Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История оформления акмеизма. Творчество Н. Гумилева. Анализ 1-2 стихотворений.

Ранняя лирика А. Блока. Анализ одного из стихотворений 1-го тома лирики.

Александр Блок является одним из величайших русских поэтов, чьи произведения перечитывают и в наше время.

Александр Блок – поэт-символист, который в каждое свое стихотворение вкладывает скрытый смысл. Первый том собрания сочинений Блока посвящен его ранней лирики, которая вся пропитана метафорами и символами. В этом томе опубликовано несколько циклов, один из них «Распутье», он же и является завершающим циклом раннего творчества Блока.

Стоит отметить, что в основном раннее творчество Блока носит лирический характер и посвящен его любимой женщине. Однако, в цикле «Распутье» Блок обращает внимание на проблемы государства, он чувствует приближение революции. Одно из стихотворений данного цикла – «Фабрика». Блок написал это стихотворение 24 ноября 1903 года, в переломный для России момент. Проблема, которую поднимает здесь Блок, будет очень актуальна для его позднего творчества, но свои истоки она берет именно на раннем этапе.

Во время написания стихотворения «Фабрика» страна чувствовала грядущие перемены, так как текущее положение дел никого уже не устраивало. Однако никто не знал и не предполагал, какого характера эти изменения окажутся. Блока также беспокоили грядущие перемены, и он изложил свои мысли на этот счет в своем произведении. Мысли Блока занимали революционные идеи, вскоре он стал одним из революционеров.

Анализируя стихотворение «Фабрика», мы сразу можем заметить «размытость» его содержания. Блок строит композицию таким образом, что в голове вырисовываются только отдельные картины, из которых сложить одну единую не получается. Поэт показывает отдельные картины быта рабочих, своего рода «зарисовки» для полного представления положения народа в то время. Идея данного стихотворения – это показать угнетение низших слоев, и вообще расслоение классов.

Начало стихотворения весьма своеобразное и резко вовлекает читателей в ту самую атмосферу:

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам — по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

Здесь сразу следует обратить внимание на орфографию слова «жолты». Блок, таким образом, хочет изобразить некую неприязнь и отвращение, и в то же время страх.

Одним из ярких и мрачных одновременно эпитетов является «черный». Блок называет «черным» неизвестного, но очень опасного человека, который поселил среди народа тот самый страх и отвращение:

А на стене — а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

В этих строках Блок изображает простых людей, которые каждый день упорно трудятся и не видят просвета в своих грядущих днях. Эти люди каждое утро бредут затемно к неким воротам, чтобы их пересчитал тот самый «черный» человек. Автор выступает в роли зрителя, который наблюдает эту картину, и ему действительно жаль эти «измученные спины», которых призывает «медный голос» человека. Вся эта атмосфера стихотворения способна навеять тоску даже на читателя современного мира.

Стихотворение заканчивается на тех же нотах, что и в начале, с упоминанием тех мерзких «желтых окон». Поэт как нельзя точно изображает некую «таинственность»:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в желтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Поэту, как и читателю, страшно и досадно от того, что весь этот уставший народ безропотно выполняет то, что им велят. Это означает в какой-то степени смирение с существующим положением, что полностью противоречит убеждениям Александра Блока и всех его единомышленников.

Стихотворение «Фабрика», как мы видим, тоже лирическое, но относится больше к философской лирике, нежели к гражданской, потому что на тот момент не было еще единой мысли и цели, только лишь слабые намеки. Также, следует обратить внимание на ритм произведения – он напоминает марш, но не бодрый и активный, а марш угнетенных рабочих. Такой ритм возникает благодаря четкому четырехстопному ямбу.

Таким образом, мы видим, что Блок достаточно четко и лаконично передал всю ту «размытую» ситуацию в стране, создав такой же «размытый» сюжет своего стихотворения. Александр Блок с большим энтузиазмом и унынием от положения текущих дел касается революционной темы, и полностью он ее раскроет в своем позднем творчестве, когда его лирика приобретет полноценный гражданский характер.

История оформления акмеизма. Творчество Н. Гумилева. Анализ 1-2 стихотворений.

Название модернистского литературного течения «акмеизм» произошло от греческого слова «aкme», что в переводе на русский язык означает «высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё». Течение сформировалось как реакция на символизм. Акмеисты ставили перед собой цель преодолеть пристрастие символистов к «идеальному», они хотели отказаться от главного эстетического принципа символизма – символа, который придаёт образам многозначность, текучесть, не принимали усложнённых метафор.

В 1900-е годы молодые поэты, близкие символизму в начале своего творческого пути, посещали "ивановские среды" – собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название "башня". В недрах кружка в 1906–1907 годах постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя "кружком молодых". Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) символистской поэтической практике. С одной стороны, "молодые" стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой – хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.

Главный эстетический принцип акмеизма – чувственная пластически-вещная ясность образа и точность, чеканность поэтического слова. Неслучайно другое название акмеизма – кларизм - означает «ясность». Это название возникло в статье М. Кузмина «О прекрасной ясности. Заметки о прозе», которая была опубликована в журнале «Аполлон» в 1910 году в номере 4.

По мнению поэта и критика, «эстетический, нравственный и религиозный долг обязывает человека (и особенно художника) искать и найти в себе мир с собою и с миром». Он считает непреложным тот факт, «что творения хотя бы самого непримиренного, неясного и бесформенного писателя подчинены законам ясной гармонии и архитектоники».

Создание художественного произведения автор статьи уподобляет «кладке камней в том здании, зодчими которого хотим быть», и подчёркивает, что для этого «должно иметь зоркий глаз, верную руку и ясное чувство планомерности, перспективы, стройности, чтобы достигнуть желаемого результата».

В заключение автор настаивает на том, что талант – это «уменье по-своему, по-новому видеть мир». Талант – это «память художника, способность отличать нужное от случайного». М. Кузмин призывает: «… пишите логично, соблюдая чистоту народной речи, имея свой слог, ясно чувствуйте соответствие данной формы с известным содержанием и приличествующим ей языком, будьте искусным зодчим как в мелочах, так и в целом, будьте понятны в ваших выражениях".

«Совестливому художнику» он советует освободиться от «хаоса», сдерживать себя ясной формой: «… в рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохраните для стихов, любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, - и вы найдете секрет дивной вещи - прекрасной ясности, - которую назвал бы я «кларизмом».

В отличие от «небесной» лирики символистов, «земная» поэзия акмеистов склонна к камерности, эстетизму в поэтизации чувств первозданного человека. Ещё одно название нового направления – «адамизм» - от имени первого человека – Адама – говорит о том, что акмеисты стремились раскрыть естественные чувства, передать восприятие мира первым человеком. С. Городецкий считал, что современный «истончённый, изломанный, изогнувшийся человек» должен уступить место «новому Адаму», которому свойствен первобытно-звериный взгляд на мир.

Гумилёв – основатель акмеизма.

Анализ стихотворения «Память».

Стихотворение имеет кольцевую композицию, так как начинается и заканчивается одинаковыми строками: «Только змеи сбрасывают кожу, // Мы меняем души, не тела». Лирический герой относится к этому факту сначала с горечью и грустью, а в конце стихотворения эмоциональная тональность усиливается и чувства лирического героя доходят до грани отчаяния: «Крикну я… Но разве кто поможет…»

Как же объясняется в стихотворении смена душ? Личность рождается, развивается, проходит разные этапы, которые хранятся в памяти. Лирический герой даёт оценку каждому этапу человеческой жизни. Первый – это «колдовской ребёнок», который полюбил «сумрак рощ, //Лист опавший». Он «некрасив и тонок», но мог словом остановить дождь. В друзьях у ребёнка только «дерево да рыжая собака». Второй – это некто под «вывеской поэта», «хотел стать богом и царём», но он совсем не нравится лирическому герою. Лирический герой любит третьего – «избранника свободы, //Мореплавателя и стрелка». Но, к сожалению, этот третий, который «как вино, впивал … воздух сладкий //Белому неведомой страны», «променял весёлую свободу //На священный долгожданный бой». Четвёртая метаморфоза оказывается последней. Четвёртому лирическому «я» достаются биографические факты поэта: «святой Георгий тронул дважды //Пулею нетронутую грудь». «Я – угрюмый и упрямый зодчий // Храма, восстающего во мгле…».

Кульминация стихотворения – появление неведомого путника, рядом с которым изображены лев и орёл. Это апокалиптические звери, упоминаемые в Откровении Иоанна Богослова: «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, и четвёртое животное подобно орлу летящему». Путник – это Христос, свершающий путь крестной жертвы, полного отречения от себя.

Таким образом, в стихотворении Гумилёва звучат мотивы жертвенного пути, полного отречения от себя, нравственного преображения. Само название стихотворения «Память» указывает на знаковое для акмеистов слово, которое тесно связано с прошлым, с культурой. Абстрактное понятие «память» приобретает материальную, вещественную оболочку благодаря изобразительным средствам. Память «рукою великанши» жизнь ведёт, как под уздцы коня. Развёрнутое сравнение придаёт отвлечённому имени существительному конкретную образность. Образ слова, обладающего первозданной силой, так характерный для эстетики и философии акмеизма возникает при описании детства героя. Первая сущность лирического «я» - «колдовской ребёнок», «словом останавливающий дождь». В детстве герой обладал первозданной силой слова, которую утратил со взрослением. Этот мотив принятия жизни звучит в образе второй сущности лирического героя, который «любил ветер с юга», называл жизнь подругой.

По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике. Рифмовка перекрестная, размер – анапест.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...