Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Под крыльями двуглавого орла

 

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон(Конфуций)


Изучая масонские символы, среди прочих их «причиндалов» обнаружил вот эту ленту с изображением двуглавого орла.

Мне стало интересно, есть ли связь между символами России и масонов, как двуглавый орёл стал гербом России. Тема интересная и, как я в последствии понял, сложная и обширная.
Итак, посмотрим что пишут «братья-масоны».
Орел – один из ключевых символов масонства, равно как и многих мировых религий и мифологических циклов. Согласно традиции, единственное живое существо, способное не мигая смотреть на Солнце. Двуглавый орел – официальный символ Древнего и Принятого Шотландского Устава.

А вот его «египетский собрат» Древнего и Изначального Устава Мемфиса и Мицраима

Что для них есть этот символ?

Двуединый Rebis обычно изображался как царь с двумя головами, и часто как двуглавый орел. Двуглавый орел, как эмблема алхимического Rebis или Философского Камня, служит также символическим изображением этого процесса, который называется Magnum Opus или Великое Делание духовного обновления. Посредством объединения противоположностей с помощью алхимического Огня, обозначался путь духовного обновления и восхождение к Древу Жизни. Как масоны Шотландского Устава, мы должны выполнить эту задачу анализируя и очищая нашу природу, чтобы и мы также могли стать бесстрашными, благородными, и величественными как орел, являющийся нашим символом, и вести наши умы по прямому пути восхождения к небесам, вознося наши души к престолу Вседержителя.
http://www.freemasonry.ru/forum/lofiversion/index.php/t11055.html
Вот вам пример их вознесения к «престолу Вседержителя»

Это флаг команды корабля «Аполлон II», побывавший на Луне 21 июля 1969 года. В центре масонский орел. Над головой орла - треугольник с цифрой 33 и сверху справа символ 33°, что соответствует высшей степени масонского посвящения. Ниже циркуль, наугольник и, конечно, буква «G».
Двуглавый орел - древнейшая эмблема монархии, еще дохристианского периода. Орел – символ силы и власти; когда Римская Империя распалась на Западную и Восточную, она приняла символ двуглавого орла, означающий двойную (церковную и светскую) абсолютную власть. Однако известно, что эта эмблема широко использовалась еще до эры Рима. Талисман 33° представляет собой двуглавого орла, головы которого коронованы.
http://www.freemasonry.ru/library/glossary/
И действительно двуглавый орёл «эксплуатировался» ещё в Шумере IV-III тыс. до н.э.!

Нинурта на троне, рядом его символ - Шарур, двуглавый орёл.
В Шумере Нинурта - бог грозы и ливней, затем становится богом войны. У Нинурты была волшебная палица, носившая имя Шарур («Накрыватель множеств»). Палица бога тоже имела смысл бога, но уступающего Нинурте по значению. Однажды Шарур, чей блеск был ужасен, обратился к своему хозяину с призывом освободить мир от крылатого дракона Асага, обитающего в горах на востоке. Шарур описывает бедствия, творимые этим исчадием нижнего мира, и просит хозяина выступить против чудовища. Нинурта вступил в борьбу с Асагом, но первый натиск был безуспешным, и он улетел «словно птица». Шарур поддерживает в нём боевой дух и Нинурта вновь бросается на врага. «В блеске молний и шуме ветров Нинурта наносит Асагу смертельный удар».

Битва Нинурты и Асага
Посланник небес в Вавилоне - бог солнца Нингирсу. Символическим зверем Нингирсу является орел Анзу (Анзуд), обычно изображаемый с головой льва. До наших дней сохранилось несколько изображений Анзу в виде двуглавого орла.

Нингирсу и Анзу

Двуглавый орел известен у хеттов в Месопотамии со II тыс. до н. э. Хетты были древним индоевропейским народом, их государство возникло в Малой Азии, на территории современной Турции, расцвета достигла в середине II тысячелетия до н.э. Неподалеку от турецкого селения Богазкей, где когда-то находилась столица Хеттского государства, было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла (XIII в. до н.э.), высеченное на скале.

На хеттских рельефах двуглавый орел олицетворял высокое происхождение отмеченных им персонажей. Для этого у хеттов сложилась система царских гербов.

Хеттский рельеф с царским гербом
Имеется хеттский миф, аналогичный шумерскому. Ташмишу, двуглавый орёл, является в в нём помощником и советником Бога Грозы, хранителем памяти о прошлых временах, своим советам помогающим выйти победителем Тешубу в битве с Кумарби и Улликумме (дословно "Разрушитель Куммии", священного города бога Грозы).

Тешуб поражает дракона Иллуянку
Рассказ об Иллуянке вписывается в широко распространенную модель космогонического мифа об убийстве дракона божеством (или героем) с целью освобождения проглоченных им вод или людей. Это характерный для восточных мифологий сюжет схватки с драконом, составляющий неотъемлемый элемент космогонии или защиты уже установившегося порядка от сил изначального хаоса.
http://www.liveinternet.ru/users/1758119/post126930931/
В это же время двуглавый орёл появляется в Индии.

Имя мифической птицы Гандаберунды состоит из двух слов - Ганда (сильный), Берунда (двухголовый). Этому символу как минимум 4000 лет. Вот древняя легенда о том, как появилась Гандаберунда: Господь Вишну проявил своего Аватара (частичное воплощение) Нарасимху (человеко-льва), дабы победить демона Хираньякашипу. Нарасимха был настолько силён и могуч, что Боги взмолились Богу Шиве, чтобы он забрал Нарасимху с Земли. В итоге - Шива принял форму мифической птицы Шарабха и усмирил Человеко-льва при помощи крыльев, представляющих Богинь Дурга и Кали, обняв и успокоив его. Тогда Вишну принял форму Гандаберунды и в этой форме встретил Шиву (в форме Шарабхи). После 18 дней их борьбы Вишну, наконец, смог преодолеть свою бесконечную энергию жестокости и восстановил контроль над ней. У бога Вишну есть ездовая птица (вахана) Гаруда (букв., «всепожирающее (Солнце)») - борец со змеями-нага.
http://vaikuntha.ru/blog/otkritiya/851.html
Борьба бога со змееподобным или морским монстром является, как известно, весьма распространенным мифическим сюжетом. Кроме упомянутых, можно вспомнить борьбу между Ра и Апопом, Мардуком и Тиамат, Зевсом и Тифоном. В некоторых случаях (Мардук – Тиамат) победа бога является предусловием космогонии. В других случаях ставка – инаугурация новых времен или утверждение новой власти (Зевс – Тифон). Общим является именно умерщвление змиеподобного монстра, выступающего как символ «хаоса». Как тут не вспомнить Георгия-Победоносца, пронзающего змея!

А если дополнить эту аналогию двуглавым помощником героев мифов, который является ныне государственным гербом России, то связь времён становится очевидной.
Как же двуглавый орёл оказался в России?
В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства. Позднее изображение двуглавого орла использовалось персидскими шахами из династии Сасанидов (первые в. н.э.), а затем пришедшими им на смену арабскими правителями, которые помещали эту эмблему даже на своих монетах. Более того, в арабском мире двуглавый орел стал популярным элементом восточного орнамента.
На Руси первоначально на княжеских грамотах ставились изображения креста, Спаса, Богородицы или чаще всего святого, имя которого носил данный князь. С XIV в. на печатях тверских, а затем и московских князей появляется изображение всадника с мечом в руке, позднее у московских великих князей он трансформировался в конного змееборца с копьем. Откуда же двуглавый орел на печати Ивана III и в чем его смысл? Рассмотрим основные версии появления двуглавого орла в России, выдвигаемые историками.

Лицевая и оборотная сторона печати Ивана III. 1497.
1. «Византийская» версия
Мнение, высказанное основоположником нашей научной историографии Николаем Карамзиным, имеет наибольшее распространение. По этому мнению, появление на печати Ивана III изображения двуглавого орла - «герба Византии» - результат его брака с Софией Палеолог, принесшей этот «герб» в качестве «приданого». Многие также считают, что в использовании двуглавого орла московскими государями выражается идея Москвы - «третьего Рима», идея преемства ими власти из Рима и «Византии».
Существует легенда, что «в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом». Он символизировал две части империи – восточную и западную. «В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел - государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии». Согласно другим источникам, «двуглавый орел был не государственным гербом Византии, а являлся ее неофициальным символом».
Но ещё в XIX в. очень авторитетный историк Николай Лихачев указывал, что «Византия» (как и Рим) «не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла». Соответственно, «Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела».
Императоры Византии пользовались именными монограммами. За тысячелетие своего существования монограммы базилевсов традиционно оставались вписанными в круг начальными буквами собственного имени порфироносца и его династии. И только последние императоры из династии Палеологов стали помещать именной медальон на груди двуглавого орла, что опять-таки не сделало его византийским гербом.

На вопрос о том, как должен был выглядеть византийский императорский, то есть государственный герб, ответ может дать только сфрагистика, ибо не существует более объективного критерия его наличия и внешнего облика, чем преемственность определенной эмблемы в печатях императоров. Но этой-то преемственности и не существовало, были просто печати отдельных монархов, но не Империи как таковой.
2. «Габсбургская» версия
Именно на Западе двуглавый орел по-настоящему стал гербом. Изображение двуглавого орла появилось в Западной Европе в результате крестовых походов – крестоносцы, завоевавшие Палестину, познакомились там с этой эмблемой и привезли ее домой. Вскоре она вошла в гербы многих западноевропейских родов, в том числе правителей многих европейских государств – Баварии, Чехии и проч. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, на монетах короля Сицилии, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран, а затем императора Священной Римской империи Фридриха II. Однако в качестве постоянного герба императора эмблема утвердилась позднее – в XV в. при императоре Сигизмунде I и Фридрихе III Габсбурге (заметим, что все орлы и львы западноевропейской геральдики символизируют не государства, а их государей), и именно их печати аналогична печать Ивана III 1497 г.

По-видимому, основной причиной заимствования русским государством изображения двуглавого орла было именно то, что эта эмблема являлась гербом германских императоров. Это подтверждается тем, что как раз в это время устанавливаются тесные дипломатические отношения с императорским двором. Великий князь Московский, выходя на международную арену, хотел во всем равняться первому монарху тогдашней Европы – императору. Это сказалось не только на гербе, но также в заимствовании придворных ритуалов, системы делопроизводства. Таким образом, московский государь претендовал на положение равное германскому императору, что было очень смелым и решительным внешнеполитическим шагом.
3. «Ордынская» версия
В средневековье этот символ был распространен в Персии как символ победы, а так же в Золотой Орде и турков-сельджуков.

Монета Золотоордынcкого хана Джанибека (1341-1357)

Сельджукские изразцы с изображением двуглавого орла
Эта гипотеза заключается в том, что появление двуглавого орла на печати Ивана III – результат ордынского влияния. Но это только гипотеза, так как между золотоордынскими и первым русским изображением двуглавого орла (1497 г.) - промежуток полтора века.
4. «Местные» версии
Раннесредневековые одиночные изображения двуглавой птицы оказались обнаруженными в дружинном искусстве Балтийского субрегиона. Они свидетельствуют о существовавшем в IX – X веках обычае принесения в жертву языческим божествам птицы (ворона или петуха) и запечатлели последний этап этого культового действа. Распластанную птицу с головой, рассеченной одним ударом от клюва до основания шеи, крепили к столбу или стене святилища. Теперь остается только догадываться, какими именно религиозными воззрениями было вызвано это раздвоение головы жертвенной птицы, но, тем не менее, остается фактом признание этого изображения неперсонифицированным символом княжеской власти.
Самый ранний предмет этой серии, датируемый 950–1000 гг. и имеющий явное северо- или восточноевропейское происхождение, был обнаружен в Гнездовских курганах под Смоленском. Это подвеска со стилизованным изображением распластанной двуглавой птицы. И если обнаружение в 1867 г. содержавшего эту подвеску клада можно назвать случайным, то распространение аналогичных символов в приднепровской и ильменской частях Древней Руси представляется уже вполне закономерным.

1–подвеска из клада 1867 г. в Гнездове, 950–1000 гг., Смоленская область; 2–изображение на подвесках из Киева и Белгорода, Х век; 3–наконечник ножен меча с поселения Крутик, около 950 г., Вологодская область; 4–булавка из Неревского раскопа, XIII век, Новгород Великий; 5–костяная подвеска, XIV век, Новгород Великий.
Сегодня трудно судить о том, находился ли обычай рассечения головы жертвенной птицы изначально в русле архаичной традиции божественного двоеглавия, или имел собственные автохтонные корни. Но независимо от породивших его причин облик двуглавого орла не претерпел каких-либо принципиальных изменений, зато приобрел новое значение. Он стал наследственным знаком высокого происхождения, но еще не гербом конкретного княжеского или императорского рода.
Двуглавый орел присутствовал и на тверских монетах XV в. Соответственно, возникает еще один возможный источник заимствования орла – Тверь!

Монета Великого князя тверского Михаила Борисовича, 1470

Тверская монета с орлом, до 1485
Успели отметиться символом двуглавого орла и иудеи в росписях деревянных синагог XVII–XVIII веков, которых когда-то было много по всей Восточной Европе.

Медальон с двуглавым орлом, который так удивляет зрителя своим сходством с российским гербом, «является на самом деле эмблемой высшей власти Творца». Окружающая медальон цитата из Второзакония уподобляет заботу «Всевышнего» о еврейском народе заботе орла о своих птенцах: «Как орел стережет гнездо свое, над птенцами своими парит, расправляет крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем» (32:11). Но почему тогда символизирующий «Всевышнего» орел изображен двуглавым? Вот их объяснение: «Дело в том, что обращенные в разные стороны головы означают два качества Творца, с помощью которых он управляет мирозданием: Суд и Милосердие, Строгость и Любовь. То есть изображение двуглавого орла призвано передать абстрактную идею о том, что противоположные явления имеют единый источник - Всевышнего, который наказывает и милует. Зайцы в когтях орла также не являются просто декоративным приемом. Устрашающая на первый взгляд орлиная хватка символизирует полную, всеобъемлющую власть Создателя над своими творениями. Образ зайца в еврейском искусстве наделяется комплексом значений, связанных с богобоязненностью, благочестием, расторопностью в выполнении воли Всевышнего. Фольклорная трусливость зайца переводится здесь в более высокий регистр, становится серьезным, позитивным качеством».
http://newtimes.ru/articles/detail/3584/
Для себя я сделал вот какие выводы:
1. Двуглавый орёл - один из древнейших символов, обозначающий двойственную природу всего сущего, божественное присутствие, помощь людям со стороны божественных сил.
2. Двуглавый орёл в качестве символа был известен многим народам, в том числе славянам. Но изначально он появился в Шумере, колыбели семитских народов.
3. Для каждой исторической эпохи и культуры образы змееборца и двуглавого орла проявились в своём контексте, но суть, матрица событий, связанные с ними, оставалась неизменной.
4. «Византийская» версия появления символа двуглавого орла не является единственно правильной. Скорее всего, у русских до появления носительницы эмблемы византийского императора было представление о двуглавой птице как символе княжеской власти. Кроме того, принятие двуглавого орла как собственного символа Великим князем Московским обозначило наше государство как самостоятельного политического игрока в противовес Священной Римской империи.

Раздел:

  • Мистика

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...