Вид деятельности всего 1 семестр
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине: ГЕОЭКОЛОГИЯ
Направление подготовки:
020801 «Экология» со специализацией «Экологическое моделирование экосистем»
Комсомольск-на-Амуре, 2012г. РАЗРАБОТАНО Доцент кафедры географии И.А. Кукушкин
СОГЛАСОВАНО
Учебно-методическое управление Начальник В.Е. Бутрим
Заведующий кафедрой Г.А. Упоров
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры географии протокол № 8 от «20» декабря 2012г.
Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО направления подготовки 021000 «География» и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ В начале XXI в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении будущего Земли и возможности развития человеческого общества с его постоянно растущими запросами. Это обусловило появление и развитие в рамках наук географического цикла нового научного направления – геоэкологии. Курс «ГЕОЭКОЛОГИЯ» является одним из основных в подготовке студентов- специалистов в области ЭКОЛОГИИ и моделирования биогеоценозов. Изучение данной дисциплины позволяет сформировать представление о роли неживого вещества в природных комплексах и значение взаимодействия компонентов географической оболочки в возникновении и эволюции биосферы. Изучение особенностей Земли как уникального космического тела, дают студентам возможность познать причины многих природных явлений, а также узнать важнейшие геоэкологические законы динамики и эволюции географической оболочки, биосферы, географической среды. Именно в данном курсе определена базовая роль взаимодействия и обмена веществом и энергией основных компонентов составляющих географическую оболочку Земли для существования разнообразных биоценозов формирующих богатство современного генофонда Земли.
В курсе «Геоэкология» последовательно рассматриваются: история взаимодействия человека и природы; методологические основы геоэкологии; геоэкологические аспекты природопользования и охраны окружающей среды; глобальные геоэкологические проблемы и их региональные особенности: влияние человека на атмосферу и климат, гидросферу, геоэкологические функции литосферы и биосферы; геоэкологические проблемы природно-техногенных геосистем; стратегия развития человечества в условиях современной геоэкологической ситуации.
Изучение «Геоэкологии» на начальном этапе экологического обучения в ВУЗе позволяет систематизировать знания студентов полученные ими в школе, а также, в изучаемых параллельно университетских профильных курсах.При познании общих основ географии и экологии у студентов развивается абстрактное и логическое мышление, умение выявлять и отслеживать взаимные связи геоэкологических объектов и явлений, осваивается географическая терминология. Студенты получают практические навыки работы с геоэкологическим оборудованием и основами организации проведения полевых исследований. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА: 1. Показать особенности современной геоэкологии как актуальной и развивающейся науки, дать основы знаний о глобальных и региональных закономерностях формирования, развития и дифференциации природных комплексов, динамики и эволюции компонентов географической оболочки и всей географической оболочки как целостного объекта;
2. Раскрыть особенности этапов формирования географической оболочки, уделяя при этом особое внимание современному ноосферному этапу её развития. Определить возможные направления её дальнейшей эволюции, предотвращения глобальных и локальных кризисов; 3. Показать, что Земля как планета и географическая оболочка – как её составная часть, развиваются по законам свойственным всей Вселенной, однако они имеют свои уникальные особенности, которые возникают в результате взаимовоздействия ряда космических и земных факторов; 4. Подготовить студентов к комплексному изучению и описанию биогеоценозов, использованию различных подходов к дифференциации географической оболочки и решению прикладных задач геоэкологических исследований. Повторить и восполнить знание общегеографических терминов, в т.ч. терминов используемых в геоэкологии, а также методике геоэкологических исследований; 5. Показать возможность использования полученных знаний и выработанных навыков в научной и практической деятельности, как при обучении в ВУЗе, так и в дальнейшей самостоятельной работе. В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: 1. Обучение студентов современным и наиболее важным достижениям отечественной и мировой геоэкологической науки, для приобретения ими знаний и навыков в теоретических, прикладных и методических аспектах будущей деятельности; 2. Подготовка к активному и квалифицированному восприятию геоэкологической информации, умению её анализировать и применять на практике полученные результаты; 3. Отработать навыки организации и проведения работ имеющих геоэкологическое содержание. Вырабатывать умение обсуждать, анализировать и прогнозировать развитие геоэкологических процессов как со специалистами, так и с обучающимися; 4. Подготовить студентов к самостоятельной деятельности в области науки, предварительно обучив их правилам оформления научных работ: рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, научных статей; 5. Подготовить студентов к изучению последующих экологических курсов на дальнейших этапах обучения, развивать у них интерес к познанию окружающего Мира и охране окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: Уровень освоения содержания дисциплины включает требования к общей сумме экологических и специальных геоэкологических знаний студентов, и выработанным умениям и закреплённым навыкам, в том числе: 1. Студент должен иметь чёткое представление об объекте, предмете изучения и задачах учебной дисциплины «геоэкология». Знать роль и место данного курса в цикле естественных и географических наук; 2. Разбираться в основных особенностях геоэкологических процессов и явлений, анализировать и прогнозировать их развитие как в пространстве, так и во времени; 3. Уметь полноценно воспринимать содержание геоэкологической информации поступающей из различных источников, отбирать необходимый географический и экологический материал для решения возникающих научных и методических проблем; 4. Давать квалифицированную оценку различных геоэкологических процессов и явлений, уметь доступно излагать общепринятые научные взгляды и аргументированно отстаивать собственную точку зрения как в письменной так и в устной форме; 5. Владеть навыками практической деятельности и обеспечивать организацию труда и квалифицированное выполнение обязанностей на рабочем месте. Таким образом, изучение этого курса позволит студентам углубить свои знания в области оптимизации взаимодействия общества и природы, способствует развитию творческого потенциала учащихся, формированию у них геоэкологического мышления и воспитанию бережного отношения к природе.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ: Для студентов первого курса дневного отделения «геоэкология» с специализацией «туризм и экскурсионное дело» по учебной дисциплине «землеведение» учебным планом предусмотрены следующие виды учебной деятельности: ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ: 80,8 часа за 1 семестр продолжительностью в 18 недель. В том числе: лекции – 38 часов, т.е. 19 лекций; Лабораторные работы – 38 часов, т.е. 19 занятий. Таким образом, каждый студент посещает 36 часов лекционных занятий и 36 часов лабораторных занятий, т.е. 72 часа аудиторной работы. Вид итогового контроля – экзамен. Предусмотрен контроль за самостоятельной работой студентов, а также проведение консультации перед экзаменом. РАСЧЕТ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012522 «ГЕОГРАФИЯ» СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ «ТУРИЗМ И ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО»: ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕГО 1 СЕМЕСТР Трудоемкость 100 100 Аудиторная работа 76 76
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|