Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Эмпирические исследования самооценки и социального статуса личности.




2.1. Задачи, методы и организация исследования.

Социальный, или личностный статус представляет собой положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.

Исследование проводилось на базе МОУ:СОШ п.Луговского

Респондентами были дети старшего школьного возраста в количестве 18 человек.

Цель: выявить взаимосвязь самооценки и социального статуса детей старшего школьного возраста.

 

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого-социальную литературу по данной проблеме.

2) Подобрать диагностические методики и сформировать выборку испытуемых.

3) Исследовать уровень самооценки и социального статуса.

4) Установить взаимосвязь самооценки и социального статуса.

Методы исследования:

Теоретический анализ литературных источников по изученной проблеме;

Наблюдение;

Тестирование;

1. Методика исследования социального статуса.

2. Методика самооценки «Лесенка».

Организация исследования:

1 этап – предварительный:

а). знакомство с детьми и выявление проблемы исследования;

б). подбор диагностический методик;

в). Просмотр бланков в правильности их выполнения (нет ли пропусков или двойного ответа);

2 этап – основной:

а). подсчет баллов и процентов;

б). формулировка выводов исследования;

в). Статистический анализ – корреляция по Спирмину;

г). интерпретация баллов исследования;

2.2. Исследование самооценки у старшеклассников.

Для эмпирического исследования самооценки была применена методика «Лесенка».

Цель: выявление уровня самооценки у детей старшего школьного возраста.

Детям показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то первые три ступень займут хорошие дети: умные, добрые, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети и не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый», «самый старательный – самый небрежный».

Для того чтобы быстрее было выполнено задание, предлагают помещать на ту или иную ступеньку карточку с изображение мальчика или девочки.

После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть, покажи, на какую ступеньку тебя поместила бы мама (учительница)».

Таблица 2.1

Уровни самооценок у детей.

Имя Завышенная самооценка Заниженная самооценка Адекватная самооценка Всего баллов
1. Вася Г.        
2. Кирилл Б.        
3. Кирилл П.        
4. Рома С.        
5. Света С.        
6. Егор Н.        
7. Артем Г.        
8. Миша Т.        
9. Полина Е.        
10. Маша Е.        
11. Наташа М.        
12. Саша В.        
13. Алена К.        
14. Рома Ч.        
15. Вася С.        
16. Владик Р.        
17. Вероника К.        
18. Лена К.        
Всего       56 баллов
             

 

 

Диаграмма 2.1.

Процентное соотношение уровней самооценки детей.

Уровни самооценок Количество детей Процентное соотношение
Низкая   40 %
Высокая   28 %
Средняя   32 %
Всего:   100 %

Вывод: анализ результатов данных (таблица 2.1. и диаграмма 2.1.) показал, что в данной группе детей, 8 детей (40 %) с заниденной самооценкой, 4 ребенка (28%) с высокой самооценкой и 6 детей (32%) с адекватной самооценкой. Итак мы видим, что в данной группе 8 детей на которых нужно обратить особое внимание.

2.3. Исследование социального статуса.

С помощью этой методики было опрошены дети той же самой общеобразовательной школы. Применяем методику исследования социального статуса. Данные опроса вписываем в базу данных и выводим процентное соотношение.

Таблица 2.2

Социальный статус детей старшего школьного возраста

Имя 1 вариант 2 вар-т 3 вар-т Всего баллов
  Учеба Труд Игра Учеба Труд Игра Учеба Труд Игра  
1. Вася Г.                    
2. Кирилл П.                    
3. Кирилл Б.                    
4. Рома С.                    
5. Света С.                    
6. Егор Н.                    
7. Артем Г.                    
8. Миша Т.                    
9. Полина Е.                    
  Маша Е.                    
  Наташа М.                    
  Саша В.                    
  Алина К.                    
  Рома И.                    
  Вася С.                    
  Владик Р.                    
  Вероника К.                    
  Лена К.                    
  ИТОГО:                   202 балла  
     
           
                                   

 

Таблица 2.2.

Сводные данные социального статуса детей старшего школьного возраста

Направленность Количество детей Процентное соотношение
На учебную деятельность   34%
На трудовую деятельность   13%
На игровую деятельность   53 %
ИТОГО: 54 чел. 100 %

 

Вывод: анализ результатов данных показал, что в группе 53 % имеют направленность на игровую деятельность, 34 % на учебную деятельность и 13 % на трудовую деятельность. Следовательно, на учебную деятельность, дети в свои года почти не адаптированы.

Таблица 2.3.

Сводная таблица общих баллов по самооценке и социальному статусу

Направленность социального статуса Самооценка Всего:
заниженная завышенная адекватная
учеба        
труд        
игра        
Всего:        
             

Коррел=0,971142

Вывод: Коэффициент корреляции составляет 0,972142, что указывает на наличие высокой степени взаимосвязи самооценки и социального статуса у детей старшего школьного возраста.

 

Заключение.

Данная работа посвящена достаточно важной и насущной проблеме в социальной психологии, проблеме взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

Функционируя и вращаясь в малой группе, каждый человек в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимает неодинаковое положение, и не последнюю роль в этом играет самооценка. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Понятие "социальный статус" ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделяя из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.

Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие.
В данной работе нами были рассмотрены понятия самооценки и социального статуса личности, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Проанализировав различные литературные источники, нами было установлено, что не только уровень самооценки влияет на социальный статус личности, но и наоборот – положение, занимаемое человеком в коллективе, набор его социальных ролей оказывает огромное влияние на уровень самооценки личности. Таким образом, между самооценкой и положением (социальным статусом) личности в группе прослеживается определенная связь. Наиболее ярко эта взаимозависимость прослеживается в старшем школьном возрасте, так как данный период является наиболее сензитивным для развития и социализации личности, в процессе которой человек приобретает определенный статус, а также происходит окончательное формирование самооценки.

 

Библиография:

1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме, 2004 - 558 с.

2. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи, 2003 – 507с

3. Немов Р.С. Психология. Книга1 – 687 с.

4. Шибутани Т. Социальная психология, 1999 - 539 с.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

6. Джемс У. Психология. - М., 1991.

7. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М, 2003. – Кн. 2: психология образования. - 608 с.

9. Психология самосознания. Хрестоматия, 2003.

10. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 464 с.

11. Роджерс К.Р. взгляд на психотерапию. Стновление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.

12. Рубинштейн С.Л. человек и мир. М.: Педагогика, 1973.

13. Сидоров К.Р. Самооценка как психологический феномен // Cogito: сб. науч. Ст. по педагогике и психологии, 2001.

14. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.

15. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста. Собр. соч.

16. Формирование личности старшеклассника под ред. И.В.Дубровиной. М.,1989.

17. Свенцицкий А.Л. Социальная психология, 2005. – 336 с.

18. Обухова Л.Ф. Детская психология.- М.,1995.

19. Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. - М., 2001.

20. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена; Гельман В.Я., Медицинская информатика. Практикум, 2001.

21. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И.Холостовой. – М., 1997, 424с.

22. http://www.blyo.ru/referaty_po_psixologii/kursovaya_rabota_problemy_4.html.

23. http://revolution.allbest.ru/sociology/00117601_0.html.

24. http://www.bestreferat.ru/referat-148488.html.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...