Опрос как метод сбора эмпирического материала.
Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма эффективным и экономичным, позволяя по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов. Почти 90% социологических данных получают с помощью опроса. Из всех методов сбора эмпирического материала этот отличается наибольшей широтой охвата. В социологии различают два вида опроса: интервью и анкетирование, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на сплошные и выборочные, индивидуальные и групповые, массовые и экспертные, очные и заочные, одноразовые и многоразовые, стандартизированные и нестандартизированные. Анкетный опрос. Проведение анкетного опроса осуществляется в три этапа: 1) подготовительный этап; 2) оперативный этап – это сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления; 2) заключающий этап – означает обработку полученной информации. Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Анкета – это опросный лист, который разрабатывается на основе исследовательской программы и заполняется опрашиваемым по определенным правилам. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации. Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части: 1) вводную, 2) содержательную (основную) часть, 3) заключительную (паспортичку).
По предметному содержанию вопросы можно поделить на: После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных. Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в социологическом исследовании. 12.Интервью. Однако при всей важности анкетного метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется прежде всего, со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социологическое интервью. Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента При проведении же социологического интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом. А также уточнить точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании). При этом следует иметь ввиду, что для получения одного и того же объема информации при интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при анкетном методе. Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы. По степени формализации можно выделить несколько видов интервью. Нестандартизированное интервью. Стандартизированное интервью. Полустандартизированное интервью.
13. Понятие личности в социологической науке. Социологическая теория личности не рассматривает личность во всем ее многообразии, цель и специфика социологического подхода - изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукт общества(О). Чтобы осмыслить сущность личности, необходимо рассмотреть соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В социологии(С) эти понятия рассматривают как самостоятельные категории. Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной общности, некая усредненная единица. Т.е. соцгруппа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные. Он уникален, неповторим, но вместе с этим он универсален (каждый человек зависит от соцусловий, среды, в которой живет) Личность - это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде его социально значимых черт и психобиологической основы. Личностью не рождаются, а становятся. Индивид становится личностью так как в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Индивид - отправной момент для формирования личности, личность - это итог развития индивида. Личность - сочетание соцкачеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность (качества, присущие исключительно данному индивиду). Можно сказать, что личность - это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологическая теория личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности рассматривается в контексте идентификации и социализации. В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества: 1. направленность личности: потребности, мотивы поведения, цели человека, ценностные ориентации, иные установки человека, интересы личности, убеждения, идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2. жизненный опыт личности: умения, навыки, привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение 3. особенности психический процессов: чувства, восприятие, мышление, память, воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. биологические свойства; строение тела, патологические свойства в строении тела, темперамент (тип нервной системы), половые и возрастные свойства.
Читайте также: I. Теоретический вопрос работы (выбирается номеру в списке в журнале). Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|