Допускаемые напряжения изгиба
Расчет допускаемых напряжений Допускаемые контактные напряжения Расчет на усталость рабочих поверхностей зубьев колес при циклических контактных напряжениях базируется на экспериментальных кривых усталости, которые обычно строят в полулогарифмических координатах (рис. 2.1). Рис. 2.1
Здесь: Допускаемое контактное напряжение рассчитывают для каждого зубчатого колеса передачи по формуле где ZN (KHL) − коэффициент долговечности, и Если Коэффициент ZN учитывает возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач (при N H < N HG ). Расчет числа циклов перемены напряжений выполняют с учетом режима нагружения передачи. Различают режимы постоянной и переменной нагрузки. При постоянном режиме нагрузки расчетное число циклов напряжений где c − число зацеплений зуба за один оборот (для проектируемого одноступенчатого редуктора с = 1); t – время работы передачи (ресурс) в часах; t = Lh.
Таблица 2.2
Постоянный режим нагрузки является наиболее тяжелым для передачи, поэтому его принимают за расчетный также в случае неопределенного (незадаваемого) режима нагружения. Большинство режимов нагружения современных машин сводятся приближенно к шести типовым режимам (рис. 2.2): Рис. 2.2. 0 − постоянный, I − тяжелый, II − средний равновероятный, III − средний нормальный, IV − легкий, V − особо легкий
Режим работы передачи с переменной нагрузкой при расчете допускаемых контактных напряжений заменяют некоторым постоянным режимом, эквивалентным по усталостному воздействию. При этом в формулах расчетное число циклов NH перемены напряжений заменяют эквивалентным числом циклов NHE до разрушения при расчетном контактном напряжении. где
Базовое число циклов NHG перемены напряжений, соответствующее пределу контактной выносливости Из двух значений (для зубьев шестерни и колеса) рассчитанного допускаемого контактного напряжения в дальнейшем за расчетное принимают: – для прямозубых (цилиндрических и конических) передач – меньшее из двух значений допускаемых напряжений – для косозубых цилиндрических передач с твердостью рабочих поверхностей зубьев Н 1 и – для косозубых цилиндрических передач, у которых зубья шестерни значительно (не менее 70...80 НВ) тверже зубьев колеса, где Допускаемые напряжения изгиба Расчет зубьев на изгибную выносливость выполняют отдельно для зубьев шестерни и колеса, для которых вычисляют допускаемые напряжения изгиба по формуле где SF − коэффициент безопасности, рекомендуют SF = 1,5...1,75 (смотри табл. 2.2); YA (КFC) − коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (например, реверсивные передачи), при односторонней нагрузке YA = 1 и при реверсивной YA = 0,7...0,8 (здесь большие значения назначают при Н 1 и Н 2 > 350 НВ); YN (KFL) − коэффициент долговечности, методика расчета которого аналогична расчету ZN (смотри выше).
При При Н > 350 НВ При При переменных режимах нагрузки, подчиняющихся типовым режимам нагружения (рис. 2.2), где Вместо [a]f в формулу (9.14) подставляют меньшее из [a]fl и [a]f2. Полученное значение модуля пг округляют в большую сторону по табл. 8.1. Рекомендуется модуль колес принимать минимальным. Уменьшение модуля зацепления пг и соответствующее увеличение числа зубьев ζ способствуют уменьшению удельного скольжения, что увеличивает надежность против заедания. При малом пг увеличиваются коэффициенты перекрытия εα (плавность зацепления) и к.п.д., уменьшаются шум и трудоемкость нарезания колес, заметно снижается отход металла в стружку. С другой стороны, принимать m< 1 мм в силовых цилиндрических передачах не рекомендуется из-за опасности разрушения зуба при кратковременных перегрузках, а также из-за неоднородности материала и изнашиваемости. 2. Определяют число зубьев шестерни ζ ι и колеса ζ2. Для некорригированных прямозубых передач zlmin=17. Если Ζι< 17, то это означает, что для данной передачи более опасным являются изгибные, а не контактные напряжения. В этом случае передачу следует корригировать или принимать Ζι=17. Тогда z2=17w. Так как новое значение di = mz2 больше прежнего, то можно уменьшить b2 = b2 d2/d2. Следует иметь в виду, что с увеличением z\ уменьшается шум, возрастает к.п.д., легче обеспечить точность зацепления. Рекомендуется z\ = 18...35. 3. Вычисляют фактическое передаточное число. 4. Определяют фактические основные геометрические размеры передачи. Делительные диаметры шестерни и колеса подсчитывают с точностью до 0,01 мм. 5. Проверяют пригодность заготовок колес. Чтобы получить при термообработке ранее принятые для расчета механические характеристики материалов шестерни и колеса, необходимо выполнить у с л о в и е пригодности их заготовок:
где £>пред и Япред — предельные размеры заготовок (см. табл. 8.4); Aiar и S3аг — размеры заготовок колес. Для цилиндрической шестерни диаметр заготовки (см. рис. 8.26)
Здесь 6 мм — припуск на механическую обработку. Для колеса с выемками (см. рис. 11.9) за толщину сечения заготовки принимают большую из двух значений:
Для колеса без выемок — монолитного (см. рис. 11.8) 53аг = ^2 + 4 ММ. Если условия пригодности заготовок не выполняются, то изменяют материал колес или вид термообработки. 6. Определяют окружную скорость колес υ и назначают степень точности изготовления (табл. 8.2).
50. Точность зубчатых колёс Расчет зубчатых передач.
Косозубые колёса Косозубые колёса Косозубые колёса являются усовершенствованным вариантом прямозубых. Их зубья располагаются под углом к оси вращения, а по форме образуют часть спирали.
В целом, косозубые колёса применяются в механизмах, требующих передачи большого крутящего момента на высоких скоростях, либо имеющих жёсткие ограничения по шумности 53. Цилиндрические косозубые и шевронные зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения Косозубые зубчатые передачи, как и прямозубые, предназначены для передачи вращательного момента между параллельными валамя (рис. 36). У косозубых колес оси зубьев располагаются не по образующей делительного цилиндра, а по винтовой линии, составляющей с образующей угол Рис. 36. Цилиндрическая косозубая передача
Передаточное число для одной пары колес может быть Достоинства косозубых передач по сравнению с прямозубыми: уменьшение шума при работе; меньшие габаритные размеры; высокая плавность зацепления; большая нагрузочная способность; значительно меньшие дополнительные динамические нагрузки. За счет наклона зуба в зацеплении косозубой передачи появляется осевая сила. Направление осевой силы зависит от направления вращения колеса (рис. 37), направления винтовой линии зуба, а также от того, каким является колесо — ведущим или ведомым. Осевая сила дополнительно нагружает валы и опоры, что является недостатком косозубых передач.
Рис. 37. Усилия в косозубой цилиндрической передаче
Шевронные зубчатые колеса представляют собой разновидность косозубых колес (рис. 38).
А) б) Рис. 38. Шевронная зубчатая передача
Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями (рис. 38, а), называют шевронным колесом. Часть венца зубчатого колеса, в пределах которого линии зубьев имеют одно направление, называют полушевроном. Различают шевронные колеса с жестким углом (рис. 38, б), предназначенным для выхода режущего инструмента при нарезании зубьев. Шевронные передачи обладают всеми преимуществами косозубых, а осевые силы (рис. 39) противоположно направлены и на подшипник не передаются.
Рис.39. Усилия в зацеплении шевронных зубчатых колес
В этих передачах допускают большой угол наклона зубьев ( Рис. 40
Косозубые и шевронные колеса в отличие от прямозубых имеют два шага и два модуля: в нормальном сечении (см. рис. 44) по делительной окружности — нормальный шаг рп, в торцовой плоскости — торцовый шаг рt. Из условия, что модуль зацепления равен шагу, деленному на число Для косозубых и шевронных колес значения нормального модуля тn стандартизованы, так как профиль косого зуба в нормальном сечении соответствует исходному контуру инструментальной рейки и, следовательно, т = тп (косозубые и шевронные колеса нарезают, тем же способом и инструментом, что и прямозубые). Нормальный модуль тп является исходным при геометрических расчетах. Определим зависимость между нормальным и торцовым шагом и модулем через угол наклона зубьев. Если левую и правую части разделим на Геометрические параметры цилиндрической косозубой и шевронной передач с эвольвентным профилем зуба рассчитают по формулам, приведенным в табл. 15. По торцовому модулю тt рассчитывают делительные (начальные) диаметры, а до тп — все остальные размеры зубчатых колес.
Таблица 15. Геометрические параметры цилиндрической косозубой передачи
Окружная сила В косозубдй передаче сила Эту силу разложим на две составляющие: окружную силу на эквивалентном колесе Если, в свою очередь, силу Для зубчатого колеса с шевронным зубом окружную силу
Винтовая передача (разновидность косозубой) состоит из двух косозубых цилиндрических колес (рис. 41). Однако в отличие от косозубых цилиндрических передач с параллельными валами касания между зубьями здесь происходит в точке и при значительных скоростях скольжения. Поэтому при значительных нагрузках винтовые зубчатые передачи работать удовлетворительно не могут. Рис.41. Винтовая зубчатая передача
Рис. 42
Рис. 43
Модуль зубчатого колеса Модуль зубчатого колеса геометрический параметр зубчатых колёс. Для прямозубых цилиндрических зубчатых колёс модуль m равен отношению диаметра делительной окружности d д к числу зубьев z или отношению шага t по делительной окружности к числу: m = d д /z = ts /π. Для косозубых цилиндрических колёс различают: окружной модуль ms = d д /z = ts /π, нормальный модуль mn = tn /π, осевой модуль ma = tа /π, где ts, tn и ta — соответственно окружной, нормальный и осевой шаги по делительному цилиндру. Значения М. з. к. стандартизованы, что является основой для стандартизации других параметров зубчатых колёс (геометрические размеры зубчатых колёс выбираются пропорционально модулю) и зуборезного инструмента (см. Зубчатая передача). 54-56 http://www.cross-kpk.ru/ims/02708/OTM/Glava5/razdel6/razdel56.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|