Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в ходе музееведческой практики

Цель музейной практики

Музейная практика направлена на получение студентами первичных профессиональных умений и навыков, в том числе навыков научно-исследовательской деятельности, закрепление теоретических знаний и опытное применение приемов и методов обработки конкретного материала.

Программа по содержанию работы включает три блока: вводный – лекционный, практический и экскурсионный. Цель лекционного блока заключается в углубленном изучении отдельных тем музееведения необходимых для выполнения студентами практических заданий. Практический курс предполагает работу в фондах музея с целью формирования навыков сбора, учета и первичной обработки музейных материалов, определения ценности музейного экспоната, места хранения, знаний о первичной обработке и сохранности музейного экспоната. В ходе экскурсионного блока запланированы экскурсии в государственные, вузовские и школьные музеи г. Барнаула с целью усвоения принципов построения экспозиции и особенностей проведения экскурсий, а также самостоятельная подготовка и проведение экскурсий.

Задачи музейной практики

Задачами музейной практики бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилем подготовки 050124.62 «Историческое образование» являются:

1. закрепление в ходе практики теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса «Музееведение»;

2. создание у студентов представлений о типах и особенностях музеев Алтайского края;

3. знакомство с Историко-краеведческим музеем АлтГПУ и усвоение основных принципов организации и ведения фондовой, экспозиционной и экскурсионной деятельности музея;

4. ознакомление с основными направлениями деятельности музея: фондовой работой (специфика комплектования фондов, методы камеральной обработки общеисторического, археологического и этнографического материала, учет и хранение музейных предметов); экспозиционной работой (принципы построения экспозиций); экскурсионной работой (составление текста экскурсий и их проведение).

5. формирование навыков сбора, учета и первичной обработки музейных материалов, определения ценности музейного предмета;

6. выработка практических навыков ведения учетной документации, научного описания предметов, составления коллекционных описей, работы с картотекой;

7. усвоение принципов построения экспозиции и методики проведения экскурсий.

Данные музейной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- педагогическая,

- культурно-просветительская,

и задачами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

- организация поисковой и научно-исследовательской работы школьников;

- применение полученных знаний в образовательном процессе;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий (баз данных);

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области культурно-просветительской деятельности:

– организация культурного пространства;

– разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

– популяризация историко-культурного наследия края в широких слоях общества.

 

3. Место и время проведения музейной практики

Музейная практика бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с профилями подготовки «История и обществознание», «История и право» проводится на базе Историко-краеведческого музея АлтГПУ, Кабинета археологии АлтГПУ, государственных и школьных музеев г. Барнаула (по выбору студента). Кроме того, возможно распределение студентов в муниципальные и школьные музеи районов и городов края.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- возможность музея обеспечить полный объем работы студента для прохождения практики;

- наличие в музее оборудованных мест для прохождения практики;

- наличие специалистов достаточной квалификации для организации помощи студентам в прохождении практики; подготовки и составлении отчетной документации;

- согласие принимающей стороны на заключение договора о безвозмездном сотрудничестве.

 

Музееведческая практика по получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности проводится в течение двух недель на втором курсе в 4 семестре. Согласно графику учебного процесса, практика проводится без отрыва от учебы во второй половине дня.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения музееведческой практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности:

Общекультурные компетенции:

1. способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)

2. умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13)

3. готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14)

4. способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)

5. способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

Общепрофессиональные компетенции:

1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1)

2. способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)

3. владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3)

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности

1. умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8)

2. способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11)

Специальные компетенции:

1. применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5)

2. использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6)

3. готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9)

 

5. Структура и содержание музееведческой практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности

В ходе практики предполагается сочетание коллективных (лекции, экскурсии) и индивидуальных форм работы (камеральная обработка материала, работа с учетной документацией, анализ экспозиции школьного музея, самостоятельная подготовка и проведение экскурсий).

Вводные лекции

Цели и задачи музееведческой практики.

Виды и типы музеев, их роль как культурно-просветительских и научных центров на современном этапе. Социальные задачи. Основные направления музейной деятельности.

Специфика музеев различного профиля. Ведомственные и общественные музеи: особенности учета, хранения, экспонирования предметов. Особенности школьных музеев Алтайского края. Роль учителя в развитии школьного музееведения.

Фонды музея. Особенности комплектования фондов исторических, археологических, этнографических, историко-краеведческих музеев. Виды экспонатов, формы их поиска и сбора. Источники комплектования фондов: закупка и обмен предметов, полевые экспедиции. Требования к передаче экспонатов от их владельцев работникам музея, к оформлению полевой документации.

Научная организация фондов музея. Комплектование, учет, хранение, изучение музейных фондов. Особенности учета, условия хранения различных видов источников. Определение (атрибуция) музейных предметов. Классификация и систематизация музейных предметов. Каталогизация музейных коллекций. Система фондовой документации. Документы строгой отчетности: инвентарные книги, акты приема-передачи на постоянное или временное хранение, коллекционные описи и др.

Историко-краеведческий музей АлтГПУ: структура фондов (основной, научно-вспомогательный, обменный), систематизация предметов музея (вещественные, изобразительные, письменные, естественно-исторические источники, нумизматические, археологические, фоно– и фото- материалы и т. д.), каталогизация коллекций. Экспозиция историко-краеведческого музея АлтГПУ, пути и формы ее обновления. Научно-методическая и просветительская работа музея. Связи со школами и другими образовательными учреждениями.

 

Практические занятия.

Практические занятия делятся на следующие блоки:

1. Прием предметов в музей, их первичная консервация, реставрация и инвентаризация.

2. Знакомство и работа с книгами поступлений основного, научно-вспомогательного и обменного фондов музея.

3. Нанесение на предметы учетных обозначений.

4. Научное описание музейных предметов. Особенности изучения и описания различных видов памятников. Формы описания основных категорий музейных предметов. Работа с карточками научного описания.

5. Составление картотек музейных предметов (инвентарной, тематических).

6. Обработка фотоматериалов музейной коллекции и фото-архива ЛИК (регистрация, шифровка).

7. Обработка архива устной истории ЛИК. Составление картотеки аудиоматериалов, транскрибирование аудиозаписей, компьютерный набор меморатов.

8. Оформление экспозиции музея. Непосредственное участие в подготовке экспозиции, выставки (временной, тематической, постоянной).

9. Составление компьютерной базы фондов музея.

 

Экскурсионный блок

Посещение музеев города, знакомство с тематическими экспозициями, анализ и обсуждение экспозиций.

1. Музей археологии Алтайского государственного университета. Обсуждение экспозиций «Каменный век», «Эпоха бронзы», «Ранний железный век», «Средневековье».

2. Историко-краеведческий музей АлтГПУ. Обсуждение экспозиций «Каменный век», «Эпоха бронзы», «Ранний железный век», «Средневековье».

3. Алтайский государственный краеведческий музей. Анализ и обсуждение экспозиций «Археология Алтая», «Предпринимательство на Алтае», «Природа Алтая» и др.

4. Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Анализ и обсуждение экспозиций «Культура древних народов Алтая», «2000 лет христианству. Из истории православия на Алтае (XVIII - XX вв.)».

5. Музей боевой славы (филиал АГКМ). Общая экскурсия. Анализ и обсуждение различных экспозиций.

6. Государственный художественный музей. Общая экскурсия. Анализ и обсуждение различных экспозиций.

7. Школьный музей. Общая экскурсия. Анализ и обсуждение экспозиции.

Тематика экскурсий и их содержание. Самостоятельный отбор материалов, подготовка и проведение экскурсий по экспозиции Историко-краеведческого музея АлтГПУ. По завершению экскурсионного блока проводится итоговое семинарское занятие.

Основанием для зачтения пройденной практики служит отчет студента.

 

5.1. Структура и трудоемкость музееведческой практики по получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности

 

Общая трудоемкость практики составляет 3зачетных единицы, или 2 недели, или 108часов.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Общая трудоемкость Формы текущего контроля
Кредиты часы
  Изучение правил работы, структуры и состава фондов музея   0,2   Посещение установочных лекций и инструктажа, регистрация в журнале инструктажа
  Теоретическое изучение основ музейной работы   0,2   Тест на знание понятийного аппарата
  Выполнение заданий 1-2 2,21   Лист индивидуального учета
  Составление письменного отчета   0,3   Тест письменного отчета с приложением необходимых документов
           

 

5.2. Виды деятельности студентов в ходе музееведческой практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности

 

В ходе музейной практики предусмотрены следующие виды деятельности:

1. Посещение установочной и теоретических лекций.

2. Посещение музеев, прослушивание и анализ экскурсий.

3. Прием предметов в музей, их первичная консервация, реставрация и инвентаризация.

4. Знакомство и работа с книгами поступлений основного, научно-вспомогательного и обменного фондов музея.

5. Нанесение на предметы учетных обозначений.

6. Научное описание музейных предметов. Особенности изучения и описания различных видов памятников. Формы описания основных категорий музейных предметов. Работа с карточками научного описания.

7. Составление картотек музейных предметов (инвентарной, тематических).

8. Обработка фотоматериалов музейной коллекции и фото-архива ЛИК (регистрация, шифровка).

9. Обработка архива устной истории ЛИК. Составление картотеки аудиоматериалов, транскрибирование аудиозаписей, компьютерный набор меморатов.

10. Оформление экспозиции музея. Непосредственное участие в подготовке экспозиции, выставки (временной, тематической, постоянной).

11. Составление компьютерной базы фондов музея.

12. Участие в проведении музейных мероприятий.

13. Разработка музейного мероприятия.

14. Разработка экскурсии.

15. Проведение пробной (учебной) экскурсии.

16. Подготовка публикаций о музее и музейных коллекциях (научных, информационного или рекламного характера).

17. Подготовка презентаций по материалам музея

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в ходе музееведческой практики

 

В период прохождения практики студенты полностью подчиняются внутреннему распорядку музея.

Методическое руководство и контроль в ходе работы студентов на практике осуществляется преподавателями университета.

Программой предусматривается выполнение работ различного характера, в связи, с чем студенты-практиканты могут быть распределены на группы по 10-15 человек и выполнять различные виды деятельности поочередно.

Для организации работы руководителями практики составляется календарный план с учетом бюджета времени. Согласно распределению студентов по группам разрабатывается индивидуальный план-график работы каждого студента. В зависимости от условий руководители могут изменять последовательность выполнения разделов программы и отдельных видов работы. При необходимости могут быть изменены сроки, отведенные на выполнение разделов программы практики.

 

Формы итоговой аттестации

В ходе практики студентам необходимо вести записи в рабочем дневнике, фиксируя процессы и объем выполняемой работы, анализируя методы и приемы работы, обобщая свои наблюдения. На титульной странице дневника указываются Ф.И.О. практиканта, курс и реквизиты музея: название, адрес, телефон и ФИО руководителя архива (архивного отдела), профиль. Дневниковые записи систематически просматриваются руководителем практики. В нем студенты должны отразить трудности, встретившиеся во время работы, и пути их преодоления. Отдельно в дневнике заполняется учетный лист:

 

Дата Вид работы Общее количество часов
     

 

В конце дневника записи студента должны быть заверены подписью руководителя.

По окончании практики студенты составляют письменный отчет и сдают его руководителю практики вместе с дневником. Составление отчета студентами производится на основании записей в дневнике. Окончательная проверка руководителем отчетов осуществляется в последние дни практики.

Составленный отчет представляется на кафедру. В нем должны быть примеры и зафиксированы количественные показатели выполненной работы.

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на музееведческой практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Самостоятельная работа студентов в ходе музейной практики составляет 36 часов. В ходе самостоятельной работы студенты изучают нормативную документацию, работают с образцами учетных и научно-справочных документов, знакомятся с фондами музея. Особое внимание следует уделить составлению итогового отчета.

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

1. Понятие «музееведение». «Музееведение и «музеология» – соотношение дисциплин.

2. Место музееведения в системе современных наук.

3. Новые тенденции развитии музейного дела во второй половине XX в.

4. Музейная реформа 1990-х годов: суть и значение.

5. Современная музейная сеть РФ.

6. Музейный фонд Российской федерации – основные положения Закона «О музейном Фонде РФ и музеях в РФ»

7. Основы классификации музеев.

8. Характеристика фондов музея.

9. Принципы комплектования музейных фондов.

10. Организация учета и хранения музейных фондов.

11. Научно-исследовательская работа в музее.

12. Характеристика и основные принципы организации экспозиционно-выставочной работы.

13. Формы культурно-образовательной деятельности музеев.

14. Виды и особенности музейных экскурсий.

15. Методика подготовки и проведения экскурсий.

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение музееведческой практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Название Автор Вид издания Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц Кол-во экземпляров Место хранения
а) Основная литература  
Основы музееведения Абанкина Т. В. и др. учебное пособие для студентов вузов Изд. 3-е. — Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2013. — 430 с.   НПБ АлтГПУ
Музеология Сотникова С.И. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по [музейным] специальностям 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2010. — 190 с. — (Высшее образование).   НПБ АлтГПУ
б) Дополнительная литература
Музееведение. Музеи исторического профиля   Учеб. пособие М: Высш. шк., 1988, 431с.     НПБ АлтГПУ
Музееведение Юренева Т.Ю. Учебник для высш. шк. 2-е изд. – М., 2004. – 560 с.     НПБ АлтГПУ
Музееведение Т. Ю. Юренева. учебник для студентов гуманитарных специальностей вузов [3-е изд., испр. и доп.]. — М.: Академический проект, 2006. — 559 с.:   НПБ АлтГПУ
Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения/ — М.: Академический [Е. Л. Галкина и др.]; Российский институт культурологии; [отв. ред. М. Ю. Юхневич]. Учебное пособие для вузов Проект: РИК, 2006. — 175   НПБ АлтГПУ
Основы музейного дела. Введение в специальность Тельчаров А.Д. курс лекций М.: Омега-Л, 2005 – 184 с.     НПБ АлтГПУ
Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. Под ред. И.В. Дубова Справочник СПб., 1999.   Б-ка ИКМ АлтГПУ
Экскурсионное дело Г. П. Долженко. учебное пособие [для студентов вузов, обучающихся по туристским специальностям] Изд. 2-е, испр. и доп. — М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006. — 301 с.   НПБ АлтГПУ
Основы музейного дела: теория и практика Л. М. Шляхтина учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов М.: Высшая школа, 2005. — 183 с.   НПБ АлтГПУ
             

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...