Управление развитием инновационных технологий и науки в регионах России.
Сущность государственного регулирования регионального развития. Регулирование пространственной организации хозяйства является одной из важнейших функцией государства, так как функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства приводит, как свидетельствует мировой опыт, к региональным проблемам, которые способны нарушить целостность национальной экономики и общества. Современные системы регулирования в странах рыночной экономики стали складываться в период мирового кризиса 1930-х гг. (прежде всего в США). Далее государственное региональное регулирование приобрело более развитые формы после второй мировой войны (особенно в Западной Европе) и периодически реформируется в последние десятилетия. Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном (региональном) аспекте и связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Основная цель региональной политики - это нахождение компромисса между экономической эффективностью производства и социальной справедливостью в регионах. Экономические цели включают в себя: - оживление производства в депрессивных регионах, - создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства, - повышение конкурентоспособности регионального производства, - усиление межрегиональной экономической интеграции и т.д. Социальные цели включают в свой состав: - увеличение занятости и доходов населения;
- улучшение социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах, - расширение доступности общественных благ и т.д. Основными причинами региональных неравенств являются: • резкие различия природно-климатических условий жизни и предпринимательства в регионах страны; • устаревшая структура производства, запаздывание с введением инноваций; • демографические различия (структура населения и динамика воспроизводства) и др. Государственная региональная политика является многоуровневой. Ее субъектами выступают законодательные и исполнительные власти центра и регионов, органы местного самоуправления. Принципы, организация, методы, формы региональной экономической политики существенно различаются по странам. Институциональные и правовые основы регулирования регионального развития. Предпосылки правового обеспечения региональной политики содержаться в Конституции РФ (1993 г.). Она определяет государственного устройства {федеративное государство) и основы взаимоотношений РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. В Конституции РФ зафиксированы положения, которые определяют единство экономического пространства страны: • равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти; • гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом; • недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств; • запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля. Порядок взаимоотношений между регионами и центром регулируется Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Данный закон устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении. Российской Федерации в федеральном законодательном процессе и расширяет правовую базу для приведения нормативно-правовых документов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством. Нормативно-правовая база государственной региональной политики включает в себя федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, другие федеральные нормативных акты, соглашения между РФ и ее субъектами, а также законы и различные акты субъектов РФ. Принятые федеральные законы и другие нормативные акты условно можно разделить на четыре группы. Первая группа — это законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. Сюда относятся: «Основные положения региональной политики в РФ» (1996 г.); Вторая группа — законы и акты с региональными аспектами. Например, Бюджетный и Налоговый кодексы, Закон «О недрах», Положение «О федеральных природных ресурсах», Федеральная целевая программа содействия занятости и др. Третья группа — законы и акты, регулирующие развитие особых, проблемных территорий. Это Закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Четвертая группа — законы и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам социальные нормативы. Например, региональные потребительские корзины по основным социально демографическим группам разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме». Управление развитием инновационных технологий и науки в регионах России. Научно-технический прогресс, являющийся важным фактором экономического развития, связывают с понятием инновационного процесса. Инновационный процесс – это уникальный процесс, объединяющий технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении новаций и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.
Стадии инновационного процесса (ИП): - достижения фундаментальной науки; - прикладные исследования; - первичное освоение (внедрение); - широкое внедрение (распространение инноваций); - использование нововведений; - устаревание инноваций. Инновация – процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новации. В РФ существует Федеральный Закон от 20 июля 1995г. «О государственном прогнозировании и прогнозах социально-экономического развития РФ» - прогнозирование развития инноваций и инвестиций. Таким образом, под региональной инновационной политикой понимается система мер на уровне региона, определение их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|