Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Своеобразие отечественной культуры советской эпохи




Культура XX века представляет собой очень сложное и про­тиворечивое явление. Социальные потрясения в России (революция 1905-1907 гг., Октябрьская революция, граж­данская война, построение социалистического государства. Ве­ликая Отечественная война, укрепление тоталитарного режима в стране, хрущевская «оттепель», «заморозки» брежневского нео­сталинизма, три волны русской эмиграции, развал Советского Союза, процессы демократизации), острые противоречия передо­вых и реакционных течений, напряженная внутренняя борьба в сознании людей, стремящихся разобраться в происходящих собы­тиях, нашли свое отражение в творчестве талантливых деятелей куль­туры.

Больших успехов Россия добилась в области образования После Октябрьской революции проводилась огромная работа по ликвидации неграмотности среди населения. от­крываются многочисленные культурно-просветительские учреж­дения - библиотеки, музеи, дворцы и дома культуры.

Высокого уровня в XX веке достигла русская наука. Ученые России внесли существенный вклад в развитие различных отрас­лей науки и техники.

Мировую известность получили работы многих выдающихся ученых (А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Н.П. Павлов, С.И. Вавилов, П.Л. Капица, О.Ю. Шмидт, В.И. Вернадский,, М.В. Келдыш,, К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, А.Ф. Иоффе,, И.в. Курчатов, А.Д. Сахаров, Д.С. Лиха­чев и др.).

Не просто складывалась литературная жизнь России: В на­чале XX века продолжали работать классики русского реализма -Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В русле демократиче­ского движения развивалось творчество А.И. Куприна, И.А. Бу­нина, Л.Н, Андреева, В.В. Вересаева, А.С. Серафимовича: В рас­цвете таланта находились А.М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяков­ский, В.Я. Брюсов, печатают свои произведения А.Н. Толстой, М.М. Пришвин.

В литературе этого периода появляются новые направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символисты проповедовали ин­дивидуализм, разрыв с гражданственно-социальными традициями русской литературы. Они объединились вокруг таких печатных органов, как «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Золотое руно». К «старшему» поколению русского симво­лизма принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брю­сов, К.Д, Бальмонт, Ф.К. Сологуб, к «младшему» - А. А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.

Акмеисты провозглашали освобождение поэзии от символи­стских образов, возвращали ее к материальному миру, к реальной жизни, единству человека и земли. На акмеистической почве вы­росло целое соцветие талантов, поэтов «Серебряного века» - А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, Г.В. Иванов, 0.3. Мандельштам. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов».

Представители футуризма призывали к анархическому бун­ту против мещанской обыденности, к радикальной переделке по­этического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский).

.

).

Октябрьская революция резко разделила русских литерато­ров. Одни писатели сразу встали на сторону революции (А.А.

Блок, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, В.В. Вересаев, М.М. Пришвин и др.) приветствовали ее (А.М. Горький, А.С. Серафимович, В.В. /Маяковский), другие - не приняли новую жизнь, эмигрировали (Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.). Делались попытки создания особой пролетарской культуры (Пролеткульт), идеологи которой отрицали значение культурного наследия прошлого. Был провоз­глашен принцип партийности литературы и искусства, оказавший существенное влияние на развитие всей художественной жизни страны. Сформировался особый метод решения художественных задач - социалистический реализм.

Наиболее крупными поэтами и писателями советского пе­риода являются А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, М.А. Шоло­хов, А.Н. Толстой,,, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранин, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский,

В 1910-1916 гг. в Москве работало объединение художников «Голубой валет». Они решали про­блемы построения формы цветом в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма. Выделившаяся из объединения футуристиче­ская группировка молодых художников под названием «Ослиный хвост» была охваче­на анархически-бунтарскими, разрушительными настроениями, доходившими до отказа от изобразительности.

В живописи на первый план выдвигается сюжетно-тематическая картина. Важное место занимает портрет. В области пейзажа трудятся многие ху­дожники старшего поколения: К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, В.К. Бя-лыницкий-Бируля, Н.П. Крымов, Появляются интересные индуст­риальные пейзажи Развивается книжная графика В годы Великой Отечественной войны значительные произ­ведения были созданы А.А. Пластовым («Фашист», «Жатва», «Сенокос»), Кукрыниксами (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов и Н.А. Соколов), А.П. Бубновым («Утро на Куликовском поле»), П.Д. Ко­риным (триптих «Александр Невский»), Н.М. Ромадиным (пейзажный цикл «Волга - русская река»).

 

В русской скульптуре, как и в других видах искусства, на рубеже двух столетий борются разнообразные течения, идет по­иск монументального стиля современности, формируются яркие индивидуальности, определившие дальнейшее развитие ваяния в России.

В начале XX века в архитектуре появляются новые градо­строительные идеи (предпринимаются попытки строительства по­селков по типу «города-сада»), развивается стиль «модерн» с ши­роким применением достижений новейшей строительной техники и материалов

После революции начинается активная разработка проектов планировки городов; ведется строительство индустриальных и инженерных сооружений, жилых и административных зданий, общественных ансамблей; начинается реконструкция старых го­родов, появляются новые (Ангарск, Норильск, Волжск и др.).

. Значительными архитектурными памятниками со­ветского периода считаются Видное место в истории мировой художественной культуры XX века занимает русское театральное искусство..

.

В XX веке продолжает развиваться музыкальное искусство. 1 рубеже двух столетий раскрывается деятельность замечатель-||х композиторов - А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С. Аренского,

Революционные настроения отразились в новых операх Н.А. Римского-Корсакова, в произведениях С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина. Появляются сочинения И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева.

Достигает расцвета музыкально-исполнительская культура. Выдвигаются такие прославленные артисты, как Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданов, Л.В. Собинов, И.В. Ершов. Величайшим пиани­стом XX века был С.В. Рахманинов..

На протяжении XX века ведущее место в мировом балетном Искусстве занимает русский балет. Большие успехи были достиг-^ы также в области кино, циркового и эстрадного искусства

 

31. Особенности российской культуры в постсоветский период. В постсоветский период, начавшийся с распада СССР (1991 г.), ╚шоковых╩ реформ и радикального переустройства общества и государства на путях становления либеральной демократии, были утеряны многие социальные нормы и ценности социалистического прошлого, в том числе глубоко положительного характера: уважение к труду, неприятие эксплуататорства и стремления к наживе, дух коллективизма и взаимовыручки, социальная справедливость. Русская культура вновь пережила революционные преобразования в самом корне. Среди основных происшедших изменений можно выделить следующие. Государство освободило себя от роли цензора в культуре, исчез идеологический контроль и ушла в прошлое централизованная культурная политика. Вместе с тем исчез и единый духовно-идейный стержень культуры, возникла полная свобода как для созидательного творчества, так и деградации культуры. Переход к рыночным отношениям усилил опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе её дальнейшего развития, американизации многих сфер культуры (в первую очередь музыкальной индустрии и кинемато╜графа). К духовному состоянию культуры современной России вполне применимо понятие постмодерн, фиксирующее новые тенденции в недрах западной культуры со второй половины XX века. В основе постмодерна лежит особый тип мировоззрения, направленный на отказ от всех норм и традиций, признания каких-либо абсолютных истин и ориентированный на признание равноценными любых культурных проявлений. Главная идея постмодерна √ плюрализм, равноправность ценностей, идей и традиций любых культур и эпох. Отсюда в современном западном искусстве господствует стремление к эклектике, соединению несоединимого. Подобные тенденции в последние десятилетия проявились в культуре и нашей страны. В глазах многих россиян культурный плюрализм воспринимается как вполне естественная норма цивилизованного общества. Тогда как другой лагерь общественности расценивает все выше перечисленные тенденции в качестве глубокого кризиса, ратуя за создание объединительной социокультурной идеи современной России. В любом случае вполне очевиден переходный характер постсоветского периода в культуре России, будущие итоги которого сложно прогнозировать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...