Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подвески-обереги, привешенные к поясу.

Рубаха.

Ткань - небелёный лён. Переплетение ткани полотняное, около 15 нитей на 1см Нитки для сшивания деталей рубахи - небелёный лён слабой крутки в два сложения.   Льняное платье X века из погребения Ц-301 могильника Гнездово. Фрагменты льняной «тонкой» ткани синего цвета": "фрагменты, близкие по плотности к синей ткани, но без окраски": О.В. Орфинская"Льняное платье X века из погребения Ц-301 могильника Гнёздово"   " Гочевский курганный некрополь конца Х – начала XII вв. Ткань из раскопок В.Н. Глазова (1913 г.)Курган № 39. Инв. №818/124 (Фото 7).Фрагмент ткани, прикипевшей к язычку фибулы, окислен. Размеры: 11х7 мм. Материал: растительное волокно. Полотняное переплетение, направление нитей основы и утка выявлено по признаку плотности крутки нитей. Плотность переплетения сохранившегося фрагмента: 16х7 нитей на см2... В погребении также были обнаружены орнаментированные семилучёвые височные кольца радимичского типа... Фрагмент текстиля был найден на железной игле бронзовой звёздчатой фибулы радимичского типа, найденной на груди рядом с пуговками. Погребение, носящее как радимичские, так и северянские черты, скорее следует считать радимичским, датируется оно концом Х – первой четвертью XI в". Климова Т.А. Фрагменты текстиля из Гочевского курганного некрополя(раскопки П.С. Рыкова, В.С. Львовича и В.Н. Глазова) //ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия: История. Политология. 4/1 (76) 2012. Барнаул. Издательство Алтайского государственного университета. С. 300 - 304.   "Ткани различались по материалу, фактуре и окраске. Обычная льняная ткань, которая шла на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, скатерти, называлась полотном1[1 ПСРЛ, т. VI, СПб., 1853, стр. 86] и усцинкой2 [2 А. В. Арциховский и М. Н. Тихомиров. Новгородские грамоты на бересте. М., 1951, гр. № 21], усчиной (холст)". Левинсон-Нечаева М. Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. - Москва, 1959.(Труды Государственного исторического музея: Вып. 33). – С. 7 – 37   «Беленые льняные ткани назывались «бель» и о тонком белом полотне летописец (Повести временных лет) говорит наряду с дорогим шелком и сукном» Левашова В.П. "Об одежде сельского населения древней Руси".
Туникообразный крой. Без клиньев. (Как наиболее архаичный и преобладающий в деревнях Беларуси даже в конце 19в.): Выкройка с припусками на швы:     "Существуют две базовых системы кроя архаичных рубах. Это туникообразная рубаха и рубаха с поликами. В первом варианте ткацкий кусок перегибается пополам по линии плеч" О.В. Орфинская"Льняное платье X века из погребения Ц-301 могильника Гнёздово"   Платье-рубаха из погребения 247b могильника Сиксяля (юго-восточная Эстония), 12в.: "Прямоугольный крой первоначально был обусловлен способом раскроя без применения режущих инструментов... " О.А.Лобачевская, З.И.Зимина "Белорусский народный костюм", с.26. Рубаха женская, сер 19в, Семипалатинская губ, старообрядцы:   Рубаха женская. 2я половина 19в. Саратовская губ.: Раскрой этнографической рубахи из Калужской губернии, конец XIX века:
Полики цельные с рукавами. Прямые рукава. Квадратные ластовицы. Сшита из шести полотнищ шириной по 36см.   Рубаха.19в.Московская губ.: Рубаха. Кон 19в, Олонецкая губ.: "В сорочках с цельнокроенным тканым рукавом, которые распространены в д.Неглюбка Ветковского р-на Гомельской обл..." Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы/ О.А.Лобачевская, З.И.Зимина. - 3-е изд. - Минск:Беларуская навука, 2016. - с.22.   "Станину сорочки выкраивали в зависимости от ширины полотна в три, реже - в две полки... На рукава требовалась одна часть широкого полотна" О.А.Лобачевская, З.И.Зимина "Белорусский народный костюм", с.26. "Ластовицы выкраивают обычно квадратной формы, со стороной квадрата от 6 до 15см: чем уже рукав, тем больший размер имеет ластовица" Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы/ О.А.Лобачевская, З.И.Зимина. - 3-е изд. - Минск:Беларуская навука, 2016. - с.34.   "Этот фактор и определил логику кроя народного костюма: изначально, видимо, без применения режущих инструментов, а затем — при отсутствии любых, даже самых незначительных, отходов". Ирина Буфеева "Логика кроя: взгляд изнутри".   Карельская рубаха XIX в - Рукава с пришитым станом:
Длина рубахи - 140см. (по щиколотку). Изображение женского костюма на браслете 12 века: Диссертация М.М. Савенковой Художественный текстиль Древнего Новгорода X-XV вв. С.80, рис.4. Изображения танцующих девушек с русальных браслетов древнерусских кладов XII в: ГИМ "Сорочки были длинными - до 140см." Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы/ О.А.Лобачевская, З.И.Зимина. - 3-е изд. - Минск:Беларуская навука, 2016.
Длина разреза на горловине - 32см.   Украшающие и обережные швы: по разрезу горловины - редкий петельный шов тёмно-красным льном нитью в 6 сложений:   In 1984 Inga Hagg published a book about some 9th and 10th century finds at Hedeby (фрагмент таблицы): "Орнамент у белорусов всегда подчёркивает конструкцию костюма. Он концентрируется в верхней части костюма: располагается на плечевых вставках и верху рукава поперёк..., на груди по центру, охватывает узкими полосками шею и запястья рук, завершает бордюром подол сорочки" Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы/ О.А.Лобачевская, З.И.Зимина. - 3-е изд. - Минск:Беларуская навука, 2016. - с.11.   "Простейший способ оформления пазухи сорочки - прямой разрез по центральному полотнищу станины сорочки, длина которого опускается ниже груди ли доходит почти до талии" Источник тот же, с.35   "На груди сорочка украшалась полоской орнамента, который когда-то имел охранное значение - оберегал грудь женщины, кормящей ребёнка" Источник тот же, с.16   Сорочка женская.1932г.Фрагмент ворота. Лён, вышивка крестом, обмёточный шов. д.Защебье Речицкого р-на Гомельской обл. Учебный музей ф-та народной культуры БГПУ им.М.Танка:   Сорочка женская. Нач.20в.Лён. д.Чудин Брестской обл. Учебный музей ф-та народной культуры БГПУ им.М.Танка:
Соединительные швы: шов вперёд иголку для стачивания, затем запошивочный шов: более длинный край детали оборачивает более короткий и пришит потайным швом косыми стежками: Рубаха из Виборга, 11 в:     "Сшиты полотнища запошивочным швом (бельевым), характерным для кроеной одежды". М.Л. Сабурова Ткани ХII-начала ХШв.из Суздаля // Культура Славян и Руси. – М., 1999 Фрагмент рубахи из Пскова, 10в (СтВз-IV, погребение № 3):
Обработка краёв изделия потайным швом косыми стежками по дважды подвёрнутому краю: Фрагмент рубахи из Пскова, 10в (СтВз-IV, погребение № 3) In 1984 Inga Hagg published a book about some 9th and 10th century finds at Hedeby (фрагмент таблицы):   Рубаха из Виборга, 11 в
Горловина на сшитой сборке и завязках. Обшита и закреплена бейкой из той же льняной ткани:     "В камерном погребении № 3 Старовознесенского IV раскопа в Пскове ( Орфинская, Зубкова, 2008. С. 56-75;Зубкова, Орфинская, 2009. С. 294-309 ) были обнаружены фрагменты льняного синего плать я.. обрывок ткани в районе ворота... собранный по краю в мелкие складки, в развернутом виде имеет длину около 20 см по прямой линии в направление нитей утка. Следовательно, линия горловины была прямая" ОСохранившаяся часть псковской рубахи:   "На основе одного из этих двух фрагментов можно реконструировать форму выреза горловины. Это прямая линия длиной около 40 см, край ткани подогнут, подшит и собран относительно крупными складками... Ворот завязывался шнуром". О.В. Орфинская "Льняное платье X века из погребения Ц-301 могильника Гнёздово". Изображение на бересте, Новгород, п. п. 12в.: "Собранная в мелкую сборку ткань была обшита лентой из той же ткани шириной около 4 см. Лента была сложена и перекрывала край одежды с двух сторон" М.Л. Сабурова Ткани ХII-начала ХШв.из Суздаля // Культура Славян и Руси. – М., 1999 "Горловину присобирают мелкими равномерными стежками на прочную льняную нитку и стягивают. В будничных сорочках горловина обшивалась узкой полоской ткани" Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы/ О.А.Лобачевская, З.И.Зимина. - 3-е изд. - Минск:Беларуская навука, 2016. - с. 34.
Украшающие и обережные швы: по подолу зигзаг "косой росписью": Изображения танцующих девушек с русальных браслетов древнерусских кладов XII в: клад 1903г., Киев; ГИМ: Рэканструкцыі касцюмаў XI ст., 1 - касцюм жанчыны с Пасожжа. Дучыц Л.У.Касцюм жыхароў Беларусі X-XIII стст:   Лунинецкий строй.1910-е гг.:   Неглюбский строй. 1930-е гг. Вид сзади. д.Неглюбка Ветковского р-на Гомельской обл. Нац.музей истории и культуры Беларуси: Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы/ О.А.Лобачевская, З.И.Зимина. - 3-е изд. - Минск:Беларуская навука, 2016.   "1. Первый проход горизонтального ряда "росписи" выполнить косыми стежками. 2, 3. Повернуть работу на 180 градусов. Выполнить косые стежки в другую сторону". Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы/ О.А.Лобачевская, З.И.Зимина. - 3-е изд. - Минск:Беларуская навука, 2016. - с.89
Украшающие и обережные швы: по краю рукавов волчий зуб (2х3мм) и точки счётным продольным набором: О факте счётной вышивки:   Гочевский курганный некрополь конца Х – начала XII вв. Курган 1, погребение 3. Инв.№ 816/18. Фрагмент текстиля, вплавленный в обломок серебряного пластинчатого очелья, и отпечаток орнаментированной ткани на втором обломке того же очелья. Размеры фрагмента текстиля 20х15 мм, размеры отпечатка 10х15 мм. Материал (фрагмент текстиля): растительное волокно. Толщина нитей 0,2 мм. Цвет белый. Полотняное переплетение, плотность переплетения на сохранившемся фрагменте 25х25 нитей на см2. Определить направление нитей основы не представляется возможным. К этому фрагменту ткани, вероятно, следует отнести и отпечаток на втором обломке этого же очелья, представляющий собой двойные линии из вдавлений, образующие геометрический орнамент. Вероятно, на очелье отпечаталась обратная сторона вышитой ткани, поскольку расположение вдавлений больше соответствует изнанке вышитого счётной гладью узора. По инвентарю погребение датируется первой четвертью XI в. [2, с. 201] и принадлежит ассимилированной среди северян женщине из племени радимичей" Климова Т.А. Фрагменты текстиля из Гочевского курганного некрополя(раскопки П.С. Рыкова, В.С. Львовича и В.Н. Глазова) //ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия: История. Политология. 4/1 (76) 2012. Барнаул. Издательство Алтайского государственного университета. С. 300 - 304.   а также см. ниже в описании вышивки на рубахе.     "Традиционная вышивка набором выполнялась в основном нитками красного цвета...В орнаментации намёток, воротников, рукавов женских сорочек... В технике продольного набора можно выполнить самые разнообразные по рисунку ромбо-геометрические орнаменты" Белорусский народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы/ О.А.Лобачевская, З.И.Зимина. - 3-е изд. - Минск:Беларуская навука, 2016. - с.80-81:   Дротовые гривны с орнаментом, который состоит из треугольничков– «волчий зуб». X–XI века:   Мог. Новосёлки 2. Курган 11, погр. 1. Решётчатые перстни: Орфинская О.В. Новосёлки-2. Результаты исследования текстиля XII века//Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 8. М.: ИА РАН, 2012.
Вышивка знаков солоноворота (32х32мм) и засеянного поля (35х35мм) по сторонам от разреза горловины:   СПОРОТА     По горловине кресты (5х6мм) и точки счётным продольным набором: Находка из кургана 8 Никольской группы (с.Никольское, Московская обл).Тесьма шерстяная узорная, поз.3 Колчин Б.А., Макарова Т.И.- Древняя Русь. Быт и культура. Таблица 66. Диадемы и очелья женских головных уборов X-XIIIвв.(Составлена М.А. Сабуровой)   Та же тесьма: Очерки по истории русской деревни X-XIII 1959. Статья М.Н. Левинсон-Нечаева "Ткачество", под ред. академика Рыбакова Б. А. Рис.12 поз.6   "Ромб с крючками одними исследователями расшифровывается как символ солнца с лучами, другими как мотив поля с растительными завитками, символизирующими высшую степень развития растения, цветущее поле или сад. Одним из примеров могут служить браслеты из Новгорода XII — XIII веков... Вместо ростка мог изображаться и ромб с точками, что являлось символом вспаханного поля". М.М. Савенкова«Ручное художественное ткачество»   Табл. 67. Детали украшения одежды (сост. М.А.Сабуровой). 14. Воротник стоячий, Суздаль: Археология. Древняя Русь. Быт и культура. Под общей редакцией Б.А.Рыбакова. -М.: Наука,1997.   Фрагменты по всей длине рукавов, на груди и на плечах, на головных уборах. Мог. Харлапово (Смоленская обл.):     Шмидт Е.А. Курганы XI-XIII вв у д. Харлапова в Смоленском Поднепровье// Материалы по изучению Смоленской области. Смоленск, 1957.   "Курган 2, погребение 1: "...фрагмент ткани синего (или зелёного) цвета с вышивкой оранжево-красными нитями. Ткань шерстяная полотняного переплетения (1/1)...нить парная. Вышивка выполнена в технике "по счёту": Орфинская О.В. Новосёлки-2. Результаты исследования текстиля XII века//Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 8. М.: ИА РАН, 2012,с.127-128.   Ткани из Болшево и Харлапово в экспозиции ГИМ:   Одна из наиболее редких и ярких находок - вышивка. Среди рассмотренных материалов было выявлено два экземпляра древнерусской вышивки (оба из Избрижья). В обоих случаях это узор, выполненный красными нитями, на фрагментах ткани полотняного переплетения. Один фрагмент происходит из зоны головного убора, другой - из зоны шеи, причем он имеет подогнутый край (2 раза). Возможно, что в этом случае вышивка украшала верхнюю часть платья, ворот. Красный узор дает возможность рассмотреть два изобразительных мотива: 1. фрагмент ромба (рис.2:3) 2. геометризированное изображение летящей птицы (рис.2:4). Мотив птиц часто встречается в народной вышивке. Наиболее интересно то, что вышивка выполнена мелким односторонним счетным косым швом. Рис.2 (фрагмент): Ю.В.Степанова ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КОСТЮМА ДРЕВНЕРУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ (по материалам погребальных памятников)   Модестов Ф.Э. Орнаментальные и цветовые характеристики смоленского народного костюма на раннем этапе его формирования. С. 186, табл.1: "Разумеется, что русская деревня времен Тургенева и Льва Толстого уже не знала языческого содержания своих вышивок, что вышивальщицы лишь бессознательно повторяли старые узоры, так как уже не могли объяснить их содержания". Б.А.Рыбаков. "Язычество древней Руси". С. 504
Разрез горловины застёгивается на металлическую сфероконическую (либо двояковыпуклую, либо грибовидную...) орнаментированную пуговицу 15х12 мм, откопанную под Тверью.   с С "...Часть бронзовых пуговиц грушевидной формы, по-видимому, не имеет отношения к кафтанам. Это можно утверждать для комплексов, где найдено менее 3 пуговиц. В качестве ближайшего примера можно привести данные из древнерусских погребений XI-XIII вв., где зафиксировано от 1 до 3 пуговиц, которые скрепляли стоячие воротники мужских и женских рубашек (Сабурова М.А., Елкина А.К. 1991 Детали древнерусской одежды по материалам некрополя г.Суздаля // Материалы по средневековой археологии Северо- Восточной Руси. М., С.54-62; Сабурова М.А. Древнерусский костюм. Одежда.// Древняя Русь. Быт и культура.// Археология. М. С.100). Древнерусские кафтаны «восточного» типа (мода, происхождение, хронология). К.А.Михайлов Селище на берегу р.Высса, Калужская обл. Находки датируются 11-13вв. по дирхемам 11в.: "В четырех километрах к юго-западу от с. Ходосовичи Рогачевского района Гомельской области на левом берегу Днепра расположено несколько курганных групп, насчитывающих 105 насыпей... Вторая курганная группа (Ходосовичи II)...). В кургане № 8 вскрыто четыре погребения..., одно женское. Здесь найдены бронзовые пуговки, бисер... Ходосовичи II, как по обряду погребения (все погребения в ямах), так и по инвентарю (стеклянный браслет датируется XII в.) относятся, по-видимому, к несколько более позднему времени и могут датироваться XII в." Артёменко И.И., Соловьёва Г.Ф. Славянские курганы близ с. Ходосовичи//Краткие сообщения Института археологии. Выпуск 96.   "Среди сфероконических пуговиц 7 предметов датируется XI–XIII вв. Большинство из них имеет цельнолитое тулово". Пуговицы XI–XVIII веков из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Владимир, 2015. Сост.: Н.А. Кокорина, А.Н. Денисова, Н.А. Князева.   "Пуговица. XI–XIII вв. Сплав медный, литьё. 1,4х0,9х0,8 В- 36278/54. АС- 2243 Описание: сфероконическая, с цельнолитым туловом и округло-петлевидным ушком. Суздаль, кремль, 1981 г. Автор раскопок: Седова М.В.":   Источник тот же.   "Одежда вятических женщин шилась преимущественно из шерстяных материй, но встречены остатки льняных и парчевых тканей. Обувь была кожаной. Пуговицы были, в основном, деревянные, но иногда они заменялись бубенчиками или бусами. Встречаются грибовидные бронзовые или биллоновые пуговицы ". Лебединский М. Ю. К вопросу об истории древнерусской народности. А также множество изображений грибовидных пуговиц со звёздчатым узором, найденных чёрными копателями и датируемых ими 11-13 веками. Например, эти пуговицы из Ростовской обл: , из-под Курчатова: и другие:
Пуговица пришита к краю ткани. Способ застёгивания: на петлю из шнурка-косички из льняных нитей: "Пуговицы. XI–XIII вв. Сплав медный, тиснение, волочение, пайка, золочение. В-43505/15. АС-3902 г. Пришиты к краю воротника. Суздаль, Мжарский могильник, 1976–1981 гг. Автор раскопок: Сабурова М.А". Пуговицы XI–XVIII веков из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Владимир, 2015. Сост.: Н.А. Кокорина, А.Н. Денисова, Н.А. Князева.   "Пуговицы. XI – п. п. XII в. Сплав медный, литьё, золочение 1,1х0,5х0,4; 1,1х0,6х0,4; 1,2х0,7х0,4 В-22207/187. АС-2923 Описание: три грибовидные цельнолитые пуговицы, с петлевидными ушками, с остатками позолоты на поверхности; пришиты к краю воротника. Суздаль, Мжарский могильник, 1974 г. Автор раскопок: Седова М.В.": Источник тот же.   Воротник. Владимир:

 

Понёва

Ткань - овечья шерсть. Нитки для сшивания - овечья шерсть и крашеный лён.   "Материалом для тканья служила пряжа из овечьей шерсти и растительного волокна". Левинсон-Нечаева М. Н.Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. - Москва, 1959.(Труды Государственного исторического музея: Вып. 33). – С. 7 – 37   "Таким образом, шесть из семи образцов текстиля являлись тканями домашнего производства. Три из них – шерстяные, довольно грубой выделки, причём два образца имеют основу и уток разного цвета. В одном из них ткань использовалась для изготовления головного убора (платка), в другом (предположительно) – для изготовления понёвы. О принадлежности третьего фрагмента шерстяной ткани сказать что-либо затруднительно". Климова Т.А. Фрагменты текстиля из Гочевского курганного некрополя. (раскопки П.С. Рыкова, В.С. Львовича и В.Н. Глазова) //ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия: История. Политология. 4/1 (76) 2012. Барнаул. Издательство Алтайского государственного университета. С. 300 - 304.   Красная шерстяная набедренная одежда в женском захоронении 109 Избрижья:   Степанова Ю.В. Древнерусский погребальный костюм Верхневолжья. Тверь, 2009. Стр.55,255.   " Гочевский курганный некрополь. Курган 11, погребение 3. Инв.№ 816/87. Сильно деформированный фрагмент текстиля. Размеры 25х17 мм. Материал: шерсть. Полотняное переплетение. Определить направление нитей основы, так же как и плотность ткани не представляется возможным. В то же время соотношение нитей и в том и в другом направлении примерно 1:1. Цвет сохранившихся нитей почти чёрный с синим оттенком и ржаво-коричневый, нити состоят из нескольких туго скрученных более тонких пряденых нитей... По инвентарю погребение является радимичским... Все ткани относятся к XI в.". Климова Т.А. Фрагменты текстиля из Гочевского курганного некрополя(раскопки П.С. Рыкова, В.С. Львовича и В.Н. Глазова) //ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия: История. Политология. 4/1 (76) 2012. Барнаул. Издательство Алтайского государственного университета. С. 300 - 304. "Курган 19, погребение 3. В погребении был обнаружен небольшой фрагмент ткани полотняного переплетения (1/1) из шерстяных волокон коричневого цвета... Примерная плотность ткани 8х4 нитей на квадратный сантиметр; Курган 11, погребение 1:... шерстяная клетчатая ткань из синих и красных нитей... Все нити толщиной от 0,4 до 0,8мм. Промежуток между нитями от 0,1 до 0,5мм. Плотность ткани неравномерная, на плотных участках она составляет около 6 х 6 нитей на квадратный сантиметр. Ткань в клетку, собранная складками, была расположена ниже талии таким образом, что её край с петлями располагался вдоль тела. Можно предположить, что это часть поясной одежды - понёвы" Орфинская О.В. Новосёлки-2. Результаты исследования текстиля XII века//Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 8. М.: ИА РАН, 2012,с.130-132.
Переплетение ткани полотняное, около 7 нитей на 1см. "Материалом для тканья служила пряжа из овечьей шерсти и растительного волокна. Толщина, плотность и фактура ткани зависели от качества пряжи и техники тканья. В технике тканья применялись не только основные переплетения (полотняное, саржевое), но также ряд их вариантов и усложненных приемов, придававших ткани разнообразные виды". Левинсон-Нечаева М. Н.Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. - Москва, 1959.(Труды Государственного исторического музея: Вып. 33). – С. 7 – 37 "Понёвы шились из тканей двух типов: одноосновных..." Савенкова М. М." Понёвы из средневекового Новгорода (по материалам археологических раскопок)"и "Ткани-рядинки (по материалам раскопок Новгорода)".   "Инв.№ 55/10118Переплетение 1/1 полотняное Плотность основа 6 уток 5 сорт IV обычная ткань" Ярус 22/23, 11в. ТАБЛИЦА АНАЛИТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НЕРЕВСКОГО РАСКОПА ПО ЯРУСАМ А.Нахлик. Ткани Новгорода. //МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АРХЕОЛОГИИ СССР, № 123
Узор - клетка. "Так, в курганах вятичей чаще всего находят полушерстяные и шерстяные клетчатые ткани (пестрядь). Их ткали из шерстяных нитей, окрашенных преимущественно в красный..." Левинсон - Нечаева М.Н., 1959. С. 25
Рисунок 1: 5 - раскоп Ильинский, XII в: Реконструкции полотна поневы: 8 – по находке 5:

Савенкова М.М. ПОНЁВЫ ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОГО НОВГОРОДА...с.150-155

Новгород, 14в., полностью шерстяная.

 

"Курган 11, погребение 1:... шерстяная клетчатая ткань из синих и красных нитей... Все нити толщиной от 0,4 до 0,8мм. Промежуток между нитями от 0,1 до 0,5мм. Плотность ткани неравномерная, на плотных участках она составляет около 6 х 6 нитей на квадратный сантиметр. Ткань в клетку, собранная складками, была расположена ниже талии таким образом, что её край с петлями располагался вдоль тела. Можно предположить, что это часть поясной одежды - понёвы"

Орфинская О.В. Новосёлки-2. Результаты исследования текстиля XII века//Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 8. М.: ИА РАН, 2012,с.130-131.

 

Фото из статьи И. И. Елкиной Текстиль из археологических раскопок г. Вязьма:

Состоит из трёх сшитых полотнищ ткани шириной 50см. Длина понёвы - 92см (немного выше щиколотки). "Южнорусская распашная понёва представляет собой три полотнища шерстяной ткани сшитых в одно полотно.... При реконструкции... плотности ткани 8 нитей основы на 8 утков... Одно полотнище поневы равно 50х90см". Савенкова М. М. Понёвы из средневекового Новгорода (по материалам археологических раскопок).   Браслет из клада в старой Рязани, 13в.:     Рэканструкцыі касцюмаў XI ст., 1 - касцюм жанчыны с Пасожжа. Дучыц Л.У.Касцюм жыхароў Беларусі X-XIII стст. С. 322, табл. 76 "Реконструкция комплекса одежды с украшениями древнерусской крестьянки (по материалам вятических погребений XII - нач. XIII века). Составлена М.А.Сабуровой: Колчин Б.А., Макарова Т.И. Древняя Русь. Быт и культура. – М: «Наука», 1997. Реконструкция женского погребального костюма по мог.Новоселки 2. Курган 11, погр.1: Орфинская О.В. Новосёлки-2. Результаты исследования текстиля XII века//Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 8. М.: ИА РАН, 2012   Понева, конец 19в - нач20в, Орловская губ.:
Соединительные швы - вперёд иголку и через край: In 1984 Inga Hagg published a book about some 9th and 10th century finds at Hedeby (фрагмент таблицы): Фрагмент рубахи из Пскова, 10в (СтВз-IV, погребение № 3):  
Сверху ткань подвёрнута и для стягивания на поясе вставлен гашник из 4 двойных шерстяных нитей, сплетённых косичкой: Инв.№ 55/10162. Тесьма. Сплетён косичкой красного цвета. Ярус 23, 11в. ТАБЛИЦА АНАЛИТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НЕРЕВСКОГО РАСКОПА ПО ЯРУСАМ А.Нахлик. Ткани Новгорода. //МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АРХЕОЛОГИИ СССР, № 123   Фото этнографических понёв с гашниками см. выше.
По нижнему краю пришита тесьма из грубых шерстяных нитей, тканая на дощечках:   Поневы из с. Карабухино и с. Секирино (Рязанская обл.), нач.20в.   Понева, 1я половина 19в. Орловская губ. Русский народный костюм. Из собрания Гос. музея этнографии народов СССР. Ленинград Художник РСФСР 1984г  
Узор краевой шерстяной тесьмы шириной 1 см. - продольные полосы. Тесьма из кургана Гайгово-1 (Приладожская курганная группа), 10-11 в. Тканая тесьма. Новгородский гос. музей-заповедник. 12-14 вв.:  
Поперечный край обработан шерстяными нитями плотным петельным швом группами цветных стежков:           "Неглюбский строй. 1930-е гг. Вид сзади. Понёва. Шерсть, ткачество, краевой обмёточный шов" д.Неглюбка Ветковского р-на Гомельской обл. Нац.музей истории и культуры Беларуси:   "Плотный петельный шов можно выполнить в одно- и двухцветном варианте с чередованием групп стежков разного цвета... В Поднепровье чередовали цвет через 6 стежков" О.А.Лобачевская, З.И.Зимина "Белорусский народный костюм", с.148-149:
Нити понёвы - тёмно-красные и коричнево-бордовые. Нити тесьмы - жёлто-оранжевые, тёмно-коричневые и красно-розовые - окрашенные корой крушины, корой дуба и мареной с алюмокалиевыми квасцами. Нити края и гашника - серые некрашеные и розовые, окрашенные мареной без квасцов. " Инв. № 55/10147 Цвет - коричнево-красный, краситель - марена на глиняно-железной протраве, вид находки - красное сукно" Табл.10 А.Нахлик. Ткани Новгорода. //МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АРХЕОЛОГИИ СССР, № 123   "4. Пять небольших фрагментов шерстяной ткани полотняного переплетения с "ажурной" клеткой тёмно-коричневого цвета со следами красных нитей. Московская обл. Кунцевский р-н.с.Юдино. Кург.№4 ГИМ-63160 Оп.2/30". Левинсон-Нечаева М.Н. Изучение и описание музейных тканей - Очерки по истории русской деревни 10-13 вв. Список исследованных образцов тканей и тесьмы.   "Табл.10 Инв. № Н-58/2860 Цвет - коричневый, краситель - элаговая кислота, вид находки - вязаное изделие. Инв. № Н-58/2851 Цвет темно-коричневый, краситель - элаговая кислота, вид находки - толстые нити утка без основы. Элаговую кислоту получают из коры дуба путем экстракции горячей водой вполне вероятно, что темная окраска этих тканей вызвана присутствием соединений железа в хромовой протраве". А.Нахлик. Ткани Новогорода. //МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АРХЕОЛОГИИ СССР, № 123

 

Головной платок.

Ткань - белёный лён, подкрашенный дубовой корой без квасцов. Плотность - около 19нитей на 1см: "В Гомельской области Рославльского района в курганной группе Веточка IV на черепе погребённой, под семилучевыми височными кольцами, под бляшками, а также у правой плечевой кости были обнаружены фрагменты льняной ткани полотняного переплетения.... Дата кургана - начало XI в". Соловьёва Г.Ф., 1967. С.10-13; 1965. С. 153// Археология. Древняя Русь. Быт и культура.-М.: Наука,1997. Под общей редакцией Б.А.Рыбакова.   Гочевский курганный некрополь конца Х – начала XII вв. Курган 1, погребение 3. Инв.№ 816/18 (Фото 1). Фрагмент текстиля, вплавленный в обломок серебряного пластинчатого очелья, и отпечаток орнаментированной ткани на втором обломке того же очелья. Размеры фрагмента текстиля 20х15 мм, размеры отпечатка 10х15 мм. Материал (фрагмент текстиля): растительное волокно. Толщина нитей 0,2 мм. Цвет белый. Полотняное переплетение, плотность переплетения на сохранившемся фрагменте 25х25 нитей на см2... По инвентарю погребение датируется первой четвертью XI в. [2, с. 201] и принадлежит ассимилированной среди северян женщине из племени радимичей". Климова Т.А. Фрагменты текстиля из Гочевского курганного некрополя(раскопки П.С. Рыкова, В.С. Львовича и В.Н. Глазова) //ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия: История. Политология. 4/1 (76) 2012. Барнаул. Издательство Алтайского государственного университета. С. 300 - 304. "Лучше сохранилась ткань из растительных волокон на женском черепе в погребении конца XII в., раскопанном в Минске. Это лёгкая ткань полотняного переплетения - "рядина", сохранившая белый цвет". Тарасенко В.Р., 1950.С.127-128; 1957.С.229// Археология. Древняя Русь. Быт и культура.-М.: Наука,1997. Под общей редакцией Б.А.Рыбакова. Орфинская О.В. Новосёлки-2. Результаты исследования текстиля XII века//Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 8. М.: ИА РАН, 2012,с.129   "1. Фрагмент ткани из растительного волокна (лён) полотняного простого переплетения. Московская обл. с.Никольское. Кург. №4. ГИМ-56112. Оп 138/61" Левинсон-Нечаева М.Н. Изучение и описание музейных тканей - Очерки по истории русской деревни 10-13 вв. Список исследованных образцов тканей и тесьмы.   "Таким образом, шесть из семи образцов текстиля являлись тканями домашнего производства...Три образца состоят из растительных волокон: в одном случае это незначительный фрагмент, не относящийся напрямую к костюму, во втором – остатки холщовой верхней одежды полотняного переплетения (верхней рубахи?), прикипевшие к язычку фибулы, в третьем – фрагмент женского головного убора, возможно, с вышивкой". Климова Т.А. Фрагменты текстиля из Гочевского курганного некрополя
Использовано полотнище 50х125см. На затылке полотнище связано узлом, косы скрыты. Семья князя Яр
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...