Тема 7. Психологическое сопровождение контртеррористических операций
1. Профессиональная психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях. 2. Психологические особенности активного противодействия вооруженным преступникам. 3. Психологические аспекты применения физической силы. 4. Психология огневого контакта. 5. Обучение сотрудников правоохранительных органов методам психологической и физиологической саморегуляции.
Сущность подготовки - формирование экстремальной (служебно-боевой) подготовленности сотрудников. Подготовленность сотрудника правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях складывается из двух основных комплексных видов: общей профессиональной подготовленности и специальной, экстремальной (служебно-боевой) подготовленности. Необходимость второй с очевидностью вытекает из специфики экстремальных условий, ее педагогических требований и многократно подтверждена практикой. Первая выступает фундаментом второй и предшествует ей. Второй посвящена настоящая лекция. В психолого-педагогическом плане экстремальная подготовленность сотрудника, складывается из: - экстремальной обученности, - морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях, — экстремальной развитости. Экстремальная обученность сотрудника связана с у него: - знания задач, которые ему предстоит решать, способов их решения, экстремальных условий, ожидающихся трудностей, способов их преодоления, правовых основ использования силовых методов и оружия, вероятного противника; - навыков и умений качественно выполнять все необходимые профессиональные действия в любых, экстремальных условиях;
- навыков применения боевых приемов, использования оружия и специальных средств в условиях силового и вооруженного противодействия криминального элемента; - навыков групповых действий решения задач в экстремальных условиях; - натренированностью в восприятии экстремальных условий и преодолении психологических трудностей, характерных для них; - навыков и умений обеспечения личной безопасности; - умение учиться в экстремальных условиях и на опыте их. Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях- это специфическая воспитанность сотрудника, обеспечивающая высокопрофессиональное и высокоморальное поведение в критических ситуациях. Она включает: - верность профессиональному долгу при любых испытаниях в экстремальных условиях; - верность товарищескому долгу при действии в составе групп; - умение управлять собой в профессионально, морально и Экстремальная развитость характеризуется высоким уровнем развития качеств, обеспечивающих успешность действий в экстремальных условиях: - волевых качеств, таких как целеустремленность, смелость, - профессионально-психологической устойчивости; - способности вести борьбу нервов с вооруженным противником; - особо развитых познавательных качеств: боевой наблюдательности, осмотрительности, быстроты мышления, прогностичности, сообразительности, боевой интуиции; - особо развитых физических качеств: физической выносливости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций. Экстремальная подготовленность отдельных категорий сотрудников может отличаться от описанной общей в каких-то деталях.
По полноте представленности, уровню необходимой отработки и особенностям содержания выделяются три комплексных вида экстремальной подготовленности: 1. экстремальная подготовленность к обострениям повседневной правоохранительной деятельности. Она выражает подготовленность сотрудника кповедению и действиям при возможном внезапном возникновении отдельных, кратковременных «экстремальных всплесков» на обычно ровном фоне деятельности. Таковы, например, внезапное обострение общения, дерзкое поведение гражданина при выполнении сотрудником следственны, действий или проверке документов, срыв намеченного плана действий, появление какой-то серьезно мешающей работе помехи, вил обезображенного детского трупа и др., но именно такие «экстремальные всплески», которые возможны в данной деятельности. Такая подготовленность нужна, например, следователю прокурору, адвокату, судье, юрисконсульту, эксперту криминалисту, сотруднику налоговой полиции и др. Это наиболее простой комплексный вид экстремальной подготовленности необходимой профессионалу. Если такой у сотрудника нет, то у него: - вместо стремления к успеху главным становится избегание - снижается активность, настойчивость в достижении нужно - ухудшается сообразительность, находчивость, наблюдательность, работа памяти; - снижается организованность в работе, самоконтроль, появляется суетливость, временами растерянность, отчаяние; - растет тревожность, подозрительность, возбужденность, раздражительность, плохое настроение, срывы в общении; - учащаются просчеты и ошибки в работе, упускаются возможности, часто возникают тупиковые ситуации и «опускаются руки»; - ускоряется наступление чувства усталости и переутомления, желание отдохнуть, расслабиться любым способом.
2. подготовленность к решению экстремальных задач - таких как личный сыск, наружное наблюдение, устранение источника опасности, пресечение или отражение нападения, пресечение опасного преступления, задержание вооруженного преступника, пресечение массовых беспорядков, отражение нападения на охраняемый объект, освобождение заложников и т.п. Такие задачи приходится решать чаще всего сотрудникам органов внутренних дел и федеральной службы безопасности, сотрудникам ОМОНа, СОБРа, ОСНа, групп захвата, охраны, патрульно-постовой службы оперативным работникам, сотрудникам подразделений по незаконному обороту наркотиков, по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и др. Но они встречаются в работе и других специалистов: участковых инспекторов, сотрудников дежурных частей, караульных, сотрудников исправительных учреждений, инспекторов ГИБДД и всех, кто привлекается к проведению специальных операций. Если такой подготовленности нет у сотрудника, то: - возникает перенапряжение, становящееся причиной серьезных снижений возможности психики; — беспокойство, сильная тревога, страх, растерянность, нерешительность, замедленность реакций; — ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки - снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости и изобретательности в достижении цели, постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться; - обострение чувства самосохранения, переход интенсивности - беспокойство, растерянность, нерешительность, замедленность реакций; - боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение - ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки
- снижение активности, настойчивости, упорства, находчивости и изобретательности в достижении цели; - постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться; — обострение чувства самосохранения; - рост раздражительности, временами потеря контроля над собой; - рост числа ошибок в действиях, неточностей, промахов и 3. подготовленность к деятельности в экстремальных условиях. Этот высший вид экстремальной подготовленности характерен способностью достаточно длительно находиться в экстремальных условиях, практически непрерывно преодолевать их трудности и решать в них любые профессиональные задачи, представляющие в совокупности определенный набор экстремальных. Такой подготовки требует деятельность личного состава внутренних войск, а также групп и подразделений других правоохранительных органов, направляемых в зоны с экстремальными условиями, чрезвычайными обстоятельствами, а также все специальные отряды министерства внутренних дел и федеральной службы безопасности, а иногда и специально создаваемые другими правоохранительными органами группы. Если такой подготовленности нет, то у сотрудника: - резко усиливается проявление описанных в п. 2 отрицательных проявлений и их комплексность; - сильный страх проявляется в заметной трусости; - инстинкт самосохранения захватывает порой все сознанием - ошибки делаются грубыми, ведущими к тяжелым последствиям, применение оружия становится неэффективным из-за полной потери меткости; - утрачивается контроль над собой; - возникают временами отказы от выполнения некоторых заданий, расцениваемых как смертельно опасные, неподчинение, - обнаруживается повышенная склонность к употреблению спиртных напитков. Ситуация для неподготовленных делается гиперэкстремальной. Опыт показал, что слабая экстремальная подготовленность всегда выступала и выступает причиной хронического недостатка профессионального мастерства и деятельности многих сотрудников правоохранительных органов. Когда сотрудник психологически беспомощен в правомерном воздействии на людей и регулировании человеческих поступков, отношений, проблем, а на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи и сроки, он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию преимущественно силовых методов, в том числе незаконных - домогательств, насилия, угроз и др. Отсутствие должной профессионально-психологической подготовленности -- одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувственности, неиссякаемый источник черствости, формализма, гипертрофированной властности, нарушений законности и серьезных профессиональный просчетов. Зачастую отсутствие или слабости ее выступают основной причиной беспечности, неосмотрительности, медлительности, ошибок, приводящих к гибели сотрудников и воинов.
Процессы развития нашего общества, преодоления имевшихся в его жизни недостатков, стремление создать цивилизованное, гуманное, правовое общество, остро ставят проблему совершенствования деятельности государственных, муниципальных и, в частности, правоохранительных органов, их персонала. Необходим отказ от только силового решения проблем в экстремальных, трудных ситуациях отдача предпочтения, социальным, экономическим, психологическим, педагогическим этическим методам работы с гражданами, где и когда это возможно. Тот, кто не владеет этими методами, тот не готов, не может считаться современным профессионалом и демонстрирует отсталость от удовлетворения потребностей развития нашего общества и жизни его граждан. Виды экстремальной подготовки. Изложенное служит основанием для понимания системы необходимых видов экстремальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. В нее входят: а) основные виды: - экстремальная подготовка к действиям при обострениях - экстремальная (служебно-боевая) подготовка к решению экстремальная (служебно-боевая, боевая) подготовка к действию при чрезвычайных обстоятельствах, б) частные виды: - подготовка к конфликтному общению, — физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях, - огневая подготовка, - тактическая подготовка к решению разных с.лужебно-боевых задач, - профессионально-психологическая подготовка к действиям - подготовка к самоуправлению в экстремальных условиях, - морально-психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях, - подготовка руководителей, начальников, командиров к решению задач в экстремальных условиях, - подготовка к обеспечению личной безопасности, - тренировочная подготовка (тренаж). Экстремальная подготовка проводится в разное время и по признаку различают: - предварительную подготовку, - проводимую постоянно, в — непосредственную подготовку, - проводимую непосредственно перед началом решения ответственной и сложной задачи —подготовку в ходе служебно-боевой деятельности. Ее необходимость и цель — быстрое устранение обнаруженных в ходе
Сущность профессионально-психологической подготовки. Сущность подготовки составляют главные компоненты профессионально-психологической подготовленности сотрудника, раскрытые юридической психологией, формирование которых должно быть осуществлено в педагогическом процессе профессионально-педагогической подготовки. Они отличны от совокупности знаний, навыков и умений, традиционно относимой к сущности любого процесса обучения. Их своеобразная, профессионально обусловленная структура, включает в себя: 1. профессионально-психологические знания. Это преимущественно не абстрактные психологические знания, а «работающие», адаптированные к специфике юридической деятельности, служащие основой для понимания и осмысленного преодоления психологических трудностей на пути решения юридических задач; 2. профессионально-психологические навыки и умения. Это освоенные профессионалом органов способы действий, ориентированные на практический учет психологических аспектов в правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности. Есть три важнейшие группы их: а) аналитико-психологические умения - умения увидеть психологический аспект в юридических ситуациях и действиях, понять, верно оценить его, психологически обоснованно принять решение и наметить способ его реализации. Это, например: умение психологически анализировать профессиональную ситуацию; умение осуществлять психологически анализ криминального события; умение психологически анализировать письма, заявления и жалобы граждан; умение психологически анализировать свидетельские показания; умение психологически анализировать и оценивать оперативную обстановку и др.; б) тактико-психологические умения освоенные способы психологических действий, приемы, включаемые в процесс решений юридических задач и повышающие его успешность. Это, например: умение составлять психологический портрет лиц и групп, представляющих профессиональный интерес; умение психологически грамотно вести профессиональное наблюдение; умение вести психологическое наблюдение; умение создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных действий; умение выбирать и создавать благоприятные ситуативные условия; умение психологически грамотно готовить и осуществлять профессиональное общение; умение устанавливать психологический контакт и доверительные отношения; умение предупреждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях; умение оказывать правомерное психологическое воздействие; умение пользоваться психологическими приемами для оптимизации профессионального мышления и др.; в) технико-психологические умения - они связаны с использованием психологических средств в профессиональной работе: речевых, неречевых и поведенческих. Для мастера своего дела характерно умение правильно подобрать слова и выстроить фразы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придать с помощью мимики соответствующее выражение лицу, а позе и походке - нужную выразительность, представить себя, когда надо, умным и всезнающим пли противоположно другим, разыгрывать легенду и др.; 3. профессионально развитые психологические качества (профессиональные способности). К числу важнейших принадлежат: профессиональные ощущения (повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к определению на ощупь температуры тела убитого, чувствительность «бокового поля» зрения, чувствительности «ночного» зрения и др.), профессиональные восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память (повышенно развитая способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске, фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установкам, деталей ситуаций, имеющих юридическое значение, слов, показаний, данных о разных лицах, сведений, хранящихся в материалах оперативного или уголовного дела и др.); профессиональные представления (развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.), профессиональное мышление, профессиональный артистизм (способность к перевоплощению, ролевому поведению и др.), профессиональная бдительность, готовность к неожиданному и др. - профессионально-психологическая устойчивость - особый компонент профессионально- психологи ческой подготовленности юриста, сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасны условиях без снижения эффективности и качества решения задач Сущность и детализированная структура профессионально психологической подготовленности сотрудника правоохранительных органов, раскрытая юридической психологией, выступает основой для построения ее педагогической системы как взаимосвязанной целостности, включающей цели профессионально-психологической подготовки, ее задачи, содержание, организацию, методику, обеспечение, критерии эффективности и др. Цель, задачи, виды и содержание профессионально-психологической подготовки. Подготовить детектива, полицейского, следователя, судью к успешному преодолению трудностей своей деятельности пытались с тех пор, как была осознана эта необходимость. Однако более целеустремленно и продуманно стали строить психологическую подготовку в нашей стране с 50-х годов XX века, сначала в спорте, потом в вооруженных силах, а с середины 70-х годов и в правоохранительных органах. На первых порах она носила в них подражательный характер, копировала то, что делалось военными. Но понимание того, что психологическая подготовка призвана готовить к преодолению не военных психологических трудностей, а специфических, свойственных правоохранительной деятельности, привела в 1982 г. к разработке профессионально адаптированной концепции и основ педагогической системы профессионально-психологической подготовки в правоохранительных органах, которые подтвердили свою жизнеспособность, продолжают развиваться и применяться в практике профессиональной подготовки. Установлено, что молодой специалист, прошедший полный курс профессионально-психологической подготовки, за 4 — 6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без подготовки, стихийно, путем проб и ошибок, на основе уроков (чаще всего горьких) правоохранительной деятельности возникает у практика лишь через 8—10 лет. В условиях значительной текучести кадров в правоохранительных органах трудно недооценить значимость использования возможностей целеустремленной профессионально-психологической подготовки. Профессионально-психологическая подготовка - особый вид профессиональной подготовки. Ее целью выступает практическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к успешной профессиональной деятельности в сложных по своим объективным психологическим особенностям условиях. К таким условиям чаще всего относятся: некоторые метеорологические и стихийные, ночные условия, условия местности, особенности строений и объектов, некоторые особенности обстановки (внезапность возникновения, неожиданность, неясность, быстрая изменчивость и др.) неправомерные действия правонарушителей, применение ими оружия, пресечение многих видов правонарушений, условия противодействия и конфликтного общения, психологические и педагогические особенности граждан, с которыми приходится иметь дело, их состояния (возбужденность, истеричность, враждебность, агрессивность, невменяемость и пр.), хитрость, скрытность и лживость части из них, вызывающее и провоцирующее поведение, часть внутренних состояний самого специалиста (усталость, возбужденность, гнев, ненависть, тревожность, острое чувство ответственности, расслабленность, ослабленная бдительность, сниженная мобилизованность и др.). Основные задачи профессионально-психологической подготовки: - вооружение сотрудников психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими трудностей правоохранительной деятельности в экстремальных условиях, их выявления, анализ, учет при принятии решений и выполнении профессиональных действий; - развитие профессионально-психологической ориентированности личности сотрудников — устойчивой установки их на учет и грамотное преодоление психологических трудностей правоохранительной деятельности; - формирование профессионально-психологических умений и навыков; - профессиональное развитие необходимых для успешных действий психологических качеств; - развитие и укрепление профессионально-психологической устойчивости; - психологическая закалка (повышение надежности) важнейших профессиональных навыков и умений, обеспечивающая их наилучшее проявление в трудных условиях. Как видно, в основе концепции профессионально-психологической подготовки — акцент на прикладное обучение, формирование не только знаний по юридической психологии, но и практическое обучение их применению, развитие профессиональных качеств. Такой подход к ней определяет особенности отбора содержания, форм, методов, обеспечения и др. Разные специалисты правоохранительных органов, наряду с наличием общего в их работе, сталкиваются все же с разными психологическими трудностями, связанными со спецификой зала и условий именно их деятельности. Поэтому существуют разны виды профессионально-психологической подготовки, делящиеся л специальностям (профессионально-психологическая подготовка оперативных работников, следователей, прокурорских работников таможенников, инспекторов налоговой полиции, личного состава ОМОН и др.), но специфике задач и условий их выполнении (профессионально-психологическая подготовка к задержанию вооруженного правонарушителя, к действиям ночью, при чрезвычайных обстоятельствах, к общению, к работе с разными категориями граждан), по категориям персонала (профессионально-психологическая подготовка рядового состава, руководящего состава) Они имеют отличия по содержанию, методике, обеспечению. Организация профессионально-психологической подготовки в правоохранительном органе.Практика стихийно повышает психологическую подготовленность профессионалов, но процесс этот идет медленно и неравномерно, с пробелами и упущениями. Целенаправленная профессионально-психологическая подготовка позволяет добиться большего и быстрее. Существуют два основных направления ее: подготовка в ходе изучения различных профессиональных вопросов и подготовка путем проведения специального курса (раздела программы). Подготовка в ходе изучения различных профессиональных вопросов. При проведении, например, занятий с сотрудниками по вопросам уголовного процесса и криминалистики профессионально-психологическая подготовка может и должна проводиться при изучении вопросов осмотра места происшествия, допроса, опроса, общения, изучения особенностей личности людей, проходящих по уголовным делам; при отработке осмотра места происшествия при наличии трупов или ведущих себя истерично потерпевших; проведения допроса при вызывающем поведении допрашиваемого, его неискренности, попытках психологического давления на юриста; проведении осмотра места происшествия в обстановке трудного поиска вещественных доказательств и улик (темнота, плохая освещенность, отсутствие выраженных следов, дождь, помехи со стороны зевак и др.); составлении портретов лиц, объявляемых в розыск и др. При проведении занятий по административному праву и деятельности с вопросами профессионально-психологической подготовки связаны: отработка действий по инструктированию наряда, исходя из оперативной обстановки и особенностей выходящих на службу; пресечение административных нарушений лицами, от которых можно ожидать различных видов неподчинения и противодействия; общение с гражданами при решении административных вопросов, которое не приводило бы к осложнениям; «приведение в чувство» правонарушителя методами психологического воздействия; укрощение граждан, доставляемых в дежурную часть, но продолжающих конфронтационные действия; организация движении транспорта и пешеходов в сложных условиях; пресечении агрессивных или угрожающих действий небольших групп людей; задержание правонарушителей в различных местах при их сопротивлении; решение вопроса о применении оружия и др. При изучении вопросов профилактики правонарушений необходимость учета психологического аспекта имеется при изучении: порядка проведения профилактических бесед с лицами, состоящими на учете; углубленном изучении лиц, склонных к правонарушениям, их индивидуальных особенностей, пристрастий, образа жизни, факторов, влияющих на их поведение; субкультуры, внутренней организации функционирования молодежных групп, участвующих в нарушениях общественного порядка; атмосферы жизни, взаимоотношений в семьях трудных подростков, влияния родителей на подростков, поиска и использования средств и методов, исправляющих положение; особенностей профилактической работы с подростками; работы с гражданами, подбираемыми для содействия сотрудникам в профилактической работе; вопросов эффективности правовой пропаганды к правового воспитания населения и др. Тесно связана с вопросами профессионально-психологической подготовки физическая подготовка сотрудников. В ряде исследований установлено, что плавание, бег, лыжи, гребля, парусный спорт воспитывают настойчивость, выдержку, самообладание; бокс, борьба, водные лыжи, слалом, прыжки в воду - решительность и смелость; волейбол, футбол, регби, хоккей, баскетбол инициативность, находчивость, упорство, коллективизм. Особенно значимы, конечно, занятия по самообороне, рукопашному бою и др. Для формирования многих компонентов профессионально-Психологической подготовленности студентов, слушателей, сотрудников имеют значение занятия на снарядах и устройствах, требующих проявления устойчивости к риску и опасности, проявления смелости, умения владеть собой, стойкости к неудачам, настойчивого стремления добиться выполнения учебного задания. Примеры могут быть продолжены, но практическая реализация возможностей профессионально-психологической подготовки в ходе самых различных занятий требует, чтобы: - в организационно-методических указаниях, программах, методических разработках, при методической подготовке руководителей всех занятий присутствовали положения, указания, требования, напоминания о необходимости осуществлять профессинально-психологическую подготовку при проведении занятий; - в планах занятий в виде дополнительных целей и задач - руководителями занятий хорошо были продуманы возможности занятий, выделены те элементы их организации и содержания, которые можно и нужно использовать; - продуманы были те элементы методики занятий, которые - были определены способы создания учебных психологических трудностей, ориентированных на подготовку обучающихся сотрудников к действиям а экстремальных условиях; - использовались все пути по максимальному приближению Основы методики профессионально-психологической подготовки. Как на занятиях по изучению разных профессиональных вопросов, так и особенно в ходе специальных занятий по профессионально-психологической подготовке в основе их проведения лежит метод психологического моделирование задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников. Есть два взаимосвязанных пути моделирования. Первый путь приближение внешних условий занятий к реальным условиям профессиональных действий, т.е. воспроизводству внешней картины («лица») их. Это позволяет обучающимся воспринимать трудную обстановку и ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается выполнением (проигрышем) профессиональных действий, усложнением задач, созданием внешних трудностей их решения, выбором трудных условий времени, места, освещенности, имитацией психологически действующих на сотрудников факторов, созданием помех, введением в обстановку противоборствующих сил, фактическим использованием средств индивидуальной защиты спецсредств, оружия для решения учебных задач. Второй путь приближение внутренних условий (психических состояний, переживаний, умственного и эмоционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые будут характерны в реальной экстремальной обстановке (воспроизводство «души» реальных действий и обстановки). Для этого нужно насыщение занятий трудными задачами, повышенной ответственностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения Остановки, противодействия преступного элемента, самостоятельности, психологических проблем, интенсивным наращиванием трудностей, длительностью больших нагрузок и др. Моделирование экстремальных условий правоохранительной деятельности успешно, если для этого используются во взаимосвязи и необходимых пропорциях оба пути. Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Безрасчетливое запугивание трудностями способно подтолкнуть некоторых молодых людей, особенно женщин, к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уйти из юридического образовательного учреждения, перейти на другую работу. Последовательность в ознакомлении со сложностями работы юриста, сотрудника правоохранительных органов (демонстрация крови, трупов и других тяжелых для психики факторов) должна осуществляться с постепенным нарастанием их, с учетом уже выработанной профессионально-психологической устойчивости обучаемых, сопровождаться предупреждениями и советами руководителя занятий. Формами специальных занятий по профессионально-психологической подготовке, оправдавшими себя на практике, являются лекции, уроки, тактические летучки, семинары, практические занятия, психологический тренинг, психотехнические игры, тактические игры, учения, просмотр специальных фильмов. Практические формы обучения составляют до 90 % учебного времени, отводимого на эту подготовку. Моделирование реальных условий требует создания хорошей материальной базы: учебного полигона (например, модели перекрестка — в натуральную величину, - с находящимися по углам жилых домом, общественным местом, магазином, зданием суда, с подземным переходом, киосками, стоящими автомашинами и пр.); площадки для эмоционально-волевых упражнений (с сооружениями, использование которых вызывает у обучающихся волнение, тревогу, страх, опасения и одновременно необходимость проявления воли, умения овладеть собой и заставить сделать то, что требует руководитель занятий. Это, например, гимнастический городок, вертикально и горизонтально расположенные канаты, вертикальные шесты, разные лестницы, ямы для перепрыгивания и по доске, качающиеся мостки и др.); полоса препятствий; учебные комнаты, оборудованные под магазин, холл банка др., наборы видеофильмов, слайдов, фотоальбомы и пр. Нужно использовать и сооружения на территории правоохранительного органа, образовательного учреждения (проходная, столовая, чердак, подвал, лестницы, гараж и пр.). Многие занятия, проводимые по игровой методике, проходят успешнее при участии имитаторов - специально подготовленных руководителями занятий сотрудников, воинов, которые в ходе занятий имитируют поведение и действия других лиц, с которыми имеет дело обучающийся, профилактируемых, нарушителей очевидцев, свидетелей, допрашиваемых, обвиняемых, подсудимых' осужденных и др. Методика отдельных занятий зависит от задач, решаемых на них. Так, методика занятий по формированию у сотрудников психологических знаний ничем особенно не отличается от занятий по формированию иных знаний. Необходимо лишь стремиться к ясности, доступности изложения, не увлекаться специальными понятиями и запоминанием формулировок. Всегда раскрывать значение тех или иных знаний для практики действий сотрудника. Методика занятий по формированию профессионально-психологических умений и навыков аналогична методике практических занятий и тренингов по формированию других навыков и умений. Психолого-педагогическая тонкость — в строго прицельном подборе учебного материала, условий и заданий, которые бы максимально активизировали именно те психологические и психофизиологические процессы и механизмы, которые лежат в основе этих навыков и умений. Например, нельзя развить умение вести «боковое наблюдение», нужное, например, сотруднику при проверке документов у граждан для одновременного слежения за происходящим рядом, если давать ему только учебные образцы документов с заданием проверить правильность и обнаружить подделки, если они есть. После ряда таких упражнений надо усложнять обстановку и задания: обязывать одновременно следить за стоящим рядом человеком (имитатором), документы которого проверяются, и обнаруживать все его движения, особенно содержащие противоправную угрозу. Методика занятий по профессиональному развитию необходимых сотрудникам психологических качеств на специальных занятиях (чаще всего это тренинги) по профессиональному развитию отдельных качеств имеет особенности. Вот пример такого занятия с использованием самостоятел<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|