Пример расчета загрязнения почвы придорожной полосы
автотранспортными выбросами свинца:
1. Расчет для случая отказа от реконструкции дороги: 1.1. По рисунку 2 в соответствии со средней скоростью транспортного потока определяем 1.2. По формуле (23) определяем эмиссию свинца. 1.3. По таблице 3 определяем 1.4. По формуле (22) определяем количество отложений свинца на поверхности земли в 10 метрах от кромки проезжей части. 1.5. По формуле (21) определяем количество свинца в почве. Аналогично определяется содержание свинца в почве на других расстояниях. Результаты расчета сводятся в таблицу 5.
Таблица 5 – Содержание свинца в зависимости от расстояния от кромки проезжей частидля случая отказа от реконструкции дороги, мг/кг
По результатам таблицы 5 строится график загрязнения почвы свинцом для случая отказа от реконструкции автодороги. Расчет для случая реконструкции автодороги по нормативам I категории. Поскольку на дорогах I категории транспорт при помощи разделительной полосы разделен на два потока, противоположных по направлениям и отделенных друг от друга разделительной полосой (в данном случае шириной 5,0 м) расчет следует вести отдельно для каждой проезжей части для интенсивности движения равной половине общей. Среднюю скорость движения потока транспорта для данного примера будем считать одинаковой. 2.1. По рисунку 2 в соответствии со средней скоростью транспортного потока определяем 2.2. По формуле (23) определяем эмиссию свинца от транспортного потока каждого направления.
2.3. По формуле (22) определяем количество отложений свинца на поверхности земли в точке А, находящейся в 10 метрах от левой кромки проезжей части от воздействия транспортного потока, движущегося по подветренной проезжей части (по таблице 3 для расстояния от кромки проезжей части 10 метров - 2.4. По формуле (21) определяем количество свинца в почве. 2.5. Аналогично определяем количество свинца в почве, выделяемое транспортным потоком, движущимся по подветренной проезжей части на других расстояниях от кромки проезжей части; результаты сводятся в таблицу 6. 2.6. Для транспорта, движущегося по наветренной проезжей части, левая кромка подветренной проезжей части отстоит на 16,25 метра от ее левой кромки, т.е. расстояние до точки А составит 16,25 + 10 = 26,25 м. 2.7. По таблице 3 для точки А 2.8. По формуле (22) определяем величину отложений свинца на поверхности почвы. 2.9. По формуле (21) вычисляем содержание свинца в поверхностном слое почвы (Рс). 2.10. Аналогично определяем количество свинца в почве, выделяемое транспортным потоком, движущимся по наветренной проезжей части на других расстояниях от кромки проезжей части; результаты сводятся в таблицу 6.
Таблица 6 – Содержание свинца в зависимости от расстояния от кромки проезжей частидля случая реконструкции автодороги по нормативам I категории, мг/кг
По результатам таблицы 6 строится график загрязнения почвы свинцом для случая реконструкции автодороги.
3. На графике откладывается значение предельно-допустимой концентрации свинца и определяется санитарно-защитная зона для дороги. По результатам работы делается вывод. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ. ЗАЩИТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В состав отработавших газов двигателей автомобильного транспорта входит ряд компонентов, из которых существенный объем занимают токсичные газы: окись углерода - Оценку уровня загрязнения воздушной среды указанными отработавшими газами следует производить на основе прогнозов в соответствии с расчетами. Методика расчета основана на поэтапном определении эмиссии (выбросов) отработавших газов, концентрации загрязнения воздуха этими газами на различном удалении от дороги и затем - сравнении полученных данных с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) данных веществ в воздушной среде. При расчете выбросов учитываются различные типы автотранспортных средств и конкретные дорожные условия. В качестве расчетной принимается интенсивность движения различных типов автомобилей в смешанном потоке в соответствии с «Руководством по определению пропускной способности автомобильных дорог». Мощность эмиссии
где
Таблица 7 - Значения коэффициентов
Рисунок 3 - Зависимость величины коэффициента « дорожные и транспортные условия движения, от средней скорости транспортного потока.
Мощность эмиссии в воздушную среду соединений свинца в виде аэрозолей определяется по формуле:
где
При наличии фактических данных об эмиссии токсичных составляющих отработавших газов автомобилей следует принимать непосредственно значения этих данных без пересчета по расходу топлива.
При расчете рассеивания выбросов от автотранспорта и определения концентрации токсичных веществ на различном удалении от дороги используется модель Гауссового распределения примесей в атмосфере на небольших высотах. Концентрация загрязнений атмосферного воздуха окисью углерода, углеводородами, окислами азота, соединениями свинца вдоль автомобильной дороги определяется по формуле:
где
V- скорость ветра, преобладающего в расчетный месяц летнего периода, м/с;
Результаты расчета по формуле (26) сопоставляются с предельно допустимыми концентрациями (ПДК), установленными органами Министерства здравоохранения с учетом класса опасности для токсичных составляющих отработавших газов тепловых двигателей в воздухе населенных мест. ПДК приведены в таблице 7 приложения 1. По полученным результатам строится график загрязнения отработавшими газами придорожной зоны. При необходимости уменьшения ширины распространения загрязнения следует предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы, прокладку автомобильной дороги в выемке. Снижение концентрации загрязнений защитными сооружениями в процентах к величине концентрации приведено в таблице 8 приложения 1. Выбор защитных мероприятий следует осуществлять на основе технико-экономического сравнения следующих основных вариантов: - изменение параметров дороги, направленное на повышение средней скорости транспортного потока; - ограничение движения отдельных типов автомобилей полностью или в отдельные интервалы времени; - усиление контроля за движением автомобилей с неотрегулированными двигателями по участку, чувствительному к загрязнению воздушной среды, в целях минимизации токсичных выбросов; - устройство защитных сооружений.
Исходные данные для расчета загрязнения атмосферы токсичными компонентами отработавших газов:
Движение транспортного потока происходит на автомобильной дороге III категории. Средняя скорость потока движения – (50 + i) км/час. Скорость господствующего ветра – (2 + 0,3i) м/с. Угол направления ветра к оси трассы – (20 + 2i)°. Автомобильная дорога на рассматриваемом участке проходит в границах населенного пункта; жилая застройка находится на расстоянии 40 метров от кромки проезжей части дороги. Данные по фоновой концентрации отсутствуют. Исходные данные по составу транспортного потока приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Данные по составу транспортного потока
Определить концентрацию загрязнения атмосферного воздуха
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|