Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свойства и показатели ассортимента

Тема: Ассортимент товаров

Вопросы:

Понятие об ассортименте товаров. Классификация ассортимента

Свойства и показатели ассортимента

Управление ассортиментом

Понятие об ассортименте товаров. Этимология термина «ассортимент». Классификация ассортимента товаров. Промышленный и торговый ассортимент. Простой и сложный ассортимент. Групповой, видовой, марочный, развернутый, сопутствующий и смешанный ассортимент. Рациональный и оптимальный ассортимент.

Реальный, прогнозируемый и учебный ассортимент. Свойства и показатели ассортимента. Широта ассортимента и коэффициент широты. Полнота ассортимента и коэффициент полноты. Устойчивость ассортимента и коэффициент устойчивости. Новизна ассортимента и коэффициенты обновления. Структура ассортимента и ее значение в аналитической работе товароведа. Ассортиментная матрица*. Ассортиментный минимум. Рациональность ассортимента и коэффициент рациональности. Гармоничность ассортимента. Управление ассортиментом. Ассортиментная политика. Факторы формирования ассортимента.

 

Понятие об ассортименте товаров. Классификация ассортимента

 

Ассортимент товаров – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или их совокупности.

Ассортимент товаров делится на промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент товаров вырабатывается отдельной отраслью или отдельным промышленным предприятием. Промышленный ассортимент реализуется производственными предприятиями и является основой формирования торгового ассортимента отдельных оптовых и розничных торговых предприятии.

Торговый ассортимент товаров это ассортимент, представленный в оптовых и розничных торговых предприяти­ях. Он формируется из товаров, как правило, производственных предприятий разных отраслей на основе тенденций покупательского спроса.

Ассортимент товаров народного потребления может быть:

1. Простой, т.е. представлен такими видами, кото­рые классифицируются не более чем по трем признакам;

2. Сложный – представлен видами, которые класси­фицируются более чем по трем признакам;

3. Групповой – товары объединены по общим признакам в определенные совокупности и удовлетворяет аналогичные потребности;

4. Развернутый – представленным разновидностями товаров.

5. Марочный – набор товаров одного вида марочных наименований. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.

6. Сопутствующий ассортимент – набор товаров, не относящийся к основным для данного торгового предприятия.

7. Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.

8. Рациональный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают наилучшее качество жизни.

 

По степени новизны в ассортименте товары можно разделить на следующие группы:

1. принципиально новые товары, не имеющие аналогов на рынке, созданные в результате принципиально новых открытий и изобретений с использованием достижений научно-технического прогресса. Эти товары удовлетворяют качественно новую потребность или поднимают старую на новую качественную ступень;

2. усовершенствованные товары, имеющие качественные отличия от аналогов, представленных на рынке. Они обладают более широким спектром и высоким уровнем потре­бительских свойств;

3. модифицированные товары, представленные на рынке ранее, но подвергшиеся непринципиальному, часто эстетическому, усовершенствованию (иногда меняется только упаковка);

4. товары рыночной новизны, новые только для данного рынка; старые товары, нашедшие новую сферу применения.

 

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

1. реальный – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;

2. прогнозируемый – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;

3. учебный – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения целей обучения.

 

Процесс обновления товара называется модернизацией. Изменение свойств товара, придание ему новых называется модификацией. Если устаревший товар не снят с производства и продажи, то появление нового или модернизированного товара называется дифференцированием товара .

 

 

Свойства и показатели ассортимента

Свойство ассортимента – особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.

Показатель ассортимента товаров – это количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента.

При проведении анализа определяются абсолютные и относительные значения показателей.

Абсолютный показатель определяется путем подсчета совокупностей товаров, он может быть фактическим и базовым (предпочтительным).

Относительный показатель получают путем сравнения фактического и базового показателей, он используется для оценки ассортимента.

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных товаров.

 


Коэффициент широты Кш определяется по формуле:

 

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров. Например, предприятие оптовой торговли продукцией легкой промышленности в настоящее время располагает 5 видами женской верхней одежды для реализации, а каждый вид этих изделий представлен 3 разновидностями. Отсюда глубина ассортимента равна 15.

 

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

 


Коэффициент полноты товаров определяется по формуле

 

Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное и денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров (А) к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (S).

 

Устойчивость ассортимента (У) - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивости определяется по формуле

 

Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Например, мелкооптовый магазин реализует 25 видов женских костюмов, из них 7 - новые, ранее не продаваемые. Отсюда удельный вес новых изделий составляет 0, 28.

 

Коэффициент новизны определяется по формуле

 

Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Рациональность ассортимента характеризуется коэффициентом рациональности (Кр). Это средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, с учетом коэффициентов весомости каждого показателя (ВШ, ВП, ВУ, ВН). Коэффициенты весомости определяют экспертным путем. Коэффициенты весомости характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений влияющих на сбыт товаров. Коэффициенты весомости индивидуальны для каждого товара:

 

 

Коэффициент рациональности может свидетельствовать с определенной степенью достоверности о рациональном ассортименте.

 

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования

Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент и его разновидности (например, обувные товары, одежные), а наименьшей – смешанный ассортимент. Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и количественно не измеряется. При формировании ассортимента гармоничность выражается в специализации магазина или его отдельных секций (например, магазин «Все для дома» и т.п).

 

Ассортиментный минимум (перечень) – это минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Ассортиментный перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение считается нарушением правил торговли.

 

Управление ассортиментом

 

Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и ассортиментная политика, т. е. установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные и предполагаемые потребности, а также достичь цели, определенные руководством организации.

Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента – формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к реальному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

 

Ассортиментная матрица – это документ, который включает в себя полный перечень всех товарных позиций, предлагаемых к продаже в магазине с учетом требований ассортиментной политики, особенностей выбранного формата магазина и его местоположения.

Ассортиментная матрица строится на основе разработанной в магазине ассортиментной политики. В конечном итоге ассортиментная матрица – это основной документ магазина, на котором базируется вся работа с ассортиментом.

 

Факторы формирования ассортимента подразделяют на общие и специфичные.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей –а определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь он зависит от сегмента потребителей (например, их доходов).

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения.

К специфичным факторам относят:

1. для промышленного ассортимента – сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса;

2. для торгового ассортимента – производственные возможности изготовителей, специализация торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, а также материально-техническая баз торговой организации.

Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту.

Ассортимент товаров должен формироваться с учетом следующих принципов:

1. отражение в ассортименте особенностей спроса обслуживаемых и потенциальных потребителей товаров;

2. обеспечение комплектности в выборе и закупке товаров покупателями;

3. соблюдение установившегося для торгового предприятия ассортиментного профиля;

4. обеспечение достаточной полноты и устойчивости ассортимента товаров постоянного спроса;

5. составление простого ассортимента, списка товаров незаменяемых и труднозаменяемых;

6. определение круга взаимозаменяемых товаров;

7. ·обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от уровня специализации торгового предприятия;

8. расширение ассортимента за счет новых товаров;

9. достижение путем рационального подбора товаров условий, способствующих росту товарооборота торгового предприятия, ускорению товарооборачиваемости, повышению прибыли.

 

Основные направления в области формирования ассортимента следующие:

Сокращение ассортимента, т.е. количественное и качественное изменение состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причины сокращения: падение спроса на товар, убыточность или низкая прибыльность при производстве и реализации отдельных товаров.

Расширение ассортимента – это количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причины, способствующие расширению ассортимента: увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и (или) изготовителей.

Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, которое характеризуется высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых товаров повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью изменений под влиянием моды, достижений научно-технического прогресса и другие.

Обновление ассортимента – это количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны. Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей, повышения конкурентоспособности, изменение моды.

Совершенствование ассортимента – это количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности. Это комплексное направление, обусловливающее выбор возможных путей: сокращение, расширение и (или) обновление ассортимента.

Гармонизация ассортимента – это количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...