Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Витамины в лечении психических заболеваний




Наша пища в современных условиях приготовления и хранения не может полностью обеспечить потребности организма в витаминах и питательных ингредиентах. Поэтому мы постоянно должны помнить о введении в организм различных витаминно-минеральных добавок. Принимают их до или во время еды.

Для питания клеток мозга необходимо ежедневное употребление следующих витаминов: А - 10 000-25 000 ед., D - 1000-2500 ед., Е - 100-800 ед., С - 300-1500 ед., В, (тиамин) -- 10-25 мг, В2 (рибофлавин) - 10-25 мг, В6 (пиридоксин) - 10-25 мг, В12 (цианокобаламин) -20-100 мг, фолиевая кислота - 75-100 мг, ниацин, или ниацинамид, - 75-150 мг, пантотеновая кислота -25-50 мг, биотин - 25-50 мг, холин - 106-500 мг, инозит - 100-500 мг, кальций - 100-250 мг, фосфор -100-200 мг, железо - 10-25 мг, медь - 0,5-2 мг, йод - 0,15 мг, цинк - 2-20 мг, калий - 20-40 мг, марганец - 2-20 мг, магний - 20-300 мг.

Пивные дрожжи, порошок из высушенной печени, костный бульон - ценные источники витаминов группы В, важных микроэлементов. К тому же пивные дрожжи и печень являются прекрасными источниками белка.

Один из вопросов, который продолжает обсуждаться, -дневная норма витаминов С и Е. Однако принято считать минимальной дозой витамина С - 1000 мг и витамина Е -600-900 ед. ежедневно.

Ежедневная доза витамина С - 2500 мг для мужчин и 2000 мг для женщин является профилактической против обычных простуд. Не следует бояться больших доз витаминов, надо ориентироваться на свое самочувствие.

Однако прием только витаминов при психических нарушениях не будет эффективным. Необходим комплексный подход.

Мы уже знаем, что несварение желудка, обычно связанное с дефицитом соляной кислоты и неполноценным питанием, может повлиять на психическое здоровье и усилить уже имеющиеся психические симптомы. В тех случаях, когда желудочные недомогания существуют долго или вызваны приемом антибиотиков, убивающих не только болезнетворные микробы, но и здоровую кишечную флору, часто необходимо заселить желудочно-кишечный тракт здоровыми микробами. Для этого проводят несколько курсов лечения бифидумбактерином, колибактерином, бификолом или лактобактерином. Очень полезны при этом натуральные кисломолочные продукты - простокваша, кефир, йогурт, ацидофилин, мацони, ряженка, "Наринэ".

Нервные заболевания и шизофрения связаны с запора-- ми и тем или иным расстройством работы кишечника. Запоры могут быть вызваны недостатком натурального питания в рационе. Рекомендуется поэтому перед каждым приемом пищи, особенно натощак и на ночь, съесть сырые овощи и фрукты, а во время еды принимать подсушенные пшеничные отруби (добавлять их в блюда по 1-6 чайных ложек).

Сочетание оптимальной диеты и рекомендованных витаминных добавок способствует постепенному исчезновению многих симптомов эмоционального расстройства.

Возможно ли излечение от шизофрении? Безусловно!

Для этого наряду с другими формами терапии необходимо использовать шесть правил здоровья, контрастные воз-Душные и водные процедуры по Системе здоровья Ниши, очищение организма К. Ниши, натуральное питание из продуктов, содержащих витамины А, Е, С, D, группы В и различные микроэлементы (см. "Приложение").

ПСИХИКА И ЗДОРОВЬЕ

Психическое здоровье неотделимо от физического - это первое, на что обращает внимание Система Ниши. Создавая физическое здоровье, мы одновременно формируем могучую нервную силу и психическое здоровье.

Тот, кто делает упражнения по Системе здоровья Ниши, спит на ровной твердой постели с подушечкой-валиком, принимает контрастный душ и воздушные ванны, питается в основном натуральной пищей, пьет воду или чай из листьев, тот очень скоро поймет, что ему не надо отдельно заботиться о своей психике. Вся Система здоровья Ниши направлена на то, чтобы организм обновлялся, восстанавливался в целом, а его органы и клетки, в том числе нервные, отлично функционировали.

Чтобы добиться совершенного здоровья, нужна мощная нервная сила, которая накапливается в нервных клетках организма, образуя целую систему. Она состоит из двух частей: внешней нервной системы, или парасимпатической, которая контролирует поверхность кожи, мускулы рук, ног, головы и т.д. и делает кожу чувствительной к теплу, холоду, повреждениям, и внутренней нервной системы, или симпатической, которая управляет работой внутренних органов. Перережьте нерв, и орган перестанет действовать.

Мозг - главный центр всего организма, операторское помещение, из которого задаются программы человеческой "вычислительной системе".

Нервная система управляется с помощью трех форм нервной силы.

1. Мускульная нервная сила создает мускульные действия (напряжение, расслабление).

2. Нервная сила органов создает здоровье и способность сопротивляться болезням. Высокая степень ее обеспечивает

долгую здоровую жизнь.

3. Духовная нервная сила качественно отличается от первых двух. Она создает сильный интеллект, хорошую память, духовную выносливость и означает хорошо сбалансированную личность, в совершенстве владеющую своими эмоциями, настроениями, поступками. Человек становится хозяином своей судьбы. Стрессы и нервные напряжения не влияют на его жизнь.

Если духовная нервная сила высока, на человека не действуют мелкие придирки и раздражения, при которых люди с низкой силой выходят из себя. Обладая высокой духовной силой, человек наслаждается постоянным состоянием душевного блаженства, находится в духовном равновесии, живет мудро, осмысленно, в довольстве.

"Жизнь течет через наши нервы, - пишет Поль Брэгг, - никогда не забывайте этого. Когда у вас есть нервная сила, вы полны энтузиазма и счастья, здоровья и честолюбия, вы преодолеваете все трудности и готовы принимать каждый вызов судьбы. Вы приветствуете любые проблемы, потому что вы уверены, что ваша нервная сила справится с ними".

Если вы чувствуете себя вялым, несчастным, усталым, будущее кажется безнадежным, это значит, что ваша нервная сила в минусе, а не в плюсе.

В мире много людей, которые имеют ум, способности, таланты, но у них недостает необходимой нервной силы, которая двигала бы их вперед.

Нервная сила неразрывно связана с физическим здоровьем.

Что же делать нам, чтобы создать у себя мощную нервную силу?

Лекарств, которые создали бы нервную силу, не существует. Все искусственные стимуляторы - кофе, чай, табак, алкоголь, наркотики - лишь разрушают нервные силы. Лекарства можно вводить только в тех редких случаях, когда необходимо вывести человека из кризиса, но они - яды. Массажи, различные ванны, гипноз, проповеди, уговоры, внушения и т.д. имеют сиюминутное местное значение и никогда не влияют на функциональную основу нервной слабости.

Чтобы получить мощные нервные силы, надо работать над этим каждый день. Тогда вы сможете создать запас огромной динамической энергии.

Для того чтобы сделать свою нервную силу устойчивой, способной противостоять постоянным стрессам, в которых живет современный человек, мы должны призвать на помощь себе две великие силы, заложенные в каждом из нас природой, - это воля и стремление к компетентности (или вооруженности). Если эти две силы слабы, начинайте их сознательно наращивать, иначе вам никогда не удовлетворить ни одной вашей потребности, и жизнь превратится в ад.

Известно, что эмоции имеют химический состав: плохие мысли отравляют существование, разрушая наше здоровье; хорошие, наоборот, способны улучшить самочувствие.

Биологи утверждают: "Человек умирает, потому что думает". "Человек умирает, потому что думает плохо", - говорит известный геронтолог Джустин Гласе.

А я считаю, нам надо учиться думать продуктивно, оптимистично, не поддаваться отчаянию в сложных ситуациях, искать и находить выход из любого положения. Ведь нам дарован от природы разум.

Что же нужно предпринять, чтобы использовать поистине неисчерпаемые возможности головного мозга для укрепления здоровья, продления молодости, реализации уникальных способностей человека?

Мы уже знаем, что две вещи строят здоровые клетки в нашем организме - упражнения и питание. Значит, мы должны выполнять шесть правил здоровья и правильно питаться. Как перестроить клетки мозга физически? Какие строительные материалы необходимы мозгу?

Для того чтобы наш мозг нормально функционировал, его необходимо обеспечить достаточным количеством ненасыщенных жирных кислот, основными пищевыми источниками которых являются льняное, подсолнечное, оливковое масло, а также масло ростков пророщенной пшеницы.

Из минеральных веществ мозгу необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний.

Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Остальные минералы обеспечивают нормальную жизнедеятельность (основные пищевые источники см. в "Приложении").

Теперь несколько слов о "витаминах мозга": ему крайне необходимы витамин Е, а также витамины группы В (особенно В,, В3 и В6). Витамин Е регулирует деятельность мозжечка, а также способствует "экономии" кислорода (пищевые источники витаминов см. в "Приложении").

Мозгу необходимо большое количество кислорода. В связи с этим полезно знать, какие продукты питания способствуют его насыщению кислородом.

Состояние психики и работоспособность нашего мозга зависят от работы желез внутренней секреции - щитовидной железы, паращитовидных желез, вилочковой, поджелудочной, надпочечников, половых. Все железы внутренней секреции взаимосвязаны. Стимулирование одной железы приводит к нарушению деятельности другой. Продукты этих желез очень активны. Они выделяют в кровь лимфу, жидкости, ткани, особые вещества - секреты и гормоны. Гормоны необходимы для жизнедеятельности организма, оказывают регулирующее влияние на функции всего организма, его белковый, жировой, углеводный, водно-солевой обмен.

Что может сделать человек для продления своей молодости? Во-первых, упражнения, а во-вторых, - питание. Хорошим питанием можно построить здоровые клетки, а плохим - разрушить их.

А какое питание необходимо для здоровья наших желез внутренней секреции?

Щитовидная железа. Расположена на шее в области трахеи и гортанных хрящей. При ее нормальном функционировании человек испытывает бодрость, здоровье, жизнерадостность, а при снижении ее функции наступает быстрая утомляемость, дряблость кожи, нарушаются обменные процессы, замедляется рост волос, появляется ломкость ногтей, отечность, вялость, апатичность, снижаются умственные способности, половая активность. Все это происходит в результате недостатка гормона щитовидной железы, содержащего йод, - тироксина. В результате может появиться зоб, симптомы старения.

Потребности щитовидной железы: йод, витамины группы В, витамин С, а также тирозин - аминокислота, которая участвует в построении белков. (Источники всех витаминов и минеральных веществ см. в "Приложении").

Половые железы важны как для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма, так и для нормальной половой жизни. К половым железам относятся яичники (у женщин) и яички (у мужчин). Если в употребляемых продуктах питания содержится недостаточное количество необходимых элементов, это отрицательно влияет на функции половых желез.

Потребности половых желез: витамины А, В, С, Е, аргинин, железо, медь (см. в "Приложении"),

Надпочечники представляют собой две парные железы величиной с большой палец руки, прилегающие к верхней части каждой почки (отсюда и название). Состоят надпочечники из коры и внутреннего слоя.

Гормоны коры надпочечников влияют на углеводный обмен, половые функции, способствуют защитным свойствам организма, работоспособности мышц.

Гормоны внутреннего слоя вырабатывают адреналин, стимулируют обмен веществ.

Надпочечники - железы противоборства и выживания, их гормоны обеспечивают организму приток энергии и жизненных сил.

Потребности надпочечников: продукты с высоким содержанием белка; витамины А, С, Е, тирозин (см. в "Приложении").

Околощитовидные, или паращитовидные, железы расположены на шее около щитовидной железы (по две с каждой стороны); как правило, они прилегают к ней, поэтому до недавнего времени их считали ее частью.

Основная функция этих желез - регуляция фосфорно-кальциевого обмена в организме, что особенно важно для мозга.

Ослабление функции околощитовидных желез сказывается на деятельности нервной системы: у человека возникает неконтролируемое раздражение, повышенная возбудимость.

Если у вас аллергия, судороги и спазмы, знайте: у вас понижено содержание кальция в крови.

Околощитовидная железа нуждается в витамине D, который помогает организму усваивать кальций, регулирует фосфорно-кальциевый обмен.

Вилочковая железа (зобная) расположена в грудной клетке, за верхней частью грудины. Она находится в функциональной взаимосвязи с половыми железами и корой надпочечников.

Потребности вилочковой железы: витамины группы В. (Источники см. в "Приложении".)

Поджелудочная железа располагается в брюшной полости. Вырабатывает гормон инсулин, который участвует в регуляции жирового обмена в печени. При недостаточном выделении инсулина может развиться сахарный диабет.

Потребности поджелудочной железы: витамины группы В, сера и никель, цистин и глутаминовая кислота. (Источники см. в "Приложении".)

Нормальное функционирование желез внутренней секреции - основа здоровья и долголетия. Они непосредственно влияют на работу мозга и состояние нервной системы.

"Если вы сосредоточитесь на одной железе, представляя себе ее и повторяя, что она функционирует отлично, то вскоре убедитесь в том, что ее деятельность действительно улучшилась", - пишет геронтолог Джустин Гласе.

Некоторые специалисты считают, что интенсивная деятельность мозга уменьшается уже к 45 годам, а в 75 лет человек теряет способность мыслить творчески, но жизнь опровергает эти утверждения. Вспомним Аксакова, начавшего писать в 64 года; Галилея, сделавшего свое главное открытие в 70 лет; Дарвина, написавшего "Происхождение человека" в 60 лет. Таких примеров бесчисленное множество. Они говорят о том, что мы не до конца используем возможности нашего мозга. Разумеется, перед каждым не стоит задача оставить свой след в истории, но" каждый может обеспечить нормальную деятельность своего мозга на долгие годы.

Мозг - это мощный источник энергии, а энергия - это сама Жизнь.

Для того чтобы заставить мозг работать полноценно, его необходимо вооружать постоянно новой информацией.

Мозг человека имеет как бы "три этажа": подсознание, сознание и сверхсознание.

В подсознании мозга находятся те знания, которые не требуют никаких объяснений, они воспринимаются как само собой разумеющееся и лежат там "до востребования" -это инстинкты, рефлексы и хорошо усвоенные автоматизированные навыки.

К сознанию относятся знания, которые мы можем получить откуда-то или от кого-то и даже передавать их кому-то. Это как бы совместные знания (вдумайтесь в слово и сравните его с "сочувствием", "сопричастностью", "сопереживанием" и т.д.).

А сверхсознание рождает знания, ранее не существовавшие в мозгу человека. Рождаются такие знания на основе интенсивной совместной работы сознания, подсознания и всего опыта, освоенного данным человеком за его предыдущую жизнь.

Но для того, чтобы сверхсознание заработало, необходимо загружать сознание информацией. Сознание очень консервативно, оно впускает в себя только то, что опробовано, закреплено нормами, и не соглашается сразу поверить новому. В этом его охранительное назначение для нашего организма. Но под вечер, перед сном и ранним утром, когда сознание еще не проснулось к активному мышлению, когда оно еще притуплено и не в состоянии своим скепсисом опровергнуть внушаемую ему новую установку или усомниться в ней, мы можем прибегнуть к помощи подсознания. Подсознание наиболее восприимчиво перед сном. Вот как Джустин Гласе предлагает нам использовать метод самовнушения:

"Лягте в постель. Мысленно осмотрите себя сверху вниз, произнося: "Мой мозг расслаблен, мышцы головы расслаблены, мышцы шеи и плечи расслаблены... и так до кончиков пальцев ног". Затем скажите себе:

"Я полностью расслаблен, я ничего не хочу, кроме глубокого полноценного сна. Я все больше и больше хочу спать". Теперь повернитесь на правый бок, согните немного одну' ногу в колене и чуть-чуть вытяните другую. В этой позе позвоночник отдыхает, снимается напряжение, и вы вскоре спокойно заснете. Теперь, устроившись поудобнее, дайте мысленную установку всем мышцам, повторяя про себя: "Я отдыхаю, мой мозг отдыхает, я полностью расслаблен".

Выброс отрицательных эмоций перед сном необходим, он позволит вам сберечь душевные силы для трудных ситуаций. Постоянно говорите себе: "Подсознание поможет мне преодолеть все трудности, решить все проблемы, найти ответы на вопросы".

Подсознание, имеет большие возможности, чем сознание. Ночью оно способно "расставлять все по своим местам". Потому что в это время Великий Скептик - наше сознание - спит. Скептицизм вообще не плодотворен. Если вы спокойно и трезво взглянете на интересующую вас проблему, а затем дадите установку своему подсознанию решать ее, оно это сделает, и весьма успешно. Примеров этому множество.

Известна история открытия Дмитрием Ивановичем Менделеевым своей знаменитой Системы. Однажды он очень много работал, отыскивая способ классификации химических элементов, но ничего не получалось. Раздосадованный, он прекратил работу и тут же в кабинете, не раздеваясь, повалился на диван и крепко заснул. Во сне он совершенно четко увидел таблицу, которую потом назвал "Периодической системой элементов". Так подсознание подсказало ему долгое время ускользавшую закономерность, и родилось великое открытие века.

Многие люди хотят быть здоровыми, счастливыми, любимыми, богатыми, вечно молодыми и способными к творчеству, но чтобы всего этого добились для них другие - врачи, экстрасенсы, знахари, кто угодно! При этом никто не хочет признаться себе, что первопричина болезни или неудач находится в нем самом - его лени, невежестве, дурных привычках, а выздоровление и успех зависят только от проявленной ими воли и приобретенных знаний, умений, навыков.

Но разве можно самое главное свое достояние - жизнь и здоровье - отдавать в руки другого?

Есть одна непреложная истина: никто, никогда, ничего не делает, не удовлетворяя при этом прежде всего свои, а не ваши потребности.

Не теряйте времени в бесплодных ожиданиях, что кто-то позаботится о вас лучше, чем вы сами о себе. Только вы способны сделать себя здоровым, счастливым, любимым. Только вы одни! А поэтому вооружайтесь знаниями, умениями, навыками, информацией.

Проявляйте упорство, волю и безжалостность к собственной инертности и лени. Отбросьте жалость к себе! Это только повысит уважение к вам окружающих. Прежде всего вы должны:

- уважать свое тело как высочайшее проявление жизни;

- воздерживаться от всякой ненатуральной, нежизнеспособной, безвитаминной, неминерализованной пищи и стимулирующих напитков;

- питаться только натуральной, живой, а не искусственно созданной пищей;

- когда вы больны физически или духовно, воздерживайтесь от еды, это поможет вам избавить себя от накопления в организме ядов, их можно вывести только голодом;

- постоянно очищайте клетки, ткани, кровь чистым воздухом, водой, упражнениями;

- правильно сочетайте активность и отдых - труд и сон;

- укрепляйте здоровье для милосердия, самоусовершенствования, бесконечной любви к миру;

- содержите свои мысли, слова, чувства в чистоте и спокойствии;

- постоянно и неуклонно увеличивайте свои знания законов природы. Живите с ними в согласии и наслаждайтесь плодами своего труда.

Для счастья человек должен выработать в себе три привычки, - говорил П. Брэгг: привычку к постоянному здоровью, привычку к постоянному труду и привычку к постоянному учению.

Вы можете достигнуть счастья, если начнете жить по Системе здоровья Ниши, потому что только она поможет Вам выработать эти три привычки.

Напевайте, танцуйте. Держитесь подальше от тех, кто сеет печаль и раздоры. Мир - это сумасшедший дом! Делайте все, чтобы он стал лучше.

Постоянно изучайте законы Природы. Если мы будем следовать им, Природа даст нам радость и комфорт.

Доверяя Природе, следуя ее законам, повышая свои физические возможности и заботясь о них, человек может создать мощную нервную силу, которая принесет ему невероятное счастье.

 

ЗАКАЛКА ПСИХИКИ

Начните день с улыбки. Очень полезно начинать день так: утром перед зеркалом вспомните что-нибудь приятное, вызывающее улыбку, сделайте приветливое лицо, настройте себя на добрые отношения с близкими и коллегами по работе. Всегда помните и удерживайте с помощью аутогенной тренировки целительные черты радости.

У жизнерадостного человека глаза излучают доброту, сердце бьется "весело", движения выразительны, походка уверенная, дыхание глубокое. Будьте доброжелательны ко всем!

Любому раздражению противопоставьте "скрытую гимнастику": отведите плечи несколько раз. Мысленно поверните голову через левое плечо, посмотрите на правую пятку, проведите взгляд от пятки по ноге, от копчика к шее. То же - через правое плечо. Приподнимитесь чуть-чуть на носках и опуститесь на пятки несколько раз. Подумайте, как вы сидите, идете: подтяните позвоночник, распрямитесь.

Учитесь самообладанию. Вот несколько советов известного физиолога Г. Селье.

Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же старайтесь не заводить дружбы с "трудными", неуживчивыми людьми.

С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.

Если вам предстоит удручающе неприятное дело, не откладывайте его.

Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающими мыслями с помощью воспоминаний о былых успехах. Это действенное средство для восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед.

Старайтесь сосредоточить внимание на светлых сторонах жизни и действиях и игнорировать разговоры о беспокойствах.

Лучший способ уменьшить стресс - отвлечься. Очень помогают упражнения по Системе здоровья Ниши и контрастный душ, а также приятный собеседник, хороший кинофильм, книга, спектакль.

Отоспитесь и начинайте жить снова.

Ищите, где бы посмеяться. Юмор - это защита от невзгод.

 

ДУХОВНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА

Долгое время душа человека была выведена за рамки науки.

"Придет время, - говорил великий физиолог И.П. Павлов, - когда ученый возьмет в руки душу и отнесет ее в лабораторию для исследований".

Пророчество великого ученого осуществили физиолог академик П.В. Симонов и театральный педагог, режиссер, кандидат искусствоведения П.М. Ершов. Они провели исследования на актерах, призванных своим искусством создавать "жизнь человеческого духа".

В результате совместной работы ученого и режиссера была сформулирована научно обоснованная теория о первопричине и движущей силе человеческого поведения. Ее назвали "потребностно-информационная теория".

За многообразием человеческих эмоций, действий, поступков человеку, вооруженному потребностно-информаци-онной теорией, открылась область, почти не изученная, - потребности человека. Это позволило подойти к ответам на вопросы: что такое душа человека? Как понимать себя, других? Как воспитывать духовность?

Поскольку все это вопросы животрепещущие, рассмотрим их хотя бы коротко.

Чем занимается потребностно-информационная теория? Все живое отличается от неживого одним неопровержимым фактом - наличием биологической энергии (энергии Жизни). Эта биоэнергия проявляется в виде многообразных и многочисленных потребностей (желаний, влечений, любви). Иными словами, человек жив, пока функционируют его потребности.

"И море, и Гомер - все движется Любовью!" - говорил О. Мандельштам.

По уровню развития потребностей весь живой мир делят на четыре класса: (1) микроорганизмы, (2) растения, (3) животные, (4) человек.

Потребностно-информационная теория рассматривает потребности человека.

"Каждый человек- стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет", - говорил Марк Аврелий. Иными словами, человеческую личность определяют его потребности.

Но человек редко осознает свои исходные потребности. Ему свойственно понимать лишь цели и дела, в которые эти глубинно скрытые потребности переходят. А трансформация потребностей происходит от информации, которая поступает к нам постоянно: извне, изнутри, из прошлого, в продолжение всей жизни. Восприятие и оценка новой информации всегда окрашена какой-то эмоцией - положительной (в случае прогноза удовлетворения потребности) или отрицательной (в случае прогноза ее неудовлетворения).

Процесс перехода любой потребности в конкретные поступки и действия сопровождается эмоцией, поэтому мы привыкли рассматривать эмоцию и вызвавшую ее информацию как причину данного поступка. Хотя в действительности поступок продиктован не информацией, не эмоцией, а потребностью.

Например, вам срочно надо быть в городе М. Вы знаете (у вас есть информация), чтобы попасть в этот город, надо поехать на вокзал, купить билет, сесть в поезд и проехать 12 ч. С этой предварительной информацией (И,) вы отправляетесь на вокзал, идете к кассе, а там закрыто, билетов нет. Какая у вас будет эмоция? Отрицательная. Вдруг вам некто предлагает билет. Какая эмоция? Положительная! Но стоимость билета недоступна вам. Опять эмоция. (Уже отрицательная.) В это время открывается касса. Снова эмоция! И так бесконечно. Вся жизнь человека в сплошных эмоциях - то положительных, то отрицательных. Но наши эмоции зависят только от наших потребностей. Если бы вам не надо было ехать в город М., неужели вас взволновала бы стоимость билета и работа кассы? Конечно же, нет! Зачем я об этом пишу?

Зависимость эмоций (Э) от наших потребностей и вновь полученной информации (И2) помогает лучше понять свои в чужие чувства, внутренний мир человека. "Познай себя, и ты познаешь мир", - говорил Сократ.

Эмоция - лакмусовая бумажка, проявитель ваших скрытых потребностей. Можно даже представить себе формулу чувств: Э = П х (И, + И2), где: Э - эмоция, П - потребность, И, - ранняя информация, И2 - новая информация. Таким образом, мы понимаем, что любая наша эмоция зависит от потребности и вновь полученной информации. А это значит: чтобы управлять своими эмоциями, надо знать и понимать свои потребности.

Каковы потребности у человека?

1. Потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа потребностей названа "витальные потребности". Они проявляются в двух видах - "для себя" (лично) и "для своих" (для продолжения рода).

2. Потребность занять определенное место в обществе или в умах людей. Эта группа названа "социальные потребности". Они базируются на справедливости (правах и обязанностях) и тоже выступают в двух видах - "для себя" (мои права) и "для других" (мои обязанности).

3. Потребности познавать мир (как внешний, так и внутренний). Эта группа потребностей получила название "идеальные" или "познавательные потребности".

На три основные (исходные) группы потребностей человека - витальные, социальные, идеальные - обратил внимание впервые Ф.М. Достоевский.

4. Кроме того, человеку свойственно стремление к идеалу. Эту группу потребностей назвали "идеологическими".

Гегель называл их религиозными.

5. Историк-этнограф Л.Н. Гумилев выделил еще одну группу потребностей - потребность принадлежать не только ко всему человечеству, но и к определенному роду, нации, расе. Эту группу потребностей он назвал "этнические".

Этнические и идеологические потребности, в отличие от трех исходных (витальных, социальных, идеальных),; принадлежат к группе промежуточных потребностей, поскольку этнические потребности, с одной стороны, близ- ки к витальным ("для своих"), а с другой - к социальным, а идеологические потребности, с одной стороны, близки к социальным, а с другой - к идеальным.

Это легко можно себе представить на таком образе: вы - зеленая Елочка. Какие у вас потребности? Да их множество, как иголочек на одной елочке. Можно их пересчитать? Невозможно! Но их можно сгруппировать. И для удобства мы возьмем и сгруппируем их.

Нижний ярус нашей Елочки соберет все витальные потребности. Средний ярус соберет все социальные потребности, а верхний - идеальные. Между витальными и социальными расположен будет ярус этнических потребностей, а между социальными и идеальными - идеологический. У нас получилась очень стройная и даже красивая Елочка (рис. 15).

6. Удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий. Специфическая потребность в преодолении препятствий обнаружена академиком П.В. Симоновым и названа "воля". На стадии животных И.П. Павлов выявил ее как "рефлекс свободы". Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. В некоторых областях деятельности воля имеет первостепенное значение (например, спорт, искусство, наука).

7. Наблюдая слепоглухонемых новорожденных, врач А.И. Мещеряков обратил внимание еще на одну специфическую группу потребностей, присущих всем животным, но в большей мере и в наиболее богатом содержании - человеку. Эта группа потребностей была названа "потребность в вооруженности" (или "компетенции"). Потребность в вооруженности наращивается у человека с первых минут рождения в следующей последовательности: мускульное движение, подражание, игра, коллекционирование, любознательность.

Потребности "воля" и "вооруженность" отнесены к разряду вспомогательных потребностей. Они подкрепляют любую другую потребность. Если нет воли, никакая потребность не может быть осуществлена, если нет потребности в наращивании средств и способов удовлетворения потребностей (т.е. потребность в вооруженности), - ваши усилия будут или мучительны, или напрасны. И поэтому мы поместим эти две вспомогательные потребности - воля и вооруженность - в ствол нашей Елочки. Корни их уходят в животный мир, а их энергия бежит током по стволу Елочки, питая все ее иголочки-потребности.

Итак, все поступки любого человека, вплоть до мельчайших, всегда продиктованы его потребностями. Их многообразие можно представить себе в виде следующих групп: три исходных в двух видах (витальные, социальные, идеальные), две промежуточные (этнические и идеологические), две вспомогательные (воля и вооруженность).

Индивидуальная неповторимая композиция и внутренняя иерархия потребностей конкретного человека определяют его личность.

Помните, в нашем детстве была такая игрушка - калейдоскоп. Трубочка - смотришь в глазок - один рисунок, встряхнул трубочку - другой, а все из 7 разноцветных стеклышек. Еще пример: 7 нот - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - и все многообразие музыки Штрауса, Бетховена, Шостаковича! Так и здесь - всего семь групп потребностей и неисчислимое разнообразие человеческих характеров, темпераментов, личностей, душ!

Что такое душа? Все потребности естественны. Они присущи человеку любой расы, нации, класса, вероисповедания и т.п. Ни одну из потребностей ни создать искусственно, ни ликвидировать нельзя.

Можно оперативно ликвидировать половую потребность, можно усилить одну, ослабив другую. Так, не удовлетворяя витальные потребности (в пище, одежде, жилье, комфорте), можно усилить их, и тогда потребности в справедливости (т.е. социальные) и потребности идеальные отступят на второй план. Но подобными средствами исходные потребности не ликвидируются, они лишь на более или менее длительный срок уступают свое место другим, сокращаясь в силе.

Если же в основе жизни лежит потребность, если каждый человек - букет или определенная композиция потребностей, сочетание каких потребностей создает его неповторимый духовный мир, его уникальную душу?

Совершенно очевидно, к духовности можно отнести ту группу потребностей, которая стремится к познанию, стремится открыть новое. Это стремление к правде, истине.

Однако этого мало. Говоря о духовности, мы представляем себе качества, связанные с добром.

Значит, к духовности мы можем отнести группу социальных потребностей, которая названа "для других" и которая нередко побуждает человека действовать даже в ущерб своим личным интересам, из альтруизма, из любви к ближнему. Этот принцип альтруизма и способствовал развитию человека на планете.

В силу еще не.вполне ясной закономерности эти две группы потребностей - стремление к истине, правде (потребность познания) и стремление к добру (социальная потребность "для других") - постоянно оказываются рядом.

"Жизнь для меня определяется любовью к людям и свободным исканием истины", - говорил В.И. Вернадский. Примеры жизни замечательных людей на Земле иллюстрируют и подтверждают эти слова.

Для духовной жизни и деятельности человека характерно бескорыстие. Деятельность "для других" осуществляется без расчета на немедленное социальное вознаграждение, а познание не преследует конкретных целей.

Так потребностно-информационная теория приводит нас к мысли, что "душа" и "духовность" человека - не в его знании, не в его словах, эмоциях и занимаемой должности или месте в обществе, а в индивидуально выраженной структуре двух фундаментальных потребностей личности -идеальной потребности познания и социальной потребности "для других".

Конечно, у каждого человека эти качества развиты по-разному, по-разному вооружены, и каждый представляет по-своему, что есть добро и правда. И очень часто на практике эти представления вступают в конфликт (либо правда, либо добро). Но мы пока рассматриваем схему человеческих потребностей. А на схеме мы уже можем увидеть, сколько "духовного" изначально заложено в нас Природой.

Попробуем позолотить нашу Елочку - пусть загорятся золотом места, где расположена потребность в Правде и Добре, составляющая духовность человека.

Представьте себе! Ярко засверкает вершина, верхний ярус, где расположены познавательные (идеальные) потребности, загорятся социальные потребности в варианте "для других". В идеологических потребностях все будет зависеть от того, насколько у конкретной личности эти потребности бескорыстно служат добру и истине, ведь они легко перерождаются в фанатизм и ритуал. Но даже в этнических, витальных и социальных потребностях мы обнаружим россыпи золота -там же есть потребности "для своих", т.е. "для других".

Надо заметить, что потребности "для себя" бессмысленно противопоставлять потребностям "для других", поскольку все потребности несут свою полезную функцию. Потребности "для себя" оберегают человека, порождают в нем чув-' ство собственного достоинства, независимость суждений, самостоятельность мысли. А потребность "для других" делает человека доброжелательным, способным к сочувствию, сотрудничеству, взаимопомощи, милосердию.

"Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, зачем я?!" Человек ощущает смысл и цель своей жизни лишь тогда, когда сознает, что нужен другим (нужен -значит, любим).

Итак, позолотив Елочку, мы видим, что на ней очень много мест, которые указывают нам, что в человеке значительно больше духовного, чем бездуховного. Причем духовное заложено в потребностях человека. А потребности неистребимы. Откуда же тогда в жизни так много зла?! Проституция, наркомания, воровство, мошенничество, войны, голод, нищета, социальная несправедливость - откуда все это?!

Ответ на эти вопросы кроется в двух основных причинах - в самом человеке и в тех нормах, которые бытуют в самом обществе, - не провозглашаются, не декларируются, а бытуют.

Первое. Нельзя сбрасывать со счета, что человек неразрывно связан с природой, ее растительным и животным миром. Неповторимая композиция потребностей каждой личности строит

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...