Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в ходе музееведческой практики
Цель музейной практики Музейная практика направлена на получение студентами первичных профессиональных умений и навыков, в том числе навыков научно-исследовательской деятельности, закрепление теоретических знаний и опытное применение приемов и методов обработки конкретного материала. Программа по содержанию работы включает три блока: вводный – лекционный, практический и экскурсионный. Цель лекционного блока заключается в углубленном изучении отдельных тем музееведения необходимых для выполнения студентами практических заданий. Практический курс предполагает работу в фондах музея с целью формирования навыков сбора, учета и первичной обработки музейных материалов, определения ценности музейного экспоната, места хранения, знаний о первичной обработке и сохранности музейного экспоната. В ходе экскурсионного блока запланированы экскурсии в государственные, вузовские и школьные музеи г. Барнаула с целью усвоения принципов построения экспозиции и особенностей проведения экскурсий, а также самостоятельная подготовка и проведение экскурсий. Задачи музейной практики Задачами музейной практики бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки 050124.62 «Историческое образование» являются: 1. закрепление в ходе практики теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса «Музееведение»; 2. создание у студентов представлений о типах и особенностях музеев Алтайского края; 3. знакомство с Историко-краеведческим музеем АлтГПУ и усвоение основных принципов организации и ведения фондовой, экспозиционной и экскурсионной деятельности музея; 4. ознакомление с основными направлениями деятельности музея: фондовой работой (специфика комплектования фондов, методы камеральной обработки общеисторического, археологического и этнографического материала, учет и хранение музейных предметов); экспозиционной работой (принципы построения экспозиций); экскурсионной работой (составление текста экскурсий и их проведение).
5. формирование навыков сбора, учета и первичной обработки музейных материалов, определения ценности музейного предмета; 6. выработка практических навыков ведения учетной документации, научного описания предметов, составления коллекционных описей, работы с картотекой; 7. усвоение принципов построения экспозиции и методики проведения экскурсий. Данные музейной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: - педагогическая, - культурно-просветительская, и задачами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: - организация поисковой и научно-исследовательской работы школьников; - применение полученных знаний в образовательном процессе; - использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий (баз данных); – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. в области культурно-просветительской деятельности: – организация культурного пространства; – разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; – популяризация историко-культурного наследия края в широких слоях общества.
3. Место и время проведения музейной практики Музейная практика бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилями подготовки «История и обществознание», «История и право» проводится на базе Историко-краеведческого музея АлтГПУ, Кабинета археологии АлтГПУ, государственных и школьных музеев г. Барнаула (по выбору студента). Кроме того, возможно распределение студентов в муниципальные и школьные музеи районов и городов края.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями: - возможность музея обеспечить полный объем работы студента для прохождения практики; - наличие в музее оборудованных мест для прохождения практики; - наличие специалистов достаточной квалификации для организации помощи студентам в прохождении практики; подготовки и составлении отчетной документации; - согласие принимающей стороны на заключение договора о безвозмездном сотрудничестве.
Музееведческая практика по получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности проводится в течение двух недель на втором курсе в 4 семестре. Согласно графику учебного процесса, практика проводится без отрыва от учебы во второй половине дня. 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения музееведческой практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности: Общекультурные компетенции: 1. способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3) 2. умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13) 3. готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14) 4. способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15) 5. способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16) Общепрофессиональные компетенции: 1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1)
2. способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2) 3. владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3) Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности 1. умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8) 2. способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11) Специальные компетенции: 1. применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5) 2. использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6) 3. готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9)
5. Структура и содержание музееведческой практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности В ходе практики предполагается сочетание коллективных (лекции, экскурсии) и индивидуальных форм работы (камеральная обработка материала, работа с учетной документацией, анализ экспозиции школьного музея, самостоятельная подготовка и проведение экскурсий). Вводные лекции Цели и задачи музееведческой практики. Виды и типы музеев, их роль как культурно-просветительских и научных центров на современном этапе. Социальные задачи. Основные направления музейной деятельности. Специфика музеев различного профиля. Ведомственные и общественные музеи: особенности учета, хранения, экспонирования предметов. Особенности школьных музеев Алтайского края. Роль учителя в развитии школьного музееведения. Фонды музея. Особенности комплектования фондов исторических, археологических, этнографических, историко-краеведческих музеев. Виды экспонатов, формы их поиска и сбора. Источники комплектования фондов: закупка и обмен предметов, полевые экспедиции. Требования к передаче экспонатов от их владельцев работникам музея, к оформлению полевой документации.
Научная организация фондов музея. Комплектование, учет, хранение, изучение музейных фондов. Особенности учета, условия хранения различных видов источников. Определение (атрибуция) музейных предметов. Классификация и систематизация музейных предметов. Каталогизация музейных коллекций. Система фондовой документации. Документы строгой отчетности: инвентарные книги, акты приема-передачи на постоянное или временное хранение, коллекционные описи и др. Историко-краеведческий музей АлтГПУ: структура фондов (основной, научно-вспомогательный, обменный), систематизация предметов музея (вещественные, изобразительные, письменные, естественно-исторические источники, нумизматические, археологические, фоно– и фото- материалы и т. д.), каталогизация коллекций. Экспозиция историко-краеведческого музея АлтГПУ, пути и формы ее обновления. Научно-методическая и просветительская работа музея. Связи со школами и другими образовательными учреждениями.
Практические занятия. Практические занятия делятся на следующие блоки: 1. Прием предметов в музей, их первичная консервация, реставрация и инвентаризация. 2. Знакомство и работа с книгами поступлений основного, научно-вспомогательного и обменного фондов музея. 3. Нанесение на предметы учетных обозначений. 4. Научное описание музейных предметов. Особенности изучения и описания различных видов памятников. Формы описания основных категорий музейных предметов. Работа с карточками научного описания. 5. Составление картотек музейных предметов (инвентарной, тематических). 6. Обработка фотоматериалов музейной коллекции и фото-архива ЛИК (регистрация, шифровка). 7. Обработка архива устной истории ЛИК. Составление картотеки аудиоматериалов, транскрибирование аудиозаписей, компьютерный набор меморатов. 8. Оформление экспозиции музея. Непосредственное участие в подготовке экспозиции, выставки (временной, тематической, постоянной). 9. Составление компьютерной базы фондов музея.
Экскурсионный блок Посещение музеев города, знакомство с тематическими экспозициями, анализ и обсуждение экспозиций. 1. Музей археологии Алтайского государственного университета. Обсуждение экспозиций «Каменный век», «Эпоха бронзы», «Ранний железный век», «Средневековье».
2. Историко-краеведческий музей АлтГПУ. Обсуждение экспозиций «Каменный век», «Эпоха бронзы», «Ранний железный век», «Средневековье». 3. Алтайский государственный краеведческий музей. Анализ и обсуждение экспозиций «Археология Алтая», «Предпринимательство на Алтае», «Природа Алтая» и др. 4. Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Анализ и обсуждение экспозиций «Культура древних народов Алтая», «2000 лет христианству. Из истории православия на Алтае (XVIII - XX вв.)». 5. Музей боевой славы (филиал АГКМ). Общая экскурсия. Анализ и обсуждение различных экспозиций. 6. Государственный художественный музей. Общая экскурсия. Анализ и обсуждение различных экспозиций. 7. Школьный музей. Общая экскурсия. Анализ и обсуждение экспозиции. Тематика экскурсий и их содержание. Самостоятельный отбор материалов, подготовка и проведение экскурсий по экспозиции Историко-краеведческого музея АлтГПУ. По завершению экскурсионного блока проводится итоговое семинарское занятие. Основанием для зачтения пройденной практики служит отчет студента.
5.1. Структура и трудоемкость музееведческой практики по получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Общая трудоемкость практики составляет 3зачетных единицы, или 2 недели, или 108часов.
5.2. Виды деятельности студентов в ходе музееведческой практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности
В ходе музейной практики предусмотрены следующие виды деятельности: 1. Посещение установочной и теоретических лекций. 2. Посещение музеев, прослушивание и анализ экскурсий. 3. Прием предметов в музей, их первичная консервация, реставрация и инвентаризация. 4. Знакомство и работа с книгами поступлений основного, научно-вспомогательного и обменного фондов музея. 5. Нанесение на предметы учетных обозначений. 6. Научное описание музейных предметов. Особенности изучения и описания различных видов памятников. Формы описания основных категорий музейных предметов. Работа с карточками научного описания. 7. Составление картотек музейных предметов (инвентарной, тематических). 8. Обработка фотоматериалов музейной коллекции и фото-архива ЛИК (регистрация, шифровка). 9. Обработка архива устной истории ЛИК. Составление картотеки аудиоматериалов, транскрибирование аудиозаписей, компьютерный набор меморатов. 10. Оформление экспозиции музея. Непосредственное участие в подготовке экспозиции, выставки (временной, тематической, постоянной). 11. Составление компьютерной базы фондов музея. 12. Участие в проведении музейных мероприятий. 13. Разработка музейного мероприятия. 14. Разработка экскурсии. 15. Проведение пробной (учебной) экскурсии. 16. Подготовка публикаций о музее и музейных коллекциях (научных, информационного или рекламного характера). 17. Подготовка презентаций по материалам музея Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в ходе музееведческой практики
В период прохождения практики студенты полностью подчиняются внутреннему распорядку музея. Методическое руководство и контроль в ходе работы студентов на практике осуществляется преподавателями университета. Программой предусматривается выполнение работ различного характера, в связи, с чем студенты-практиканты могут быть распределены на группы по 10-15 человек и выполнять различные виды деятельности поочередно. Для организации работы руководителями практики составляется календарный план с учетом бюджета времени. Согласно распределению студентов по группам разрабатывается индивидуальный план-график работы каждого студента. В зависимости от условий руководители могут изменять последовательность выполнения разделов программы и отдельных видов работы. При необходимости могут быть изменены сроки, отведенные на выполнение разделов программы практики.
Формы итоговой аттестации В ходе практики студентам необходимо вести записи в рабочем дневнике, фиксируя процессы и объем выполняемой работы, анализируя методы и приемы работы, обобщая свои наблюдения. На титульной странице дневника указываются Ф.И.О. практиканта, курс и реквизиты музея: название, адрес, телефон и ФИО руководителя архива (архивного отдела), профиль. Дневниковые записи систематически просматриваются руководителем практики. В нем студенты должны отразить трудности, встретившиеся во время работы, и пути их преодоления. Отдельно в дневнике заполняется учетный лист:
В конце дневника записи студента должны быть заверены подписью руководителя. По окончании практики студенты составляют письменный отчет и сдают его руководителю практики вместе с дневником. Составление отчета студентами производится на основании записей в дневнике. Окончательная проверка руководителем отчетов осуществляется в последние дни практики. Составленный отчет представляется на кафедру. В нем должны быть примеры и зафиксированы количественные показатели выполненной работы.
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на музееведческой практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности Самостоятельная работа студентов в ходе музейной практики составляет 36 часов. В ходе самостоятельной работы студенты изучают нормативную документацию, работают с образцами учетных и научно-справочных документов, знакомятся с фондами музея. Особое внимание следует уделить составлению итогового отчета. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно: 1. Понятие «музееведение». «Музееведение и «музеология» – соотношение дисциплин. 2. Место музееведения в системе современных наук. 3. Новые тенденции развитии музейного дела во второй половине XX в. 4. Музейная реформа 1990-х годов: суть и значение. 5. Современная музейная сеть РФ. 6. Музейный фонд Российской федерации – основные положения Закона «О музейном Фонде РФ и музеях в РФ» 7. Основы классификации музеев. 8. Характеристика фондов музея. 9. Принципы комплектования музейных фондов. 10. Организация учета и хранения музейных фондов. 11. Научно-исследовательская работа в музее. 12. Характеристика и основные принципы организации экспозиционно-выставочной работы. 13. Формы культурно-образовательной деятельности музеев. 14. Виды и особенности музейных экскурсий. 15. Методика подготовки и проведения экскурсий.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение музееведческой практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|