Кейс-ситуация №5 «Дотационные регионы и регионы доноры»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В нашей стране стремительно повышается число регионов, которые нуждаются в дотациях из федерального бюджета. Россию еще недавно фактически «тащили» на себе одиннадцать регионов, сегодня их уже десять. «Передовикам» при системе межбюджетных отношений, существующей на сегодняшний день, невыгодно бюджетные деньги инвестировать в новые проекты и развиваться. Им намного удобнее просто получать из центра средства, став донорами. Вместе с тем у регионов растет расходная часть бюджета, а средств больше не становится. Деление субъектов Российской федерации непосредственно на регионы-доноры и регионы-реципиенты объясняется необходимостью выровнять более или менее уровни развития территорий. «Дотационные» регионы (то есть регионы-реципиенты) не в состоянии содержать полностью своих бюджетников, соответственно, из федерального бюджета они получают безвозмездные дотации – трансферты. Как утверждают эксперты, существующая в настоящее время система искусственного перехода определенных регионов в положение дотационных связана именно с реформой межбюджетных отношений, произошедшей в 2004–2005 годах. Таким образом, в результате реформы поток налоговых сборов, направляющихся в центр из регионов, значительно вырос. Если соотношение налоговых поступлений, которые распределялись между бюджетом регионов и федеральной казной, ранее составляло приблизительно 50/50, то сейчас на территории субъекта от собранных налогов остается чуть больше 30 процентов. В результате лишь малая часть регионов смогла остаться «на плаву», финансируя еще менее удачных других соседей. Определенные субъекты хотят намеренно с себя снять статус региона-донора, после чего получить статус региона-реципиента. И неспроста — дотационному региону гораздо легче получать средства на различные проекты, тем временем доноры могут рассчитывать исключительно на финансы в рамках государственных программ. Если на местах раньше были губернаторы, заинтересованные в привлечении на свою территорию каких-то компаний, в развитии бизнеса, то в наши дни все, даже очень мелкие решения принимаются в столице.
Все крупные организации стремятся к тому, чтобы «переехать» юридически в Москву, новые компании регистрируются также в Петербурге и Москве, в соответствии с этим весь крупный бизнес выплачивает налоги именно там. Средний и малый бизнес находится в настоящий момент в полуобморочном состоянии. Руководителям регионов дается следующая задача – отправить как можно больше средств в федеральный бюджет, что, в общем-то, и происходит. Необходимо отметить, что налоги, которые забирает себе Москва, – это хорошо собираемые и наиболее «доходные» налоги. Они включают в себя НДС (налог на добавленную стоимость), налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физ. лиц, акцизы, налог на прибыль компаний и некоторые другие. Региональные бюджеты пополняются в то же время транспортным налогом, налогом на имущество организаций, а также налогом на игорный бизнес. В итоге даже регионы, богатые природными ресурсами, не находят достаточно денег, чтобы покрывать свои бюджетные обязательства. Соответственно, местные политики теряют возможности, желания и стимулы более эффективно работать, а главное – недостаток в субъектах инициативы становится по-настоящему острой проблемой. Чем больше федеральный центр забирает налогов, тем меньше у регионов остается стимулов для эффективной работы. При этом регионы-доноры оказываются в самом невыгодном положении. Реформа межбюджетных отношений изначально была призвана способствовать выживанию менее успешных регионов – дать им деньги на исполнение социальных обязательств, строительство дорог и т. д. Это, с одной стороны, грамотная концентрация ресурсов. Если одна вторая бюджета страны формируется благодаря нефтяным доходам, то тем, кто не добывает нефть, необходимо помочь, поскольку денег у них гораздо меньше. Однако перераспределение должно быть для развития всех стимулирующим. Регионы, которые развивают у себя производство, должны что-то получать с этого.
Вопросы для рассмотрения 1. Дайте определение понятиям «регионы-доноры» и «дотационные регионы». 2. Чем объясняется тенденция роста регионов - получателей бюджетных средств? 3. Какие возможности есть у регионов, чтобы перейти в категорию «доноров»? 4. Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в межбюджетные отношения для уменьшения количества регионов-рецепиентов? 5. К какому типу регионов относится Республика Татарстан? Аргументируйте свой ответ. 6. Как Вы думаете, вследствие чего в настоящее время почти 70% налоговых ресурсов уходит в федеральный центр? Какие цели преследует государства проводя такую политику? И к каким негативным последствиям это приводит? Профиль «Региональная экономика» Критерии оценки государственного экзамена. Блок 3: Кейс.
[1] В этом разделе приводятся формулировки вопросов либо заданий различного типа, по которым проводится государственный экзамен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|