Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, классификация ассортимента

АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ

1. Понятие, классификация ассортимента

2. Показатели ассортимента

3. Управление ассортиментом

ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ АССОРТИМЕНТА

Ассортимент – определенная совокупность (набор), перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, размеру, сырью, способу производства и т.п.).

Номенклатура – перечень товаров.

Ассортимент облегчает изучение, планирование, прогнозирование, учет и отчетность, определение спроса. Обеспечивает эффективное расходование трудовых и материальных ресурсов.

Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются:

1) Сырьевая база производственных организаций – определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.

2) Материально-техническая база товарного производства либо торговой организации

3) Достижения научно-технического прогресса — характеризуются разработкой принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии

4) Специализация торговой организации – определяется при создании или лицензировании, или аттестации организации

5) Каналы распределения товаров. Здесь предполагается отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме. При этом облегчается работа по формированию торгового ассортимента, обеспечивается предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта

6) Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров.

Специфичными факторами формирования торгового ассортимента являются:

1) Финансовые ресурсы торговой организации, магазина

2) Размер торговой площади и месторасположение фирмы

3) Специализация торговой организации или магазина

4) Особенности целевого сегмента

5) Ассортимент фирм-конкурентов

6) Условия поставщиков

7) Наличие и размеры складских площадей

Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов. Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента.

Основными фазами планирования ассортимента продукции являются следующие:

1) определение текущих и потенциальных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

2) оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям;

3) критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в пп. 1, 2, но уже с позиций покупателя;

4) решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля;

5) рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также новых способов и областей применения товаров;

6) разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей;

7) изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;

8) проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребностей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям;

9) разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.

 

Классификация ассортимента товаров

Промышленный – перечень товаров, выпускаемый предприятием или отраслью.

Торговый – номенклатура товаров, находящихся в сфере обращения (в опт. и розничных предприятиях). Также различают товары простого и сложного ассортимента. Наличный ассортимент товаров в сфере обращения должен быть шире, чем фактически сложившейся спрос на них.

Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующихся на покупателей с разным спросом.

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. В качестве общего признака часто выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха – социального.

Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Является частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное – часть ассортимента молочных товаров.

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары нацелены на удовлетворение не только физиологических, но и социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.

Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, групп, видов, разновидностей, наименований, в т.ч. марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят 3-4 группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.

Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине – это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине – мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой асс-т характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Например, достижения НТП стимулируют разработку новых товаров и формируют новые потребности. Это отчетливо проявляется при формировании рационального ассортимента бытовой техники.

Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителя.

Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

 


ПОКАЗАТЕЛИ АССОРТИМЕНТА

Ассортимент товаров характеризуется следующими показателями:

Широта ассортимента – количество изделий того или иного назначения.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.

Коэффициент широты выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.

Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм, Таким образом, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента — мера скорее вынужденная, чем желательная.

Глубина ассортимента – количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров. Например, предприятие имеет 5 видов строительных материалов для реализации, а товарный вид этих материалов представлен 3 разновидностями. Глубина = 15.

Ширина

товарной номенклатуры

 

Товарная линия А Товарная линия Б Товарная линия В
  Товар А1 Товар Б1 Товар В1
Глубина Товар А2 Товар Б2 Товар В2
Товар А3   Товар В3
  Товар А4   Товар В4
      Товар В5
      Товар В6

 

Полнота ассортимента характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым соответствующим прейскурантом или спецификацией или планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты — отношение действительного показателя полноты к базовому, либо отношение фактического количества разновидностей в момент проверки к количеству, предусмотренному ассортиментным перечнем:

Например, в ассортименте магазина имеются сыры Швейцарский, Голландский, Российский, Эдамский, Сулугуни, Рокфор. Первые четыре наименования относятся к группе твердых сычужных сыров. Поэтому действительный показатель полноты для группы твердых сычужных сыров будет равен 4. В российских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пять наименований поступает по импорту. Следовательно, базовый показатель полноты составляет 25, а коэффициент полноты — 16%.

Или спецификация предусматривает 6 разновидностей металлов, а фактически в продажу поступило 4. Значит, Полнота = 0,66.

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.

Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.

Новизна (обновление) ассортимента способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления (Ко), которая выражается через отношение количества новых товаров (Н) к общему количеству наименований товаров (или действительной широте):

Например, мелкооптовый магазин реализует 25 видов парфюмерной продукции, из них 7 новых, ранее не продаваемых. Отсюда, удельный вес новых изделий (степень обновления) составит 0,28.

Обновление проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако и в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются:

§ замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом;

§ разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем;

§ проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов;

§ расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота. Если структура ассортимента не отражает потребительский спрос, образуются запасы неходовых, залежалых товаров, создается искусственный дефицит на другие требуемые потребителем товары.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров (Аi) к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (Si) в натуральном или денежном выражении:

Структура ассортимента относится к реальному или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение.

При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.

Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, отличается от структуры того же ассортимента в денежном выражении.

Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

Устойчивость ассортимента способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп:

Например, устойчивым спросом пользуются три наименования сыра из пяти (Швейцарский, Голландский, Российский, Сулугуни, Рокфор). Следовательно, коэффициент устойчивости разен 60%.

Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров. Поэтому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Гармоничность ассортимента свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования. Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей — смешанный. Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя — на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга.

Например, в магазинах типа «Строительные товары», «Замки и карнизы» и т.п. покупатель может найти необходимые товары целевого назначения.

Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации. Это может быть обязательный минимальный набор товаров. В условиях дефицита по этому показателю проверяют работу магазинов.

Ассортиментный минимум утверждается органами местного самоуправления. Он включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ

Цель организации в области ассортимента – формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

· установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;

· определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

· выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

· оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;

· определены основные направления формирования ассортимента.

Каждый товар должен быть ориентирован на конкретного потребителя. Этот принцип в полной мере отражен в ассортиментной концепции.

 

Ассортиментная концепция представляет собой направленное построение рациональной ассортиментной структуры товарного предложения. За основу принимаются:

§ потребительские требования конкретных субъектов рынка.

§ обеспечение максимально эффективного использования финансовых, материальных, технологических, трудовых ресурсов.

Основная цель ассортиментной концепции – привести в соответствии рыночный спрос и товарное предложение по конкретным видам товара, номенклатуры, группам. Такая концепция способствует рациональному размещению производства на территории страны, совершенствованию коммерческо-хозяйственных связей, подготовке торгового ассортимента в оптовой и розничной сети.

Рациональному формированию ассортимента товаров способствует и ассортиментная политика субъектов рынка.

 

Ассортиментная политика – система взглядов и комплекс мер по управлению ассортиментом товаров на всех уровнях в интересах отдельных субъектов рынка и государства в целом.

Ассортиментная политика вырабатывается с учетом:

· жизненного цикла товаров;

· спроса различных групп потребителей;

· имеющихся материальных, финансовых ресурсов производства разнообразных товаров, уровня и отношения цен на них;

· основных потребительских параметров изделий для различных групп потребителей.

В масштабах страны ассортиментная политика сводится к определению социальной и научной основы ассортимента, оптимизации его каждой товарной группы.

В условиях рыночной экономики ассортиментная политика предусматривает прежде всего сокращение ассортимента за счет изделий, пользующихся низким спросом.

 

Основные направления в области формирования ассортимента:

· Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты, и полноты.

· Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

· Стабилизация ассортимента — состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

· Обновление ассортимента — качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

· Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

· Гармонизация ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...