Глава 2. Эмпирические исследования самооценки и социального статуса личности.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 2.1. Задачи, методы и организация исследования. Социальный, или личностный статус представляет собой положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Исследование проводилось на базе МОУ:СОШ п.Луговского Респондентами были дети старшего школьного возраста в количестве 18 человек. Цель: выявить взаимосвязь самооценки и социального статуса детей старшего школьного возраста.
Задачи исследования: 1) Проанализировать психолого-социальную литературу по данной проблеме. 2) Подобрать диагностические методики и сформировать выборку испытуемых. 3) Исследовать уровень самооценки и социального статуса. 4) Установить взаимосвязь самооценки и социального статуса. Методы исследования: Теоретический анализ литературных источников по изученной проблеме; Наблюдение; Тестирование; 1. Методика исследования социального статуса. 2. Методика самооценки «Лесенка». Организация исследования: 1 этап – предварительный: а). знакомство с детьми и выявление проблемы исследования; б). подбор диагностический методик; в). Просмотр бланков в правильности их выполнения (нет ли пропусков или двойного ответа); 2 этап – основной: а). подсчет баллов и процентов; б). формулировка выводов исследования; в). Статистический анализ – корреляция по Спирмину; г). интерпретация баллов исследования; 2.2. Исследование самооценки у старшеклассников. Для эмпирического исследования самооценки была применена методика «Лесенка». Цель: выявление уровня самооценки у детей старшего школьного возраста. Детям показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то первые три ступень займут хорошие дети: умные, добрые, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети и не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Для того чтобы быстрее было выполнено задание, предлагают помещать на ту или иную ступеньку карточку с изображение мальчика или девочки. После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть, покажи, на какую ступеньку тебя поместила бы мама (учительница)». Таблица 2.1 Уровни самооценок у детей.
Диаграмма 2.1. Процентное соотношение уровней самооценки детей.
Вывод: анализ результатов данных (таблица 2.1. и диаграмма 2.1.) показал, что в данной группе детей, 8 детей (40 %) с заниденной самооценкой, 4 ребенка (28%) с высокой самооценкой и 6 детей (32%) с адекватной самооценкой. Итак мы видим, что в данной группе 8 детей на которых нужно обратить особое внимание.
2.3. Исследование социального статуса. С помощью этой методики было опрошены дети той же самой общеобразовательной школы. Применяем методику исследования социального статуса. Данные опроса вписываем в базу данных и выводим процентное соотношение. Таблица 2.2 Социальный статус детей старшего школьного возраста
Таблица 2.2. Сводные данные социального статуса детей старшего школьного возраста
Вывод: анализ результатов данных показал, что в группе 53 % имеют направленность на игровую деятельность, 34 % на учебную деятельность и 13 % на трудовую деятельность. Следовательно, на учебную деятельность, дети в свои года почти не адаптированы. Таблица 2.3. Сводная таблица общих баллов по самооценке и социальному статусу
Коррел=0,971142 Вывод: Коэффициент корреляции составляет 0,972142, что указывает на наличие высокой степени взаимосвязи самооценки и социального статуса у детей старшего школьного возраста.
Заключение. Данная работа посвящена достаточно важной и насущной проблеме в социальной психологии, проблеме взаимосвязи самооценки и социального статуса личности. Функционируя и вращаясь в малой группе, каждый человек в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимает неодинаковое положение, и не последнюю роль в этом играет самооценка. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Понятие "социальный статус" ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделяя из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие.
Библиография: 1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме, 2004 - 558 с. 2. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи, 2003 – 507с 3. Немов Р.С. Психология. Книга1 – 687 с. 4. Шибутани Т. Социальная психология, 1999 - 539 с. 5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. 6. Джемс У. Психология. - М., 1991. 7. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978. 8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М, 2003. – Кн. 2: психология образования. - 608 с. 9. Психология самосознания. Хрестоматия, 2003. 10. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 464 с. 11. Роджерс К.Р. взгляд на психотерапию. Стновление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994. 12. Рубинштейн С.Л. человек и мир. М.: Педагогика, 1973. 13. Сидоров К.Р. Самооценка как психологический феномен // Cogito: сб. науч. Ст. по педагогике и психологии, 2001. 14. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. 15. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста. Собр. соч. 16. Формирование личности старшеклассника под ред. И.В.Дубровиной. М.,1989. 17. Свенцицкий А.Л. Социальная психология, 2005. – 336 с. 18. Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.,1995. 19. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. - М., 2001. 20. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена; Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум, 2001. 21. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И.Холостовой. – М., 1997, 424с. 22. http://www.blyo.ru/referaty_po_psixologii/kursovaya_rabota_problemy_4.html. 23. http://revolution.allbest.ru/sociology/00117601_0.html. 24. http://www.bestreferat.ru/referat-148488.html.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|