Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы обучения литературе в школе на основе деятельностного подхода

К.п.н. Полькина С.Н.

Оренбургский государственный педагогический университет, Россия

Методы обучения литературе в школе на основе деятельностного подхода

В контексте деятельностного подхода целью изучения литературы в школе является развитие читателя, обладающего сформированными ценностными ориентациями и целостным мировоззрением, владеющего как способами читательской деятельности, включающей умения чтения, восприятия, интерпретации художественных произведений, создания собственного текста, так и общеучебными способами деятельности.

Реализация поставленной цели обусловливает выбор методов и приемов изучения литературы в школе, способствующих развитию читательской деятельности учащихся.

Рассмотрению методов обучения посвящены многочисленные труды дидактов и методистов, в которых даны различные определения понятия «метод обучения», выявлена дифференциация понятий, обозначенных терминами «метод», «прием», «способ», предложены классификации методов обучения по различным признакам (источнику и характеру восприятия информации, дидактическим задачам, познавательной самостоятельности учащихся и др.).

Учитывая, что понятие метода обучения нельзя считать установившимся, остановимся на определении, которое, по нашему мнению, в наибольшей степени отражает логику деятельностного подхода к обучению: «Метод обучения – система последо­вательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования» [4, с. 566].

Методическая наука использует для организации изучения литературы в школе как общедидактические (представленные в трудах Ю.К.Бабанского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и др.), так и частнометодические методы обучения (раскрытые в работах В.В.Голубкова, Н.И.Кудряшева, В.А.Никольского, М.А.Рыбниковой и др.).

Следует отметить, что нет единства мнений в вопросах классификации методов обучения, что приводит к использования разных терминов в обозначении одного и того же объекта. Не претендуя на полноту раскрытия вопроса о разных подходах к классификации методов обучения, примем за основу классификацию методов и приемов изучения литературы в школе, разработанную Н.И.Кудряшевым, в которой сочетаются традиции отечественной дидактики и специфика литературы как учебного предмета [2].

Н.И.Кудряшевым на основе классификации методов обучения, разработанной М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером, определены следующие методы изучения литературы в школе: творческое чтение, эвристический, исследовательский, репродуктивный.

Охарактеризуем каждый из названных методов с точки зрения его ориентации на обеспечение усвоения учащимися определенных компонентов деятельности на уроках литературы.

Наиболее специфичным для литературы как учебной дисциплины является метод творческого чтения, специфика которого состоит в активизации художественного восприятия, эстетического переживания, потребности в общении с искусством.

Общая направленность метода определяет выбор приемов его реализации: выразительное чтение; комментированное чтение; беседа, имеющая целью выяснение впечатлений от прочитанного произведения, активизацию художественных переживаний; творческие задания, связанные с написанием отзывов о прочитанной книге, о просмотренных спектаклях, фильмах и др.

В процессе творческого чтения учащиеся осваивают такие действия и операции, как чтение, оживление личных впечатлений и жизненного опыта, определение круга ассоциаций, ориентировка в основных компонентах произведения (жанре, развитии действия, изображении основных действующих лиц и т.д.), создание собственного текста (отзыва о прочитанном, сценария, сочинения по картине и др.).

Эвристический метод применяется на этапе интерпретации и анализа художественного произведения, которые обычно связаны с обнаружением нравственных, социальных, художественных и других проблем, нахождением путей их решения. Специфика реализации метода проявляется в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а, опираясь на первоначальное эмоциональное восприятие произведения и имеющиеся у учеников знания и умения, помогает учащимся самостоятельно анализировать произведение.

Типичным приемом реализации эвристического метода является эвристическая беседа, включающая серию взаимосвязанных вопросов. Используя систематику эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся, разработанную В.И.Андреевым [1, с.265], приведем примеры таких вопросов: Какова главная идея? В чем суть? В чем причины? Согласны ли вы с этим утверждением?

Отвечая на вопросы учителя, учащиеся осуществляют анализ текста произведения: эпизодов, образов героев, языка, композиции и других элементов произведения.

Эффективным приемом эвристического метода является диспут, в ходе которого коллективно обсуждаются проблемы, в решении которых нет единой точки зрения. В ходе диспута высказываются различные мнения, идеи, предложения по решению обсуждаемой проблемы, причем обязательно соблюдается принятый регламент. Итогом обсуждения становится выработка единого или компромиссного решения, определение перспектив рассмотрения проблемы.

Использование эвристического метода обеспечивает освоение учащимися действий, связанных выделением элементов текста, установлением связей между элементами, определением их смыслов.

Исследовательский метод направлен на развитие у учащихся умений самостоятельного анализа литературных произведений. Исследовательский метод по своей сущности близок к эвристическому, но, как отмечает Н.И.Кудряшев, «отличие одного от другого заключается в различии обучающей роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся» [2, с.63].

При исследовательском методе повышается степень самостоятельности учащихся: они, используя уже имеющиеся знания и умения, моделируют процесс исследования, проходят все этапы поисковой деятельности и получают результат, который науке, как правило, известен, но является новым для самого ученика.

Роль учителя заключается в направлении деятельности учащихся, консультировании, оказании помощи в решении сложных вопросов.

Сначала учитель сам выдвигает проблему, ставит цель исследования, знакомит учащихся с гипотезой, предлагает план. Учащиеся проводят исследование по плану и анализируют полученные результаты.

По мере освоения учащимися специфики исследовательской деятельности повышается степень их самостоятельности, высшим проявлением которой является умение осуществить все этапы исследования: выявить проблему, сформулировать цель и гипотезу, спланировать и осуществить исследование, объяснить полученные результаты.

Предметом исследования могут стать художественные произведения, не изучаемые в школе, сопоставление двух или нескольких произведений, сопоставление литературного произведения с его экранизацией или с другими формами интерпретации в различных видах искусства, литературное краеведение и др.

Результаты исследовательской деятельности могут быть представлены в докладе, выступлении на семинаре или конференции, статье в литературном журнале, исследовательской работе на интеллектуальном или творческом конкурсе.

В процессе творческого поиска учащиеся в большей степени овладевают методом литературоведческой науки, осваивают основные компоненты читательской деятельности: целеполагание; ориентировочные умственные действия, включающие составление плана деятельности; исполнительские умственные действия, связанные с выделением элементов текста, установление связей между элементами и определением их смыслов; действия контроля и оценки результатов анализа и интерпретации.

В том случае, когда возникает необходимость передачи учащимся большого объема информации в готовом виде (например, факты истории литературы, теоретико-литературные понятия), эффективным является использование репродуктивного метода.

Однако ирепродуктивный метод предполагает не пассивное восприятие учащимися готовой информации, а освоение действий по обобщению, систематизации, анализу предлагаемого материала.

Активизации деятельности учащихся в большей степени способствует проблемное изложение, в процессе которого учитель перед изложением материала обозначает проблему, а затем раскрывает способ ее решения, сравнивая различные точки зрения и подходы, выстраивая систему доказательств.

Основными формами реализации репродуктивного метода являются рассказ учителя и лекция. Лекция, традиционно применяемая в высшей школе, в последнее время активно внедряется и в школьную практику. Чаще всего используются вводные лекции для ввода учащихся в какую-либо тему, обзорные лекции с целью систематизации полученных в ходе самостоятельного изучения знаний учащихся, обобщающие лекции при завершении изучения темы для обобщения материала.

Вариантом осуществления репродуктивного метода может быть самостоятельное чтение школьниками учебника, просмотр учебного фильма и других изобразительных средств.

Восприятие информации из различных источников должно сочетаться с выполнением других действий: составить план или конспект лекции, выделить главную идею, сопоставить новую информацию с уже усвоенной и др.

Такая работа «исключает опасность догматического усвоения материала при репродуктивном методе» [2, с.65].

Каждый из рассмотренных методов обучения может быть использован с учетом целей изучения темы курса, в соответствии со спецификой содержания изучаемого материала и степенью развития учащихся. Как правило, на уроках литературы используется чередование методов, обеспечивающих усвоение содержания образования, включающего как знания, так и способы деятельности.

Только совокупность, взаимосвязь указанных методов позволяет полноценно сформировать основные компоненты читательской деятельности учащихся.

Для выбора методов обучения литературе в школе также важно обращение к классификации общедидактических методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Следует отметить, в педагогической литературе наряду с терминами «метод», «форма» активно используется термин «технология». Как в определении термина, так и в разработке классификаций технологий существуют различные позиции, что приводит, в частности, к неоднозначному определению такие явлений, как проблемное обучение, дидактические игры, метод ситуаций (кейс-метод), метод проектов, дебаты, лекции и т.д.

Проблемное обучение, например, М.И.Махмутов, В.И.Андреев относят к теории обучения, Г.К.Селевко – к технологиям; метод ситуаций, дебаты, по В.И.Андрееву, – методы, по Е.С.Полат, – технологии; дидактические игры Л.С.Шубина, Л.И.Крюкова относят к методам обучения, В.И.Андреев – к формам организации обучения, Е.С.Полат – к технологиям; лекции Ю.К.Бабанский рассматривает как словесные методы обучения, В.В.Гузеев – как организационные формы обучения, Е.С.Полат – как технологии и т.д.

Не включаясь в решение дискуссионной проблемы, в контексте выбранного нами подхода выделим такие общедидактические методы, формы организации обучения и технологии, которые носят деятельностно ориентированный характер, и определим, как они соотносятся с классическими методами изучения литературы в школе.

Соотношение методов изучения литературы и общедидактических методов, форм и технологий показано в таблице.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...