Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высшего профессионального образования

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

 

Кафедра теории и методики

обучения и воспитания

 

 

Тен Виктория Викторовна

Реферат

на тему «Расширение читательского кругозора младшего школьника. Сущность понятия круг чтения» по дисциплине «МОРЯиЛ» студентки 5 курса специальности – «Педагогика и методика начального образования»

 

 

Проверила:

К.п.н., доцент

Федоренко Т.Г.

 

Южно-Сахалинск

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….3

Расширение читательского кругозора младшего школьника. Сущность понятия «круг чтения»……………………………………………….………..7

Заключение………………………………………………….……..………….18

Список использованной литературы……………………………….……….20

 

Введение

Книга, как птица,

Может весь мир облететь.

Книга — царица:

Может сердцам повелеть.

Книга — богиня:

Чудо свершает порой.

Книга — рабыня:

Часто проходит сквозь строй.

Е. Баратынский

Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека[1].

 

Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес, а вслед за этим и начнет формироваться и постепенно расширяться читательский кругозор младшего шщкольника. Но интерес со стороны учащихся изменяется. Он не исчезает совсем, но трансформируется вслед за изменением способов получения информации.

 

Это явление имеет свое объяснение, и на первом месте, несомненно, развитие новых технологий и овладение ими. Ребенок, в отличие от взрослого, владеет этими новыми способами добывания знаний в недостаточной степени, в то время как книга, к сожалению, отходит на второй план. Как следствие, образуется некий "провал" и снижение интереса из-за ограниченной возможности найти что-либо интересующее в данный момент[2].

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Уметь читать в широком смысле этого слова- значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, -говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное”.

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

- усиление влияния средств массовой информации- чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: “Ты теперь большой, читай сам.”);

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников, а следовательно и расширения читательского кругозора является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению[3].

Избранная тема является актуальной в свете современных тенденций гуманизации образования, поскольку решение этой проблемы невозможно вне ее связи с культурой, частью которой является художественная литература. По образному высказыванию Стефана Цвейга, «.милость или дар мыслить широко и свободно, со множеством разветвлений, великолепный, единственно верный способ видеть мир не с одной, а со многих сторон дается в удел лишь тому, кто сверх собственного опыта впитал опыт многих стран, народов и времен, собранный и хранимый книгами»[4].

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы расширения кругозора младших школьников и ее большая практическая значимость определили актуальность темы данной работы.

Объектом является педагогический процесс расширения читательского кругозора.

Предмет – условия организации уроков внеклассного чтения, способствующие расширению читательского кругозора младшего школьника.

Цель данной работы – рассмотреть условия организации уроков внеклассного чтения, положительно влияющих на расширение читательского кругозора младшего школьника.

В соответствии с цель, были поставлены следующие задачи:

- изучить научно-методическую литературу по теме исследования с целью уточнения ключевых понятий: внеклассное чтение, читательский кругозор, круг чтения;

- разработать рекомендации для детей, родителей и учителей по расширению читательского кругозора младшего школьника.

 

 

Расширение читательского кругозора младшего школьника. Сущность понятия «круг чтения»

Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски эффективных путей приобщения младших школьников к литературе, к искусству слова. Этим непосредственно занимается методика образования в начальной школе. Методика – это не застывшие правила и каноны. Это живой процесс, в котором нельзя создать модели деятельности и мышления ребенка на уроке, а может только их предположить. Поэтому работа с художественным произведением не может быть подчинена единой схеме. В то же время задача учителя состоит в том, чтобы изобретать новейшие методы и приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общий методический подход, направленный на формирование и воспитание личности ребенка, приобщение его к искусству слова и азам читательской самостоятельности. В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения).

Внеклассное чтение – это педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг всоответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями[5].(Шереметевский В.П)

В соответствии с целью исследования, мы хотели бы заострить большее внимания на вспомогательных формах, обеспечивающие непрерывность всей работы, создающих фон для уроков внеклассного чтения.

Пропаганда книги. В классе вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Учитель организует выставки книжных новинок, книги пропагандируются в непосредственном общении с учащимися: в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах с детьми.

Индивидуальная помощь и контро ль. Беседы с учащимися о той книге, которую он читает или прочитал, обмен мнениями, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, просмотр записи ученика о прочитанных книгах, посещение учащегося на дому и знакомство с его домашней библиотечкой, беседа с родителями о чтении школьника и т.п.

Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, КВН, встречи с писателями, учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки, встречают гостей, организуют игры, викторины.

На массовые мероприятия приглашаются родители; нередко они участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

Запись в библиотеку. В школьную библиотеку школьники записываются по мере овладения навыком чтения. К концу 1 полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. 1 – 2 раза в месяц учитель посещает библиотеку, знакомится с читательскими формулярами и беседует с библиотекарем школы.

Обычно дети записываются также и в другую библиотеку – по месту жительства, городскую. Посещение внешкольной библиотеки очень развивает детей.

Учет прочитанного. Учитывать прочитанное можно и по библиотечным формулярам. Желательно к этой работе привлечь каждого школьника – читателя. В школе используются читательские дневники; конверты, куда вкладываются листки с записью сведений о прочитанной книге, такой конверт подается учителю по требованию.

Прочитанное учитывается в устных формах: учащийся говорит о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учителем[6].

Несмотря на то, что это вспомогательные формы, тем не менее, они приучивают детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге, а это не маловажная задача.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний, т.е. расширению читательского кругозора.

Кругозор - объем познаний, интересов, представлений кого-либо»[7]. Читательский кругозор школьника(«круг чтения») - объем его познаний, интересов и представлений о литературе, позволяющий ему выстроить систему понятий об окружающей его действительности и характеризующий уровень его интеллектуального, психологического и культурного развития.

Не секрет, что современные школьники не всегда осознают важность чтения, читают мало, часто лишь популярную и учебную литературу, а из художественной родной и мировой литературы не всегда выбирают действительно лучшие образцы. Часто это лишь развлекательное чтение, ориентирующее на облегченное восприятие читаемого. Это заставляет учителя по-новому взглянуть на проблему формирования читательского кругозора, глубже осознать воспитательную возможность искусства слова. Решая эту проблему учитель, во-первых, приобщает школьника к подлинным ценностям мировой литературы на основе формирования потребности в личностном общении с ней; во-вторых, содействует полноценному восприятию читаемого, культивируя творческое чтение, развивая личность ученика; в-третьих, значительно углубляет его коммуникативную компетенцию. Таким образом, формирование читательского кругозора школьника средствами литературы - это целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения с помощью различных форм и методов работы над произведением[8].

Е.В. Швакина отмечает, что наличие читательских интересов - это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность[9].

Читательские интересы - это следующая ступень читательской зрелости, ступень значительно более серьезная, которая обязательно предполагает и наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, но из него прямо не вытекает, - считает Е.И. Бушнина. Ведь читательские интересы - это обязательно интересы избирательные, направленные не на книги вообще, а на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя - для пополнения своих знаний и опыта[10].

Василий Александрович Сухомлинский писал о том, что "если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга". По этой причине основная задача учителя - формирование устойчивого интереса к чтению[11].

 

Младший школьный возраст-этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны, но условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

Младший школьный возраст - качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной - согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте[12].

Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Л.С. Выготский отмечает, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения[13].

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий о чем пишет в своей статье А.Т. Алексеевская. Он может, опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство-своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо[14].

Особенностями формирования читательского интереса в начальной школе служат также такие черты, как интерес ко всему новому (объектам, людям, событиям), любопытство, любознательность, через которые может и должно осуществляться развитие читательского интереса. Взрослый (педагог, родитель) должен научить ребенка выбирать такие книги, которые будут не просто развлекательным чтивом, но помогут пережить эмоции более высокого уровня, когда школьник будет соотносить себя с героями книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них учиться отличать плохое от хорошего и таким образом воспитывать в себе личность.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Как показывают исследования НИИ книги, проблема заключается в том, что 1/2 населения России не читает, и лишь 30% родителей знают, что читают их дети[15].

Утверждения о "кризисе детского чтения" далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. Многие современные методисты утверждают, что в начале XXI века дети читают "не то" и "не так", как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Так, Е.Л. Гращекова полагает, что меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др[16].

Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им "здесь и теперь", дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга, такие как мультсериалы, кинотеатры, кафе, игровые зоны ТРЦ.

Проблема интереса была впервые затронута в работах Я.А. Коменского в XVII веке. Коменский стремился развивать читательские способности и интересы учащихся, "воспламенить жажду знаний и пылкое усердие к учебе, для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность"[17].

В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив, его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение.

Большинство отечественных и зарубежных ученых утверждает, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, познания. В 70-80 годах 20 века в нашей стране в рамках библиотечной психологии была проведена под руководством Б.Г. Умнова серия научных исследований, посвященных феномену "читательский интерес". Выводы специалистов тех лет сохранили свое значение и для наших дней, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

В структуре читательского интереса был выделен аспект заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения и характеризующийся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания.

К качественным характеристикам читательского интереса отнесены устойчивость, глубина, избирательность.

Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше.

Не менее важной чертой читательского интереса является его глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательского интереса может возникнуть известное противоречие. Сосредоточенность духовных сил человека на какой-то одной области знаний лишает его многообразия интересов.

Избирательность читательского интереса дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность. В художественной литературе библиотекари эмпирически выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок и т.п.[18]

Беляева Н.А. и Архипов А.Д. считают показателем читательского интереса регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолеть трудности, попробовать разные ходы достижения цели. Таким образом, интерес к чтению и читательский интерес, будучи разновидностью интереса вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях[19].

Наличие положительной динамики по всем четырем критериям будет - Высокий уровень развития читательского интереса, средний уровень будет если у класса есть два критерия и низкий.

Утверждение Светловской Н.Н. о том, что одним из условий развития читательских интересов, а следовательно и расширения читательского кругозора у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности.[20]

Таким образом, можно выделить принципы отбора произведений для чтения, работа с которыми обеспечит формирование личностных, предметных и метапредметных умений, которые соответствуют требованиям стандарта[21]:

 

1. Произведения должны оживлять у детей забытые воспоминания, связанные с положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с близкими людьми (матерью, отцом, бабушкой и др.), природой, относящиеся к событиям общественной жизни. Поэтому весьма важным, является обращение к народному творчеству - малым формам фольклора, сказкам, которые могут быть хорошо знакомы детям.

Классики педагогики, известные фольклористы утверждали, что вряд ли можно найти для детского слушания материал более близкий, соответствующий детским интересам и потребностям, занимательный, чем тот, который связан с бытом детей, их повседневной жизнью, а также вырос и развился из исканий народной мудрости и семейной педагоги­ки. Переход от слушания фольклорных произведений к их самостоятельному чтению обеспечивает постепенное расширение видо­вого разнообразия произведений, подведение младших школьников к восприятию легенд, сказаний, осознанию «бродячих сюжетов» в сказках (легендах) разных народов.

2. Произведения должны иметь для слушателя и читателя личностный смысл,

содержание должно предоставлять читателю возможность перенести в свою жизнь положительные примеры поведения, отношений между литературными героями и т.п.; стать в определенном смысле «уроком жизни» («так нужно и можно поступать», «так я по­ступать не буду»), средством формирования умений адаптироваться к сложившимся условиям, общаться, понимать другого человека и т.п. С учетом этого принципа в круг детского чтения должны войти лучшие произведения современной детской литературы, рассказывающие о жизни детей, труде старших, страницах истории родной страны.

3. Форма произведений должна предоставлять младшему школьнику возможность выразительного чтения, при котором он может использовать различные его средства: темп, ритм, интонация и др.

4. Дети должны работать с произведениями разных жанров, что позволяет формировать у них литературоведческие представления и понятия.

5.Произведения должны отличаться доступными для восприятия младших школьников образами и средствами их отображения, предоставлять детям возможность «открытого» анализа художественного текста и объективного понимания его идеи[22].

 

Заключение

С приходом ребенка в школу перед учителем стоит задача не только научить его читать, но и приобщить к миру литературы для подготовки к самостоятельной читательской деятельности.

Ребенок, который хорошо и много читает, успешно усваивает и другие школьные предметы.

Читательский интерес («Круг чтения») - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии; это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.

Немаловажным фактором развития читательского интереса является внеурочная деятельность, особенно уроки внеклассного чтения, они имеют огромное развивающее, обучающее и воспитательное значение. Главными задачами уроков внеклассного чтения являются: формирование и развитие читательских интересов, т.е. расширения «круга чтения», товарищества, дружбы, толерантности, любви к Родине, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках чтения, так и во внеурочной деятельности.

Чтение – очень специфический процесс деятельности головного мозга. Способность к чтению заложена в человеке генетически. Еще никто точно не дал ответ, как происходит слияние гласных и согласных в человеческом мозге, но это происходит и человек начинает читать. Именно на данном этапе учителю необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением, а развивался стойкий интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью. Это возможно при следующих условиях:

1. Учет индивидуальных интересов учащихся начальной школы.

2. Расширение круга чтения младших школьников.

3. Не заставлять ребенка подолгу читать, лучше меньше, но чаще.

4. Чтение перед сном.

5. Использование памяток – рекомендаций для родителей и памяток – помощниц для учащихся.

При этом учитель должен помнить, что каждый ребенок – это вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир – это задача педагога, в решении которой помогает литературное образование.

Эффективность литературного образования в начальных классах зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности. В реализации этой задачи во многом способствует содержание курса чтения для каждого класса, основой которого, являются гуманистические традиции национальной и мировой культуры, а так же методика работы с текстом.

 

 

Список использованной литературы:

1. Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. - М., 1963. - С. 46-65.

2. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

3. Башкирова О.В. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности [Электронный ресурс] // Библиофонд. Электронная библиотека студента [http://bibliofond.ru], [2012]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467663 (дата обращения: 28.11.14)

4. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе. // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. - Вологда, 1984. - С. 54-59.

5. Бородина В.А. "Читательская социализация в контексте стандарта общего образования" [Электронный ресурс]// журнал «Школьная библиотека» №3, 2004. с.26-33. URL: nsportal.ru/...shkola/.../uroki-vneklassnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole

6. Братухина Л.М. "Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности" [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: nsportal.ru/...shkola/.../uroki-vneklassnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.11.14).

7. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. - М., 2008. - С. 59.

8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т. - М., 2003. - Т.З. - 328 с.

9. Коменский Я.А. Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1939-1941

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей. - 1996. - С. 158.

11. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.

 

12. Платунова Т.А. формирование самостоятельной читательской деятельности у младших школьников в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [http://festival.1september.ru], 2013. URL: http://festival.1september.ru. (дата обращения: 28. 11.14)

13. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009. с. 23

14. Российская педагогическая энциклопедия. URL: http://pedagogicheskaya.academic.ru/816 (дата обращения: 28.11.14)

15. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение. -1991. - С. 44-65.

16. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 11-18.

17. Чубарьян О.С. Книга и чтение в жизни небольших городов. М.: Провсещение, 1973, с. 231-236.

18. Широбокова Л.П. Дидактическая значимость типологического учебного текста в процессе изучения иностранного языка (на материале художественного лингвострановедческого текста). Дисс.. канд. пед. наук. -Ижевск, 1998.-230с.

19. Шифрина Д. В. Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований [Текст] / Д. В. Шифрина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 192-195.

20. Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М., 2004, с. 27.

21. Электронная библиотека студента [http://bibliofond.ru], [2012]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467663 (дата обращения: 28.11.14)


[1] Чубарьян О.С. Книга и чтение в жизни небольших городов. М.: Провсещение, 1973, с. 231-236.

[2] Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе. // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. - Вологда, 1984. - С. 54-59.

[3] Платунова Т.А. формирование самостоятельной читательской деятельности у младших школьников в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [http://festival.1september.ru], 2013. URL: http://festival.1september.ru. (дата обращения: 28. 11.14)

[4] Широбокова Л.П. Дидактическая значимость типологического учебного текста в процессе изучения иностранного языка (на материале художественного лингвострановедческого текста). Дисс.. канд. пед. наук. -Ижевск, 1998.-230с.


[5] Российская педагогическая энциклопедия. URL: http://pedagogicheskaya.academic.ru/816 (дата обращения: 28.11.14)

[6] Башкирова О.В. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности [Электронный ресурс] // Библиофонд. Электронная библиотека студента [http://bibliofond.ru], [2012]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467663 (дата обращения: 28.11.14)

 

[7] Российская педагогическая энциклопедия. URL: http://pedagogicheskaya.academic.ru/816 (дата обращения: 28.11.14)

[8] Башкирова О.В. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности [Электронный ресурс] // Библиофонд. Электронная библиотека студента [http://bibliofond.ru], [2012]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467663 (дата обращения: 28.11.14)

[9] В.А. Бородина "Читательская социализация в контексте стандарта общего образования" [Электронный ресурс]// журнал «Школьная библиотека» №3, 2004. с.26-33. URL: nsportal.ru/...shkola/.../uroki-vneklassnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole

[10] Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. - М., 2008. - С. 59.

[11] Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей. - 1996. - С. 158.

[12] Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.

[13] Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т. - М., 2003. - Т.З. - 328 с.

[14] Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

[15] Л.П. Братухина "Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности" [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: nsportal.ru/...shkola/.../uroki-vneklassnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.11.14).

[16] Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М., 2004, с. 27.

[17] Коменский Я.А. Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1939-1941

[18] Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение. -1991. - С. 44-65.

[19] Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. - М., 1963. - С. 46-65.

[20] Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 11-18.

[21] Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009. с. 23

 

[22] Шифрина Д. В. Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований [Текст] / Д. В. Шифрина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 192-195.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...