Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Память, как психическая функция




Теоретико-методологические основы изучения памяти детей с нарушением интеллекта в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

 

Память, как психическая функция

 

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Памятьс психологической точки зрения - это процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющие образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека, содержание того, что помнится [17, с. 284].

Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» - «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, имеет мнемические процессы:

.   Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания - это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. По другому признаку - по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, - запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Смысловой тип запоминания появляется тогда, когда мнемический материал связан с мышлением. Основное значение в этом типе имеют логический ход мысли и ассоциативность структуры материала. Часто используются одновременно оба типа запоминания - при заучивании какого-либо материала, например лекций, или при учении наизусть текста роли. Чем более в процессе запоминания задействованы смысловые образования, тем дольше объект сохранится в памяти.

.   Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т.е. от угасания временных связей в коре головного мозга.

.   Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Физиологическая основа узнавания и воспроизведения - оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был проторен при запоминании.

Формы воспроизведения:

·   узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

·   воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

·   припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации;

·   реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

·   эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:

) воспроизводящая память;

) опознающая память;

) облегчающая память [17, с. 268].

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.

Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них - время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала. Для уменьшения забывания необходимо:

) понимание, осмысление информации

) повторение информации

Существует несколько основных подходов к классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским [17, с. 252].

.   По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто производим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом пли с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности.

Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную. Вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Образная память начинает появляться у детей примерно в тоже время, что и представления, в 1,5 - 2 года.

Словесно - логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие в процессе обдумывания, размышления. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют вне языка, поэтому память называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

)   понимается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

)   запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей)

В ходе онтогенетического развития человека происходит смена способов запоминания, и в процессе взросления и овладения логическим мышлением все большее значение приобретает именно словесно-логическая память.

.   По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

Непроизвольное запоминание, имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Способность постоянно накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логические приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материала.

Эффективность произвольной памяти зависит:

. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

. От приемов заучивания.

Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т.д.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным.

.   По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (сенсорная память), кратковременную память и долговременную память.

Большинство психологов признают существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Сенсорная память - непосредственная память обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении 0,1 - 0,5 сек.

Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Долговременная память - длительное сохранение информации (начиная от 20 сек. и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения. В долговременную может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного фильтра, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. В долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

·   долговременная память с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

·   долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память - вид памяти, обозначающий мнемонические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти. (Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться).

Память, как любой психический процесс имеет онтогенетические закономерности. Уже давно учеными доказано, что ребенок начинает развиваться еще будучи плодом в утробе матери. Развивается мозговая деятельность, слух, память. Именно поэтому с самого рождения ребенок способен безошибочно узнавать голоса самых близких людей, отличать их тембр от остальных. Память начинает развиваться у любого человека с утробы и развивается всю жизнь.

Память - это свойство мозга, которое позволяет записывать, хранить и воспроизводить информацию. С младенчества ребенок начинает постепенно овладевать своей памятью. Сначала ребенок начинает запоминать выполненные движения, потом пережитые чувства и эмоциональные состояния. Чуть позже он запоминает образы вещей. К полутора годам, а может и раньше ребенок сможет запомнить и воспроизвести в словах смысл чего-либо. Развитие памяти у детей - очень важный процесс, как для жизни, так и для учебы. Родители должны больше уделять внимание развитию памяти у своего памяти, чтобы его интеллектуальный потенциал был на высоте. В трехлетнем возрасте можно начинать использовать различные развивающие игры и упражнения для развития памяти у детей.

Уже в тридцатинедельном возрасте плод человека способен к простейшему запоминанию и обучению. На более поздних сроках у плода начинает развиваться долговременная память. Популярная методика развития плода еще в утробе путем бесед родителей с еще не родившимся ребенком себя оправдывает. Появившись на свет, ребенок безошибочно способен определять знакомые голоса - тех людей, которые наиболее часто поддерживали контакт с его матерью, когда она была беременна им. Таким образом, начинать развивать память ребенка можно еще с утробы: разговаривая с ним, рассказывая ему стишки, слушая музыку, мы предоставляем малышу первые понятия об окружающем мире, закладываем фундамент его развития и способности к запоминанию [9, с. 39].

Популярная методика развития плода еще в утробе путем бесед родителей с еще не родившимся ребенком себя оправдывает. Появившись на свет, ребенок безошибочно способен определять знакомые голоса - тех людей, которые наиболее часто поддерживали контакт с его матерью, когда она была беременна им. Как ребенок в будущем будет способен усваивать информацию и запоминать ее, напрямую зависит от развития его мозга. Поскольку мозг новорожденного практически зрелый физиологически, просто взаимосвязи между клетками еще не сформированы окончательно, их требуется создавать, постоянно «раздражая» мозг новой информацией. Таким образом, ребенок со временем учится пользоваться своей способностью познавать и запоминать. Именно до трех лет мозг ребенок наиболее стремительно осваивает новую информацию. После трех лет этот темп снижается, качественно меняется объем усваиваемого.

Развитие мышления и памяти ребенка следует начинать уже с колыбели. Следует учитывать, что каждому отдельному этапу жизни ребенка соответствуют определенные способы познания. В этом возрасте наибольшее внимание следует уделить двигательной и эмоциональной - чувственной памяти, которая формируется через ощущения. Развитие двигательной памяти появляется у ребенка сначала в трехмесячном возрасте, он начинает хватать предметы руками, затем в шесть-семь месяцев начинает - ползать, в десять-двенадцать-ходить. К трем годам ребенок уже умеет прыгать, бегать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровать ботинки. В более старшем возрасте, двигательная память становится более сложной. Эмоциональная память сохраняет впечатления об окружающих и отношения с ними; подталкивает или подстерегает человека к действиям. Обучение таким элементарным навыкам, как держать в руках игрушку, понимать, как выглядят и называются предметы, для чего они нужны, способствуют развитию мышления и памяти с младенчества. В этом возрасте задача родителей - расширение чувственного опыта. Это делается с применением практики: действия и ощущения сопровождаются словесным пояснением. Ребенок должен учиться осознавать свойства того, что его окружает: что твердое, что горячее, как вставлять в больший предмет меньший, что такое жара. Только прочувствовав и испробовав все на себе, ребенок сможет запомнить и уяснить, что каким является и как называется. Постоянное знакомство с окружающим миром, эмоциональное взаимодействие с двигательной активностью - вот главный фундамент развития памяти и мышления в младенчестве.

Дошкольный возраст - от четырех до шести - самое время для развития таких видов памяти, как образная, эйдетическая и словесная. Образная подразумевает запоминание запахов, образов, и звуков всех окружающих ребенка предметов. Ребенок отличает запах торта от запаха апельсинов, вид продуктов и предметов ассоциируются у него с их названиями. С закрытыми глазами он на ощупь осознает, что за вещь перед ним положили, у него появляются собственные ассоциации с различными предметами и их цветами. Такой тип памяти развивается в большей мере произвольно, как бы сам собой. Но поддержка родителей остается незаменимой вещью. Для закрепления навыков можно проводить с ребенком определенные занятия. Например, класть перед ним предметы и просить назвать их название и цвет, объяснить их предназначение. Таким образом, развивается не только способность к запоминанию, но и речь. Можно также помогать развивать ребенку осязательную память: пусть ребенок пытается на ощупь, с закрытыми глазами, определить, что за вещь он держит в руках.

Эйдетическая память - способность запоминать и представлять увиденное. Так называемая, фотографическая память. У некоторых детей от природы есть способности к зрительному запоминанию, а некоторым нужно помогать развивать зрительную память. К примеру, это можно делать таким образом: показывать ребенку картинки, давая на запоминание каждой не более пятнадцати секунд, а потом просить ребенка описать, что он видел, каких цветов и форм были отдельные элементы этого предмета. Если проводить подобные тренировки регулярно, можно развить у ребенка фотографическую память.

В дошкольном возрасте немаловажным есть также развитие словесной памяти. Элементарное учение стишков на память является ее главным стимулятором. Помимо занятий в детском саду, если у ребенка слабая словесная память, родителям следует уделить внимание заучиванию слов песен и стихов. Важно понимать, что наиболее интенсивно мозг ребенка направлен на то, что ему интересно, поэтому учить с малышом целесообразно те стишки и песенки, которые ему по душе.

На этом развитие памяти у детей не заканчивается, оно продолжается в школьном возрасте.

Таким образом, память - это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Виды памяти, выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве.

Память выделяет мнемические процессы, такие как запоминание, хранение, воспроизведение и узнавание. Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным, механическое и осмысленное. В свою очередь процесс воспроизведения может быть непроизвольным и произвольным. А формами воспроизведения являются: узнавание, воспоминание, припоминание, реминисценция и эйдетизм. Формами процесса забывания являются: невозможность припомнить или узнать и неверное припоминание или узнавание.

Так словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память по существу представляет собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти.

Характеристиками развития памяти являются:

снижение результативности запоминания;

медленность нарастания продуктивности запоминания;

сниженный объем запоминания;

повышенная тормозимость;

нарушение порядка воспроизведения;

отстающий на три года уровень продуктивности памяти;

медленный прирост результативности по мере взросления;

В исследованиях изучения памяти, наблюдается закономерность - с возрастом показатель эффективности непроизвольного запоминания относительно уменьшается. Это объясняется тем, что продуктивность непроизвольного запоминания определяется в первую очередь интенсивностью интеллектуальной активности, необходимой для выполнения деятельности. Дети прикладывают значительно больше усилий для выполнения какой-либо деятельности. Взрослым же людям в силу умственного развития требуется значительно меньшая интенсивность интеллектуальной активности, поэтому доля непроизвольного запоминания с возрастом уменьшается.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...