Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оленья охота короля Витольда

Юрий Егоров

1.

В лесном краю Тюрингии, в городе Гера жил художник Йохан. Он владел небольшой мастерской и рисовал картины для местной ярмарки, а иногда и на заказ богатым горожанам. Йохана все знали как очень доброго человека. Многие его считали чудаком. Жил он вместе со своей одиннадцатилетней дочерью Хельгой, которая продавала картины и вообще во всем старалась помогать своему отцу.

Однажды на ярмарку в Геру приехал король Саксонии Витольд Строгий. Так его называли в народе из-за сильного и упрямого характера. Сопровождал короля Джакоб, главный его помощник и телохранитель. Оба они были под стать друг другу – высокие, подтянутые и надменные. Короля Витольда можно было бы назвать красивым человеком. У него были правильные черты лица, он имел густые черные волосы и элегантную бородку, но его портили холодные глаза и довольно узкие губы. В отличие от короля Витольда Джакоб был некрасив, с грубым лицом, похожий больше на простолюдина, каковым, вероятно, и был. Кроме того имел неприятную привычку. При разговоре с людьми он смотрел из-подлобья, а часто вообще отворачивался в сторону, так что никто никогда не видел его глаз. И вообще слыл человеком жестоким, так что все его боялись.

Когда они обходили ярмарочные ряды, Джакоб обратил внимание короля Витольда на картины Йохана, на большинстве из которых были нарисованы олени. Король Витольд был страстным любителем охоты, особенно оленьей. Художник Йохан любил рисовать картины с оленями, которые у него получались очень красивыми. Особенно ему нравился известный во всей Саксонии сюжет обращения в христианство святого Юстаса, когда тот встретил в лесу оленя с распятием между рогами.

-Олени у Вас получаются лучше людей,- остановив взгляд на одной из картин, заметил художнику король Витольд.

-А они, действительно, лучше людей,- подтвердил художник.

Король с удивлением взглянул на Йохана, как будто бы услышал что-то невероятное. Его брови пошли вверх. Художник смутился. Король бросил взгляд на его руки, которые были испачканы краской. Совсем растерявшись, Йохан стал осторожно вытирать руки о свою холщовую рубаху.

-Чем же они лучше?- продолжил король Витольд.

-Они никому не причиняют боли. Олени красивые и добрые,- простодушно ответил ему Йохан.

-И все же мы охотимся на них,- произнес с усмешкой Джакоб,- не хочешь ли ты сказать, что это мы плохие?

В его голосе сквозил холодок.

-Я говорил только об оленях, которых рисую,- боясь обидеть вельмож, пошел на попятную Йохан.

-В Саксонии охота на оленей всегда считалась благородным занятием,- высокомерно заметил король Витольд.- В оленьей охоте нет ничего безнравственного, что нарушало бы мораль. Может, олени и красивей людей, но нам даны также ум и сила, дабы утверждать свою власть над природой.

Король Витольд не мог уйти просто так, и он купил у Йохана несколько картин с оленями. И действительно, картины были хороши! Неудивительно, что после этого король Витольд пригласил Йохана вместе с его дочерью к себе в замок Кенигплац, чтобы художник мог нарисовать несколько новых картин. Джакоб при этом сохранял показное равнодушие.

-Ты знаешь, мне он очень не понравился,- сказал Йохан дочери, когда они остались одни.

-Кто, король?

-Нет, король просто очень надменный. Но все же он купил картины и пригласил нас к себе. Я же про того, что был с ним. С недобрым лицом.

Спустя некоторое время король Витольд прислал в Геру за художником карету и Йохан вместе с Хельгой отправились к нему в замок. Сопровождал их веселый простодушный человек – кучер Франц.

Дорога была долгой и пролегала по гористой местности, через густые леса. Карета, слегка покачиваясь, катилась между сосновыми и дубовыми деревьями. Был солнечный и жаркий день. Когда оставалось ехать совсем немного, карета неожиданно остановилась. Как только уже порядком притомившиеся Йохан с Хельгой вышли из кареты, они увидели причину внезапной остановки. Посреди лесной дороги стояли олени. Они были совершенно спокойные и удивленно смотрели на путников. Самым красивым из них был белолобый молодой олень. Хельга совершенно спокойно подошла к оленям и погладила белолобого красавца.

-И как они Вас не испугались?- с удивлением спросил кучер Франц.

-Не знаю, но мне показалось, что они сами подошли ко мне,- ответила Хельга,- Вообще, я ведь никогда раньше не видела оленей, разве что на картинах своего отца.

Франц тихонечко слез с кареты и встал рядом с Хельгой. Осторожно он вложил ей в руки небольшой кусок хлеба. Она стала угощать хлебом оленей и они ели из ее рук.

-Их, конечно, здесь много,- заметил кучер,- К тому же недалеко река. Наверное, здесь они ходят на водопой. Я в этом месте их встречал не раз. Но обычно олени очень пугливые.

-А я думаю, что они умные и знали, что я их не обижу,- попыталась объяснить случившееся Хельга.

-Просто ты такая же светленькая, как и они. Ну что, тебе олени понравились?- поинтересовался у дочери Йохан.

-Они замечательные!- ответила ему Хельга. В ее глазах был восторг.

После того как карета снова тронулась в путь, очень скоро показался замок Кенигплац, который стоял окруженный лесами на высоком холме над самой Эльбой. Замок был большим и довольно мрачным. А из-за своего расположения казалось, что он, своей темной фигурой, как пастью дракона, готов был поглотить окружавший его живописный лес и чистую с изумрудной водой реку. Йохана с Хельгой обитатели замка встретили с почтением как желанных гостей. В замке им отвели две большие светлые комнаты. Одну для отдыха, а другую – под мастерскую, в которой Йохан должен был рисовать свои картины. Короля в день своего приезда они не увидели, а вот Джакоб заглянул к ним на минутку, поинтересовавшись, хорошо ли они устроились. При этом он был мрачным как обычно.

 

 

Тем вечером Хельга пошла прогуляться. Во дворе она наткнулась на рыжего и внешне какого-то нескладного подростка Матиса, дразнившего гончих собак. Он размахивал перед мордами гончих тряпкой, а они бросались и пытались вырвать ее из рук Матиса. Собаки были раздражены и громко лаяли. Матис же смеялся и периодически ударял тряпкой по собачьим мордам, как бы им в наказание, чем еще больше их злил.

-Зачем ты их мучаешь?- спросила его Хельга.

-Я их не мучаю, а готовлю к охоте. Гончие должны быть злыми и выносливыми, чтобы могли поймать и затравить оленя,- ответил ей Матис.

-Но разве хорошо убивать оленей? – спросила наивная Хельга, глядя на Матиса своими большими темными глазами.

-Но ведь на это и охота. На ней всегда убивают зверей. И будь уверена, что я на охоте не упущу ни одного оленя,- похвастался он.

-Олени красивые и добрые. Люди не должны их убивать,- попыталась возражать Хельга.

-Ты просто глупая девчонка. Что ты можешь понимать в охоте? – рассмеялся Матис.

-А ты просто злой мальчик. И, по-моему, это ты ничего не понимаешь,- с обидой ответила ему Хельга.

Йохан и Хельга прожили в замке несколько недель. За это время Йохан нарисовал несколько картин, к которым король Витольд, к удивлению художника, не проявил большого интереса. Лишь однажды зайдя к художнику, король Витольд поинтересовался о картинах. Рассматривая вместе с Джакобом нарисованное Йоханом, король Витольд обратил внимание на картину с красивым белолобым оленем.

-Где Вы могли такого видеть?- и не дожидаясь ответа Йохана добавил,- Но все равно это всего лишь олень. А ты как считаешь, Джакоб?

Йохану показалось, что Джакоб очень внимательно рассматривает картину.

-Это самый обычный олень,- равнодушным голосом подтвердил Джакоб.

Йохан хотел было возразить, но увидел, как Джакоб нахмурил свои черные густые брови, и ему стало не по себе. Йохан промолчал.

-Тебе нравится эта картина?- снова спросил своего помощника король Витольд.

-Мой король, я ничего не понимаю в живописи, но зато я разбираюсь в оленине,- ответил холодно Джакоб, на что король Витольд рассмеялся.

-А ведь я хотел подарить тебе эту картину.- Король Витольд посмотрел на Джакоба.

-Тогда я почту это за честь и буду дорожить подарком.- Джакоб чуть склонил свою голову в сторону короля Витольда.

Видя безразличие короля к своей работе, Йохан уже подумывал о возвращении домой в Геру, как неожиданно король Витольд заказал Йохану еще одну картину на тему охоты на оленей.

-Вы все сможете увидеть сами,- сказал король Витольд Йохану.- Может Вам и не нравится сама охота, но, поверьте, все будет очень красиво.

-Конечно, это стоит того, чтобы увидеть. А главное – это будет прекрасная картина,- добавил Джакоб,- Вам всего лишь надо подождать несколько дней. Вы не пожалеете.

Йохан было хотел возразить, но не стал этого делать, чтобы не обижать вельмож, зная их строгость. И он не знал, как рассказать об этом предложении своей дочери.

 

 

2.

В день охоты, с самого раннего утра королевский егерь в сопровождении ищейки выслеживал по всему лесу оленей. Отряд охотников во главе с самим королем Витольдом, выдвинувшись к лесу, организовывал эстафету. По пути ожидаемого следования оленей они расставляли гончих собак. Лучники на лошадях также ожидали своей очереди. Небольшой отряд пеших охотников продвигался по лесу медленно и тихо. А уже за ними двигались крадущиеся лошади со своими всадниками. Делали все осторожно, чтобы излишне раньше времени не напугать оленей, которых без ненужной тревоги склоняли к продвижению до цепи замаскированных лучников. Сами олени, теснимые охотниками и собаками, сначала отошли в глубину леса, а потом уже по созданному коридору направились в направлении реки. Постепенно стадо оленей загонялось охотниками к излучине Эльбы, так что дальше им бежать было некуда.

На саму реку были спущены две большие лодки, в каждой из которых сидело по несколько человек, вооруженных длинными рогатинами и копьями. Эти люди должны были не дать оленям уйти вниз или вверх по реке. А на другом берегу Эльбы, напротив излучины, засели лучники с собаками, на тот случай, если кому-то из оленей удастся переплыть реку. Все предвкушали большую охоту.

Художник Йохан расположился с мольбертом на высоком холме. В нескольких шагах от него на конях обозревали окрестности король Витольд вместе со своим помощником Джакобом и егерями.

В этом месте Эльба делала изгиб, и с холма открывался замечательный вид на большую поляну, окруженную водами реки. В дальнем углу поляны Йохан заприметил Матиса, которого узнал по рыжей копне волос, который помахал художнику рукой, после чего с несколькими гончими укрылся в зарослях кустарника.

-Ну что, Джакоб, сегодня будет славная охота!- сказал своему помощнику король Витольд. В его глазах промелькнула искорка.- Надеюсь, сегодня мы не упустим ни одного оленя.

-Разумеется, мой король,- ответил ему Джакоб и было заметно как он тоже предвкушал яркое событие.

Егеря одобрительно кивали головами, сдерживая свое нетерпение приступить к охоте.

Вначале все было тихо, и только издалека раздавался приглушенный лай гончих. Потом показалось, что лай приближается, и король вместе с Джакобом и егерями на конях удалились в лес. На какое-то время все затихло. Йохан начал было уже скучать, как на поляну внезапно выбежало несколько оленей. Им было непривычно оказаться на открытом пространстве, и они испуганно озирались по сторонам. Через несколько мгновений вышли еще несколько оленей. Теперь Йохан мог их хорошо рассмотреть. Какие же они были прекрасные и как же они были напуганы. Йохану показалось, что он видит их глаза, полные страха. Из глубины леса отчетливо слышался шум приближающихся к поляне людей и собак. Олени не знали куда идти. Из леса все ближе к ним раздавался лай гончих, а впереди была широкая река. Олени бегали по поляне, не зная где искать спасение. И вот из леса выбежали гончие, а за ними вслед показались люди. Олени оказались в смертельной западне.

Йохан хорошо видел, как олени в отчаянии метались из стороны в сторону и как набрасывались на них собаки. Среди оленей был хорошо заметен белолобый красавец, которого они с дочерью встретили на пути в замок. Несколько оленей ринулись в воду и стали переплывать Эльбу. Река в этом месте быстрая и глубокая, так что оленям было тяжело плыть. Тут же с другого берега реки раздался лай, а из кустов вышли лучники, которые стали целиться в плывущих оленей. Когда один олень все же выбрался на берег, в него тут же вонзилось несколько стрел, и он упал замертво. Тогда остальные олени стали плыть по течению, и были встречены людьми на лодке, которые стали бить животных шестами и копьями.

В то же время несколько оленей, остававшихся на поляне, попытались прорваться назад в лес. Среди них был и наш красавец. Со всех сторон на них летели стрелы. Из последних сил олени побежали в сторону густых кустов, туда, где их поджидал Матис со своими злыми собаками. Едва белолобый исчез в зарослях, как Йохан услышал звонкий лай собак, преследующих оленей. И в тот же миг в их сторону через поляну промчался на коне Джакоб. Йохан не мог ошибиться в этом. Джакоб сжимал плетку и даже издалека было заметно его злое лицо. Едва Джакоб влетел в заросли, Йохан услышал его резкий крик и почти тут же раздался визг собак, словно олени ударили их своими ногами или задели рогами. Все это могло показаться странным.

-Что бы там не случилось, теперь им точно конец,- подумал Йохан и от огорчения бросил кисти на землю. Он больше не хотел смотреть на охоту.

Все произошло так стремительно, что Йохан не успел ничего нарисовать.

Последнее, что он увидел, это как собаки крутились вокруг лежавших на поляне оленьих тел, ожидая, когда их начнут разделывать и они получат свою награду.

Все было кончено.

Вокруг мертвых оленей суетились радостные охотники. Им было весело, потому что охота была успешной.

Йохан собрал кисти и уже намеревался возвращаться в замок, когда король Витольд окликнул его.

-Вы не присоединитесь к нашему пиршеству?

-Просто я волнуюсь за свою дочь,- попытался оправдаться художник,- она ведь осталась в замке одна.

-Разве Вам следует за нее волноваться? Она тоже могла бы быть здесь. Впрочем, Ваше дело. Я надеюсь, картина оленьей охоты, которую Вы напишете, будет хорошей.

Йохан шел по направлению к замку и встречал женщин и детей, которые в хорошем настроении шли на охотничий праздник.

 

 

3.

 

 

Хельга обо всем узнала и была удручена случившемся. Ей было очень жаль оленей.

На следующий день во время утренней прогулки Йохан повстречался с Джакобом. Тот как всегда был подтянут и строг.

-Вы его убили?- спросил Йохан.

-Кого?- удивился Джакоб. Он не ожидал пободного вопроса от художника.

-Белолобого оленя. Очень красивого,- пояснил Йохан.

Джакоб ничего не ответил. Йохан отчетливо уловил усмешку на его лице.

Хельге не хотелось больше оставаться в замке, и она стала просить отца поскорее вернуться домой в Геру. А Йохан стал рисовать картину оленьей охоты короля Витольда. Он хорошо понимал свою дочь и торопился поскорее выполнить заказ, чтобы потом забыть случившееся. Королевская прислуга не отходила от него и была готова согласно распоряжению короля выполнять любые прихоти художника. Сам король несколько раз интересовался работой художника.

Хельга показывала равнодушие к работе отца, но в действительности она лукавила. Ей было очень интересно посмотреть на картину.

-Ты не можешь рисовать гибель оленей,- наконец, не выдержала она.

-Но ведь это правда. Их всех убили,- возразил ей отец,- может, мне и неприятно это рисовать, но ведь это моя работа. За этим король Витольд меня и пригласил.

-Я не верю, что никто из них никто не смог спастись. Этого не может быть. Это не справедливо,- настаивала Хельга,- и ты должен рисовать не смерть, а спасение.

-К сожалению, в жизни много несправедливости,- ответил ей Йохан.

-Как ты можешь так говорить? Ты просто не мог всего видеть. Ты был далеко. Олени не могли все погибнуть. Слышишь – НЕ МОГЛИ!- неожиданно почти закричала на отца Хельга.

-И тем не менее, это так.

-Кому нужна такая твоя картина?- не унималась Хельга.

-Королю Витольду Строгому. Разве ты не видишь какие здесь порядки?

-Но раньше ты рисовал другие картины. Ты их рисовал для добрых людей.

-А ты много встречала добрых людей? Может, этот мальчишка Матис или головорез Джакоб добрые? Все они готовы убивать и радуются при этом. Да и в Гере многие ли покупают мои добрые картины?

-Как бы мало людей их не покупало, ты все равно не должен рисовать такую картину.

Йохан молчал. Из глаз Хельги брызнули слезы. Она закрыла глаза ладонями и выбежала из комнаты.

Во дворе она наткнулась на Матиса.

-Ну что, ты доволен?- спросила она его с нескрываемой ненавистью.

-Чем?- удивился Матис.

-Как чем? Разве ты не убивал оленей? Может, пожалел их?- выпалила ему в лицо Хельга.

-Нет,- ответил обескураженно Матис.

-Что нет?!

-Я хотел, но...,-внезапно Матис словно проглотил язык.

И тут Хельга увидела стоявшего чуть в стороне от них Джакоба, который зло смотрел на Матиса. Мальчишка его тоже увидел.

-Ну, тебя,- махнул он рукой на Хельгу и, уже не обращая на нее внимания, пошел прочь. Приблизившись к Джакобу, Матис ему заискивающе поклонился. На лице Джакоба читалось презрение. Хельге показалось, что Матис дрожит от страха. И вообще она решила, что они с Матисом говорили о разных вещах.

 

 

4.

 

 

В тот вечер Хельга повстречала кучера Франца. На небольшой тележке он вез мешок овса. Наверное для того, чтобы покормить своих коней.

-Ты что такая расстроенная?- спросил ее кучер Франц.

-Это все из-за охоты,- ответила она, опустив глаза.- Вы тоже там были?

-Меня в этот день не было в замке и вообще, знаешь, я не люблю охоту.

-А мне казалось, что здесь все охотники. И все очень злые люди. Они убили всех-всех оленей и еще так радовались. Они даже оленят поубивали,- Хельга с надеждой посмотрела на кучера Франца, ожидая, чем он ей ответит.

-То, что случилось, это очень плохо. Мне тоже очень жаль оленей, и я бы ни за что не стал их убивать. Но ты ошибаешься, здесь есть хорошие люди. Злых, конечно, хватает. Может, я с тобой соглашусь, их очень много. Но добрые все же есть.

-Я их не видела,- Хельга снова опустила глаза.

-Ты их просто не разглядела. Они не всегда показывают кто они. Им как бы приходится прятаться за маской. Это ведь очень тяжело – жить в окружении злых. Но, как я сказал, добрые здесь есть. Очень умные и очень добрые. С одним из них ты хорошо знакома.

-Правда?

-Правда,- сказал кучер Франц.

-И кто же он?

Кучер Франц улыбнулся и пожал плечами.

-Иногда очень трудно распознать человека: злой он или добрый?- сказал он.

-А олени умеют распознавать людей?

-Олени ко всем добрые.

-Но Вы сами говорили, что они не ко всем доверчивы. Вот и Вас они тогда не испугались.

-Со мной все просто. Я часто езжу по этой дороге и подкармливаю их. Возможно, что олени меня уже знают и привыкли. Но вот тебя они, действительно не испугались. Это удивительно. Получается, что они и в правду, могут распознавать людей.

-А Вы их больше не видели? После охоты.

-Знаешь, нет, не видел. Но, как и ты, я очень надеюсь, что хотя бы кто-то из них спасся. А вообще ты должна понимать, что Вы с отцом делаете очень хорошее дело. Ведь ваши картины дарят людям добро.

-Здесь картины моего отца никому не нужны. Даже королю они не понравились,- огорчилась Хельга.

-Ты опять ошибаешься. Они здесь очень нужны и кто-то ведь сюда вас пригласил. Именно за тем, чтобы твой отец рисовал здесь свои добрые картины,- кучер Франц с хитринкой посмотрел на Хельгу.

-Король?- предположила она.

-Не думаю. У того, кто вас сюда пригласил, ваша картина висит в гостиной на самом видном месте. Но это не король.

Хельга была обескуражена. Но она не знала, о ком говорил кучер Франц.

- Вот вы с отцом уедете, а добрые картины останутся. Может и люди, которые будут их видеть, начнут становиться добрее,- сказал ей напоследок кучер Франц.

Прошло несколько дней. Йохан нарисовал большое красивое полотно, на котором очень точно, как он сам видел, изобразил события оленьей охоты. На картине Йохана олени, выбравшись из леса на поляну, разбегались в разные стороны, но везде их поджидали охотники. Фигуру короля художник поместил в центр картины. Король Витольд, осмотрев картину, остался, вроде бы, доволен работой художника. Он расплатился с Йоханом и не стал удерживать его от немедленного возвращения домой в Геру.

Долго собираться не пришлось. Вещей было немного. Йохан подумал, что король Витольд просто забыл предложить ему карету. Хельга же была рада идти пешком, только бы поскорее оставить замок Кенигплац. Она только что не бежала. Когда вышли из замка, Хельга обернулась. Ей показалось, что кто-то смотрит им вслед. Чуть в сторонке от входа в замок стоял Джакоб и провожал их взглядом. И что-то очень необычное показалось ей в том, как он смотрел на нее.

Они все дальше уходили от замка, и неожиданно она поняла, что ее так удивило. Он не прятал свои глаза. И они были добрые.

И вот замок исчез из виду. Шли по уже знакомой лесной дороге. Хельга повеселела, и они решили сделать остановку. Это было то самое место, где они встретили оленей, когда ехали в замок.

Сразу Йохан и не заметил этого. Он только услышал смех дочери.

-Ну вот, а ты не верил!- воскликнула она, обращаясь к отцу.

Каково было удивление Йохана, когда обернувшись, он увидел несколько оленей, стоящих рядом с Хельгой. И среди них был красавец-белолобый.

-Но как же это может быть?- Йохан не верил своим глазам.

-А, по-моему, ничего удивительного,- спокойно ответила Хельга.

-Но я же сам все видел. Он никак не мог спастись. Я это, действительно, видел.

-Значит, ты видел не все.- Хельга светилась от радости.

-Ты говоришь так, как будто бы ты все знаешь,- Йохан никак не мог прийти в себя.

-Просто я знаю, что всегда надо верить в лучшее. И всегда найдется тот, кто встанет на сторону добра.

Йохан задумался.

-Наверное, ты права,- сказал, наконец, он.

Их возвращение домой было счастливым.

 

 

 

Рисунки Татьяны Никольской

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...