Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





 

1. Финансирование является ключевым аспектом инновационного процесса: для вновь образованных компаний наиболее трудным является преодоление первых этапов инновационного цикла, что обусловлено необходимостью серьезных вложений средств до получения доходов от продаж продукции. Получение первоначального финансирования является необходимой предпосылкой для преодоления этого этапа.

Система финансовой поддержки инновационной деятельности в Беларуси развита недостаточно. В этой связи особенно остро ощущается нехватка финансирования малого предпринимательства и предприятий-экспортеров. По мере продвижения Беларуси по пути "догоняющего развития" будет возрастать потребность в институтах долевого финансирования: рынков ценных бумаг, неформальных инвесторов, венчурных фондов. Важными компонентами любой стратегии развития являются эффективный банковский сектор и необходимые вспомогательные структуры, создающие благоприятные условия для привлечения достаточных объемов инвестиционных средств. На уровне государства нужно предпринять меры по расширению системы финансовой поддержки инновационной деятельности, Развитию систем финансирования инновационной деятельности могло бы способствовать:

• Внедрение новых механизмов финансовой поддержки предприятий на начальных стадиях инновационного цикла: льготного кредитования, инновационных ваучеров и грантов, государственных гарантий по кредитам для инновационных предприятий, удовлетворяющих минимальным требованиям;

• Предоставление целевой государственной поддержки развитию частного финансирования инновационных проектов на ранних этапах их реализации.

. Программы поддержки инновационной деятельности, наряду с высоким уровнем развития финансовой системы, могут внести большой вклад в снижение финансовых барьеров для инноваций. Вместе с тем, текущие доходы и наращивание оборотных средств за счет текущей деятельности являются одними из наиболее важных источников финансирования инновационных проектов и инвестиций с высокими уровнями риска. Чем выше риск, тем более значительна роль собственных средств предприятия как источника финансирования.



Система государственной поддержки инноваций и финансирования предпринимательской деятельности в значительной мере построена на принципе избегания рисков. Это идет вразрез с общепринятым пониманием инноваций как процесса, неразрывно связанного с риском. Считается, что риск является неотъемлемой чертой инновационных проектов, многие из которых терпят неудачу. При этом многие из «неудавшихся» проектов могут стать основой для неожиданных открытий и источником новых знаний, позволяющих по-иному осмыслить поставленные проблемы. В Беларуси при неудаче инновационного проекта предприятие обязано возместить предоставленные ему бюджетные средства.

Государственная поддержка инновационной активности имеет ключевое значение именно потому, что государство может позволить себе больший уровень рисков, чем частные предприятия, и, соответственно, в состоянии обеспечить большие потенциальные выгоды для общества в целом. Чтобы способствовать инновационной деятельности, система государственной поддержки инноваций должна допускать более высокий уровень риска и проявлять терпимость к неудачам отдельных проектов. Возможными шагами в данном направлении являются:

• Предоставление грантов для поддержки поисковых проектов, выделяемых независимо от результатов инновационного процесса;

• При отборе проектов для финансирования следует закладывать возможность неудачной реализации части из них; в частности, предлагается определить конкретные условия неприменения предусмотренных правилами санкций за неудачу;

• Усовершенствовать порядок оценки завершенных проектов, предусмотрев четкие критерии для применения пониженных требований к уровню риска для прорывных и перспективных проектов.

. В Беларуси реализуется широкий спектр программ поддержки инновационной деятельности. Часть из них является программами инвестиций в технологическую модернизацию, а не подлинными инновациями. Для дальнейшего развития систем поддержки инновационной деятельности необходимо четкое разграничение между инвестициями и подлинными инновациями. Результаты инвестиционных проектов легче поддаются прогнозированию, что делает их более пригодными для кредитования (финансирования). Необходимо пересмотреть и переориентировать существующие механизмы государственной поддержки инноваций в Республике Беларусь с учетом различий в характере и типе рисков, связанных с реализацией разных видов проектов. Одновременно следует расширить спектр механизмов поддержки подлинных инноваций. Конкретные шаги в данном направлении могут включать:

• Ограничение круга получателей государственной поддержки инвестиционных проектов (т.е. проектов с относительно низкими рисками)

малыми и средними предприятиями, что сможет компенсировать их трудности в доступе получении кредитов банков;

• Выработка четких критериев предоставления государственной поддержки подлинным инновационным проектам с высокими рисками;

• Расширение и диверсификация механизмов государственной поддержки подлинных инноваций с учетом стоимости, продолжительности, рискованности проекта и иных критериев;

• Управление такими механизмами может быть возложено на специализированные финансовые институты (а не на государственные органы управления);

• Другим возможным вариантом является разработка новых форм государственной поддержки.

. Важной характеристикой любой системы поддержки инноваций является простота ее структуры. Действующая в Беларуси система уже достаточно усложнена, и некоторые участники (особенно малые и средние предприятия) могут испытывать трудности во взаимодействии с ней. Системой предусмотрено установление довольно четких параметров ожидаемых результатов (конкретные виды продукции, экономические показатели), но большинство успешных инноваций характеризуются слабой предсказуемость результатов.

Для упрощения системы поддержки инноваций и реализации перспективных возможностей инновационного развития рекомендуется:

• Пересмотреть структуры государственных программ, разделив их на категории: технологические, целевые, широкопрофильные;

• Исключить поддержку программ модернизации из сферы деятельности государственных инновационных программ (возможно, сделав исключение для малых и средних предприятий);

. Очень сдерживающим обстоятельством инновационной активности для предприятий является налоговая нагрузка. Когда налоговая система обеспечивает снижение налоговой нагрузки, происходит интенсификация инновационных и инвестиционных процессов.

На современном этапе необходимо развивать меры государственной поддержки инновационных предприятий в налоговой сфере. Это расширит возможности финансирования инноваций за счет собственных средств предприятий и одновременно уменьшит потребность в государственной поддержке.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансирование инновационной деятельности связано с большими рисками, однако, и вознаграждение от успешно внедренных инноваций и созданных инновационных продуктов велико. Инновационная деятельность выступает для компании одним из основных средств повышения прибыли, а также дает возможность создать конкурентные преимущества и выйти на новые рынки. Таким образом, можно утверждать что риски, связанные с финансированием инновационной деятельности оправданы. В современном мире ведущие компании инвестируют колоссальные средства в инновационную деятельность, что позволяет им получать сверхприбыли от использования инноваций. Предприятия для финансирования инновационной деятельности используют различные источники. При этом инновационный процесс может успешно развиваться как за счет частного, так и государственного финансирования. Государство финансирует инновационную деятельность предприятий, т.к. заинтересовано в развитии инноваций, поскольку способность эффективно использовать инновации означает достижение таких национальных целей, как национальная безопасность, защита окружающей среды, здравоохранение, а также повышение производительности труда, привлечение международных инвестиций, то есть, в конечном итоге, повышение уровня и улучшение качества жизни. Частное финансирование инновационной деятельности осуществляется с целью получения инвестором прибыли от создания инновации. Кроме того, сами компании осуществляют финансирование инновационной деятельности за счет собственных средств. Проблема поиска оптимальной формы финансирования инновационной деятельности очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию.


 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.