Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы теоретического познания.

ВВЕДЕНИЕ.

 

Многообразные отношения человека к миру, включают познавательное отношение, познание, представляющее собой активную деятельность людей направленную на приобретения знания.

 

Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в

идеальных образах (представления, понятия, теории) и

закрепленный различными способами.

 

В общем понимании философии.

Познание-это движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.

В процессе познания центральным выступает понятие истины, т.е. соответствие наших мыслей объективной реальности. При всем этом мы опираемся на наши знания-т.е. мысль, которая соответствует объективной реальности, и адекватно отражает ее.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ.

 

И так давайте рассмотрим поподробнее, что включает в себя такое понятие как познание.

 

С понятием познания появляются такие теневые категории как: незнание, заблуждение, ложь.

Соотношение истины и знания:

1. Истина - является целью познания;

2. Знание- результат познания.

3. Истина- это то, что ищут. А знание- то, что получают.

 

В связи с тем, что мы не всегда можем доказать ту или иную версию знания, возникает такое понятие как предположение.

Гипотеза - это то, что лежит на полпути между незнанием и познанием.

 

Познание чего – либо можно получать впервые, в процессе познания. Это называется первичное познание. В свою очередь оно делится на вне научное знание и научное знание.

И вторичное - те знания, которые мы получаем от другого человека или в учебно-образовательном процессе. Существует три вида:

1.Вторичное знание, как эхо первичного знания;

2.Вторичное знание как эхо прикладного знания (технического, медицинского, педагогического, юридического и т.д.);

3.Вторичное знание как знание умственной, духовной деятельности человека (философское знание, богословское знание, знание художественной литературы).

Если вторичного знания не достаточно, то возникает такое понятие, как невежество. Т. е. человек, который не знает того многого, чего знают другие люди.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ.

 

Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.

Теоретические методы познания ставят перед собой определенную задачу: - это достижение объективной конкретной истинности всего процесса. Таким образом, мы можем выдвинуть определенные характерные признаки:

1. Преобладание рационального момента, понятие, теория, закон, форма мышления;

2. Основной точкой зрения методов является чувственное познание;

3. Направленность на исследование самого познавательного процесса.

 

Таким образом, методы теоретического познания помогают приходить к определенным логическим исследованиям собранных фактов, выводам, суждениям и понятиям. Давай те же рассмотрим, какими же именно методами мы достигаем познание.

 

1. Абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существенных, с одновременным выделением более существенных, это упрощение действительности.

 

2. Идеализация – процесс сознания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствиями с целями исследования (идеальный газ)

 

3. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.

 

4. Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида).

 

5. Индукция – переход знаний от отдельных элементов процесса к знаний общего процесса.

 

6. Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к конкретному.

 

7. Гипотетико-дедуктивный – выведение (дедукция) заключений из гипотез, истинные значения которых неизвестны. Знание носит вероятный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами.

 

8. Анализ – разложение целого на составные части.

 

9. Синтез - объединение полученных результатов анализа элементов в систему.

 

10. Математическое моделирование- реальная система заменяется абстрактной системой (математическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становиться чисто математической.

 

11. Рефлексия - научно-исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно-историческом контексте, включает 2 уровня:

- предметный (активность направлена на познание

конкретной совокупности явлений)

- рефлексивный (познание обращается на само себя)

 

3. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.

МЕТОД.

 

Познанием различных методов занимается такая наука, как методология.

 

Методология – наука, предметом которой является обоснования методов,

исследование их эффективности и условий применения в

различных областях.

Метод (от греческого methodos – путь к чему - либо) – способ достижения

цели, определенным образом упорядоченная практическая и

теоретическая, познавательная деятельность.

 

И так, роль метода в познании трудно переоценить. Ф. Бэкон сравнивал средства познания с орудиями производства. «Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеет большой силы, - писал он. – Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И как орудие руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и с самой дорогой к знанию: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги».

 

ВИДЫ МЕТОДОВ.

В зависимости от сферы применения методов их принято делить на:

- Частнонаучные;

- Общенаучные;

- Всеобщие.

 

Частнонаучные, или как еще их называют специальные методы - определяют специфику предмета данной науки или области практической деятельности.

(анализ в физике, следственный эксперимент)

 

Общенаучные методы, имеют ограниченную, но в широком области, применения. Например методы широко используемые в области медицины, биологии, нельзя использовать в математике, теоретической физики.

 

Всеобщие или как их еще называют философские методы, основаны на математике и диалектике.

 

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ.

 

И так мы пришли к выводу, что научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Они хотя и связанны, но отличаются друг от друга по трем основным критериям:

1. По характеру предмета исследования;

2. Типу применения;

3. Особенностям методов.

 

К эмпирическим методам относиться сравнение, наблюдение, измерение и эксперимент.

К теоретическим – идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному.

Но при этом такие методы как: - абстрагирование;

- анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

- моделирование;

- исторический и

- логический

Некоторые авторы рассматривают как приемы, которые используются на двух уровнях познания.

 

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.

Особый вклад в развитие методов теоретического познания внесли классическая немецкая философия, яркий представитель которой является Гегель и материалистическая философия Маркса. Они базируясь на идеалистических и материалистических основах познания, достаточно глубоко изучили и разработали диалектический метод. Они выявляют три метода теоретического познания:

1. Аксиоматический – заключается в строении научной теории на аксиомах и правилах вывода информации. Аксиома не требует никаких логических доказательств и не может быть опровергнута. Следовательно мы можем опровергать любые возникающие противоречия.

2. Гипотетико-дедуктивный – в основе лежат научные гипотезы, т.е. знания, которые можно опровергнуть при сопоставлении данных с реально полученными данными после эксперимента.

3. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.).

4. Восхождение от абстрактного к конкретному — метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному воспроизведению теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреплению» в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному — это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему, здесь господствуют приемы синтеза и дедукции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теоретические методы познания четко проявляются я в мышлении, так как именно оно способно обобщить и отразить реальную действительность, пройдя путь от мышления к конкретному пониманию изучаемого явления или процесса. Таким образом мы можем выделить три способа мышления:

- понятием – т.е. отражает общине стороны объекта;

- суждением – т.е. отражает характерные отдельные элементы объекта;

- умозаключением – т.е. составлением логической цепочки, благодаря которой и родится новое знание.

 

Структурными компонентами теоретического познания можно считать:

1. Проблема - вопрос, который необходимо решить и получить ответ;

2. Гипотеза – выдвинутое предположение, основанное на полученных фактах, но требующее дополнительной проверки.

3. Теория – форма научного познания, способная дать полное объяснение конкретным явлениям действительности;

4. Квинтэссенция теории – это закон, выражающий глубинные сущностные взаимосвязи объекта.

 

Таким образом, мы приходим к выводу, что формулирование основных законов теоретического познания является одной из главных задач данной науки и ее методов.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб.- 3-е изд., стер.- М.: «Проспект»., 2000.- 608с.

2. Л.Е. Балашов. Философия. Учебник. 3-е изд., с испр. и доп. - М. ИТК "Дашков и К": 2009. — 686 с.

3. Кириллов В.И.: Учеб. пособие для вузов. Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. фроф. В.И. Кириллова.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2002.- 304с.

4. Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/ Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., перераб и доп.- М.: Культурная революция, Республика, 2007.- 623с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение.

 

2. Теоретическое познание

2.1. Познание:

- истина;

- первичное и вторичное познание.

 

2.2. Теоретическое познание.

- признаки теоретического познания;

- методы теоретического познания.

 

3. Методы теоретического познания.

3.1. Метод

3.2. Виды методов.

- частнонаучные;

- общенаучные;

- всеобщие.

3.3. Общенаучные методы.

- эмпирический;

- теоретический.

3.4 Методы теоретического познания:

- аксиоматический;

- гипотетико-дедуктивный;

- формализация;

- восхождение от абстрактного к конкретному.

 

4. Заключение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...