Основные элементы, порядок функционирования ИС.
Определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС
ИС - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, служат технической базой и инструментом для информационных систем. Другими словами под ИС понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Задачи и функции ИС
При организационном обособлении ИС решают две группы задач:
1. группа задач информационного обеспечения:
· отбор необходимых сообщений и их обработка, · хранение, · поиск и выдача информации субъекту основной деятельности. (С заранее заданной полнотой, точностью и оперативностью в наиболее приемлемой для систем обработки данных форме).
2. группа задач, связанных с обработкой полученной информации в соответствии с теми или иными алгоритмами или программами с целью подготовки решения задач, стоящих перед субъектом основной деятельности (так называемых “ пользовательских ” задач).
Для решения таких задач ИС должна обладать необходимой информацией о предметной области (ПО) субъекта основной деятельности, стоящих перед ним проблемах, должна уметь использовать существующие модели решения задач средствами обработки данных или самостоятельно строить такие модели, а также обладать определенным искусственным или естественным интеллектом. Предварительное определение. Предметная область – это множество объектов и отношений между ними, ограниченное потребностями конкретного субъекта основной деятельности.
Более подробно понятие «Предметная область» рассматривается в п.5 данной лекции . Для решения поставленных задач ИС должна выполнять следующие основные функции: · отбор сообщений из внутренней и внешней среды, необходимых для реализации основной деятельности; · ввод информации в ИС; · хранение информации в памяти, ее актуализация и поддержание целостности; · обработка, поиск и выдача информации в соответствии с заданными субъектом основной деятельности требованиями. (Обработка может включать и подготовку вариантов решения пользовательских прикладных задача по соответствующим алгоритмам (программам)). Состав и структура ИС, основные элементы, порядок функционирования Структура ИС - это взаимосвязанная совокупность ее частей, называемых обеспечивающими подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Основные обеспечивающие подсистемы
· информационное обеспечение, · техническое обеспечение, · математическое обеспечение, · программное обеспечение, · организационное обеспечение, · правовое обеспечение. Основные элементы, порядок функционирования ИС.
Основными процессами преобразования информации являются следующие процессы:
• сбор информации; • комплектование информации; • поиск и выдача сведений для абонентов системы; • поддержание целостности, актуальности и сохранности информации.
Этипроцессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков:
· ввод информации из внешних или внутренних источников; · обработка входной информации и представление ее в удобном виде; · вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
· обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации. Поэтому для реализации функций ИС, указанных выше выделяют три самостоятельные функциональные подсистемы: 1. Организационно-технологическая подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему и включает совокупность источников информации, организационно-технологические цепочки отбора информации для накопления в системе. Без правильно организованной, оперативно и эффективно действующей организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования всей ИС в целом.
ИС может обрабатывать (перерабатывать) только ту информацию, которая в нее введена. При этом качество работы ИС определяется не только ее способностью находить и перерабатывать нужную информацию в собственном массиве и выдавать ее пользователю, но и способностью отбирать релевантную информацию из внешней среды. Такой отбор и осуществляет данная подсистема, которая накапливает данные об информационных потребностях пользователей ИС (внутренних и внешних), анализирует и упорядочивает эти данные, образуя информационный профиль ИС. Алгоритм отбора информации осуществляет преобразование входных потоков в информационный массив ИС.
2. Подсистема представления и обработки информации составляет ядро ИС и является отражением представления разработчиками и абонентами системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать ИС.
Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке ИС. Эта подсистемаосуществляет преобразование входной информации и запросов, организацию их хранения и переработки с целью удовлетворения информационной потребности абонента ИС.
Реализация функций данной подсистемы предполагает наличие:
· аппарата описания информации, а именно информационно - поискового языка, систем кодирования и языка описания данных; · организации и ведения информации (логическая и физическая организация, процедуры ведения и защиты информации и т.д.);
· аппарата обработки и переработки информации (алгоритмы, модели и т.д.).
Все три указанные составляющие определяются двумя параметрами ИС: характером обработки информации и функциями ИС.
3. Нормативно-функциональная подсистема подготовки и выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов, системы.
Даннаяподсистема непосредственно реализует удовлетворение информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей ИС. Для выполнения этой задачи подсистема проводит изучение и анализ информационных потребностей, определяет формы и методы их удовлетворения, оптимальный состав и структуру выходных информационных продуктов, организует сам процесс информационного обеспечения и сопровождения.
Для выполнения этих функций требуется:
· аппарат описания и анализа информационных потребностей и их выражения на языке ИС; · аппарат непосредственно информационного обеспечения (процедуры поиска и выдачи информации, языки манипулирования данными и т.д.).
При одинаковости выполнения функций этой подсистемойв ИС разных типов они существенно отличаются между собой. Особенно это заметно при сравнении документальных и фактографических ИС, которые будут подробно рассматриваться позже. Информационным ядром подсистемы представления и обработки информации ИС (внутренним носителем знаний о предметной области) является база данных (БД). Понятие базы данных является центральным в сфере технологий автоматизированных информационных систем.
Определение 1 База данных — совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ. Определение 2. (ГОСТ): Система управления базами данных (СУБД) - совокупность программ и языковых средств, предназначенных для управления данными в базе данных, ведения базы данных и обеспечения взаимодействия ее с прикладными программами.
Информационным ядром подсистемы представления и обработки информации ИС высшего уровня является банк данных (БНД), или автоматизированный банк данных (АБД) – совокупность следующих компонентов:
· БД, · СУБД, · прикладные компоненты ИС (набор входных и выходных форм, типовых запросов для решения информационно-технологических задач в конкретной предметной области), · комплекс технических средств, на которых они реализованы.
Классификация ИС 1. По назначению:
· справочные ИС, · системы информационного обеспечения, · справочно-информационные системы, имеющие самостоятельное целевое назначение.
2. По количеству пользователей и территориальному признаку · однопользовательские (например, ИС, использующая в качестве ПО приложение Excel), · многопользовательские низкого уровня (например, ИС построенная наприложении Access), · многопользовательские высокого уровня - ИС уровня предприятия ( распределённые, очень большие, сверхбольшие ).
3. По оперативности обработки информации
· система реального времени, · система оперативной обработки трансакций, · система пакетной обработки.
4. По функциональному признаку и уровням управления
· производственные системы; · системы маркетинга; · финансовые и учетные системы; · системы кадров (человеческих ресурсов);
5. По степени автоматизации · ручные, · автоматические, · автоматизированные.
6. По характеру использования информации
· информационно-поисковые системы, · информационно-решающие системы:
o управляющие ИС, o советующие ИС.
7. По сфере применения
· ИС организационного управления, · ИС управления технологическими процессами (ТП), · ИС автоматизированного проектирования (САПР), · Интегрированные (корпоративные) ИС, · Вычислительные ИС. 8. По составу перерабатываемой информации, предъявляющие жесткие требования к аппарату ее описания, организации и поиска · документальные ИС (слабо структурируемая информация); · фактографические ИС (жестко структурируемая информация); · документально-фактографические ИС. · геоинформационные системы. 9. По масштабу
· всемирные, · международные, · республиканские, · региональные, · отраслевые, · объединений, · предприятий и подразделений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|