Идентичность в Интернете.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Тот факт, что в Интернет люди создают себе некие "виртуальные личности", создает дополнительные возможности для изучение идентичности. Вопрос о том, как соотносится реальное "Я" с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией - основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью. Более конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (то есть "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, полученным при помощи личностного семантического дифференциала, виртуальная личность подростка (она же - самопрезентация в Интернете) более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным "Я". Гипотетическим объяснением того, почему одни люди конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть степень социальной ригидности личности (неспособность или затрудненность личности изменять ранее намеченную программу действий в связи в новыми обстоятельствами, требующими ее перестройки). Выделяется два основных типа социальной ригидности. Первый - это ролевая ригидность (или ригидность "Я" - концепции), которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, "упорствует в определенных видах ролевого поведения". Второй - это диспозициональная ригидность (наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах).
В исследовании А. С. Волович (1990) говорится о том, что "для неригидного усвоения групповых норм необходимо, чтобы социальное "Мы" человека было достаточно широким, а не ограничивалось идентификацией с отдельной группой. Это обеспечивается за счет наличия большого числа референтных групп и свободы выхода из них". Исходя из этого, можно предположить, что люди, которые конструируют виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди, которые никогда не конструируют виртуальные личности - высокой социальной ригидностью. Относительно идентичности этих двух групп людей можно сделать следующие предположения. Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной идентичностью), либо же в их идентичности социальная идентичность вообще не является преобладающим аспектом, и позитивная идентичность в целом поддерживается за счет позитивной личной идентичности. Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности. Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное "Я" представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений
Очевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов "Я", или же, что действительность может быть слишком "ролевой", слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, представившись в сети как лицо противоположного пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction). Интернет-зависимость определяется как "навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
4. Влияние Интернета на современное общество.
Сегодня подключение к сети интернет возможно через компьютер и через мобильный телефон и другие средства коммуникации, процессы обмена информацией постоянно совершенствуются и становятся более универсальными. Интернет значительно повысил темпы и увеличил возможности для обмена информацией, что в условиях рыночной экономики не могло не сказаться и на развитии такой стороны использования сети интернет, как интернет реклама. Став одной из традиционных площадок для рекламы и доказав свою эффективность, интернет значительно усложнил тем самым конкурентную борьбу, так как теперь при небольшом бюджете компании могли добиться значительного повышения продаж своей продукции и роста прибыли, что подтолкнуло не только развитие рекламных интернет технологий, но и рынка различных товаров и услуг. Помимо обмена информацией и размещения на сайтах рекламы у людей появилась возможность довольно-таки просто и быстро скачивать музыку, фильмы или прослушивать и просматривать их в режиме on-lain, что исключает необходимость покупки дорогих DVD-дисков.
Заключение.
Каждый день через сеть Интернет передаются гигабайты разговоров, информации, программ, данных, открываются сотни сайтов, и нет ничего проще, чем попытаться найти свою нишу на этом пока еще мало изведанном пространстве виртуального мира. Но от себя хочется сказать, что как бы интересно, плодотворно, легкодоступно не было общение в различных чатах, форумах, интернет-пейджерах, оно не заметит нам общения с реальными людьми в реальной жизни. Ведь, общаясь с людьми вживую, мы можем лучше узнать того или иного человека с различных его сторон, намного лучше проводить свое свободное время и, наконец, появляется возможность саморазвития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|