Описание установки аэрозольного пожаротушения
вагонов электропоездов "СТВ" Принцип действия СТВ основан на ингибирующем воздействии мелкодисперского аэрозоля солей и окислов щелочных металлов на окислительно-восстановительные реакции горения органических веществ в кислороде воздуха. Огнетушащий аэрозоль образуется при работе генераторов огнетушащего аэрозоля (ГОА) в процессе горения специального аэрозолеобразующего состава (АОС), заключенного в виде монолитного заряда, в корпусе генератора. Производительность и количество генераторов выбирается таким образом, чтобы при их работе в защищаемом объеме создавалось необходимая огнетушащая концентрация аэрозоля с учетом его потерь через имеющиеся неплотности и проемы в ограждающих конструкциях. При расчете количества генераторов в качестве исходных данных принято, что все имеющиеся двери плотно закрыты, остекленение салона не нарушено, открыта 1/4 всех оконных форточек, внутренние перегородки вентиляционной системы, электрошкафов, чердачных помещений и т.п. выполнены в соответствии с конструкторской документацией на вагоны. Комплекты оборудования установок СТВ могут монтироваться на вагонах, как при их строительстве, так и при проведении любых видов ремонтов, в том числе и в условиях депо. Противопожарной защите в вагонах подлежат: · пассажирский салон; · пассажирские тамбуры; · электрошкафы в тамбурах; · чердаки тамбуров; · вентиляционный канал; · кабина машиниста; · подвагонные ящики. В целях исключения ложного или несанкционированного срабатывания установки пожаротушения в ней выполнено только ручное управление, а автоматический пуск предусмотрен только для защиты подвагонных ящиков.
Ручное управление осуществляется с пульта установленного в специальном ящике, расположенном под вагоном для исключения возможности пуска при движении поезда. По желанию заказчика установки могут быть укомплектованы как для защиты всей номенклатуры помещений и отсеков вагона, так и для любого их сочетания. Принцип действия СТВ основан на ингибирующем воздействии мелкодисперсного аэрозоля солей и окислов щелочных металлов на окислительно-восстановительные реакции горения органических веществ в кислороде воздуха. Огнетушащий аэрозоль образуется при работе генераторов огнетушащего аэрозоля (ГОА) в процессе горения специального аэрозолеобразующего состава (АОС), заключенного в виде монолитного заряда, в корпусе генератора. Производительность и количество генераторов выбирается таким образом, чтобы при их работе в защищаемом объеме создавалось необходимая огнетушащая концентрация аэрозоля с учетом его потерь через имеющиеся неплотности и проемы в ограждающих конструкциях. СТВ моторных, прицепных и головных вагонов состоят из независимых подсистем, предназначенных для защиты отдельных частей вагонов. В зависимости от типа вагона в состав СТВ входят различные подсистемы соответствующей комплектации. СТВ имеет ручной автономный пуск для каждой подсистемы каждого вагона. Генераторы приводятся в действие электрическим импульсом, подаваемым по проводам с пульта управления, имеющегося на каждом вагоне. Электрическая схема СТВ не связана с электросистемами вагона и позволяет осуществить пуск от входящих в еѐ состав автономных источников электроэнергии. Пульт управления СТВ размещен в специальном ящике, расположенном под вагоном. Ящик имеет герметичную внешнюю крышку, при открывании которой в кабину машиниста должен поступать соответствующий сигнал. Кроме того, имеется внутренняя
крышка, запираемая специальным ключом. В установке используются генераторы огнетушащего аэрозоля двух типов: СТ-400 и СТ- 2000 (ТУ 4854-002-13325620-03), отличающиеся массой заряда аэрозолеобразующего состава. Генератор СТ-400 представляет собой цилиндр высотой 110 мм и диаметром 125 мм, в котором размещен заряд АОС массой 0,4 кг и блок охлаждения аэрозоля. В верхней части, по цилиндрической поверхности равномерно расположены отверстия для выхода аэрозоля в защищаемый объем. Для крепления к конструкциям вагона на генераторе имеются специальные лапки. Максимальный объем, защищаемый одним СТ-400, составляет 7,4 м³. Генератор СТ-2000 выполнен в виде цилиндра высотой 165 мм и диаметром 165 мм, в котором размещен заряд АОС массой 2,0 кг и блок охлаждения аэрозоля. Один из торцов цилиндра глухой, а второй закрыт крышкой, имеющей отверстия для выхода аэрозоля. СТ-2000 имеет две модификации, отличающиеся расположением и направлением осей сопловых отверстий. Крепление генератора к ограждающим конструкциям осуществляется через специальные хомуты и фланец, расположенный в сопловом торце корпуса. При установке генератора под сидением салона применяется специальный металлический кожух. Максимальный объем, защищаемый одним СТ-2000, составляет 37м³. На цилиндрической поверхности корпусов генераторов размещены клеммные коробки для подключения проводов электрической системы пуска СТВ. Для защиты электрошкафов, чердаков тамбуров и вентканалов в них устанавливается по одному генератору СТ-400. На моторном или прицепном вагоне всего устанавливается 7, а на головном 10 генераторов СТ-400. Все генераторы запускаются одновременно, что обусловлено единством объема этих помещений, не имеющих между собой достаточно герметичных перегородок. В салоне моторного или прицепного вагона устанавливается 8, а головного 7 генераторов СТ-2000. По одному генератору СТ-2000 устанавливаются в пассажирских тамбурах. Генераторы в салоне монтируются под сидениями в специальных защитных кожухах, а в тамбурах, с помощью фланцев, врезаются в потолок, таким образом, что сами они находятся в чердачном помещении, а в тамбуре находятся только выпускные отверстия.
Генераторы в салоне и тамбурах запускаются одновременно, при этом также запускаются генераторы СТ-400, размещѐнные в электрошкафах, чердаках тамбуров и вентканале, для уменьшения потерь аэрозоля из салона. Для защиты кабины используется один генератор СТ-2000 и, установленный в электрошкафу, генератор СТ-400, включающиеся одновременно. При применении СТВ порядок действий локомотивной бригады определяется разделом 4.4. "Инструкции... " ЦТ-ЦУО/175. При поступлении сигнала о пожаре, остановив поезд, машинист (помощник машиниста) должен визуально убедиться в наличии загорания, определить его место, проверить отсутствие людей в салоне, по возможности принять меры к закрытию дверей, окон, люков. Вскрыв расположенный под вагоном ящик с пультом управления СТВ, следует перевести тумблер из нейтрального положения в положение соответствующее месту возникновения пожара и нажать кнопку пускового устройства. В процессе работы генераторов происходит интенсивное выделение огнетушащего аэрозоля, заполняющего весь объем защищаемых помещений. Благодаря более совершенной конструкции генераторов огнетушащего аэрозоля СТ-400 и СТ-2000, применяемых в установке "СТВ", по сравнению с аналогами удалось существенно улучшить еѐ технико-экономические показатели. Имея практически одинаковые массогабаритные характеристики и установочные размеры, генератор СТ-400 превосходит свой аналог по производительности в 2,3 раза, а генератор СТ-2000 - в 1,8 раза. Это позволило сократить общее количество генераторов огнетушащего аэрозоля на моторном и прицепном вагонах с 24 до 17 штук, а на головном вагоне с 27 до 20 штук. Снижение количества генераторов на 10-ти вагонном электропоезде с 246 до 176 единиц, не только заметно уменьшает стоимость оборудования установок пожаротушения, но и позволяет существенно сократить материальные и трудовые затраты вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий при их монтаже. В генераторах огнетушащего аэрозоля СТ-400 и СТ-2000 применены встроенные узлы
пуска, принципиально отличающиеся от узлов пуска, используемых в аналогах. Инициирующие пуск генераторов СТ-400 и СТ-2000 элементы обладают высокой стойкостью к токам наводок, которые могут возникать в цепях управления установок пожаротушения под воздействием электрических полей, создаваемых при работе силового электрооборудования. Это позволяет отказаться от дополнительных мер по их защите, в том числе от применения в цепях управления экранированного провода РПШЭк, заменив его вдвое более дешѐвым проводом ПС. В конструкции генераторов СТ-400 и СТ-2000 используются закрытые клеммные коробки, исключающие случайное попадание на контакты напряжения от внешнего источника, что существенно повышает устойчивость установки "СТВ" к несанкционированному пуску. Кроме того, уменьшение количества генераторов, сокращение протяженности кабелей управления и трубопроводов для их прокладки позволяет снизить общую массу установок пожаротушения на одном 10-ти вагонном электропоезде и, соответственно самого поезда, на 700-800 килограммов. В состав установки "СТВ", в соответствии с заказом, может входить автономный модуль автоматического пожаротушения подвагонного ящика, состоящий из генераторов СТ-400, высоконадѐжного линейного теплового детектора и источника тока на основе литиевых элементов. Это оборудование не требует систематического обслуживания и имеет срок службы сопоставимый со сроком службы электрооборудования ящика. Аэрозольные установки практически не требуют эксплуатационных затрат и обеспечивают противопожарную защиту в условиях, когда другие средства не могут быть использованы (безводные районы, не обогреваемые помещения в условиях зимы, транспортные средства, необслуживаемые отдельно стоящие сооружения, электрооборудование под напряжением и т.п.).__
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|