Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кейс-ситуация №5 «Дотационные регионы и регионы доноры»




В нашей стране стремительно повышается число регионов, которые нуждаются в дотациях из федерального бюджета. Россию еще недавно фактически «тащили» на себе одиннадцать регионов, сегодня их уже десять. «Передовикам» при системе межбюджетных отношений, существующей на сегодняшний день, невыгодно бюджетные деньги инвестировать в новые проекты и развиваться. Им намного удобнее просто получать из центра средства, став донорами. Вместе с тем у регионов растет расходная часть бюджета, а средств больше не становится.

Деление субъектов Российской федерации непосредственно на регионы-доноры и регионы-реципиенты объясняется необходимостью выровнять более или менее уровни развития территорий. «Дотационные» регионы (то есть регионы-реципиенты) не в состоянии содержать полностью своих бюджетников, соответственно, из федерального бюджета они получают безвозмездные дотации – трансферты.

Как утверждают эксперты, существующая в настоящее время система искусственного перехода определенных регионов в положение дотационных связана именно с реформой межбюджетных отношений, произошедшей в 2004–2005 годах. Таким образом, в результате реформы поток налоговых сборов, направляющихся в центр из регионов, значительно вырос. Если соотношение налоговых поступлений, которые распределялись между бюджетом регионов и федеральной казной, ранее составляло приблизительно 50/50, то сейчас на территории субъекта от собранных налогов остается чуть больше 30 процентов. В результате лишь малая часть регионов смогла остаться «на плаву», финансируя еще менее удачных других соседей.

Определенные субъекты хотят намеренно с себя снять статус региона-донора, после чего получить статус региона-реципиента. И неспроста — дотационному региону гораздо легче получать средства на различные проекты, тем временем доноры могут рассчитывать исключительно на финансы в рамках государственных программ. Если на местах раньше были губернаторы, заинтересованные в привлечении на свою территорию каких-то компаний, в развитии бизнеса, то в наши дни все, даже очень мелкие решения принимаются в столице.

Все крупные организации стремятся к тому, чтобы «переехать» юридически в Москву, новые компании регистрируются также в Петербурге и Москве, в соответствии с этим весь крупный бизнес выплачивает налоги именно там. Средний и малый бизнес находится в настоящий момент в полуобморочном состоянии. Руководителям регионов дается следующая задача – отправить как можно больше средств в федеральный бюджет, что, в общем-то, и происходит.

Необходимо отметить, что налоги, которые забирает себе Москва, – это хорошо собираемые и наиболее «доходные» налоги. Они включают в себя НДС (налог на добавленную стоимость), налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физ. лиц, акцизы, налог на прибыль компаний и некоторые другие. Региональные бюджеты пополняются в то же время транспортным налогом, налогом на имущество организаций, а также налогом на игорный бизнес. В итоге даже регионы, богатые природными ресурсами, не находят достаточно денег, чтобы покрывать свои бюджетные обязательства. Соответственно, местные политики теряют возможности, желания и стимулы более эффективно работать, а главное – недостаток в субъектах инициативы становится по-настоящему острой проблемой. Чем больше федеральный центр забирает налогов, тем меньше у регионов остается стимулов для эффективной работы. При этом регионы-доноры оказываются в самом невыгодном положении.

Реформа межбюджетных отношений изначально была призвана способствовать выживанию менее успешных регионов – дать им деньги на исполнение социальных обязательств, строительство дорог и т. д. Это, с одной стороны, грамотная концентрация ресурсов. Если одна вторая бюджета страны формируется благодаря нефтяным доходам, то тем, кто не добывает нефть, необходимо помочь, поскольку денег у них гораздо меньше. Однако перераспределение должно быть для развития всех стимулирующим. Регионы, которые развивают у себя производство, должны что-то получать с этого.

Вопросы для рассмотрения

1. Дайте определение понятиям «регионы-доноры» и «дотационные регионы».

2. Чем объясняется тенденция роста регионов - получателей бюджетных средств?

3. Какие возможности есть у регионов, чтобы перейти в категорию «доноров»?

4. Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в межбюджетные отношения для уменьшения количества регионов-рецепиентов?

5. К какому типу регионов относится Республика Татарстан? Аргументируйте свой ответ.

6. Как Вы думаете, вследствие чего в настоящее время почти 70% налоговых ресурсов уходит в федеральный центр? Какие цели преследует государства проводя такую политику? И к каким негативным последствиям это приводит?

Профиль «Региональная экономика»

Критерии оценки государственного экзамена. Блок 3: Кейс.

 

Критерий Балл Компетенции
1. Умение пользоваться нормативной базой:   ОПК-2, ОПК-3, ОК-1, ОК-7
1.1 Положения нормативных документов использованы не верно;      
1.2 Часть нормативных документов использована верно, часть с существенными ошибками;    
1.3 Положения нормативных документов использованы верно, ссылки на эти документы отсутствуют или некорректны;    
1.4 Положения нормативных документов использованы верно, ссылки на эти документы представлены полностью и корректно.    
2. Умение оперировать профессиональной терминологией и осознанность применения теоретических знаний для решения кейса, в т.ч.   ПК-5, УК-2, ОПК-1, ПК-9
2.1 некорректное применение терминологии и теории для решения кейса    
2.2 имеются неточности в применении терминологии и теории, не влияющие существенно на его решение    
2.3 корректное применение терминологии и теории для решения бизнес кейса    
3. Умение формулировать и обосновывать решения по результатам анализа:   ПК-1, ПК-2, ПК-4,ПК-6, ПК-7, ПК-11
3.1 Аналитические выводы, рекомендации по результатам решения отсутствуют;    
3.2 В аналитических выводах и практических рекомендациях имеются существенные ошибки;    
3.3 Выводы по результатам решения верны, но их обоснование отсутствует, в практических рекомендациях имеются существенные ошибки;    
3.4 Выводы по результатам решения верны, но недостаточно обоснованы, сформулированы верные практические рекомендации;    
3.5 По каждому заданию имеются аналитически и логически обоснованные выводы, сформулированы верные практические рекомендации.    
Итого    

 

 


[1] В этом разделе приводятся формулировки вопросов либо заданий различного типа, по которым проводится государственный экзамен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...