Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Психологическое сопровождение контртеррористических операций

1. Профессиональная психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях.

2. Психологические особенности активного противодействия вооруженным преступникам.

3. Психологические аспекты применения физической силы.

4. Психология огневого контакта.

5. Обучение сотрудников правоохранительных органов методам психологической и физиологической саморегуляции.

 


 

Сущность подготовки - формирование экстремальной (слу­жебно-боевой) подготовленности сотрудников. Подготовленность сотрудника правоохранительных органов к действиям в экстре­мальных условиях складывается из двух основных комплексных видов: общей профессиональной подготовленности и специальной, экстремальной (служебно-боевой) подготовленности. Необходи­мость второй с очевидностью вытекает из специфики экстремаль­ных условий, ее педагогических требований и многократно под­тверждена практикой. Первая выступает фундаментом второй и предшествует ей. Второй посвящена настоящая лекция.

В психолого-педагогическом плане экстремальная подготов­ленность сотрудника, скла­дывается из:

- экстремальной обученности,

- морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях,

— экстремальной развитости.

Экстремальная обученность сотрудника связана с у него:

- знания задач, которые ему предстоит решать, способов их решения, экстремальных условий, ожидающихся трудностей, способов их преодоления, правовых основ использования силовых методов и оружия, вероятного противника;

- навыков и умений качественно выполнять все необходимые профессиональные действия в любых, экстремальных условиях;

- навыков применения боевых приемов, использования оружия и специальных средств в условиях силового и вооруженного противодействия криминального элемента;

- навыков групповых действий решения задач в экстремальных условиях;

- натренированностью в восприятии экстремальных усло­вий и преодолении психологических трудностей, характерных для них;

- навыков и умений обеспечения личной безопасности;

- умение учиться в экстремальных условиях и на опыте их.

Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях- это специфическая воспитанность сотрудника, обеспечивающая высокопрофессиональное и высокоморальное по­ведение в критических ситуациях. Она включает:

- верность профессиональному долгу при любых испытаниях в экстремальных условиях;

- верность товарищескому долгу при действии в составе групп;

- умение управлять собой в профессионально, морально и
психологически трудных условиях, мобилизовывать все свои силы
и возможности, не теряться, не пасовать перед трудностями, не
совершать импульсивных поступков, вредящих делу и себе.

Экстремальная развитость характеризуется высоким уровнем развития качеств, обеспечивающих успешность действий в экстремальных условиях:

- волевых качеств, таких как целеустремленность, смелость,
мужество, стойкость, решительность, ответственность, бдитель­ность;

- профессионально-психологической устойчивости;

- способности вести борьбу нервов с вооруженным против­ником;

- особо развитых познавательных качеств: боевой наблю­дательности, осмотрительности, быстроты мышления, прогностичности, сообразительности, боевой интуиции;

- особо развитых физических качеств: физической вынос­ливости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Экстремальная подготовленность отдельных категорий сотрудников может отличаться от описанной общей в каких-то деталях.

По полноте представленности, уровню необходимой отработки и особенностям содержания выделяются три комплексных вида экстремальной подготовленности:

1. экстремальная подготовленность к обострениям повседневной правоохранительной деятельности. Она выражает подготовленность сотрудника кповедению и действиям при возможном внезапном возникновении отдельных, кратковременных «экстремальных всплесков» на обычно ровном фоне деятельности. Таковы, например, внезапное обострение общения, дерзкое поведение гражданина при выполнении сотрудником следственны, действий или проверке документов, срыв намеченного плана действий, появление какой-то серьезно мешающей работе помехи, вил обезображенного детского трупа и др., но именно такие «экстремальные всплески», которые возможны в данной деятель­ности. Такая подготовленность нужна, например, следователю прокурору, адвокату, судье, юрисконсульту, эксперту криминали­сту, сотруднику налоговой полиции и др. Это наиболее простой комплексный вид экстремальной подготовленности необходимой профессионалу. Если такой у сотрудника нет, то у него:

- вместо стремления к успеху главным становится избегание
неудачи, появляется перестраховка в работе, формализм, тяготе­ние к показной активности, утрачивается желание проявлять вся­кую самостоятельность и стремление получать от старшего «точные указания», переложить ответственность на кого-то дру­гого;

- снижается активность, настойчивость в достижении нужно­
го результата, повышается склонность к поиску причин некачест­венной работы и оправданий («кто хочет — тот ищет способы, кто не хочет — ищет причины»);

- ухудшается сообразительность, находчивость, наблюда­тельность, работа памяти;

- снижается организованность в работе, самоконтроль, появ­ляется суетливость, временами растерянность, отчаяние;

- растет тревожность, подозрительность, возбужденность, раздражительность, плохое настроение, срывы в общении;

- учащаются просчеты и ошибки в работе, упускаются воз­можности, часто возникают тупиковые ситуации и «опускаются руки»;

- ускоряется наступление чувства усталости и переутомления, желание отдохнуть, расслабиться любым способом.

2. подготовленность к решению экстремальных задач - таких как личный сыск, наружное наблюдение, устранение источни­ка опасности, пресечение или отражение нападения, пресечение опасного преступления, задержание вооруженного преступника, пресечение массовых беспорядков, отражение нападения на охраняемый объект, освобождение заложников и т.п. Такие задачи приходится решать чаще всего сотрудникам органов внутренних дел и федеральной службы безопасности, сотрудникам ОМОНа, СОБРа, ОСНа, групп захвата, охраны, патрульно-постовой служ­бы оперативным работникам, сотрудникам подразделений по незаконному обороту наркотиков, по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и др. Но они встречаются в работе и других специалистов: участковых инспек­торов, сотрудников дежурных частей, караульных, сотрудников исправительных учреждений, инспекторов ГИБДД и всех, кто привлекается к проведению специальных операций. Если такой подготовленности нет у сотрудника, то:

- возникает перенапряжение, становящееся причиной серьез­ных снижений возможности психики;

— беспокойство, сильная тревога, страх, растерянность, не­решительность, замедленность реакций;

— ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки
обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий восприятия
(«у страха глаза велики», «пуганая ворона куста боится»);

- снижение активности, настойчивости, упорства, находчиво­сти и изобретательности в достижении цели, постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться;

- обострение чувства самосохранения, переход интенсивности
психического напряжения за пределы полезности;

- беспокойство, растерянность, нерешительность, замедлен­ность реакций;

- боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение
своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой (вместо
стремления к максимально возможному успеху);

- ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки
обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий восприятия
(«У страха глаза велики», «пуганая ворона куста боится»);

- снижение активности, настойчивости, упорства, находчиво­сти и изобретательности в достижении цели;

- постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неуме­ния мобилизоваться;

— обострение чувства самосохранения;

- рост раздражительности, временами потеря контроля над собой;

- рост числа ошибок в действиях, неточностей, промахов и
их серьезности и др.

3. подготовленность к деятельности в экстремальных условиях. Этот высший вид экстремальной подготовленности характерен способностью достаточно длительно находиться в экстремальных условиях, практически непрерывно преодолевать их трудности и решать в них любые профессиональные задачи, представляющие в совокупности определенный набор экстремальных. Такой подготовки требует деятельность личного состава внутренних войск, а также групп и подразделений других правоохрани­тельных органов, направляемых в зоны с экстремальными усло­виями, чрезвычайными обстоятельствами, а также все специаль­ные отряды министерства внутренних дел и федеральной службы безопасности, а иногда и специально создаваемые другими право­охранительными органами группы. Если такой подготовленности нет, то у сотрудника:

- резко усиливается проявление описанных в п. 2 отрица­тельных проявлений и их комплексность;

- сильный страх проявляется в заметной трусости;

- инстинкт самосохранения захватывает порой все сознанием
становится единственной побудительной силой поведения;

- ошибки делаются грубыми, ведущими к тяжелым последст­виям, применение оружия становится неэффективным из-за пол­ной потери меткости;

- утрачивается контроль над собой;

- возникают временами отказы от выполнения некоторых за­даний, расцениваемых как смертельно опасные, неподчинение,

- обнаруживается повышенная склонность к употреблению спиртных напитков.

Ситуация для неподготовленных делается гиперэкстремаль­ной.

Опыт показал, что слабая экстремальная подготовленность всегда выступала и выступает причиной хронического недостатка профессионального мастерства и деятельности многих сотрудников правоохранительных органов. Когда сотрудник психологически беспомощен в правомерном воздействии на людей и регулирова­нии человеческих поступков, отношений, проблем, а на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи и сро­ки, он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использова­нию преимущественно силовых методов, в том числе незаконных - домогательств, насилия, угроз и др. Отсутствие должной про­фессионально-психологической подготовленности -- одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувственности, неиссякае­мый источник черствости, формализма, гипертрофированной вла­стности, нарушений законности и серьезных профессиональный просчетов. Зачастую отсутствие или слабости ее выступают основной причиной беспечности, неосмотрительности, медлительности, ошибок, приводящих к гибели сотрудников и воинов.

Процессы развития нашего общества, преодоления имевшихся в его жизни недостатков, стремление создать цивилизованное, гуманное, правовое общество, остро ставят проблему совершенство­вания деятельности государственных, муниципальных и, в частно­сти, правоохранительных органов, их персонала. Необходим отказ от только силового решения проблем в экстремальных, трудных ситуациях отдача предпочтения, социальным, экономическим, психологическим, педагогическим этическим методам работы с гражданами, где и когда это возможно. Тот, кто не владеет этими методами, тот не готов, не может считаться современным профес­сионалом и демонстрирует отсталость от удовлетворения потреб­ностей развития нашего общества и жизни его граждан.

Виды экстремальной подготовки. Изложенное служит осно­ванием для понимания системы необходимых видов экстремальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. В нее вхо­дят:

а) основные виды:

- экстремальная подготовка к действиям при обострениях
повседневной правоохранительной деятельности,

- экстремальная (служебно-боевая) подготовка к решению
экстремальных задач,

экстремальная (служебно-боевая, боевая) подготовка к действию при чрезвычайных обстоятельствах,

б) частные виды:

- подготовка к конфликтному общению,

— физическая подготовка к действиям в экстремальных ус­ловиях,

- огневая подготовка,

- тактическая подготовка к решению разных с.лужебно-боевых задач,

- профессионально-психологическая подготовка к действиям
в экстремальных условиях,

- подготовка к самоуправлению в экстремальных условиях,

- морально-психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях,

- подготовка руководителей, начальников, командиров к решению задач в экстремальных условиях,

- подготовка к обеспечению личной безопасности,

- тренировочная подготовка (тренаж).

Экстремальная подготовка проводится в разное время и по признаку различают:

- предварительную подготовку, - проводимую постоянно, в
системе профессионального образования и служебной подготовки,

— непосредственную подготовку, - проводимую непосредственно перед началом решения ответственной и сложной задачи
заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необходимых для предстоящих действий навыков
умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации только тех, кто будет участвовать в предстоящих действиях

—подготовку в ходе служебно-боевой деятельности. Ее необходимость и цель — быстрое устранение обнаруженных в ходе
решения служебно-боевых задач слабостей в подготовке личного
состава, а также отработка новых, более успешных способов действий, выявленных в опыте их решения.

 

Сущность профессионально-психологической подготовки. Сущность подготовки составляют главные компоненты профессио­нально-психологической подготовленности сотрудника, раскры­тые юридической психологией, формирование которых должно быть осуществлено в педагогическом процессе профессионально-педагогической подготовки. Они отличны от совокупности знаний, навыков и умений, традиционно относимой к сущности любого процесса обучения. Их своеобразная, профессионально обуслов­ленная структура, включает в себя:

1. профессионально-психологические знания. Это преимуще­ственно не абстрактные психологические знания, а «работающие», адаптированные к специфике юридической деятельности, служа­щие основой для понимания и осмысленного преодоления психо­логических трудностей на пути решения юридических задач;

2. профессионально-психологические навыки и умения. Это освоенные профессионалом органов способы действий, ориенти­рованные на практический учет психологических аспектов в пра­воохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности. Есть три важнейшие группы их:

а) аналитико-психологические умения - умения увидеть психологический аспект в юридических ситуациях и действиях, понять, верно оценить его, психологически обоснованно принять решение и наметить способ его реализации. Это, например: умение психологически анализировать профессиональную ситуацию; умение осуществлять психологически анализ криминального события; умение психологически анализировать письма, заявления и жалобы граждан; умение психологически анализировать свидетельские показания; умение психологически анализировать и оценивать оперативную обстановку и др.;

б) тактико-психологические умения освоенные способы психологических действий, приемы, включаемые в процесс реше­ний юридических задач и повышающие его успешность. Это, на­пример: умение составлять психологический портрет лиц и групп, представляющих профессиональный интерес; умение психологически грамотно вести профессиональное наблюдение; умение вести психологическое наблюдение; умение создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных действий; умение выбирать и создавать благоприятные ситуативные условия; умение психологически грамотно готовить и осуще­ствлять профессиональное общение; умение устанавливать психо­логический контакт и доверительные отношения; умение преду­преждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях; умение оказывать правомерное психологическое воздействие; уме­ние пользоваться психологическими приемами для оптимизации профессионального мышления и др.;

в) технико-психологические умения - они связаны с исполь­зованием психологических средств в профессиональной работе: речевых, неречевых и поведенческих. Для мастера своего дела характерно умение правильно подобрать слова и выстроить фра­зы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придать с помощью мимики соответствующее выражение лицу, а позе и походке - нужную выразительность, представить себя, когда на­до, умным и всезнающим пли противоположно другим, разыгры­вать легенду и др.;

3. профессионально развитые психологические качества (профессиональные способности). К числу важнейших принадле­жат: профессиональные ощущения (повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к опре­делению на ощупь температуры тела убитого, чувствительность «бокового поля» зрения, чувствительности «ночного» зрения и др.), профессиональные восприятия (зрительные, слуховые, обо­нятельные и др.), профессиональная наблюдательность, профес­сиональная внимательность, профессиональная память (повы­шенно развитая способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске, фотографий, словес­ных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установ­кам, деталей ситуаций, имеющих юридическое значение, слов, по­казаний, данных о разных лицах, сведений, хранящихся в мате­риалах оперативного или уголовного дела и др.); профес­сиональные представления (развитая способность хорошо пред­ставлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.), профессиональное мышление, профессиональный артистизм (способность к перевоплощению, ролевому поведению и др.), профес­сиональная бдительность, готовность к неожиданному и др.

- профессионально-психологическая устойчивость - особый компонент профессионально- психологи ческой подготовленности юриста, сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасны условиях без снижения эффективности и качества решения задач

Сущность и детализированная структура профессионально психологической подготовленности сотрудника правоохранитель­ных органов, раскрытая юридической психологией, выступает ос­новой для построения ее педагогической системы как взаимосвя­занной целостности, включающей цели профессионально-психо­логической подготовки, ее задачи, содержание, организацию, методику, обеспечение, критерии эффективности и др.

Цель, задачи, виды и содержание профессионально-психологической подготовки. Подготовить детектива, полицей­ского, следователя, судью к успешному преодолению трудностей своей деятельности пытались с тех пор, как была осознана эта не­обходимость. Однако более целеустремленно и продуманно стали строить психологическую подготовку в нашей стране с 50-х годов XX века, сначала в спорте, потом в вооруженных силах, а с сере­дины 70-х годов и в правоохранительных органах. На первых порах она носила в них подражательный характер, копировала то, что делалось военными. Но понимание того, что психологическая подготовка призвана готовить к преодолению не военных психоло­гических трудностей, а специфических, свойственных правоохра­нительной деятельности, привела в 1982 г. к разработке профес­сионально адаптированной концепции и основ педагогической сис­темы профессионально-психологической подготовки в правоохра­нительных органах, которые подтвердили свою жизнеспособ­ность, продолжают развиваться и применяться в практике профес­сиональной подготовки. Установлено, что молодой специалист, прошедший полный курс профессионально-психологической под­готовки, за 4 — 6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без подготовки, стихийно, путем проб и оши­бок, на основе уроков (чаще всего горьких) правоохранительной деятельности возникает у практика лишь через 8—10 лет. В усло­виях значительной текучести кадров в правоохранительных орга­нах трудно недооценить значимость использования возможностей целеустремленной профессионально-психологической подготовки.

Профессионально-психологическая подготовка - особый вид профессиональной подготовки. Ее целью выступает практическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к успешной профессиональной деятельности в сложных по своим объективным психологическим особенностям условиях. К таким условиям чаще всего относятся: некоторые метеорологические и стихийные, ночные условия, условия местности, особенности строений и объ­ектов, некоторые особенности обстановки (внезапность возникновения, неожиданность, неясность, быстрая изменчивость и др.) неправомерные действия правонарушителей, применение ими оружия, пресечение многих видов правонарушений, условия про­тиводействия и конфликтного общения, психологические и педаго­гические особенности граждан, с которыми приходится иметь де­ло, их состояния (возбужденность, истеричность, враждебность, агрессивность, невменяемость и пр.), хитрость, скрытность и лжи­вость части из них, вызывающее и провоцирующее поведение, часть внутренних состояний самого специалиста (усталость, воз­бужденность, гнев, ненависть, тревожность, острое чувство ответ­ственности, расслабленность, ослабленная бдительность, снижен­ная мобилизованность и др.).

Основные задачи профессионально-психологической подго­товки:

- вооружение сотрудников психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими трудностей правоохрани­тельной деятельности в экстремальных условиях, их выявления, анализ, учет при принятии решений и выполнении профессио­нальных действий;

- развитие профессионально-психологической ориентирован­ности личности сотрудников — устойчивой установки их на учет и грамотное преодоление психологических трудностей правоохрани­тельной деятельности;

- формирование профессионально-психологических умений и навыков;

- профессиональное развитие необходимых для успешных действий психологических качеств;

- развитие и укрепление профессионально-психологической устойчивости;

- психологическая закалка (повышение надежности) важ­нейших профессиональных навыков и умений, обеспечивающая их наилучшее проявление в трудных условиях.

Как видно, в основе концепции профессионально-психоло­гической подготовки — акцент на прикладное обучение, формиро­вание не только знаний по юридической психологии, но и практи­ческое обучение их применению, развитие профессиональных ка­честв. Такой подход к ней определяет особенности отбора содержания, форм, методов, обеспечения и др.

Разные специалисты правоохранительных органов, наряду с наличием общего в их работе, сталкиваются все же с разными психологическими трудностями, связанными со спецификой зала и условий именно их деятельности. Поэтому существуют разны виды профессионально-психологической подготовки, делящиеся л специальностям (профессионально-психологическая подготовка оперативных работников, следователей, прокурорских работников таможенников, инспекторов налоговой полиции, личного состава ОМОН и др.), но специфике задач и условий их выполнении (профессионально-психологическая подготовка к задержанию воо­руженного правонарушителя, к действиям ночью, при чрезвычай­ных обстоятельствах, к общению, к работе с разными категориями граждан), по категориям персонала (профессионально-психоло­гическая подготовка рядового состава, руководящего состава) Они имеют отличия по содержанию, методике, обеспечению.

Организация профессионально-психологической подготовки в правоохранительном органе.Практика стихийно повышает психологическую подготовленность профессионалов, но процесс этот идет медленно и неравномерно, с пробелами и упущениями. Целенаправленная профессионально-психологическая подготовка позволяет добиться большего и быстрее. Существуют два основных направления ее: подготовка в ходе изучения различных профес­сиональных вопросов и подготовка путем проведения специально­го курса (раздела программы).

Подготовка в ходе изучения различных профессиональных вопросов. При проведении, например, занятий с сотрудниками по вопросам уголовного процесса и криминалистики профессиональ­но-психологическая подготовка может и должна проводиться при изучении вопросов осмотра места происшествия, допроса, опроса, общения, изучения особенностей личности людей, проходящих по уголовным делам; при отработке осмотра места происшествия при наличии трупов или ведущих себя истерично потерпевших; прове­дения допроса при вызывающем поведении допрашиваемого, его неискренности, попытках психологического давления на юриста; проведении осмотра места происшествия в обстановке трудного поиска вещественных доказательств и улик (темнота, плохая ос­вещенность, отсутствие выраженных следов, дождь, помехи со стороны зевак и др.); составлении портретов лиц, объявляемых в розыск и др.

При проведении занятий по административному праву и деятельности с вопросами профессионально-психологической подготовки связаны: отработка действий по инструктированию наряда, исходя из оперативной обстановки и особенностей выходящих на службу; пресечение административных нарушений лицами, от которых можно ожидать различных видов неподчине­ния и противодействия; общение с гражданами при решении ад­министративных вопросов, которое не приводило бы к осложне­ниям; «приведение в чувство» правонарушителя методами психо­логического воздействия; укрощение граждан, доставляемых в дежурную часть, но продолжающих конфронтационные действия; организация движении транспорта и пешеходов в сложных условиях; пресечении агрессивных или угрожающих действий неболь­ших групп людей; задержание правонарушителей в различных местах при их сопротивлении; решение вопроса о применении оружия и др.

При изучении вопросов профилактики правонарушений необ­ходимость учета психологического аспекта имеется при изучении: порядка проведения профилактических бесед с лицами, состоящи­ми на учете; углубленном изучении лиц, склонных к правонару­шениям, их индивидуальных особенностей, пристрастий, образа жизни, факторов, влияющих на их поведение; субкультуры, внут­ренней организации функционирования молодежных групп, участвующих в нарушениях общественного порядка; атмосферы жиз­ни, взаимоотношений в семьях трудных подростков, влияния ро­дителей на подростков, поиска и использования средств и методов, исправляющих положение; особенностей профилактической рабо­ты с подростками; работы с гражданами, подбираемыми для со­действия сотрудникам в профилактической работе; вопросов эф­фективности правовой пропаганды к правового воспитания насе­ления и др.

Тесно связана с вопросами профессионально-психологической подготовки физическая подготовка сотрудников. В ряде исследо­ваний установлено, что плавание, бег, лыжи, гребля, парусный спорт воспитывают настойчивость, выдержку, самообладание; бокс, борьба, водные лыжи, слалом, прыжки в воду - решитель­ность и смелость; волейбол, футбол, регби, хоккей, баскетбол инициативность, находчивость, упорство, коллективизм. Особенно значимы, конечно, занятия по самообороне, рукопашному бою и др. Для формирования многих компонентов профессионально-Психологической подготовленности студентов, слушателей, со­трудников имеют значение занятия на снарядах и устройствах, требующих проявления устойчивости к риску и опасности, прояв­ления смелости, умения владеть собой, стойкости к неудачам, на­стойчивого стремления добиться выполнения учебного задания.

Примеры могут быть продолжены, но практическая реализа­ция возможностей профессионально-психологической подготовки в ходе самых различных занятий требует, чтобы:

- в организационно-методических указаниях, программах, методических разработках, при методической подготовке руководителей всех занятий присутствовали положения, указания, требования, напоминания о необходимости осуществлять профессинально-психологическую подготовку при проведении занятий;

- в планах занятий в виде дополнительных целей и задач
конкретно указывались компоненты профессионально-психологической подготовленности обучающихся, которые могут и будут
них формироваться, совершенствоваться, закрепляться;

- руководителями занятий хорошо были продуманы возможности занятий, выделены те элементы их организации и содержания, которые можно и нужно использовать;

- продуманы были те элементы методики занятий, которые
имеют отношение к профессионально-психологической подготовке
на данном занятии;

- были определены способы создания учебных психологиче­ских трудностей, ориентированных на подготовку обучающихся сотрудников к действиям а экстремальных условиях;

- использовались все пути по максимальному приближению
учебных условий на занятии к реальным профессиональным и
экстремальным, приняты вес меры по исключению условностей и
упрощенчества (с соблюдением последовательности в наращивании
трудностей) и одновременно меры безопасности,

Основы методики профессионально-психологической подго­товки. Как на занятиях по изучению разных профессиональных вопросов, так и особенно в ходе специальных занятий по профес­сионально-психологической подготовке в основе их проведения лежит метод психологического моделирование задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников.

Есть два взаимосвязанных пути моделирования. Первый путь приближение внешних условий занятий к реальным условиям профессиональных действий, т.е. воспроизводству внешней карти­ны («лица») их. Это позволяет обучающимся воспринимать труд­ную обстановку и ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, соз­дается выполнением (проигрышем) профессиональных действий, усложнением задач, созданием внешних трудностей их решения, выбором трудных условий времени, места, освещенности, имита­цией психологически действующих на сотрудников факторов, созданием помех, введением в обстановку противоборствующих сил, фактическим использованием средств индивидуальной защиты спецсредств, оружия для решения учебных задач.

Второй путь приближение внутренних условий (психи­ческих состояний, переживаний, умственного и эмоционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые будут характерны в реальной экстремальной обстановке (воспроизводство «души» реальных действий и обстановки). Для этого нужно насыщение занятий трудными задачами, повышенной ответственностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения Остановки, противодействия преступного элемента, самостоятельности, психологических проблем, интенсивным наращиванием трудностей, длительностью больших нагрузок и др.

Моделирование экстремальных условий правоохранительной деятельности успешно, если для этого используются во взаимосвя­зи и необходимых пропорциях оба пути. Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Без­расчетливое запугивание трудностями способно подтолкнуть неко­торых молодых людей, особенно женщин, к выводу об ошибочно­сти выбора профессии, желанию уйти из юридического образова­тельного учреждения, перейти на другую работу. Последо­вательность в ознакомлении со сложностями работы юриста, со­трудника правоохранительных органов (демонстрация крови, тру­пов и других тяжелых для психики факторов) должна осуществ­ляться с постепенным нарастанием их, с учетом уже выработанной профессионально-психологической устойчивости обучаемых, со­провождаться предупреждениями и советами руководителя заня­тий.

Формами специальных занятий по профессионально-психологической подготовке, оправдавшими себя на практике, яв­ляются лекции, уроки, тактические летучки, семинары, практи­ческие занятия, психологический тренинг, психотехнические иг­ры, тактические игры, учения, просмотр специальных фильмов. Практические формы обучения составляют до 90 % учебного вре­мени, отводимого на эту подготовку.

Моделирование реальных условий требует создания хорошей материальной базы: учебного полигона (например, модели пере­крестка — в натуральную величину, - с находящимися по углам жилых домом, общественным местом, магазином, зданием суда, с подземным переходом, киосками, стоящими автомашинами и пр.); площадки для эмоционально-волевых упражнений (с сооружениями, использование которых вызывает у обучающихся волнение, тревогу, страх, опасения и одновременно необходимость проявле­ния воли, умения овладеть собой и заставить сделать то, что тре­бует руководитель занятий. Это, например, гимнастический городок, вертикально и горизонтально расположенные канаты, вертикальные шесты, разные лестницы, ямы для перепрыгивания и по доске, качающиеся мостки и др.); полоса препятствий; учебные комнаты, оборудованные под магазин, холл банка др., наборы видеофильмов, слайдов, фотоальбомы и пр. Нужно использовать и сооружения на территории правоохранительного органа, образовательного учреждения (проходная, столовая, чердак, подвал, лестницы, гараж и пр.).

Многие занятия, проводимые по игровой методике, проходят успешнее при участии имитаторов - специально подготовленных руководителями занятий сотрудников, воинов, которые в ходе занятий имитируют поведение и действия других лиц, с которыми имеет дело обучающийся, профилактируемых, нарушителей очевидцев, свидетелей, допрашиваемых, обвиняемых, подсудимых' осужденных и др.

Методика отдельных занятий зависит от задач, решае­мых на них. Так, методика занятий по формированию у сотруд­ников психологических знаний ничем особенно не отличается от занятий по формированию иных знаний. Необходимо лишь стре­миться к ясности, доступности изложения, не увлекаться специ­альными понятиями и запоминанием формулировок. Всегда рас­крывать значение тех или иных знаний для практики действий сотрудника.

Методика занятий по формированию профессионально-психологических умений и навыков аналогична методике практи­ческих занятий и тренингов по формированию других навыков и умений. Психолого-педагогическая тонкость — в строго прицельном подборе учебного материала, условий и заданий, которые бы максимально активизировали именно те психологические и психо­физиологические процессы и механизмы, которые лежат в основе этих навыков и умений. Например, нельзя развить умение вести «боковое наблюдение», нужное, например, сотруднику при про­верке документов у граждан для одновременного слежения за происходящим рядом, если давать ему только учебные образцы документов с заданием проверить правильность и обнаружить подделки, если они есть. После ряда таких упражнений надо ус­ложнять обстановку и задания: обязывать одновременно следить за стоящим рядом человеком (имитатором), документы которого проверяются, и обнаруживать все его движения, особенно содер­жащие противоправную угрозу.

Методика занятий по профессиональному развитию необхо­димых сотрудникам психологических качеств на специальных занятиях (чаще всего это тренинги) по профессиональному разви­тию отдельных качеств имеет особенности. Вот пример такого за­нятия с использованием самостоятел<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...