Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Коллекции мхов и лишайников




Мхи и лишайники могут сушиться в виде гербария, а могут храниться просто в коробках или конвертах.

В полевых условиях собирать мхи и лишайники следует в заранее приготовленные самодельные конверты из бумаги: лист бумаги складывается вдвое так, чтобы нижняя часть была на 1, 5-2 сантиметра длиннее верхней. Затем свободный конец нижней части листа загибается на верхнюю сторону будущего конверта. После этого боковые стороны загибаются на верхнюю сторону так, чтобы одна из них вошла в другую на 2-3 сантиметра.

Перед тем как закладывать в такой конверт образец, на его свободной (нижней) стороне следует написать стандартные " этикеточные" данные, а также явные физиономические признаки. Например: с желтыми апотециями - 1; серый -2.

Лишайники не следует собирать в сухом виде, так как при этом они легко ломаются. Если они сухие, то их нужно немного смочить водой.

Собирать лишайники лучше всего вместе с субстратом - куском коры, древесины, горной породы и т. п., на котором они растут.

Нередко в одной дерновинке лишайников можно встретить два и более видов, иногда даже одного рода, которые при осмотре могут быть не различимы.

При наличии плодоношений следует брать слоевище с плодоношениями, что часто позволяет более быстро и более точно определить растение.

Растения в гербарии должны быть определены. Для определения растений существует специальная литература: определители флор регионов, определители различных групп растений (обработка какого-либо семейства, например). Определение требует навыков, знаний и тренировки, а некоторые группы растений трудны даже для ботаников, так что в кратком руководстве невозможно дать полное представление об этой работе.

Определять лучше свежие растения. Для определения следует иметь: препаровальные иглы (их можно изготовить самим, вставив швейную иглу или булавку в карандаш или любую палочку), лупу, бинокуляр, в некоторых случаях микроскоп, и, конечно, определитель, подходящий для растений Вашей местности.

Любой определитель устроен по признаку теза-антитеза. То есть какие-либо признаки растений перечисляются в тезе, а в антитезе - другие, обычно взаимоисключающие. Обычно теза обозначается числом, а антитеза - прочерком. Например:

1 (теза). Плоды с шипиками

- (антитеза). Плоды гладкие (3)

2.    

- и т. д.

Надо выбрать, какие признаки - тезы или антитезы - подходят к определяемому растению и либо двигаться к следующей тезе (в данном случае - если плоды гладкие - переходить к тезе № 2), либо искать номер тезы, к которому отсылает антитеза (в данном случае - к тезе № 3).

Бывают определители, в которых теза и антитеза располагаются в разных частях текста. В этих случаях теза обозначается числом, а в скобках рядом стоит номер антитезы. Например:

1 (4) листья с прилистниками;

2 (3) прилистники рано опадают – S. philosifolia L.

3 (2) прилистники сохраняются – S. aurita L.

4 (1) листья без прилистников;

5(6)                   

Вначале определяется семейство по таблице для определение семейств, затем надо искать таблицы определения родов семейства и видов рода.

Определительные признаки у разных групп могут быть самые разные. Чаще всего важно строение цветков, соцветий (спорсношений у споровых), подземные части, плоды, наличие опушения.

Перед определением стоит проверить, все ли термины достаточно понятны, на всякий случай хорошо иметь под рукой, кроме определителя, учебник по морфологии растений.

Есть группы растений, сложные для определения, например, злаки, осоки, ивы. Определение мхов и лишайников - работа почти исключительно для специалистов-ботаников.

Для того чтобы начать практиковаться, лучше взять известное Вам растение с крупными цветками.

 

Самые известные определители для Европейской части России:

Флора средней полосы Европейской части СССР. П. Ф. Маевский. М.: Колос, 1964.

Определитель растений Мещеры. - под ред. В. Н. Тихомирова. - М., Изд-во МГУ, 1987.

Определитель растений Московской области. В. Н. Ворошилов, А. К. Скворцова, В. Н. Тихомиров. - М.: Наука, 1966.

Определитель сосудистых растений центра Европейской России. И. А. Губанов, К. В. Кисилева, В. С. Новиков, В. Н. Тихомиров. -М.: Аргус, 1995.

Очень большими тиражами выпущены школьные определители растений, по ним хорошо обучать учащихся, но заниматься серьезным определением нельзя. Основной их недостаток - в малом количестве видов.

С использованием гербарного материала могут быть изучены следующие темы:

1. Составление флоры (списка видов) района.

2. Составление списка редких видов района.

3. Может быть проведена работа по отдельным видам:

а) выяснение экологии вида;

б) морфологическая изменчивость вида в зависимости от экологии;

в) варианты морфологической изменчивости близких, трудно различимых видов.

4. Оценка состояния местности по внешнему виду растений - сравнительный анализ внешнего облика растений в экологически благоприятных и неблагоприятных местах (как, например, влияет выпас скота, сенокошение, мелиорация, химические реагенты, повреждения паразитами растений и т. д. ).

5. Изучение фауны листогрызущих насекомых по повреждениям.

6. Изучение болезней растений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...