Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребности как источник активности личности




Психология

Личность в психологии

 

Карпухина Людмила Александровна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 1, группа 11

Преподаватель:

Артемова Елена Владимировна

 

Контрольная

работа проверена

«» ________________________________

Оценка _______________________________

Преподаватель (подпись) ________________

 

Новосибирск 2017

 


Содержание

1. Определение личности …………………………………………………..2

2. Структура личности ……………………………………………………..3

2.1 Основные архетипы по К. Юнгу ……………………………….4

2.2 Типы личности: экстраверты и интроверты……………………..5

2.3 Зигмунд Фрейд – структура личности………………………....5

2.4 Структура личности психики по Фрейду……………………...7

3. Потребности как источник активности личности ………………..…8

4. Мотивация поведения и деятельности ………………………………..9

5. Самооценка личности как фактор мотивации ……………………...10

6. Факторы и движущие силы развития личности …………………....11

7. Литература …………………………………………………………….…15


Определение личности

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

«Личность» – это конкретный человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение, для него самого и для окружающих людей.

«Личность» – это социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие меру представленности общественных отношений в индивиде.

Наряду с понятием «личность» в науке используются такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:

Термин «человек» относится не к отдельно взятому человеку (в том случае, когда сравниваются его объем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всему человеческому роду. Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных. Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.п.

Человек на свет рождается человеком. Еще в зародыше он обладает природными предпосылками для развитие собственно человеческих свойств и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что закрепляется в понятии «индивид» (у животных – особь). Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью.

Термин «индивидуальность» имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида, таких как темперамент, характер, привычки, преобладающие интересы, качество познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способности и т.д. Другое значение термина подчеркивает то, чем данный человек как индивид отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличает от другого.

Слово «личность» - самое узкое из всех сравниваемых здесь по своему объёму и содержанию:

· Во-первых, в него включаются только психологические свойства человека;

· Во-вторых, в объём и содержание понятия «личность» не входят многие, собственно психологические свойства, например, такие как познавательные процессы, психологические состояния человека. Таким образом, термин «личность» охватывает даже не всю психологию человека.

Структура личности

Как и Фрейд, Юнг считал, что личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго).

 

Эго представляет собой наше сознание. Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

Личное бессознательное включает в себя ощущения, страхи, комплексы, мысли, которые были вытесненные из сознания и якобы «забыты». Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. Юнг считал, что содержание этого уровня личности доступно для осознания, но требует прикладывания определённых усилий со стороны человека.

Коллективное бессознательное — самый спорный аспект юнгианской теории личности, который был одним из главных разногласий между Юнгом и Фрейдом. Этот уровень личности также называют надличностным бессознательным. Оно включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей. Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.

2.1 Основные архетипы по К. Юнгу

В отличие от Фрейда, который считал главными динамическими силами развития личности подавленные сексуальные влечения и агрессию, Юнг отдавал основную мотивационную роль архетипам — глубинным образам, сформировавшимися во процессе эволюции. Среди всех архетипов ведущую роль Юнг отводил 5 основным: Аниме, Анимусу, Персоне, Тени, Самосте. Аниме и Анимус — две составляющие одного целого, где первая часть является воплощением женского бессознательного у мужчин, а вторая — мужского бессознательного у женщин. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов. Персону часто ещё называют Маской, так как этот архетип отождествляется с ролью человека в обществе и напоминает амплуа актёра в театре. Тень — это обратная сторона Персоны. Она скрывает все социально неприемлемые стороны личности, которые нельзя проявлять в данном обществе. Самость — центр личности, проявление её внутренней гармонии и целостности.

2.2 Типы личности: экстраверты и интроверты

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Эти две основные направленности одновременно присутствует в каждой личности, но одна из них является доминирующей и определяет вектор развития человека. Так, экстраверсия является проявлением интереса к внешнему миру. Соответственно экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество. структура личности по Юнгу

Полная противоположность экстраверту — интроверт. Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний. Внешний или внутренний локус личности тесно связан с врождёнными особенностями нервной системы и темпераментом. Как правило, экстраверты обладают сангвиническим или холеристическим темпераментом, а интроверты — флегматическим или меланхолическим.

2.3 Зигмунд Фрейд – структура личности

До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

В тот период, когда Фрейд активно развивал свою гипотезу, достаточно распространенным было применение в психологической практике метода гипноза. Однако, по мнению отца психоанализа введение человека в состояние гипноза делает невозможной попытку вывести бессознательный опыт в осознанное состояние. Именно поэтому психолог создал свои методы работы с пациентами. Ими стали знаменитая и сегодня интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций.

Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

«Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.

«Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.

«СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.

Отдельное место в психологической структуре личности по Фрейду занимают стадии развития, которые прежде чем повзрослеть проходит ребенок.

оральная – характеризуется с получением удовольствия через ротовую полость. Любое ощущение дефицита этих удовольствий в детстве может во взрослой жизни привести к проявлению алкоголизма, курения или обжорства;

анальная – связана с контролем над испражнениями. Возможно возникновение специальной задержки вывода кала из организма ради получения удовольствия от последующего облегчения. В старшем возрасте это может иметь последствия в виде жадности или частых запоров; генитальная – стадия, которая проявляется в личной половой идентификации. Особенностью здесь является то, что ребенок, осознавая свой пол, рассматривает родителя как потенциального полового партнера. С этим явлением связаны такие введенные Фрейдом понятия как комплекс Эдипа и комплекс Электры. То есть мальчики рассматривают мать как полового партнера и ревнуют к ней отца как соперника, а у девочек то же самое проявляется по отношению к отцам с ревностью к матери.

Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.

Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:

отрицание – подавление внутренних импульсов, исходящих от «СуперЭго»;

рационализация – возможность разумного оправдания поступков, которые противоречат внутренним нормам морали;

2.4 Структура личности психики по Фрейду

Формирование реакций – неприятный мотив выражается в мотиве противоположного типа; проекция – приписывание другим людям собственных недостатков; замещение – частичное удовлетворение неприемлемого мотива способом, допустимым личными нормами морали и нравственности.

Структура личности по Фрейду имеет множество граней. Недаром психоанализ до сих пор является одним из ведущих направлений в психологии. Хотя многие десятилетия труды Фрейда не издавались и всячески подвергались критике, они дошли до наших дней, и служат прекрасным примером того, как развить в себе гармоничную личность, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания.

Потребности как источник активности личности

Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек хотел того, что ему необходимо. Т.е. потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение потребности личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психологическую активность, связанную с целеполаганием».

Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфические человеческие (социальные и духовные) потребности. Социальные потребности включают потребность принадлежности к группе, в признании, в уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Маслоу обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив в ней пять уровней.

 

V. потребности самоактуализации (реализация своих потенциалов, понимание смысла жизни)

IV. потребности в самоуважении (потребности в достижении, одобрении, признании, принятии себя, положительной самооценки)

III. потребности в социальных связях (потребность в социальной включенности, принадле

жности к группе, любви и доверии)

II. потребности в безопасности (защита от страдания, боли, разрушения, неустроенности)

I. физиологические потребности (голод, жажда, сон, активность, секс)

потребности более высоких уровней возникают тогда, когда удовлетворены потребности низших уровней, которые являются генетически более ранними и имеют большее значение для выживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...