Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления государственного регулирования ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2007 г

Рост объемов ипотечного кредитования в Петербурге к 2007 году может достигнуть от 40-60% до 80%. Такие цифры были озвучены на заседании круглого стола "Ипотека в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы".

За этот год в ходе реализации "Городской программы ипотечного кредитования" по состоянию на 1 декабря 2006 года средняя сумма ипотечного кредита составила 1,47 млн. рублей. Общий объем выданных кредитов -1,575 млрд. рублей. Общий объем одобренных заявок на кредиты - 3,2 млрд. руб. Число оформленных сделок составило 1 тыс. 49 ед. При этом набольшее число сделок совершено в апреле (115 ед.) и в ноябре (131 ед.). С мая 2006 года по октябрь средний месячный показатель варьировался в пределах 105-110 сделок.

Людей делят на категории и так далее". Такую позицию подтверждают и данные опросов. В частности, только 4% горожан считают Нацпроект "доступное и комфортное жилье" выполнимым.

При этом можно отметить, что при росте средних показателей благосостояния и доходов петербуржцев многие из них, еще 1,5-2 года назад задумывавшиеся об улучшении жилищных условий, теперь "и не мечтают об ипотеке". В подтверждение она опять привела данные соцопросов: около 30-40% горожан интересуются ценами на жилье (т.е. думают об улучшении жилищных условий). Но из них год назад почти 25% опрошенных интересовались ипотечными кредитами, а сегодня этот показатель в 2 раза меньше, - 12-13%. Среди основных проблем развития системы ипотечного кредитования (по данным опросов) горожане называют: возрастные ограничения; "серые" зарплаты и низкий уровень доходов бюджетников.

Заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости ИНЖЭКОНа Сергей Максимов считает, что "серьезных сдвигов к стабилизации на рынке недвижимости нет". По его прогнозу, "до лета 2007 года продлится вялотекущая ситуация, а к осени - все будет зависеть от темпов развития ипотеки". По мнению Сергея Максимова, "в 2007 году резких скачков цен на недвижимость в Петербурге не будет".

Генеральный директор агентства недвижимости "Союз" Аркадий Кязимов заметил, что рост числа ипотечных сделок в Санкт-Петербурге в 2006 году увеличился в 3раза (в целом по России - в 2 раза за 2-3 года). Однако эксперт привел важный показатель - сравнимость месячного арендного платежа за жилье с ежемесячным взносом по ипотеке. "Если год-два назад эти показатели были соотносимы, что является нормой для всего мира, то в 2006 году платеж по ипотеке превысил стоимость аренды в 2-3 раза", - заявил г-н Кязимов. То есть ранее ипотеку могли обслуживать граждане с суммарным месячным доходом около $1 тыс. в месяц, а сейчас надо иметь доходы более $2 тыс. в месяц.

Кроме того, по его словам, продавцы соглашаются на ипотеку с повышением цены в пределах $2-10 тыс. C ипотекой также отказываются работать продавцы, которым приходится платить подоходный налог (при владении квартирой менее 3-х лет).

Представители банков настроены более оптимистично. По словам директора управления по кредитованию физических лиц банка "Александровский" Елены Кулык, "рынок стабилизируется, а рост ипотечного кредитования продолжится: все больше семей смогут улучшить жилищные условия". В свою очередь начальник управления розничного кредитования "Балтинвестбанка" Татьяна Ушакова отметила, что "банки сейчас применяют гибкие схемы для клиентов, которым сложно подтвердить платежеспособность". Поэтому, считает г-жа Ушакова, в 2007 году рост по ипотеке составит не менее 60%.

Более сдержанный прогноз представил управляющий Санкт-Петербургского филиала АКБ "Российский Капитал" Алексей Семенов. Он считает, что рост объема ипотечных сделок в Петербурге в 2007 году достигнет 40%, а в целом по России - 30-40%. 80% роста ипотеки в будущем году прогнозирует начальник отдела развития ипотечного кредитования "Банка "Санкт-Петербург" Дмитрий Соловьев.

Среди причин достаточно оптимистичных прогнозов, представители банков называли: продолжение процесса переселения с северных территорий, общее повышение уровня благосостояния петербуржцев, стабилизация цен на рынке недвижимости.·

Заключение

Одной из наиболее перспективных форм привлечения средств в жилищное строительство и обеспечения жильем населения в мировой практике является долгосрочный ипотечный жилищный кредит, который имеет ряд преимуществ. Заемщику ипотечный жилищный кредит дает возможность жить в своей собственной новой квартире уже сегодня, а расплачиваться за нее постепенно в течение нескольких лет, кредитору - получать гарантированный стабильный доход при сравнительно низких рисках, строительной компании – привлекать дополнительные средства для строительства, государству - успешно решать проблему обеспечения жильем населения.

В России в настоящее время уже создана необходимая основа для развития системы ипотечного жилищного кредитования. Приняты и уже действуют базовые для ипотеки законы, разработана «Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ». Кроме того, с каждым годом происходит увеличение размеров жилищного фонда, который мог бы служить обеспечением ипотеки. Усилилось внимание к ипотеке со стороны региональных властей, страховых компаний, предприятий, застройщиков.

В настоящее время в России производятся попытки внедрения различных зарубежных моделей ипотечного жилищного кредитования. Основное предпочтение на федеральном уровне в России отдается двухуровневой или американской модели. Для этой цели в 1997 году создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Агентство является государственной структурой, в задачи которой входит создание условий для развития массового кредитования на основе единых общефедеральных стандартов.

Фактором же, сдерживающим реализацию программы АИЖК и развитие ипотечного жилищного кредитования в целом в стране, является нехватка у региональных операторов «стартового капитала» для развития региональных программ, которые, в основном, финансируются за счет бюджетных средств.

В целом, анализируя российский рынок ипотечных жилищных кредитов, необходимо отметить тот факт, что наиболее доступной жилищная ипотека на сегодняшний день остается для жителей Москвы, а также Санкт-Петербурга, где ипотека также развита, однако не в таких масштабах как в Москве. Банки предпочитают осваивать этот новый сектор рынка кредитных продуктов, не выходя за пределы «двух столиц», ориентируясь на средний класс населения. Именно в этих регионах на сегодняшний день сосредоточен основной спрос на так называемую «рыночную» ипотеку. Здесь ипотечное жилищное кредитование развивается достаточно динамично, на рынке постоянно появляются новые продукты и ипотечные программы, призванные привлечь клиентов в условиях зарождающейся конкуренции.

Что же касается российских регионов, то здесь можно наблюдать многообразие различных ипотечных схем, многие из которых лишь отдаленно напоминают ипотеку в ее классическом виде и, кроме того, тормозят ее развитие. Большинство регионов используют собственные наработки, главным образом ориентированные на использовании бюджетных ресурсов. К числу схем, используемых в регионах можно отнести такие как: аренда жилья с последующим выкупом; создание фондов с использованием бюджетных средств, которые занимаются строительством и продажей в рассрочку; дотирование местными властями ипотечных агентств, чем достигается значительное снижение процентной ставки по кредиту. Кроме того, в некоторых регионах ипотечные компании самостоятельно организуют строительство жилья для потенциальных заёмщиков, замыкая таким образом строительство и сбыт жилья посредством ипотечного жилищного кредитования. Также, в России в достаточно распространенной форме существуют различные накопительные механизмы покупки квартиры, функционирующие в форме жилищных  кооперативов и строительно-сберегательных касс. Главное отличие накопительной системы от кредитной - отсрочка права собственности на жилье. Однако ссуды в такой системе гораздо дешевле банковских кредитов.

Основной причиной, по которой в Российской Федерации ипотечное кредитование не рассматривается пока банками в качестве одного из основных видов деятельности, являются риски. Это, прежде всего: кредитный риск, процентный риск, риск ликвидности.

Высокая степень риска кредиторов, связанная с предоставлением ипотечных займов, порождает другую проблему – высокую процентную ставку по кредиту, что в свою очередь является фактором, обуславливающим недоступность ипотечного жилищного кредита для большинства населения.

Еще одной проблемой является высокая рыночная стоимость жилья в России, что делает для многих граждан невозможным, прежде всего, внесение первоначального взноса по кредиту. Кроме того, значительную сумму составляют и сопутствующие затраты, связанные с заключением договора ипотеки и его регистрацией.

Однако следует выделить и положительные моменты в области развития ипотечного жилищного кредитования в России. Прежде всего, это усиление внимания к данной проблеме со стороны органов государственной власти. В последнее время ведется активная работа по формированию законодательной базы для ипотеки. В июне 2004 года Госдума рассмотрела пакет из 30 проектов федеральных законов и поправок к действующим документам, касающимся ипотечного кредитования и жилищной политики государства в целом. Поправки ужесточают требования к заемщикам, законодательно расширяя права банков, но, с другой стороны, снижают их риски и влекут за собой снижение процентных ставок. Но для завершения строительства законодательной базы, на наш взгляд, необходимо не только внесение поправок в уже существующие законы, но принятие новых.

Текущее состояние ипотечного рынка сейчас характеризуется повышением доступности кредитов для населения - это и снижение процентных ставок, как в рублях, так и в валюте (только по программе АИЖК ставки в 2006 году снижались уже 3 раза с 14% годовых до 11% годовых), это снижение  первоначального взноса (в некоторых случаях до нуля), увеличение срока кредитования. Развивается кредитование на этапе строительства, что, наверное, в первую очередь, связано с «сумасшедшим» ростом цен на жилье и возможностью купить жилье «подешевле» на ранних стадиях строительства, во вторую, с ощущающимся недостатком предложения жилья на вторичном рынке, в третью, с нежеланием продавцов связываться с ипотекой при продаже своего жилья. Увеличилось число банков предоставляющих рублевые кредиты. Банки стали более гибко подходить к оценке платежеспособности заемщиков. Несмотря на такие проблемы, как дефицит жилья и рост цен на жилье (который в последнее время замедлился), низкая платежеспособность граждан и «серые»

В 2007 году объем выданных ипотечных жилищных кредитов и займов должен составить 151 млрд. рублей, что в 7,6 раза больше по сравнению с 2004 годом, а в 2010 году - 415 млрд. рублей, то есть в 2,7 раза больше по сравнению с 2007 годом. При этом около 30 процентов кредитов будут предоставлены за счет развития системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.

Список литературы

Налоговый кодекс Российской федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // СПС Гарант

Закон РФ от 02.12.1990 №395-1 О банках и банковской деятельности // СПС Гарант

Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) // СПС Гарант

Федеральный закон РФ от 16.07.1998 №102-ФЗ Об ипотеке (залоге недвижимости) // СПС Гарант

Федеральный закон РФ от 26.12.1995 №208-ФЗ Об акционерных обществах // СПС Гарант

Федеральный закон РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // СПС Гарант

Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 №1010 Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию // СПС Гарант

Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 №28 О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в РФ // СПС Гарант

Инструкция Банка России от 31.03.2004 г. № 112-И Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием // СПС Гарант

Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 №28) // СПС Гарант

Письмо Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 09.08.1999 №СК-2725/29 О развитии системы ипотечного жилищного кредитования // СПС Гарант

Постановление Правительства г. Москвы от 11.08.1998 №625 О концепции развития ипотечного жилищного кредитования в г. Москве // СПС Гарант

 ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О целевой программе Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2012 годы (с изменениями на 11 июля 2006 года).

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О целевой программе Санкт-Петербурга "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения" (с изменениями на 11 июля 2006 года).

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675

"О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (с изменениями от 14 февраля 2002 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638

Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник для вузов по экономическим специальностям. - М.:ФБК-ПРЕСС, 2000.

Банковское дело: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Бахтин А. Ипотечный демпинг под бюджетным прикрытием // Финансовая Россия. - №38. – 2003. - С.1-8.

Брюков В. Ипотека для среднего россиянина // Банковское обозрение. 2003. - №9. – С. 79.

Горегляд В. Ипотека без залога обречена на провал // Банковское обозрение. 2003. - №9. – С. 69.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Логинов М. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения // Деньги и кредит. 2005. №4. C.22-30

Журкина Н.Г. Современная ипотека: состояние, проблемы, решения // Финансы. – 2004. - №6.- С.17-19.

Иванов В.В. Ипотечное кредитование. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001.

Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2001.

Косарева Н., Пастухова Н., Рогожина Н. Развитие системы долгосрочного ипотечного кредитования населения в России // Вопросы экономики. - 2005. - № 5. –С.14-18.

Логинов М. Государственное управление и ипотечное кредитование в современной экономике // Маркетинг. – 2004. - №1. – С.31.

Логинов М.П. Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в условиях муниципальных образований // Финансы. – 2004. - №1. – С.11-15.

Матюхин Г. Г. Ипотека. От истории – к современности. // Банковское дело. - 2003. - №1. - С.9-19.

Минц В. М. Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения в России. // Банковское дело. – 2004. - №6. – С.30-34.

Пастухова Н. Перспективы эмиссионных ипотечных ценных бумаг в России // Рынок ценных бумаг. – 2003. - №6. – С.18-20.

Печатникова С.М. Основные направления и перспективы создания механизма ипотечного кредитования в России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - №1. – С.98-111.

Пиркина И.И. Ипотечное кредитование // Финансы. – 2001. - №1. – С.75-79.

Рынок ценных бумаг: учебное пособие для вузов / Под ред. Золоторева В.С.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Семеняка А. Наша задача – создать ликвидный рынок ипотечных бумаг // Эксперт. – 2003. – №37. – С.66-69.

Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. Лапусты М.Г., Никольского П.С. – М.: ИНФРА-М, - 2002.

Ступин Н., Шохина Е. Мечта о залоге // Эксперт. – 2004. - №37. – С.62-64.

Удманцев В. Ипотека для военных // Независимая газета. 2004. - № 4. – С.2.

Фролов А. Ипотечное кредитование: проблемы и перспективы. // Банковское обозрение. 2003. - №5. – С.30-48.

Чекулаев М. Ипотека: от Солона до Николая II. // Банковское обозрение. - 2003. - №5. – С. 80-83.

Разумова И.А. Ипотечное кредитование: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. 208 с.

http://www.ipocredit.ru/materials/analytic.aspx

http://www.ipoteka-credit.ru/news/2005-04/102.html

http://www.ipoteka-bank.ru/

http://www.hypotheka.ru/

www.credits.ru/realty/

www.ipotek.ru/

/www.rusipoteka.ru/analytics/

www.russianipoteka.ru/pressing/

www.ipoteka.cosa.ru/ipoteka.php

www.rosinvest.com/news/174665/

www.fcpdom.ru/sub.php

www.ahml.ru/law/fl.shtml?path=fl031126-1.html

www.ohome.ru/

www.ipoteka.spb.ru/

www.kgp-estate.spb.ru/fist.asp

www.gosstroy.gov.ru/txt/fcpjil.doc

www.akdi.ru/gd/jil/82_4.htm

www.gosstroy.gov.ru/txt/dokum40_4.doc

www.tatre.ru/programs/oms/fed.html

www.lenobl.ru/Document/1163597212.doc

www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_03/rk15_2.htm  

www.kadis.ru/assembly/index.phtml?p=dos&u=868  

www.kgp-estate.spb.ru/zip/budj.doc

www.eip.ru/info

www.bn.ru/news/11006.html

www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/gilfond/jilie

www.rg.ru/2006/12/22/fas-zhilie-anons.html  

souz.conon.ru/pubs/articlesSouz

Приложение N 1 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

ПЕРЕЧЕНЬ

основных мероприятий по реализации II этапа (2006-2010 годы) подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

  Наименование мероприятия   Срок выполнения Ответственные исполнители  
1. Разработка порядка предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья I квартал 2006 г.   Минрегион России Минэкономразвития России Минфин России Минобрнауки России
2. Реализация в переходном периоде мероприятий по выполнению обязательств перед участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 2006 год   Росстрой Минфин России Рособразование Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления
3. Разработка региональных и муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей   2006 год   Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления
4. Организация конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме ежегодно   Росстрой
5. Организация учета молодых семей, участвующих в подпрограмме   постоянно   Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления
6. Определение критериев отбора банков, участвующих в реализации подпрограммы   2006 год   Росстрой Минфин России Банк России (по согласованию)
7. Отбор банков для участия в реализации подпрограммы   2006 год   органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
8. Определение концепции страхования ипотечных жилищных кредитов, предоставляемых молодым семьям, разработка механизма их страхования 2006-2007 годы   Минфин России Минэкономразвития России Минрегион России Росстрой
9. Разработка методического и программного обеспечения информационной системы, предназначенной для контроля реализации подпрограммы и подготовки информационно-аналитических материалов 2006 год   Росстрой Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
10. Организация информационно- разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач подпрограммы постоянно     Минрегион России Росстрой Органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации

Приложение N 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федераль ной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

Объемы финансирования II этапа (2006-2010 годы) подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы)

Источники и направления финансирования 2006-2010 годы - всего

В том числе

        2006 год   2007 год   2008 год   2009 год   2010 год  
Федеральный бюджет в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, включая уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья   Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты   Собственные и заемные средства молодых семей 16 500           16 500                                                             49 500                99 000   2 100*      2 100                                                             6 300                12 600 3 600      3 600                                                             10 800                21 600 3 600       3 600                                                             10 800                21 600   3 600      3 600                                                                      10 800                 21 600   3 600      3 600                                                             10 800                21 600  
Всего 165 000 21 000 36 000 36 000 36 000 36 000

________________

* Включая средства на выполнение обязательств перед участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638.                                


·Разумова И.А. Ипотечное кредитование: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. 208 с.

· Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 №28) // СПС Гарант

· Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 №28) // СПС Гарант

 

· Иванов В.В. Ипотечное кредитование. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. с. 9

       · Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 №28) // СПС Гарант

 

       · Удманцев В. Ипотека для военных // Независимая газета. 2005. - № 4. – С.2.

 

       · Брюков В. Ипотека для среднего россиянина // Банковское обозрение. 2006. - №9. – С. 79.

 

· Брюков В. Ипотека для среднего россиянина // Банковское обозрение. 2006. - №9. – С. 69.

· Логинов М. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения // Деньги и кредит. 2005. №4. C.22

· Логинов М. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения // Деньги и кредит. 2005. №4. C.30

· Логинов М. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения // Деньги и кредит. 2005. №4. C.35

· http://www.fcpdom.ru/sub.php

· www.gosstroy.gov.ru/txt/fcpjil.doc

· http://www.kgp-estate.spb.ru/fist.asp

· http://www.ohome.ru/

· Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638

· www.tatre.ru/programs/oms/fed.html

· http://www.kgp-estate.spb.ru/fist.asp

· www.kadis.ru/assembly/index.phtml?p=dos&u=868

· www.eip.ru/info

· www.kadis.ru/assembly/index.phtml?p=dos&u=868

· www.rg.ru/2006/12/22/fas-zhilie-anons.html

· www.president-line.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...