Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О проблемах литературного образования в современной школе

Балабуев И.А., Ермолаева М.В.,

Челябинский государственный институт культуры

 

В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с неэффективным обучением предметам литературного цикла в современной школе, падением профессиональной компетентности учителей-словесников, проблема развития детского литературного творчества.

    Ключевые слова: детское творчество, предметы литературного цикла, произведение художественной литературы, художественный текст, чтение.

 

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью осмыслить проблемы, связанные с неэффективным обучением предметам литературного цикла, что приводит к непониманию современными школьниками сложных, многоаспектных, обладающих индивидуальными смыслами художественных текстов.

    Л. С. Выготский под творческой деятельностью понимал такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [2, с. 3].

    Рассмотрим проблему развития детского творчества на примере предметов литературного цикла. Из всех форм творчества литературное словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Осмысленное восприятие произведения художественной литературы доступно читателю с развитой эстетической потребностью, которая формируется с раннего детства.

    Осмысленное чтение художественных текстов М. М. Бахтин рассматривает как «сотворчество понимающих». Это сложнейший творческий процесс, требующий высокого напряжения интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающийся на всю духовную сферу жизни человека. [1, с. 71].

    Психологами установлено, что способность к эмоциональным переживаниям, как и способность к речевой деятельности заложена в человеческой природе, однако раскрываются эти способности только в процессе воспитания, социализации человека. Вне процесса эстетического воспитания вырастает эмоционально не развитая личность, не способная воспринимать и понимать красоту природы, мира, искусства. 

    Молодые учителя литературы часто рассматривают художественный текст как набор конкретных фактов, добиваясь от ребенка знания сюжета, героев, событий, описанных в книге. Они забывают о том, что именно в произведении художественной литературы реализуется в полной мере эстетическая функция родного языка. Открыть детям мир вдохновенной русской поэзии и литературы может лишь увлеченный своим предметом педагог, ценитель и знаток словесного творчества.

    Безусловно, нельзя наивно полагать, что в школу придут только литературно одаренные молодые люди, склонные к педагогическому мастерству, однако дипломированных «недоучек» и дилетантов в школе быть не должно.

    Проблемы воспитания творческой, духовно одаренной личности обусловлены, на наш взгляд, и общим падением интереса к классической литературе, и к чтению в целом. Только книга приучает человека мыслить, рассуждать, вырабатывать собственное суждение по каким-либо вопросам. Подмена устного живого экзамена по русскому языку и литературе тестами ЕГЭ привела к воспитанию поколения, не умеющего выражать свои мысли на русском литературном языке; не обладающего стойким интересом к книжным сокровищам.

    Визуальные образы, интернет-технологии, телевидение более привлекательны и понятны, нежели вербальная информация. Безусловно, смена эпох, научно-техническая революция, интернет-пространство, «всеобщая глобальная деревня» приводят к трансформации социальных стереотипов (о ценности чтения в интеллектуальном развитии человека, о культурных ценностях, об эстетическом развитии личности), что и привело к падению читательского интереса к печатной книге.

Корней Иванович Чуковский в 60-е годы прошлого века с горечью писал о студентке, не владеющей навыками выразительного чтения, духовно и душевно безграмотной личности:

«Девушка окончила школу и благополучно училась в педагогическом вузе. Никто не научил ее восхищаться искусством — радоваться Гоголю, Лермонтову, сделать своими вечными спутниками Пушкина, Баратынского, Тютчева, и я пожалел ее, как жалеют калеку.

Ведь человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике. При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество их психики, их «тупосердие» (по выражению Герцена). Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса другой. Подлинно культурного человека я всегда узнаю по эластичности и богатству его интонаций. А человек с нищенски-бедной психической жизнью бубнит однообразно и нудно, как та девушка, что читала мне «Невский проспект» [3, с.200].

В своей книге о русском языке «Живой как жизнь» К. И. Чуковский пишет о пробелах в литературном образовании школьников и студентов, о формальном преподавании предметов эстетического цикла, о падении интереса к классическим текстам. Писатель и ученый с горечью говорит о падении уровня речевой культуры, о влиянии «канцелярита» на разговорный, публицистический стиль, на язык художественной литературы, что приводит к значительному падению культурного и духовного уровня молодежи. И все это происходило в середине прошлого века, когда обыватель и понятия не имел о виртуальном пространстве, социальных сетях, всемирной паутине, электронной книге и о многих других чудесах современной науки. Так стоит ли сетовать только на негативное влияние Интернета?

Современные психологи отмечают, что для поколения детей «цифровой эпохи» приобщение к традиционной книжной культуре особенно важно. Для современного подрастающего поколения виртуальная реальность – самая настоящая. Темп усвоения информации выше, но память стала намного хуже, сегодня дети хранят информацию как компьютеры (внешняя память) на внешних источниках, запоминая не информацию, а каналы ее распространения, электронные адреса.

    Мысль о том, что до литературного творчества ребенок должен дорасти, и этот период связан с подростковым возрастом, представляется нам дискуссионной, поскольку дети развиваются неравномерно, сложные жизненные ситуации формируют внутренний мир ребенка, обогащают новым (пусть даже негативным опытом), делают ребенка более зрелым и глубоким. Именно переживания приводят к напряженной внутренней работе, что способствует накоплению опыта, развитию личного внутреннего мира и для ребенка становится доступным литературное творчество в более раннем возрасте.

    Думаем, что решение этих проблем обусловлено социальными, политическими, нравственными аспектами. Государство вырабатывает воспитательные и образовательные задачи, которые должны определять содержание и формы гуманитарного образования, эстетического воспитания, репертуар изданий для детей. Необходимо обосновать стройную педагогическую, воспитательно-культурную и литературно-книговедческую концепцию, определяющую цели и задачи воспитания и образования молодежи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...