Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как составлять монологическое высказывание

АЛГОРИТМ Как составлять тезисы и конспект

1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.

2. Поделите текст на логико-смысловые части.

3. Подобрав заголовок к каждой части, составьте план текста.

4. Поставьте к каждой логико-смысловой части текста вопрос: «О чем речь идет в этой части».

5. Найдите в тексте ответ, его надо записать сжато собственными словами или словами автора (это будут т е з и с ы).

6. Дополнив тезисы конкретным материалом, фактами, взятыми из текста цитатами, будем иметь к о н с п е к т.

7. Составляя план, тезисы или конспект, надо записать фамилию автора, полное название издания, год, издательство, название журнала или газеты, где этот материал напечатан.

8. Выделите в конспекте разделы, параграфы, пункты, отделяя их один от другого.

9. После каждой законченной части целесообразно делать интервал (для новых заметок).

10. Основные тезисы, идеи желательно выделять разными цветами, подчеркиванием, значками и т. д.

Отметим, что существует общепринятая система выделения основных тезисов, идей, в частности:

а) подчёркивание отдельных фраз в тексте:

прямая линия – выделение важной мысли;

волнистая линия – непонятное;

вертикальная линия на полях – особо важная мысль;

б) пометки на полях:

? – вопрос;

?? – сомнительно;

!!! – интересно;

V – вставка, дополнение.

Цитаты -это дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения или дословно приводимые чьи-либо слова.

Цитаты используются для работы с первоисточниками, могут быть иллюстрацией к теме.

Общие требования к цитированию

1. Текст цитаты даётся в кавычках и в той грамматической форме, которая дана в первоисточнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должны быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Пропуски слов, предложений, абзацев при цитировании допускаются без искажения цитируемого текста, на месте пропуска части текста ставят три точки.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкам на источник, который подаётся в соответствии с правилами оформления библиографического описания.

4. В случае косвенного цитирования (пересказа) необходимо быть по возможности точным и корректным относительно оценки того, о чём говорится в тексте.

5. Цитаты необходимо использовать в меру. Многочисленное цитирование составляет впечатление компиляции, а недостаточное - снижает ценность положения, которое обосновывается.

6. В случае выделения в цитате некоторых слов необходимо после цитированного текста в скобках указать инициалы автора.

Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

Различают такие виды конспектов:

· текстуальные- нужно найти в работе текстуальный ответ на поставленный вопрос,

· свободные- требуют умения пересказать мысль своими словами, избегая второстепенного, останавливаясь лишь на основных фактах.

· смешанные. Смешанное конспектирование объединяет свободное изложение содержания с цитированием. Выполняя запись в конспекте необходимо использовать разный шрифт, подчеркивание и др.

Фиксация новых сведений при работе с печатными источниками информации предусматривает анализ базовых понятий исследования.

Понятие – это «форма мышления, которая отображает существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений в их противоречиях и развитии».

Понятия служат для составления тезаурусов.

Тезаурус - это упорядоченный комплекс базовых понятий по разделу, теме, описание системы знаний о действительности.

С помощью тезауруса осуществляется поиск необходимой информации

Понятийно-терминологическое обеспечение исследования

Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют логику исследования, обеспечивают развитие мысли. По тому, как выпускник пользуется ими, судят о его компетентности и даже уме

Каждый реферат, каждые курсовая и дипломная работы имеют свою внутреннюю систему понятий, в которой есть свои категории и соподчинительные связи. Очень важно выстроить понятийно-терминологическую систему своей работы и убрать противоречия и излишества, мешающие четко и просто представлять тему. Это и есть работа по составлению своего тезауруса.

Тезаурус может состоять из 5-10 терминов в реферате,

10-15 терминов - в курсовой

и не менее 20-25 - в дипломной работе.

При использовании научной терминологии следует соблюдать некоторые правила:

Правило первое - не перегружайте текст научной терминологией.

Правило второе - не пользуйтесь непонятными вам терминами.

Правило третье - не искажайте устоявшегося в науке смысла и значения используемого термина.

В тексте надо избегать частого повтора одного и того же термина. Желательно, чтобы обращение к нему не было чаще, чем через 10-15 строк. Термин может быть заменен местоимением и другим синонимичным существительным

В исследовательской деятельности всегда надо помнить о полифункциональности научной терминологии, то есть способности термина обозначать в разных ситуациях разные явления и состояния. Например, «мотивация учения» в одних случаях может рассматриваться как принцип обучения, в другом - как метод, в третьем - как цель действий педагога. Поэтому всегда надо уточнять, с каким смыслом и с какой функцией мы используем термин.

Как составлять монологическое высказывание

1. Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.

2. Побеспокойтесь о правильном понимании темы, о глубине и
полноте ее раскрытия.

3. Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный
опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.

4. Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.

5. Цитируйте уместно и правильно.

6. Придерживайтесь композиционной стройности и логической последовательности в изложении мыслей.

7. Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство
избранного стиля, не забывайте о грамотности.

Рекомендуем использовать в монологических высказываниях следующие конструкции:

я думаю; с моей точки зрения; как мне кажется; имею в виду, что; не кажется ли вам, что; я хотел бы поспорить с автором этого высказывания; я не согласен с существующим мнением; мне бы хотелось обсудить данную проблему; мне хотелось бы иначе взглянуть на эту проблему; мне хотелось бы посмотреть на эту проблему другой стороны; у меня возникли мысли по данному вопросу; по-моему это не совсем так; по моему мнению, эта ситуация возможна; эта проблема меня всегда волновала; я никогда не соглашусь с этим мнением (точкой зрения) и т. д.

Например, к теме «Дружба - самое большое сокровище»

I. Когда человек нуждается в друзьях?

II. Дружба - воплощение высоких моральных норм общения между людьми.

1. Дружба несовместима с эгоизмом.

2. Дружить - значит понимать другого человека.

3. Друзья познаются в беде.

4. Истинный друг всегда скажет правду.

III. Без настоящего друга не жизнь, а туга.

 

Прежде, чем сконструировать монологическое высказывание, составьте план (простой, сложный).

1.вступление

2.основная часть

3. выводы. Заключение

 

КАК УСПЕШНО СДАТЬ ЭКЗАМЕНЫ!!!

 

Подготовка к экзаменам

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 мин занятий, затем 10 мин перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, то становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя со стороны.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию

(готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы проговариваете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях. Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, каким был ход ваших действий и рассуждений.

Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.

Накануне экзамена

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тянете билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять. По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.

Во время экзамена

Как вести себя на экзамене?

Вот несколько полезных советов.

 Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.

 Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение.Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.

 Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20—25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать — это переписать начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.

 Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтет в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.

 Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.

 Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.

 Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.

 Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключении придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.

Что делать, если...

—...вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного. Не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой — «Что мне неизвестно» (или «—»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т. п.;

—...вообще ничего не знаете. Не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею типа: «Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;

—...на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не теряйте голову. Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;

—...вы уже почти кончили отвечать и тут-то наконец вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать о...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо сказать, что...», «Следует подчеркнуть, что...»;

—...вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;

—...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидает» неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуются мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить чувство собственного достоинства и держаться спокойно;

—...вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;

—...вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;

—...вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;

—...вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию. И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

Экзамен в форме теста

Несколько слов о подготовке к сдаче экзаменов, которые проводятся в виде тестирования. Такой способ сдачи экзаменов становится все более распространенным, именно в такой форме планируется введение так называемого единого государственного экзамена.

При подготовке к такому типу экзамена полезно использовать все те советы, которые выше были приведены как полезные при подготовке к обычным экзаменам. К этому можно добавить, что целесообразно потренироваться, выполняя различного рода тестовые задания, по возможности близкие по форме к экзаменационному тесту. Если тестирование предполагается с помощью компьютера, следует поработать на компьютере (в настоящее время существует множество компьютерных тестов). Если экзамен планируется проводить с помощью бланковых тестов, следует приобрести хотя бы минимальный навык работы с такого рода тестовым материалом.

Сейчас во многих городах существуют специальные центры, кабинеты, где желающие могут пройти тестирование, и, возможно, этим стоит воспользоваться именно для тренировки. Однако лучше всего эту задачу сможет решить школьный психолог, используя имеющиеся у него тесты. Известную пользу может принести просмотр и анализ (возможно, коллективный) тактики поведения игроков в телевизионных шоу, выстроенных в форме своеобразного тестирования, как это было в игре «О, счастливчик!», где игрок должен был выбрать один правильный ответ из четырех предложенных.

Очевидно, что в такого рода заданиях (а именно они предполагаются в качестве основных в едином государственном экзамене) полезно прежде всего, не глядя на возможные ответы, попытаться дать свой собственный ответ, исходя из того, что знаешь. И только, если такого ответа нет, следует перейти к тактике угадывания. В таком случае надо вначале отбросить очевидно неправильный ответ или ответы и попробовать, хотя бы исходя из здравого смысла, выбрать ответ из оставшихся. Если никакое логическое рассуждение невозможно, полагайтесь на свою интуицию: возможно, она не подведет.

И, не теряйте время, ответьте сначала на те вопросы, которые вы хорошо знаете и уверены в ответах. Затем приступайте к тем, над которыми необходимо думать. А с теми вопросами, которые «не поддаются», справится интуиция и везение.

 

А что делать, когда меня всего трясёт перед экзаменом?» Однако эту «тряску» можно устранить, воспользовавшись вот таким методом. Закройте глаза. Представьте себя одного в комнате. Комната должна быть очень удобной и уютной. Также в ней должен находиться диван, на котором вы сидите. Вы полностью расслаблены, вас ничего не тревожит. Скажите про себя или вслух: «Я добился всего, чего хотел, мне уже незачем волноваться». Повторяйте эту фразу снова и снова. В таком состоянии с закрытыми глазами пробудьте 1-2 минуты. Затем откройте глаза. Вы почувствуете, что от вашего беспокойства ни осталось и следа!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...