Система стадий производства по делам об административных правонарушениях
Воронежский институт МВД России Кафедра административного права
Фондовая лекция по учебной дисциплине «Административное право и административный процесс»
Тема № 10.2.1: Понятие, принципы, участники и стадии производства по делам об административных правонарушениях
В фондовой лекции рассмотрены материально-правовые и процессуальные особенности такой разновидности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, как производство по делам об административных правонарушениях. Осуществлён общий обзор принципов, на которых основано производство по делам об административных правонарушениях, рассмотрен статус участников данного производства, а также предназначение и основные этапы стадий производства по делам об административных правонарушениях. Для слушателей факультета профессионального обучения Воронежского института МВД России.
ПЛАН Введение…………………………………………………….…..…….4
Учебный вопрос № 1. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях…………………………………5 Учебный вопрос № 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях………………………………….…9 Учебный вопрос № 3. Система стадий производства по делам об административных правонарушениях…………………………………….22
Заключение…………………………………………………….…….26
Список использованной литературы……………………..………...28 Учебные цели: 1. Разъяснить обучаемым основные положения доктрины административно-юрисдикционного процесса в части роли производства по делам об административных правонарушениях.
2. Раскрыть особенности процессуального статуса участников производства по делам об административных правонарушениях. 3. Совершенствовать знания обучаемых относительно сферы общественных отношений, регулируемых административным правом. 4. Сориентировать обучаемых относительно овладения навыков в области административной юрисдикции органов внутренних дел.
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы российской действительности характеризуются ростом количества совершаемых административных правонарушений, что возлагает на сотрудников органов внутренних дел большую ответственность в плане пресечения данных правонарушений и привлечения лиц, совершивших неправомерные, виновные деяния, к административной ответственности. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел - это совокупность взаимообусловленных процессуальных действий, совершаемых их сотрудниками, которые включают в себя: установление фактических обстоятельств дела; процессуальное оформление результатов административного расследования и направление протокола об административном правонарушении и других материалов дела по подведомственности; рассмотрение дел и принятие юрисдикционного решения по ним; исполнение постановлений о наложении административных наказаний. Сотрудники органов внутренних дел назначают за совершение противоправных, виновных деяний различные меры административного наказания, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел проявляется внешне в виде различных производств административного процесса. В лекции осуществлён общий обзор задач, принципов, процессуального статуса участников и стадий производства по делам об административных правонарушениях. При этом соответствующие материалы имеют следующую опору в административно-правовой теории: современный российский административный процесс, как представляется, должен быть выражен исключительно в юрисдикционной форме (в варианте административно-юрисдикционного процесса) и состоять из следующих процессуальных производств: производства по делам об административных правонарушениях, дисциплинарных производств, производств по реализации института материальной ответственности государственных служащих, производства по жалобам граждан в отношении действий и решений субъектов публичной власти; производств по применению отдельных административно-предупредительных мер.
Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях имеет своё весьма значимое место в общей структуре современного российского административно-юрисдикционного процесса. Определение общетеоретических основ рассматриваемого вида административно-юрисдикционного производства неоднократно подвергалось аналитическому рассмотрению в юридической литературе. Эти вопросы в разные временные периоды исследовали отечественные ученые: Д.Н. Бахрах, Ю.Н. Старилов, В.Г. Розенфельд, К.С. Бельский, Н.Ю. Хаманёва, Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов, В.Д. Сорокин, И.В. Панова, Н.Н. Цуканов и ряд других. Работы этих учёных-административистов использованы при составлении данной лекций. Особый акцент в материалах лекции сделан на соотношение правовой доктрины и законодательства в раскрытии задач и принципов производства по делам об административных правонарушениях.
1. Задачи и принципы производства по делам об административных Принципиальным вопросом правоведения является вопрос соотношения материального и процессуального права. В большинстве учебников указывается на то, что административный процесс имеет сложную структуру, поскольку охватывает многочисленные сферы государственного управления и различные категории индивидуальных конкретных дел. Сторонники данной точки зрения подразделяют административный процесс на отдельные виды административных производств, которые выступают как его разновидности. Анализ действующего законодательства и юридической литературы показывает, что производство по делам об административных правонарушениях принадлежит к одному из видов юрисдикционных производств, к которым также относятся производство по жалобам, дисциплинарное и исполнительное производства, производство по применению мер административно-процессуального принуждения.
Характерной чертой производства по делам об административных правонарушениях, отличающей его от иных вышеперечисленных юрисдикционных производств, является то, что данное производство по широте затрагиваемых им интересов и по количеству участвующих в нем лиц является одним из наиболее крупных административно-юрисдикционных производств. Оно представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность правоприменителя по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу, с вынесением постановления о назначении административного наказания или же об освобождении лица от административной ответственности. Данный вид производства наиболее полно урегулирован процессуальными нормами, содержащимися в главе 24 КоАП РФ. Однако вопросы, связанные именно с правовым положением участников этого производства, окончательно еще не решены. Например, в главе 25 КоАП РФ перечислены участники производства по делам об административных правонарушениях, а также закреплены их права и обязанности, большинство из которых не систематизировано надлежащим образом, что может привести к определенным сложностям, а также к нарушению процессуальных прав лица, в отношении которого ведется данное производство, потерпевшего и иных участников. Глава 26 КоАП РФ посвящена понятию, видам и оценке доказательств по делам об административных правонарушениях. Глава 27 указанного закона регламентирует цели, основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно ст. 24.1 являются: 1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;
2) разрешение его в соответствии с законом; 3) обеспечение исполнения вынесенного постановления; 4) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В отличие от конституционного, уголовного и гражданского судопроизводства производство по делам об административных правонарушениях осуществляется различными органами административной юрисдикции, в числе которых органы исполнительной власти, их должностные лица, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов, мировые судьи. Для задач производства об административных правонарушениях характерны общие признаки и свойства, соответствующие задачам законодательства об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с административным законодательством РФ, отнесенным согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.24.2. КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения. Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст.24.3 КоАП РФ). Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (ст. 24.4 КоАП РФ). Под ходатайством понимается официальная просьба лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, адресованная судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело. Исчерпывающий перечень лиц, которые вправе заявлять ходатайство, определен статьями 25.1 — 25.11 КоАП РФ. В зависимости от ситуации ходатайство может: - не требовать дополнительных проверочных действий и материалов и рассматриваться непосредственно в процессе слушания дела; - требовать дополнительных проверочных действий (или материалов), для проведения которых правоприменителю необходимо время, на которое и переносится рассмотрение дела; - требовать дополнительных проверочных действий (или материалов), для проведения которых необходимо возвратить материалы по делу на дополнительную проверку с отложением срока рассмотрения дела на неопределенный срок (См.: Мельников В.А. Право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту: Дис.... канд. юрид. наук. М, 1995. С. 119). На наш взгляд, подача ходатайств участниками производства по делам об административных правонарушениях, в том числе лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть аргументирована. Целью осуществления данного права лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является пресечение нарушений законности на различных стадиях производства. Производство по делу об административном правонарушении согласно ст. 24.5 КоАП РФ не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден. Это возможно в следующих случаях: а) в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния; б) при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправного действия (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправное действие (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение 5) отмена закона, установившего административную ответственность. Осуществление мер административной ответственности (т.е. применение административных наказаний) сопряжено с ограничением прав и свобод человека. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ это допускается только федеральным законом. Отмена федерального закона, устанавливающего административную ответственность, устраняет противоправность данного действия (бездействия), совершение которого не является административным правонарушением и, соответственно, не влечет применения санкций. Институт отмены закона, устанавливающего административную ответственность, применяется редко: в КоАП 1984 г. были отменены только ст. 116, 118.1, 121, 125. Отмена предписаний Кодекса, устанавливающих административную ответственность, допускается только федеральным законом; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Данной статьей установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, не совместимых с производством по делу об административном правонарушении. При выявлении хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в процессе рассмотрения указанного дела судья, орган, должностное лицо выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.9 КоАП РФ). Выявление указанных обстоятельств на этапе, предшествующем рассмотрению дела об административном правонарушении, влечет прекращение производства по указанному делу на основании постановления, вынесенного органом, должностным лицом, в производстве которых находится указанное дело (ст. 28.9 КоАП РФ).
2. Участники производства по делам об административных К участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся: - лицо, в отношении которого ведется производство; - потерпевший; - законные представители юридического лица; - защитник и представитель; - свидетель; - понятой; - специалист; - эксперт; - переводчик; - прокурор. Обращает на себя внимание то, что в числе участников производства, обладающих полномочиями государственно-властного характера (помимо прокурора), не названы субъекты административной юрисдикции. Данных субъектов согласно КоАП РФ насчитывается 63, и их предметная компетенция закреплена в соответствующих статьях главы 23 Кодекса. Перед анализом прав и обязанностей участников производства по делам об административных правонарушениях представляется целесообразным провести их классификацию. Однако при этом важен не поиск новых критериев, а отбор тех оснований для классификации, которые имеют реальное практическое значение. Мы предлагаем упорядочить участников производства по делам об административных правонарушениях по следующим основаниям. По признаку государственно-властных полномочий: - участники, обладающие государственно-властными полномочиями, - участники, не обладающие такими полномочиями. Первую группу составляют судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также прокурор. Во вторую группу входят участники, которые различаются по степени заинтересованности в деле и подразделяются на тех, кто имеет личную заинтересованность в исходе дела, и тех, кто не имеет личной заинтересованности в исходе дела. К первым относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители юридического лица; защитник и представитель. Ко вторым — свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик (т.е. лица, которые своими знаниями и опытом работы в определенной сфере помогают основным участникам производства осуществлять возложенные на них функции, а также реализовать имеющиеся у них процессуальные права и обязанности). По способу разрешения дел об административных правонарушениях: - коллегиальные органы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав); - административные комиссии; - иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъекта Федерации и должностные лица, обладающие полномочиями по разрешению дел об административных правонарушениях По объему полномочий: - органы (должностные лица), в чью компетенцию входит совершение первичных процессуальных действий по выявлению административных правонарушений, составление протокола и передача материалов органу (должностному лицу), правомочному разрешать дело по существу; - органы (должностные лица), в чью компетенцию входит как производство первичных процессуальных действий, так и рассмотрение дел об административных правонарушениях по существу; - органы (должностные лица), только рассматривающие дела об административных правонарушениях по существу. Можно также выделить индивидуальных и коллективных субъектов административной ответственности. Индивидуальные субъекты, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении, подразделяются на субъектов общей административной ответственности (которые, в свою очередь, делятся на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства) и субъектов специальной административной ответственности, которые помимо общих признаков (вменяемости и возраста) обладают специальными признаками, в частности — должностного лица. Необходимо отметить, что предложенная классификация носит условный характер и используется нами лишь для того, чтобы наиболее детально исследовать права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях. Каждый из участников производства имеет свой правовой статус, обусловленный той ролью, которую он (участник) выполняет в ходе осуществления производства. КоАП РФ закрепляет процессуальные права и обязанности, признавая за всеми участниками производства по делам об административных правонарушениях административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность. Описание участников производства по делам об административных правонарушениях необходимо начать с тех из них, которые не обладают государственно-властными полномочиями, а имеют личную заинтересованность в исходе дела. Им предоставлен широкий объем процессуальных прав, гарантированных Конституцией РФ и действующим российским законодательством. При этом права данных участников нельзя представить без корреспондирующих обязанностей субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями в производстве по делам об административных правонарушениях. Поэтому можно сказать, что применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях нормы формулируются как права для одних участников разбирательства по делам об административных правонарушениях и как обязанности — для других. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, занимает центральное место в производстве, поскольку само производство направлено на всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также на выяснение вопроса о виновности данного лица в совершении административного правонарушения. Такое лицо обычно занимает позицию активной защиты и использует предоставленные ему законом процессуальные права, чтобы отстоять свою позицию в деле об административном правонарушении. В статье 25.1 КоАП РФ закреплено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: - знакомиться со всеми материалами дела; - давать объяснения, представлять доказательства; - заявлять ходатайства и отводы; - пользоваться юридической помощью защитника; - осуществлять иные процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ. Право ознакомления с материалами дела, составленными без непосредственного участия указанного лица (результаты экспертиз, медицинских освидетельствований и т.п.), по всей видимости, также подразумевает возможность данного участника производства знать, в совершении какого административного правонарушения он обвиняется. В связи с этим целесообразно дополнить статью 25.1 КоАП РФ отдельным положением, где было бы прямо указано на то, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знать, в совершении какого административного правонарушения оно обвиняется. Несомненно, это было бы дополнительной гарантией прав и законных интересов данного участника производства по делу об административном правонарушении. Раскрывая содержание права на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении, необходимо отметить, что оно является одним из важных прав лица, привлекаемого к административной ответственности: это право обеспечивает возможность своевременно и тщательно подготовиться к защите. Ознакомление с материалами дела должно обеспечиваться субъектом правоприменения до того, как они будут направлены для рассмотрения. Следует также сказать, что привлекаемое к административной ответственности лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении как самостоятельно, так и с участием защитника. Однако практика органов внутренних дел показывает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, правом ознакомления со всеми материалами дела пользуется крайне редко. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право давать устные и письменные объяснения (по существу и не по существу обвинения), которые могут содержать ссылки на фактические обстоятельства дела. Давая такие объяснения, лицо имеет личную заинтересованность в исходе дела. В связи с этим на содержание объяснений влияют следующие цели: опровержение обвинения, стремление избежать административного наказания или добиться смягчения административной ответственности. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в большинстве случаев выступают доказательствами по делу. Следует сказать, что никто не может принудить данного участника производства давать объяснения, поскольку это его право, а не обязанность. Тем не менее, с одной стороны, право давать объяснения — важная процессуальная гарантия, позволяющая обеспечить полное, объективное и всестороннее выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом; с другой стороны, доводы, содержащиеся в объяснениях, служат источником информации для субъекта, рассматривающего и разрешающего дело об административном правонарушении по существу, и тем самым могут влиять на оценку противоправного деяния. Также лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право представлять доказательства, и это право должно быть ему обеспечено. Бремя доказывания, элементами которого являются собирание, исследование и оценка доказательств, возлагается на лицо, осуществляющее рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении. К другой группе субъектов доказывания относятся лица, заинтересованные в исходе дела. В их число входит лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, но на него не может быть возложена обязанность доказывания. Данное лицо действует в своих интересах, и его участие в доказывании выражается в представлении доказательств и заявлений ходатайств. Необходимо отметить, что признание лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своей вины не служит основанием для прекращения получения информации, необходимой для разрешения дела. Кроме того, данный факт не освобождает орган (должностное лицо), рассматривающий дело, от обязанности тщательно исследовать все обстоятельства; в противном случае произойдет отступление от задач производства, закрепленных в статье 24.1 КоАП РФ. Элементом совокупности прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, выступает его возможность заявлять ходатайства. В толковом словаре русского языка термин «ходатайство» объясняется как официальная просьба. Ходатайство подается в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Но, как показывает практика, с подачей ходатайств могут возникать различные сложности. Помимо ходатайств лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявлять отводы участникам производства, что должно обеспечивать объективность в рассмотрении дела. Институт отводов характерен, прежде всего, для гражданского и уголовного процесса, вместе с тем он также необходим и для производств по делам об административных правонарушениях. Об этом свидетельствует закрепление данного института в статье 25.13 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право воспользоваться юридической помощью защитника. В специальной литературе долгое время велись бурные дискуссии, с какого момента в производстве по делам об административных правонарушениях защитник вправе оказывать помощь лицу, привлекаемому к административной ответственности. Ответ на этот вопрос дан в ч. 4 статьи 25.5 КоАП РФ, где закреплено, что защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае задержания физического лица защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания. Одним из основополагающих прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Это право гарантировано ст. 33 и ч. 2 ст. 46 Конституции РФ и закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ. Процедура самого обжалования закреплена в статьях 30.2 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обжалование имеет большое практическое значение для защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку позволяет устранить допущенные нарушения законности, обеспечить применение справедливых мер воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения. В КоАП РФ затрагивается ряд конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. К таковым, в частности, относятся: - право на защиту чести и достоинства; - право личной неприкосновенности и неприкосновенности частной - право на личную и семейную тайну; - право на неприкосновенность жилища; - право на свободу совести, свободу вероисповедания. Таким образом, субъекту, рассматривающему и разрешающему дело об административном правонарушении по существу, необходимо учитывать эти права и не допускать их нарушения. Также следует сказать, что на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возлагаются процессуальные обязанности. Их неисполнение может повлечь применение процессуальных мер обеспечения, например привод в случае неявки на рассмотрение дела. Следующим участником производства по делам об административных правонарушениях является потерпевший. Им признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе: - знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении; - давать объяснения; - представлять доказательства; - заявлять ходатайства и отводы; - пользоваться юридической помощью представителя; - обжаловать постановления по делу; - пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Особенность потерпевшего — физического лица как участника производства по делу об административном правонарушении состоит в том, что он является единственным участником производства, для которого законодательство не предусматривает дееспособность. Потерпевшим может быть лицо и с ограниченной дееспособностью, и полностью недееспособное. Как самостоятельный участник производства, потерпевший вправе действовать на всех его стадиях, за исключением исполнения постановления о наложении административного наказания. Согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля. Он имеет право на возмещение имущественного ущерба и морального вреда. В соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением, решаются судом в порядке гражданского судопроизводства. На наш взгляд, было бы вполне целесообразным предоставить потерпевшему с разрешения органа (должностного лица), в чьем производстве находится дело, задавать вопросы по существу другим участникам производства по делу об административном правонарушении. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица — потерпевшего осуществляют законные представители юридического лица. В соответствии с КоАП РФ таковыми являются руководитель юридического лица или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в тех случаях, когда они были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела и не заявили ходатайства об отложении рассмотрения дела (либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения). При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановления по делу, пользоваться иными правами в соответствии с КоАП РФ. Адвокатом является лицо, состоящее членом коллегии адвокатов, что подтверждается соответствующим удостоверением, а при участии в деле — специальным ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Считается, что адвокат, в силу предъявляемых к нему особых требований, специалист более высокой квалификации, чем другие юристы, т.е. является тем лицом, которое может оказать квалифицированную юридическую помощь, о которой говорится в ст. 48 Конституции РФ. Преимущество адвоката как участника производства по делу об административном правонарушении перед иным лицом, оказывающим юридическую помощь, состоит в том, что законодательством установлен принцип адвокатской тайны, в понятие которой входят все данные о лице, обратившемся за юридической помощью, и вся информация, ставшая известной адвокату при оказании им юридической помощи. Ни какой-либо орган, ни какое-либо должностное лицо не могут истребовать от адвоката предоставления сведений о лице, которому он оказывает юридическую помощь. Аналогичного принципа для других юристов не существует. Данное обстоятельство может быть весьма важным для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратившегося за юридической помощью. Важная роль в производстве по делу об административном правонарушении принадлежит свидетелю, процессуальное положение которого определено в ст. 25.6 КоАП РФ. В данной статье указывается, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан: - явиться по вызову судьи, органа или должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении; - дать правдивые показания (сообщить все известное ему по де
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|