Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Захоронение химического оружия на дне моря

Экологические проблемы Балтийского моря

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара.

Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30-50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки - Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению.

Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики - избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические
вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые
сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря - Борнхольмской, Готландской и Гданьской.

Вторая по значимости проблема Балтийского моря - накопление тяжелых металлов - ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей
массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть - при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных
отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца - 3 тыс. т, кадмия - около 50 т, а ртути - «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.

Третья из наиболее острых проблем Балтики - загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от эксплуатации судов и, наконец, из воздуха.

Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива.
В будущем, в основном из-за быстрого роста перевозок, произойдут значительные изменения в использовании земли и моря. Рост перевозок наземным и морским транспортом, а также портовых работ увеличит риск загрязнений, связанный с транспортировкой нефтепродуктов и химикатов.
Приоритеты:
• Эвтрофикация, особенно вклад сельского хозяйства;
• Опасные вещества;
• Наземный транспорт;
• Морской транспорт, в том числе при выполнении Балтийской стратегии;
• Воздействия на окружающую среду в процессе рыболовства и применения различных практик;
• Защита и охрана морского и прибрежного биоразнообразия;
• Выполнение Совместной комплексной программы природоохранных мероприятий в регионе
Балтийского моря; Согласно законопроекту, по предложению Эстонского Фонда Природы, под охрану берется отмель Гретагрунд, находящаяся в уезде Сааре. На отмели будет создан новый природный подзащитный объект - первый заповедник Эстонии, полностью находящийся в море.

 


.

 

Захоронение химического оружия на дне моря

– это не вполне продуманное решение, и его последствия являют пример экологического терроризма по отношению к экосистеме Балтийского моря и к людям, которые там проживают и работают. Оружие было захоронено, как в концентрированном виде, так и россыпью в Балтийском море в проливах Скагеррак и Каттегат, близ шведского порта Люсечиль, между датским островом Фюн и материком. Всего в шести районах акватории американские и английские оккупационные войска затопили на 302875 т отравляющих веществ. Арсеналы химического оружия, обнаруженные советскими войсками в Восточной Германии, были также затоплены в Балтийском море и включали:
• 71469 авиабомб весом 250 кг, снаряжённых ипритом;
• 14258 авиабомб весом 250 и 500 кг. снаряжённых хлорацетофеноном и арсиновым маслом и авиабомб весом 50 кг, снаряжённых адамситом;
• 408565 артиллерийских снарядов калибра 75, 105 и 150 мм, снаряжённых ипритом и люизитом;
• 34592 химических фугасов по 20 и 50 кг, снаряжённых ипритом;
• 10420 дымовых химических мин калибра 100 мм;
• 1004 технологических ёмкостей, содержащих 1506 т иприта;
• 8429 бочек, в которых находилось 1030 т адамсита и дифинилхлорарсина;
• 169 т технологических ёмкостей, в которых находилась цианистая соль, хлорарсин, цианарсин и аксельарсин;
• 7840 банок циклона, который гитлеровцы применяли в лагерях смерти для массового уничтожения пленных в газовых камерах.

 

Наибольшую опасность для живых организмов представляет иприт, большая часть которого на морском дне лежит в виде кусков ядовитого студня. Иприт и люизит хорошо гидролизуются и образуют токсичные вещества, сохраняющие свои свойства в течение достаточно длительного времени. Свойства люизита аналогичны свойствам иприта, однако, люизит содержит мышьяк, так что экологически опасны как продукты его трансформации, так и возможности их переноса по трофическим цепям. Поэтому строительство специальных саркофагов для затопленного химического оружия и использование иных мер по изоляции и нейтрализации отравляющих веществ есть насущная задача, решение которой должно обеспечить экологическую безопасность экосистемы Балтийского моря.

Экологические риски, сопряжённые с разрушением оболочек химического оружия, содержащего табун, иприт, люизит и фосген, могут привести к возникновению зоны поражения (по объему) от 102 до 105 м3 при продолжительности действия от 0.3 до 11 часов. Правда, следует отметить, что возможна нейтрализация иприта с помощью бактерий Pseudomonas doudoroffii. Взрывчатые вещества, заключённые в гранатах, снарядах и авиабомбах, при взрыве могут иметь воздействие на расстоянии от 5 до 300 м. Придерживаясь принципа «не навреди», проектанты трассы СЕГ(«Газпром», «Гипроспегаз» и «Питер Газ») будут прокладывать трассу в зоне шириной 500 м вне пределов досягаемости этого оружия.

Всё это, включая сведения о геологических особенностях дна Балтийского моря, об основных маршрутах судовождения (около 200 тыс. судов в год) и всю информацию регулярного мониторинга потенциально опасных мест при транспортировке углеводородов, должно быть сосредоточено и заархивировано на основе ГИС-технологий, что могло бы быть использовано для анализа состояния экосистемы, а в случае чрезвычайных ситуаций позволило бы принимать управленческие решения по ликвидации подобных ситуаций.

В случае разрыва трубопровода, в начальный период, если не произойдет воспламенения, будут протекать процессы рассеяния газа в окружающем пространстве с образованием зон «загазованности». При объемных концентрациях газа от 5 до 15% такие зоны становятся пожароопасными и могут в случае появления источника огня воспламениться с образованием вторичной волны избыточного давления и дефлаграционного пламени, представляющих определенную опасность для реципиентов, оказавшихся в пределах такой зоны. При отсутствии возгорания газовое облако со временем поднимется в верхние слои атмосферы и рассеется. Рассеиванию облака способствует резкое убывание интенсивности выброса газа из концов разрушенного трубопровода, вследствие чего уже в течение первых минут после разрыва зона загазованности, достигнув максимальных размеров, начнет быстро уменьшаться.

Наибольшую опасность представляют аварии с воспламенением газа в начальный период, т. е. непосредственно после разрыва газопровода. При этом характер горения газа и масштабы воздействия пожара на окружающую среду зависят от большого числа и конкретного сочетания ряда факторов, основными из которых являются следующие:
• рабочее давление газа, диаметр газопровода и место расположения разрыва;
• наличие и расположение разобщительной арматуры, а также возможности её перекрытия

• способ прокладки трубопровода;
• общие размеры разрушения (линейный пробег трещины);
• характерные размеры (длина, ширина, глубина) и форма грунтового новообразования (траншея или котлован);
• свойства массива грунта;
• взаимное положение осей зафиксированных концов разрушенного трубопровода.

Проекты такого рода требуют субрегионального сотрудничества стран ХЕЛКОМ с целью экспертизы, мониторинга и повышения стандартов экологической безопасности, в частности, судоходства и рыболовства в Балтийском море.

восемь раз, а азота в четыре раза. Данное воздействие на экосистему Балтийского моря со стороны человека привело к тому, что очень сильно увеличилась биомасса водорослей, которые опускаясь на дно моря в больших количествах и разлагаясь там, приводят к сокращению кислорода, а затем в результате деятельности анаэробных бактерии начинает выделяться сероводород, который убивает все живое на дне. Влияние эвтрофикации на видовой состав рыбы следующий: в акватории Балтийского моря наблюдается размножение, прежде всего плотвы и тех видов рыбы которые питаются первичными продуцентами. В середине 80-х годов половина рыбной биомассы приходилась только на плотву.

Цветение ядовитой сине-зеленой водоросли, появляющееся в открытом море в конце летнего сезона, вызывается цианобактериями, которые связывают молекулярный азот, растворившийся в воде из атмосферы. Около половины азота, поступающего в море, происходит из атмосферы, где он, в свою очередь, образуется вследствие сжигания ископаемого топлива, а также от аммиака, испаряемого сельскохозяйственными предприятиями. Интенсивный транспорт и скотоводство, сильно развитые в Центральной Европе, приводят к тому, что наибольшее количество азотных осадков выпадает над акваторией Балтийского моря.

Фосфор в свою очередь попадает в море через реки и имеет сельско- и лесохозяйственное происхождение. Обильные удобрения легко стекают с полей в местные водоёмы, откуда уже в дальнейшем реками уносятся в море. Некоторая часть фосфора поступает в море через атмосферу или из таких точечных источников загрязнения как гигиенически- канализационные отходы населенных пунктов и промышленных предприятий. В результате с/х деятельности человека по берегам Балтийского моря в море попадает ежегодно 200 000 тонн азота и 5 000 тонн фосфора, что составляет по азоту 30-40%, а по фосфору 10% от совокупного объема нагрузок на весь бассейн Балтийского моря. В результате увеличения явления эвтрофикации начинается деградация пищевой сети в экосистеме Балтийского моря, пищевая цепь становится совсем однобокой за счет резкого увеличения одних видов и резкого сокращения других.

Кроме того сине-зеленые водоросли во время своего цветения выделяют различные токсины, которые очень ядовиты для человека. Запрет на купание стал печальной реальностью на многих пляжах Швеции, Дании, Финляндии, а в прошедшем году также и в Эстонии. В середине июля из-за водорослей для купания в нашей стране были закрыты морские побережья в Пирита и на Штромке в Таллинне, а также в Тойла и Нарва-Йыэсуу на северо-востоке страны. Среди симптомов отравления человека сине-зелеными водорослями медики называют покраснение кожи и глаз, ухудшение самочувствия, расстройство желудка, жар, насморк, кашель, ломоту в мышцах, пересыхание губ и нарушение координации.

 

 

Заключение

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами.

Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории.

Результаты исследования показали, что экологические риски, сопряжённые с проектом строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря на порядок ниже, чем в случае транспортировки нефти судами. Риск аварийных ситуаций наиболее высок при танкерных перевозках нефти. И хотя природный газ менее опасен, чем нефть и её производные, но оба этих энергоносителя при попадании в морскую среду способствуют загрязнению и изменению трофических условий экосистемы Балтийского моря. Поэтому экологический мониторинг путей транспортировки углеводородов по Балтийскому морю должен носить комплексный и регулярный характер, при наличии постоянных постов автоматизированного контроля наиболее опасных мест трасс транспортировки нефти и газа.

Обеспечение экологической безопасности флоры и фауны Балтики и морской экосистемы в целом должно осуществляться в рамках международного права и тесной кооперации стран Балтийского моря.


 

 

Список литературы


1. Фурман Е., Мунстерхулм Р., Салеман Х., Вялипакк П. «Балтийское море. Окружающая среда и экология», Х.: Printing Digitone Oy, 2002 г.

2. Растоскуев В.В., Шалина Е.В. «Геоинформационные технологии при решении задач экологической безопасности», СПб.: ВВМ, 2006 г.

3. Альхименко А.И. «Аварийные разливы нефти в море и борьба с ними. Учебное пособие для ВУЗов», СПб: ОМ-Пресс, 2004 г.

4. Гончаров В.К., Пимкин В.Г. «Прогнозирование экологических последствий выхода в морскую среду отравляющих веществ из затопленного в Балтийском море старого химического оружия. Экологическая химия», 2000 г.

5. Яковлев В.В. «Нефть, газ, последствия аварийных ситуаций», СПб.: СПбГПУ, 2003 г.

Нормативные акты

6. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинская Конвенция), [Convention for the Protection of the Marine Environment of the Baltic Sea], 22.03.1974, вступила в силу 03.05.1980


Электронные источники

7. http://www.mnr.gov.ru/files/part/3396_nord_stream_espoo_report_russia_binder_3-small.pdf


8. http://www.moles.ee/01/Mar/07/10-2.html

9. http://mbsz.ru/doc/hels_konvention.pdf


10. http://www.elfond.ee/ru/delayem/2009-04-29-17-02-53

11. http://www.envir.ee/471030

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...