Вопрос. Внешняя политика сер. ХУШ века. Семилетняя война. Причины. Итоги.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Вопрос. Усиление крепостного права и рост привилегий дворянства во 2-ой четверти 60-х годов ХУШ века Елизавета Петровна провозгласила целью своего царствования возвращение к порядкам ее отца, Петра Великого. Были восстановлены в правах Сенат, Берги Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. При Елизавете был открыт университет в Москве (1755, 25 января). Конференция при высочайшем дворе заняла место упраздненного Кабинета министров. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии. Социальная политика оставалась прежней: расширение прав и привилегий дворянства, что достигалось за счет ограничения прав и регламентации жизни крестьян. В 1746 г. только за дворянами было закреплено право владеть землей и крестьянами. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян, выступавших против них, в Сибирь, с зачетом их вместо рекрутов. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика. Помещик выполнял по отношению к крестьянам полицейские функции. Для поддержки дворянства был учрежден Дворянский земельный банк. Аналогичный банк был открыт и для купечества. В интересах как дворянства, так и купечества в 1754 г. отменили внутренние таможенные пошлины, что открывало широкие возможности для торговли сельскохозяйственными и промышленными товарами. В 1744-1747 гг. была проведена вторая перепись податного населения. В 1755 г. заводские крестьяне были закреплены в качестве постоянных (посессионных) работников на уральских заводах. Таким образом, помещики получили право распоряжаться не только землей, но личностью и имуществом крестьянина. вопрос. Внешняя политика сер. ХУШ века. Семилетняя война. Причины. Итоги.
. После смерти Августа II в 1733 г. в Польше началось безкоролевье, обусловленное борьбой шляхетских • группировок за власть. Претендентом на польский престол был поддерживаемый Францией Станислав Лещинский, зять французского короля. Россия при поддержке Австрии настаивала на воцарении Августа Ш, сына умершего короля. На престол же был избран Станислав Лещинский, что стало поводом для русско-польской войны 1733-1735 гг. Важнейшим событием войны было взятие войсками Б.-К. Миниха Гданьска (Данцига). Лещинский бежал на французском корабле. Август Ш стал королем Польши. Русско-турецкая война. Крымские татары нарушали границы России, что стало поводом для русско-турецкой войны 1735-1739 гг. Союзником России в войне была Австрия. В 1736 г. русская армия взяла Бахчисарай и Азов, а в следующем году Очаков. Однако генерального сражения Б.-К. Миних избегал, и крымчаки сохранили армию. Лишь в 1739 г. османы были разбиты под Ставучанами (неподалеку от Хотина сегодня в Черновицкой обл., на р. Днестр). Русская армия готова была перейти Дунай. Однако союзница России Австрия, потерпев ряд поражений, пошла на сепаратный мир с Турцией. В 1739 г. Турция и Россия заключили Белградский мир. К России перешли Азов, правда, без укреплений, и небольшая территория между Северским Донцом и Бугом. Выход к Черному морю оставался за Турцией. Русско-шведская война. Швеция попыталась взять реванш за поражение в Северной войне и объявила войну России. Русско-шведская война (1741—1743) велась на территории Финляндии и закончилась Абосским (г. Турку) миром. Швеция подтвердила итоги Северной войны. К России отошла небольшая территория в Финляндии до реки Кюмень. Начало присоединения Казахстана к России. В начале XVIII в. восточные и центральные районы Казахстана были ареной междоусобной борьбы и агрессии джунгар. Казахи были объединены в три жуза (рода): Младший, Средний и Старший, первый из которых граничил с Россией. В 1731 г. Анна Иоанновна подписала грамоту о принятии Младшего.Казахского жуза в состав России. Султан Абулхайр и его старейшины присягнули царю. Спустя девять лет в 1740-1743 гг. в состав России добровольно вошел Средний жуз. Были возведены Оренбург (1742) и крепости на реке Яик.
Семилетняя война. В 1756-1763 гг. вспыхнула англо-французская война за колонии. В войне участвовали две коалиции держав. Одну из них составляли Пруссия, Англия и Португалия. Их противниками были Франция, Испания, Австрия, Швеция и Саксония, на стороне которых выступила Россия. В России понимали, что Пруссия стремится захватить Польшу и часть Прибалтики, а это означало бы конец русского влияния в этом регионе. Летом 1757 г. русская армия двинулась в Восточную Пруссию. Вскоре у деревни Гросс-Егерсдорф русские войска нанесли первое поражение пруссакам. В 1758 г. был взят Кенигсберг (ныне Калининград). Считавшийся непобедимым прусский король Фридрих П направил против России свои основные силы. В сражении у деревни Цорндорф (1758) и генеральной битве при деревне Кунерсдорф (1759) армия Фридриха П была уничтожена. В 1760 г. русские войска вошли в Берлин, где пробыли несколько дней. Ключ от Берлина был передан на вечное хранение в Казанский собор в Петербурге. В сражениях Семилетней войны одержали первые крупные победы П.А. Румянцев и А.В. Суворов, впоследствии прославившие русское военное искусство. Однако победы русских солдат не дали стране реальных результатов. Разногласия среди союзников и особенно воцарение Петра Ш резко изменили позицию России в войне. В 1762 г. Россия заключила мир с Пруссией и вернула ей все завоеванные территории. Однако в ходе войны Пруссия была ослаблена, а международный авторитет России укрепился. Главным же итогом Семилетней войны стала победа Англии над Францией в борьбе за колонии и торговое первенство. Антинациональная внешняя полшика Петра Ш, а также вспышки социального протеста подтолкнули гвардейцев на новый переворот в пользу Екатерины II. Вопрос. Русская культура 30-50-е годы ХУШ века. Основные тенденции развития. Образование и наука. Литература. Искусство.
Развитие национальной культуры продолжалось во второй четверти XVIII в., с тем, однако, отличием от предыдущего периода, что на нее оказывало большое влияние дворянство, а также засилье иностранцев.
Выдающимся идеологом дворянства второй четверти XVIII в. был Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - историк, географ и администратор. Татищев обнаружил Краткую редакцию "Русской Правды" и Судебник 1550 г., написал первый обобщающий труд по отечественной истории - пятитомную "Историю Российскую", опубликованную после его смерти. Татищеву принадлежит первая попытка составить русский энциклопедический словарь - "Лексикон российской", доведенный до буквы "К". Практическую и научную деятельность Татищев подчинил возвышению дворянства, которое он считал "главнейшим и честнейшим станом государства Усиление влияния дворянства сказалось и на характере просвещения. Часть учебных заведений, основанных при Петре I и рассчитанных на обучение детей не только дворян, но также посадских и разночинцев, постепенно превращалась в школы закрытого типа. Так, Навигацкая школа, в 1715 г. реорганизованная в Морскую академию, с 1752 г. превратилась в Морской шляхетский корпус для дворянских детей. Позже на базе Артиллерийской и Инженерной школ был организован Артиллерийский и инженерный корпус. Кадетские корпуса находились под особым попечением правительства. Вместе с тем развивалась сеть духовных учебных заведений, тоже постепенно терявших всесословный характер и приобретавших черты сословной замкнутости. Наиболее распространенным типом начальной школы были гарнизонные школы, в состав которых влились сохранившиеся от петровского времени цифирные школы. Центром научной мысли становится Академия наук. Ее первыми членами были иностранные ученые, среди которых было немало крупных знатоков своего дела. Творческая деятельность талантливейшего математика XVIII в. Л. Эйлера, автора множества научных работ по механике, астрономии, кораблестроению и кораблевождению, связана с Петербургской Академией наук. Участие в работе Академии Эйлера и другого выдающегося математика Б. Бернулли превратило ее в крупнейший математический центр мира
Академия наук приняла активное участие в организации второй Камчатской экспедиции, продолжавшейся 11 лет. Результаты первой Камчатской экспедиции (1725 - 1730) не удовлетворили правительство, так как не удалось обнаружить американский берег и решить вопрос о том, "есть ли соединение Камчатской земли с Америкой". Несколько лет (1733 - 1743) продолжалась вторая Камчатская экспедиция, грандиозная по масштабам и фактически состоявшая из трех самостоятельных отрядов: 1) собственно Камчатской экспедиции, базировавшейся на Камчатке, во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым; ее задача состояла в том, чтобы открыть морской путь в Америку; 2) Северной экспедиции, состоявшей из пяти отрядов, составлявших карту и описание Северного морского пути с целью изучения возможности продвижения судов из Архангельска в Тихий океан. Северные отряды экспедиции, руководимые бесстрашными мореплавателями С. И. Челюскиным, В. В. Прончищевым, С. Г. Малыгиным, Д. Я. и Х. П. Лаптевыми и другими, нанесли на карту и описали почти все северное побережье Сибири; 3) сухопутного отряда, снаряженного Академией наук, в который вошли ботаник Гмелин, историк Миллер, астроном Делиль и другие ученые, а также пять студентов, среди которых находился "студент натуральной истории" С. П. Крашенинников. Путевые наблюдения Гмелин изложил в записках «Путешествие по Сибири» Главный научный подвиг второй Камчатской экспедиции состоял в достижении северо-западных берегов Америки. В июле 1741 г. В. Беринг, А. И. Чириков и их спутники первыми из европейцев увидели северо-западное побережье Америки, о котором они сообщили достоверные сведения. Русская литература во второй четверти XVIII в. вступила в стадию классицизма, представленного произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. Литература теряет прежний анонимный и рукописный характер, появляются профессиональные писатели, печатным словом оказывающие активное влияние на развитие общественной мысли. Русский классицизм, зародившийся позже западноевропейского, наряду с общими с ним чертами имел и ряд особенностей. Представители русского классицизма в меньшей мере обращались к античным сюжетам, отдавая предпочтение национальной тематике, стояли ближе к современной жизни и делали попытки отражать ее проявления в своих произведениях, теснее были связаны с традициями устного народного творчества. Наиболее распространенной формой произведений русских классиков была стихотворная: сатиры, оды, лирические песни, басни.
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 - 1744), по определению Белинского "первый светский поэт на Руси", был образованнейшим человеком своего времени, превосходным знатоком древних и западноевропейских языков. Первоначально он занимался переводами, но широкую известность получил в качестве автора сатирических произведений, проникнутых горячей защитой петровских преобразований и высмеивающих невежество, взяточничество, ханжество. Кантемир перевел с французского и издал в 1740 г. книгу академика Фонтенеля "Разговоры о множестве миров", популяризирующую гелиоцентрическое учение Коперника. Синод, признав эту книгу "противной вере и нравственности" и подающей "причину к натурализму и безбожию", приказал ее "везде отобрать". Первый профессиональный писатель России Василий Кириллович Тредиаковский (1703 - 1769) Литературная деятельность Тредиаковского началась с перевода романа французского писателя Поля Тальмана "Езда в остров Любви" - первого печатного художественного произведения на светскую тему, появившегося в России. Перу Тредиаковского принадлежит большое количество од, пышно и торжественно воспевавших несуществующие добродетели и величие бездарных императриц. Однако Тредиаковский заслужил признательность потомков не своим поэтическим творчеством, в котором он уступал многим своим современникам, а теоретическими изысканиями в области совершенствования русского языка и приемов стихосложения Биография вдохновенного поэта и ученого с мировым именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 - 1765) имеет много общего с биографией Тредиаковского. 19-летний Ломоносов отправился из Холмогор в Москву, где в 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 г. в числе других 12 лучших учеников был направлен в Петербургский академический университет, а в конце того же года командирован в Германию, откуда вернулся на родину в 1741 г. В 1745 г. Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук. Ученый проявил универсальность интересов. Ученый занимался изысканиями в математике и физике, химии и астрономии, географии и геологии, биологии и языкознании, философии и истории. Во всех этих отраслях знаний Ломоносов достиг крупных успехов, иногда опережавших его век. Велики заслуги Ломоносова в развитии горного дела и минералогии. В 1745 г. он закончил исследование "О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном", в котором изложил начальные сведения физической теории проветривания глубоких шахт. В конце жизни он составил руководство "Первые основания металлургии или рудных дел", содержащее множество практических советов. Ломоносов положил начало разработке научной терминологии, ввел в оборот слова и понятия, употребляемые в настоящее время: "атмосфера", "чернозем", "горный хребет", "удельный вес", "клин" и т. д. В области гуманитарных наук деятельность Ломоносова была не менее разнообразной и плодотворной. В 1755 г. он выпустил "Российскую грамматику", чем подготовил почву для создания современного русского языка, очищенного от архаичных церковнославянских слов. Интерес к прошлому нашел отражение в написанной Ломоносовым "Древней Российской истории", направленной против норманнской теории происхождения Русского государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|