Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М1 5) многоуровневая система высшей подготовки.




М2. 4).ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ.

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

В период становления педагогикикак науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик: 1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием. ­­­­­ Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков. В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение. Третья категория педагогики — «образование » — понимается как: 1) ценность развивающегося человека и общества;2) процесс обучения и воспитания человека;3) как результат последнего;4) как система.Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

 

М1 9).МЕТОДЫ обучения

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы).

методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.

методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.

Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся.

Под школьной лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Рассказ, школьная лекция, объяснение относятся к числу монологических или информационно-сообщающих методов обучения.

Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Сущность метода иллюстрации и демонстрации состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, и выступать в качестве источника новых знаний.

При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала.Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Весьма существенное значение имеет также умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным.

Важнейшие приемы изложения нового материала:

постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся

изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников

обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения (по Б.П. Есипову) это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.

Лабораторные работы - это такой метод обучения при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем - пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Методы обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).

Методы обучения можно подразделить на следующие группы:9· методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;9· методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;9· методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;9· методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;9· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

 

М1 5) МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕЙ ПОДГОТОВКИ.

Болонская система подразумевает построение единого образовательного пространства на территории Европы. Под единым образовательным пространством понимается и введение сходных периодов обучения и названий для них. Для достижения данного условия было предложено ввести два уровня высшего образования. Данный шаг был принят с целью дать возможность студентам получать высшее образование «различного качества с различными сроками обучения».

Также было принято решение дать определенные названия уровням высшего образования: «бакалавр» и «магистр». Сделано это было с одной целью: информировать работодателей в Европе о том, какое образование получил молодой специалист. Достижение данной цели стало возможным с внедрением единых названий уровней высшего образования и сходных сроков обучения на данных уровнях. Вначале было всего два уровня высшего образования: «бакалавр» и «магистр». Считалось, что лишь немногие студенты будут заниматься научной деятельностью серьезно.

На лондонском коммюнике в 2007 году было министры признали, что, благодаря работе над Болонским процессом и вводом многоуровневой системы образования, по первым двум уровням: «бакалавриат» и «магистратура», количество обучающихся по этим уровням студентов значительно возросло.2 Также «важность реформирования учебных программ, результатом которого будут квалификации, больше отвечающие потребностям рынка труда и дальнейшего обучения. Следует приложить особые усилия для устранения барьеров к поступлению на каждый цикл и продвижению между циклами, а также для надлежащей реализации ECTS на основе результатов обучения и учебной нагрузки студентов. Мы подчеркиваем необходимость улучшения трудоустраиваемости выпускников и отмечаем, что сбор информации по данному вопросу нуждается в дальнейшем совершенствовании». 3

Рассмотрим каждый уровень высшего образования отдельно. Первым уровнем европейского высшего образования считается бакалавриат. Основная цель данного уровня — подготовить студента к дальнейшему обучению. Каждый студент, желающий получить высшее образование в Европе, а сегодня и в России, должен получить степень бакалавра. При этом продолжительность обучения в бакалавриате может составлять от 3 до 4 лет. Длительность обучения может определяться как национальной системой высшего образования, так и самим вузом. Обучение в бакалавриате дает возможность получить диверсифицированное образование, позволяющее выпускнику трудоустроиться как человеку с высшим образованием. Диплом бакалавра рассценивается как диплом о получении высшего образования, поэтому в России нельзя присваивать степень бакалавра выпускникам колледжей, техникумов и других учебных заведений среднего специального образования. Кроме этого, получение только степени бакалавра не дает права обучаться в аспирантуре, что, естественно, может отразиться на карьере выпускников. Также выпускники бакалавриата не могут допускаться к преподавательской деятельности в системе высшего образования.

Вторым уровнем системы высшего образования является магистратура. Степень магистра является более высокой по сравнению со степенью бакалавра, что дает выпускнику магистратуры определенные преимущества перед выпускниками бакалавриата. Студент обучается в магистратуре, как правило, один или два года.

Так как степень магистра позволяет выпускнику продолжить обучение, то европейская педагогическая общественность поднимает вопрос о разделении данной степени на два вида: «магистр науки» и «магистр по профессии».6 В первом случае подразумевается дальнейшая исследовательская деятельность выпускника, а во втором — больше практическая, с приобретением навыков и умений менеджера. Как уже говорилось выше, выпускник бакалавриата ограничен в выборе места трудоустройства. В отличие от бакалавра, магистр не имеет никаких ограничений по трудоустройству. При этом, как отмечается в книге «Мягкий путь»...», чаще всего труд магистров в Европе оплачивается гораздо выше, чем тот же труд бакалавров. Поэтому у выпускников бакалавриата есть дополнительная мотивация обучаться дальше. Обучение в магистратуре возможно со сменой образовательного направления, однако появляется закономерный вопрос: не пострадает ли качество обучения в магистратуре другого направления, нежели полученного в ходе обучения в бакалавриате? Например, можно говорить о том, что качество начнет страдать, если выпускник бакалавриата по технической специальности будет в магистратуре обучаться на гуманитарном направлении вместе с бакалаврами-гуманитариями. 5

На сегодняшний день бакалавры могут одновременно обучаться в двух вузах, получая совместный или двойной диплом.

Третьим уровнем высшего образования в Европе считается уровень «доктора наук». При этом в Российской Федерации данная степень приравнивается к степени кандидата наук, что вызывает недоумение и некоторую путаницу (на мой взгляд) среди научного сообщества. Если принять данный уровень в России, то необходимо будет менять названия доктора наук, которое существует наданный момент. Авторы «Мягкого пути..» предлагают переименовать доктора наук в более высокую степень: «заслуженный доктор», «доктор Академии наук».3 При этом они отмечают, что поменяются только названия, а иерархия научных степеней останется без изменений. В Европе срок обучения докторанта определене в 3 года с последующей защитой научно-исследовательской работы. Хотя признано, что написание докторской диссертации — процесс творческий и может занимать гораздо большее время. Поэтому оговаривается, что докторант может защищать свою работу по мере ее готовности, однако после трех лет обучения в докторантуре он перестает получать финансирование своей деятельности. В России требования к диссертации и порядок ее защиты определяется ВАК. Данное условие может быть оставлено без изменений при полном переходе на многоуровневую систему обучения. Изменение же названия степени «кандидат наук» на «доктора наук» может значительно поднять вес российских ученых в Европе, тогда как авторы «Мягкого пути...» отмечают, что сегодня часто российские кандидаты наук оцениваются на порядок ниже, нежели их европейские коллеги.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...