детально знать физиологические особенности голосов детей различных возрастов, строение голосового и дыхательного аппаратов, принципы их деятельности. В начале занятий хора детям нужно объяснить, что на репетициях они должны внимательно слушать исполнение музыки, правильно дышать, отчетливо произносить слова, тщательно разучивать мелодию песни, не кричать во время пения, исполнять песню выразительно. Выразительность исполнения песен зависит от правильного руководства развитием эмоций школьников. Педагог должен объяснять детям эмоциональный настрой каждой песни на исполнении каждой музыкальной интонации, динамическом рисунке произведения. Исполнение фольклорных песен предполагает пение на «позиции улыбки». Удерживаемая на лице улыбка улучшает настроение в связи с глубокой связью между мимическими и телесными реакциями и переживаемыми эмоциями. Улыбка способствует повышению количества артериальной крови, протекающей через мозг, т.е. снабжению мозга кислородом. В работе с хоровым коллективом особое внимание следует уделять качеству звучания детского голоса — его звонкости, полётности, ровности. Для формирования певческих навыков у детей, воспитания у них красивого, здорового голоса хормейстеру большую помощь могут оказать различные вокально-хоровые упражнения. Формируя певческие навыки, нельзя отрывать друг от друга технические и художественно-эстетические задачи. Это значит, что вокальные упражнения должны подбираться с учетом не только их методической целесообразности, но и художественной значимости. В качестве вокальных упражнений удобно использовать отрывки из исполняемых произведений, являющиеся небольшими и законченными мелодиями. После того как участники хора освоят основные хоровые навыки и смогут интонационно правильно исполнять музыкальные произведения и различные вокальные упражнения, руководителю целесообразно начать работу над исполнением хоровых произведений без музыкального сопровождения. Именно пение без сопровождения помогает наилучшему развитию музыкального слуха, памяти, точной вокальной интонации. Хоровое обучение основывается на соответствующем возрасту учащихся хоровом репертуаре. Педагог-хормейстер добивается, чтобы этот репертуар исполнялся школьниками художественно, выразительно, без всякого искусственного, ненужного манерничанья. Главными принципами хорового обучения в школе являются сохранение естественного звучания детского голоса, правильное, выразительное пение на основе выработки и усвоения детьми основных певческих навыков, развитие музыкальных способностей — слуха, чистоты интонации и чувства ритма. При хоровом коллективе для занятий с солистами и запевалами могут быть организованы кружок сольного пения и вокальный ансамбль. Методика организации и основные принципы работы их и хора едины. В кружок сольного пения и ансамбль могут быть зачислены дети любого возраста с ярко выраженными голосовыми и музыкальными данными: хорошим слухом, развитым чувством ритма, музыкальной памятью, точной вокальной интонацией. Главной чертой вокального ансамбля является слитность голосов и точный интонационный строй его участников. Создавая вокальный ансамбль, необходимо учитывать возраст детей. В кружках сольного пения и вокальном ансамбле периодически устраивается слушание различных народных и классических музыкальных произведений, организуется посещение концертов, музыкальных спектаклей, просмотры и обсуждения музыкальных радио- и телепередач. Для эмоционального воспитания в кружке нужно иметь магнитофон, чтобы записывать, а затем воспроизводить и анализировать исполнение разучиваемых музыкальных произведений. Волнение перед действием, т.е. эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности. Поэтому концертная деятельность участников хора и вокального ансамбля стимулирует работу обоих коллективов, повышает ответственность за исполнение музыкальных произведений. Кружковцы, занимающиеся второй или третий год, имеющие опыт концертных выступлений, могут выступать до 10 раз в год. Следует учитывать, что большое количество выступлений отрицательно влияет на качество вокального исполнения, снижает требовательность к уровню исполнения и может нанести вред неокрепшему детскому голосу. Для создания оптимального эмоционального состояния прежде всего нужна правильная оценка значимости события, поскольку на ребенка воздействует индивидуальная ценность каждого мероприятия. Интерес к занятиям хора, ансамбля усиливается, если занятия проходят с подъемом, настроением. Интересно построенное занятие, умело подобранный репертуар всегда являются важным фактором в развитии любви к музыке, потребности в общении с нею. Школьников нужно приучать к мысли, что занятия музыкой требуют больших усилий, напряжения воли, что достичь хороших успехов можно лишь благодаря упорному, кропотливому труду. Для того чтобы достигнуть оптимальных показателей певческого развития, нужно выполнять следующие основные правила: - пение всегда должно быть свободным, естественным, непринужденным; - пение требует собранности, активности, эмоциональной настроенности, необходимости соблюдать певческую установку, психологической готовности к исполнению данного произведения, постоянного слухового самоконтроля; - нужно ориентироваться на формирование звонкого, но одновременно и мягкого, льющегося напевного звучания, ровного во всем диапазоне, на сохранение индивидуальной красоты голоса; - укреплять и развивать тембр звучания голоса нужно от центральной части диапазона голоса вверх и вниз, не злоупотребляя его крайними звуками, основываясь на том, что рабочий диапазон голоса – это такой участок всего диапазона, в пределах которого поется легко и свободно, сохраняется один тембр голоса, от которого идет успешное формирование смешанного звучания; - при пении нельзя кричать, форсировать звук; - постоянно тихое, связанное с вялостью ребенка пение также мало полезно; - для того чтобы разборчивость певческой речи (дикция) была хорошей, гласные следует формировать правильно, ясно, хотя и несколько их округляя; согласные надо произносить четко, остро, коротко, не нарушая удобства работы голосового аппарата в певческом режиме, индивидуального в определенной мере у каждого человека; - дыхание должно быть активно-спокойным, без напряжения, экономным, ровным, гибким; выдох – с сохранением в дыхательной установке. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Выразительные движения частично врожденны, частично развиваются социально – путем подражания. Поэтому каждое занятие должно проходить на эмоциональном подъеме. Только «эмоциональное пробуждение разума», как говорил В.А.Сухомлинский, даёт положительные результаты в работе с детьми. Дети умеют смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться. И это не заканчивается вместе с детством, а остается навсегда для тех, кто с первых шагов встретил чуткого, талантливого учителя, обладающего большой духовной энергией, владеющего художественной методикой. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми. Эмоции являются особой сферой развития ребенка. В младшем школьном возрасте, когда закрепляется мотив достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека, особенно необходима доброжелательная эмоциональная обстановка. Наука и искусство, полезное и прекрасное, знания и чувства – два крыла человеческого счастья. Анализ педагогических и психологических исследований показывает, что эмоциональное отношение к жизни, приобщение к искусству позволяют развить не только сенсорную и общую культуру учащихся, но и их познавательную активность, зрительную память, быстроту реакции, аналитическое и образное мышление. Через чувства, эмоции, самореализация личности происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности. Усиление в ребенке эмоционального начала в интересах его гармонического развития педагоги и психологи рассматривают в тесной связи с культивированием гуманистической направленности его личности. Эстетическое воспитание открывает иной, отличный от рационального, способ видения, чувствования и понимания культуры. Поэтому в воспитательной работе можно выделить две основных составляющих: - организацию деятельности, способствующую формированию и развитию у учащихся чувственной сферы, эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности; - вовлечение их в творческую деятельность (развитие действенно-практической сферы). Чувства и эмоции выполняют важную роль в регулировании отношений индивида в социальной среде. Поэтому обогащение человека опытом эмоционального отношения к действительности является социальным аспектом воспитательной работы в школе. Л.С. Выготский писал, что «эмоциональная реакция является могущественным организатором поведения. В ней реализуется активность нашего организма». Ф.М. Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора. И если кто-то из учеников нашей школы возьмет с собой во взрослую жизнь светлые и яркие минуты праздничных школьных событий, то это будет означать, что опыт эмоционального восприятия и освоения нашей сегодняшней действительности сыграл свою положительную роль. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека. Искусство может заражать своими идеями, но лишь эмоционально. Безэмоционального искусства быть не может. Эмоции, вызванные искусством, - это особый вид чувствований – художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики, напряженной работы мысли. В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению. Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, дает ребенку определенный объем жизненно необходимой информации и тем самым помогает более глубокому пониманию действительности. Для развития музыкального восприятия детей — основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной. Хоровое пение обладает возможностью эстетического воздействия на коллектив и исполнителей, и слушателей. Оно создает условие для непосредственного музыкального общения в совместных, дружных действиях. Гипотеза нашего исследования, исходящая из предположения о том, что музыкальные эмоции младших школьников будут развиваться эффективно, если: - выявлены уровни их сформированности; - учитываются индивидуальные характеристики учащихся; подтвердилась. Это показывают теоретические исследования и диагностика музыкальных эмоций. БИБЛИОГРАФИЯ
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983. 2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983. 3. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия. Мурманск, 2002. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 5. Вартанова И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Воспитание школьников. 2002, № 2. 6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, М., 1988. 7. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В., М, 1979. 8. Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002. 9. Кравчук Л. Комплексное освоение искусства. Воспитание школьников. 1999, № 6. 10. Крутецкий В.А. Психология. М. 1980. 11. Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку. Дошкольное воспитание. 1997, № 4. 12. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. Педагогика. 1998, № 1. 13. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М., 1982. 14. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, № 3. 15. Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. М., 1995. 16. Миропольский С. Народная песня в воспитании. Беседа. 1972, № 10. 17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000. 18. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское музыкальное творчество). М., 1988. 19. Науменко Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М., 1996. 20. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1987. 21. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976. 22. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968. 23. Распутин А. Русские народные песни на уроках информатики. Воспитание школьников. 2001, № 4. 24. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. М., 2001. 25. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М. 1966. 26. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985. 27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1978. 28. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История и теория развития от истоков до современности. СПб, 1997. 29. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990. 30. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., 2004. 31. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. М., 1966. [1] Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., 2004. [2] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград, 1988. [3] Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, М., 1988. [4] Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк. - М., 1966. [5] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. [6] Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В., М., 1979. [7] Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. [8] Крутецкий В.А. Психология. М., 1980. [9] Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000. [10] Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990. [11] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1978. [12] Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968. [13]Лобанова О. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирование эмоциональной отзывчивости на музыку. Дошкольное воспитание. 1997. № 4. [14] Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002. [15] Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М., 1982. [16]Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! - М., 1988. [17] Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. М., 1995. [18] Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983. [19] Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|